Original size 1240x1750

Влияние традиции древнерусской иконописи XIV–XV на творчество Нестерова

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

РУБРИКАТОР

— РУБРИКАТОР — КОНЦЕПЦИЯ — ГИПОТЕЗА — СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. КОМПОЗИЦИЯ И ПЕЙЗАЖ 2. ЦВЕТ И СВЕТ 3. СИМВОЛЫ 4. ЛИКИ — ВЫВОД

КОНЦЕПЦИЯ

Данная работа предлагает рассмотреть творчество Михаила Нестерова как глубокий и осмысленный диалог с традицией древнерусской иконописи. Основное внимание будет уделено тому, как художник не заимствовал формально, а творчески переосмысливал ее духовные и образные системы. Для наглядности я разделила по главам основные пункты для параллельного сравнения, то есть я беру пару произведений, для того чтобы полно понять работы.

Золотой век русской иконописи — поистине уникальный период, где византийские истоки смешивались с самобытностью русских мастеров. В это время древнерусское искусство достигает вершины: все начинается с Феофана, он как бы учитель. Рублев берет знания у мастера и формирует мягкость и некий лиризм. Апогеем золотого века становится Дионисий — его работы — это синергия византийский знаний и русского нового почерка. Его иконы приобретают утонченный рисунок и нежный цвет, их подобны небу на земле. Именно поэтому важно сравнивать иконописца и художника Нестерова, который отражал в своих работах ту самую Святую Русь, чтобы понять роль традиций в его лирических работах.

ГИПОТЕЗА

Я предполагаю, что Михаил Нестеров в своем творчестве вел своеобразный диалог с древнерусскими иконописцами. Он не просто копировал их стиль, а по-своему переосмыслил их идеи. В целом, Нестеров взял древние духовные традиции и переложил их на язык современной ему живописи, создав свой знаменитый образ «Святой Руси». Его работы стали мостом между старой иконописной традицией и новым искусством.

ПЕЙЗАЖ И КОМПОЗИЦИЯ

Original size 821x1024

«Троица» (1410-1420-е гг.) Андрей Рублев ГТГ

Original size 1024x627

Молчание 1903 М. В. Нестеров ГТГ

Если у Рублёва композиция строится по замкнутому кругу, зритель как бы присутствует вместе с троицей, то Нестеров выстраивает мир на спокойных, протяжённых горизонталях. Линии — холмов, реки, неба — создают чувство умиротворённого, почти вневременного покоя. В отличие от рублёвского пейзажа-символа, где каждая деталь имеет строгое богословское значение: силуэт горы повторяет очертания Ангела, а склон холма направляет внимание к чаше, природа у Нестерова наполнена глубоким лирическим чувством. Внутренний мир монахов — пастельные долины святой Руси.

Original size 772x1024

«Успение Богородицы» (икона, XV в.) ГТГ

В иконе «Успение» композиционный центр явлен через фигуры Богоматери и Христа, где архитектурные формы и облака выстраивают иерархию, мягко переводя взгляд от земного к небесному. Нестеров же в «Великом постриге» строит сцену на диагональном движении, создается впечатление реального шествия, зритель видит динамику в отличии от композиции иконы.

Original size 600x545

Великий постриг 1898 М. В. Нестеров ГРМ

Пейзаж в «Успении» решен в сдержанной голубой гамме, создающей ощущение вечного покоя и присутствия небесных сил. Нестеров же наполняет природу тонким психологизмом: светлые стволы берез, как символ обновления и чистоты, сравнимы с судьбой девушек. Земля у него становится не просто фоном, а одушевленным участником действия, подчеркивающим глубину расставания с миром ради обета вечности.

Original size 800x450

Страшный суд: Шествие праведных в рай 1502 Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Original size 1024x430

На Руси. Душа народа 1914-1916 М. В. Нестерова

Обе композиции выстраивается в виде шествия: у Дионисия они идут к вратам рая, в идеальный небесный мир, а у Нестеров создается медленный поход вдоль Волги. Мальчик впереди становится главным акцентом, воплощая мысль, что вера требует детской чистоты. Пейзаж становится неотъемлемой частью, ведь в нем воплощается философия истории Руси, в то время, как Дионисию не нужны дополнительные элементы, чтобы отразить суть.

Original size 1931x2552

Введение во храм. Из праздничного чина Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497

Original size 1024x769

ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ 1889–1890 М. В. Нестеров

Композиционно икона строится как торжественное восхождение по центру, то есть в центр события, а у Нестерова — как глубокая диаголь: взгляд зрителя следует от хрупкой фигуры отрока через условные «врата» из двух деревьев к фигуре старца. Если в иконе пейзаж — это символ горнего мира, то у Нестерова место святой Руси.

ЦВЕТ И СВЕТ

Главный источник света — фигура Христа, облаченная в ослепительно белые ризы — цвет нетварного Фаворского света. Вокруг него на горе многообразный свет: золотые лучи от одежды, как от звезды, голубые концентрические круги и еще три луча на апостолов. И даже белилами очерчены пещерки, они как воронки от вызова, Вселенная как будто взрывается изнутри.  Феофан строит цветовую схему на резком противопоставлении: вспышки киновари, как символ жизни (красные одежды апостолов) и белого (свет Преображения)

Original size 740x1024

ПРЕОБРАЖЕНИЕ  НАЧАЛО XV ВЕКА (1403 ?) Феофан Грек

Original size 1024x995

М. В. Нестеров За Волгой 1905

Я думаю, что цветовая композиция и цвета в иконе Преображения и картине На волге схожи, ведь пастельно-светлые оттенки буквально светятся на конрасте: светлый Христос излучает луч свет на фоне охры, темно-зеленого, красного и золотого, и светящийся пейзаж голубо-розовых тонов горит по сравнению с парой, которые одеты в темные одежды.

Original size 433x588

Дионисий и мастерская Богоматерь Одигитрия Около 1502–1503

Original size 3022x2400

Отцы-пустынники и жёны непорочны 1932 М. В. Нестеров

Тонкая палитра иконы Богоматери Одигитрии будто плывет засчет плавных световых переходов, доминацией светлых оттенок и золотого фона. Особую роль играет ритмика цвета: мафорий богоматери перекликается с лазурью одежды Христа, у Нестерова мы видим ту же лазурь только в пейзаже. Свечение в иконе исходит изнутри засечь подобранных оттенок, в то время как жены непорочные несут свечи, которые будто горят по-настоящему. У Нестерова нет этого свечение, как в иконах, но он встречается точечно.

Original size 1400x2038

Страшный Суд 15 в Новгородская школа

Original size 1924x1600

Два Лада 1905 М. В. Нестеров

Интересно, как по-разному красный цвет звучит в этих работах. В иконе он глубокий и торжественный, подчёркивая святость. У Нестерова же красные и бордовые оттенки в одеждах влюблённых полны жизни и тепла, а яркий лук в руках юноши словно вспыхивает, символизируя молодую страсть. Таким образом, в одном случае этот цвет говорит о жертве и вечности, а в другом — о земной радости и любви.

Original size 1800x1200

Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490 г.)

Фрески Ферапонтова монастыря — это густонаселенный космос. По стенам по сводам множество святил и очень много сюжетов и все они выполнены на тончайших сочетаниях бирюзовых, золотисых желтых, нежно-зеленых и лиловых тонов.  В этом храме много света и засчет росписей его становится еще больше, это небо на земле, которое населено святыми.

Original size 403x600

Нестеров М. В. Преображение Господне Эскиз росписи свода церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Абастумане. Конец 1898 — начало 1899

Здесь виден лирический стиль Нестерова, ведь холодные и теплые оттенки разделены по разным мирам. Если фрески ферапонтова монастыря сами по себе как небеса, из которых исходит свет, то в фреске нестерова свет исходит от христа обвалакивая весь сюжет. Также я предполагаю, что оттенки похожи колористически, ведь они вызывают у нас чувство умиротворенности и присутсвие небесных сил на земле.

СИМВОЛИКА

Макарий превратился в огненный столп, пронизаный божественным светом, он сам становится им. Здесь лик и руки обозначены охрой, а все остальное свет. Главный символ — открытые ладони, благодаря им Макарий словно становится проводником между горним миром и верующим.

Original size 1500x2049

Макарий Египетский Феофан Грек Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород, Россия 1378

Original size 534x600

Нестеров М. В. Юность преподобного Сергия Эскиз к одноименной картине (1892–1897, ГТГ). 1891

Левая рука у сердца преподобного Сергия указывает на исихастскую практику «сведения ума в сердце»: он благодарен за жизнь с богом, а правая открытая ладонь указывает на открытость души. Он находится в гармонии с самим собой и богом, но при этом Сергий, как Макарий, словно показывает свое божественное присутствие, благодаря раскрытой ладони.

Апостол Павел Из деисусного чина 1435-1427, Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия. Андрей Рублев

Original size 459x600

Под благовест 1895 М. В. Нестеров

В иконе апостол Павел держит её как символ божественного откровения и своей миссии. В контексте деисусного чина этот образ подчёркивает его роль ходатая и проповедника, чья мудрость и авторитет основаны на Священном Писании. У Нестерова же монахи с книгой на природе погружены в глубокое, личное общение с Богом. Конечно, в данном сравнении символ книги различен: если апостол Павел становится праведнкиом благодаря ей, то монахи нестерова лишь общаются с богом.

Original size 750x526

Деталь фрески «Апостолы и ангелы». 1408 г. Успенский собор, Владимир, Россия

Original size 1697x2400

Всадники. Эпизод из истории осады Троице-Сергиевой лавры М. В. Нестеров Живопись, 1932

Original size 545x600

Святой Пафнутий Боровский 1890 М. В. Нестеров

У Рублёва нимбы — это изображение самого Фаворского света. Их золотые и охристые оттенки создают эффект свечения, а расположение объединяет фигуры в единое целое. При этом нимб неразрывно связан с ликом святого. Нестеров же использует нимб как яркий символ. Например, в образе Пафнутия Боровского он словно горит на фоне приглушённого пейзажа, сразу указывая на святость. Если у Рублёва нимб — каноническая часть образа, то у Нестерова они инструмент, который освящает собой всю картину, придавая ей божественный характер.

Original size 1299x1971

Дионисий и мастерская Уверение Фомы Около 1500

Original size 600x370

Нестеров М. В. Святая Русь 1905

На иконе Дионисия Старшего жест апостола Фомы, прикасающегося к ранам Христа, проникнут благоговением и восхищением. Его фигура словно протягивает руку Спасителя, зрительно подчиняясь Его воле и милосердию. Картина Нестерова, напротив, построена на контрасте. Христос изображён статичным и холодным, в то время как группа паломников справа создаёт атмосферу напряжённого ожидания. Жесты старца и коленопреклонённой девушки, с молитвенно сложенными руками, напоминают о движении Фомы с такой же надеждой. Однако, если жест Фомы вселяет уверенность, то фигуры Нестерова остаются как бы молящимися, подчёркивая дистанцию ​​между человеческим и безразличным божественным.

ЛИК

Андрей Рублев СПАС, ИЗ ДЕИСУСНОГО ЧИНА НАЧАЛО XV ВЕКА

Звенигородский чин — это группа из трех деисусных икон, («Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел» созданная преподобным Андреем Рублевым, как правильно считать. Все три образа не просто соседствуют друг с дургом, они веду содержательный диалог. Удивительный лик Спаса полный любви и спасения, который совершенно лишен суровости. Его взгляд не концентрируется на определенном объекте, он будто простирается сквозь зрителя. В совокупности это создает впечатления, что он излучает внутреннее сияние, Спас освещает нас.

Original size 550x600

Нестеров М. В. Пустынник 1888

Пейзаж совершенно спокойный и тихий, как и лик старца: наклон головы и нахмуренные брови показывают умиротворенность образа. Кажется, что Спаса и Пустынника объединяет отсутсвие жестокости, святость в их лицах проявляется через умиротворенность.

Original size 704x1024

Андрей Рублев АРХАНГЕЛ МИХАИЛ ИЗ ДЕИСУСНОГО ЧИНА НАЧАЛО XV ВЕКА

Архангел Михаил Михаил Васильевич Нестеров Иконопись, 1909 Марфо-Мариинская обитель, Москва

Интересно рассмотреть, как Михаил Нестеров изображает Архангела спустя несколько веков для Марфо-Мариинской обители. Художник сохраняет традиционные иконографические элементы, (котрых нет у Архангела в Звенигородский чине): меч и сферу в руках, но внутреннее наполнение будто остается тем же. В отличие от рублевского Архангела, нестеровский смотрит прямо на зрителя, в его взгляде читается сила доброты и светлой силы. Если Архангел деисусной иконы оказывает божественную силу на зрителя без атрибутики и без взгляда на нас, то Архангел обителя наоборот пользуется этим.

Original size 724x1024

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ XV ВЕКА

Образ Богородицы отличается нежностью, она легко прикасается к младенцу, направляя аккуратно кистью в его сторону. Тени располодены так, что блики освещают только некоторые черты лица, делая лик утонченным. Взгляд богородицы направлен в сторону, она словно думает.

Original size 600x483

Нестеров М. В. За приворотным зельем Эскиз. 1887–1888

На композиции Нестерова «За приворотным зельем» лицо молодой девушки становится центром психологического напряжения. Ее взгляд неспокоен и отрешен: он направлен в сторону, создавая эффект глубокой сосредоточенности и безысходности. Оба лика, при всей разности их природы — небесной и земной, объединены глубиной внутреннего переживания, но если богородица излучает одухотворенную любовь и скорбь, то девушка Нестерова погружена в человеческие тревожные эмоции.

ВЫВОД

Возвращаясь к гипотезе, можно однозначно сказать, да, она подтвердилась. Древнерусская иконопись повлияла на работы Нестерова. Он отходит от канонов в своих картинах, в иконах тоже видна новизна и новый почерк, но в особенности хочется отметить цвет: я думаю, что именно древнерусские иконописцы повлияли на выбор палитры художники. Уже не через сюжет, а через пейзажи он показывает святость, но символы и лики остаются те же, но в переработанной манере мастера.

Bibliography
Show
1.

Т. Ф. Прокопова, В. Н. Хмары, Г. И. Метченко Нестеров М. В. Давние дни: Встречи и воспоминания. — 5-268-00564-2 изд. — Москва: Русская книга, 2005. — 559 с.

2.

Искусство эпохи Сергия Радонежского. Феофан Грек и Андрей Рублев https://magisteria.ru Курс: «История иконописи» Лекция: «Искусство эпохи Сергия Радонежского. Феофан Грек и Андрей Рублев» // magisteria URL: https://magisteria.ru/icon/iskusstvo-epohi-prp-sergiya-radonezhskogo-feofan-grek-i-andrej-rublev?play (дата обращения: 27.12.2025).

3.

Богословие иконы Православной Церкви // azbyka URL: https://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspenskij/bogoslovie-ikony-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 27.12.2025).

4.

Цикл «Тайники Русского музея». Святая Русь Михаила Нестерова // culture URL: https://www.culture.ru/live/movies/3624/cikl-tainiki-russkogo-muzeya-svyataya-rus-mikhaila-nesterova (дата обращения: 27.12.2025).

5.

В. Н. Лазарев Феофан Грек и его школа. — 0093 изд. — Москва: ИСКУССТВО, 1961. — 262 с.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.
Влияние традиции древнерусской иконописи XIV–XV на творчество Нестерова
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more