Original size 1080x1350

Игорь Клепнёв: исследование фотографа и его визуального языка

PROTECT STATUS: not protected
24
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

Концепция;

Биографический очерк;

Художественный метод и стиль

Визуальный язык;

Значение для локальной/национальной фотокультуры;

Заключение

Обложка: съемка для Хаски, Игорь Клепнев, 2022

Концепция

Настоящее исследование посвящено анализу творчества Игоря Клепнева — одной из ключевых фигур современной отечественной фотокультуры. Выступая одновременно в роли фотографа, режиссёра и художника, Клепнев сформировал целостный и узнаваемый визуальный язык, оказавший существенное влияние на развитие российского визуального дискурса XXI века.

Актуальность исследования определяется рядом факторов, среди которых особое значение имеют устойчивый баланс между арт-фотографией и коммерческой съёмкой при сохранении авторской интонации, формирование визуального канона для российской музыкальной индустрии, органичное соединение локальной идентичности и глобальных художественных тенденций, а также разработка уникального визуального языка, синтезирующего документальность, сюрреализм и минимализм.

Объектом исследования является творческое наследие Игоря Клепнева 2010–2020-х годов, включающее музыкальные клипы и обложки альбомов, рекламные кампании для международных брендов, журнальные съёмки для глянцевых изданий, документальные проекты, а также персональные художественные серии. Предметом исследования выступают художественные приёмы, концептуальные стратегии и визуальный код, формирующие авторский стиль Клепнева.

Ключевые исследовательские вопросы сосредоточены на выявлении механизмов трансформации музыкального нарратива в визуальный ряд, анализе художественных приёмов, создающих узнаваемый «почерк» работ, исследовании взаимодействия коммерческой функциональности и художественной ценности, выявлении связи проектов с российской культурной традицией, а также определении влияния творчества Клепнева на современную фотокультуру России.

Теоретико-методологическая база исследования опирается на структурно-семиотический анализ, позволяющий расшифровывать визуальные коды и символы, сравнительный анализ, а также анализ интервью и публичных высказываний автора как источника понимания его творческого метода.

Гипотеза исследования заключается в том, что творчество Игоря Клепнева демонстрирует возможность коммерческой успешности фотографии без утраты художественной ценности, раскрывает потенциал фотографии как инструмента исследования культурной идентичности и подтверждает возможность формирования новых визуальных кодов через синтез жанров и техник.

Авторский подход Клепнева формирует альтернативную модель профессиональной фотографии, в которой индивидуальная позиция не вступает в противоречие с рыночными требованиями, локальные сюжеты получают глобальную интерпретацию, а визуальные эксперименты органично интегрируются в массовый культурный дискурс.

Биографический очерк

post

Игорь Клепнев — российский фотограф, режиссер и художник, определяющий себя как исследователь.

Родился в 1989 году во Владикавказе, Республика Северная Осетия — Алания.

Работал в сфере фэшн-съёмки для глянцевых изданий, но позже переключился на музыкальную индустрию, где нашёл больше пространства для самовыражения.

Работал с такими артистами, как Скриптонит, Хаски, Miyagi & Andy Panda, Shortparis, Pharaoh, Масло чёрного тмина, Big Baby Tape и Lil Pump.

Снял клипы для Хаски («Поэма о родине»), Miyagi & Andy Panda («Brooklyn»), Масла чёрного тмина («Спи, человек»).

Фото: Игорь Клепнев, 2025

Художественный метод и стиль

post

В первую очередь, Игорь Клепнев работает с музыкантами и воспринимает сотрудничество с ними как творческий диалог, в котором музыка становится триггером для визуальных идей. Его главная задача — визуализировать атмосферу и эмоции, заложенные в треках, превращая обложки альбомов и музыкальные клипы в самостоятельные арт‑проекты.

Для Клепнева на первом месте всегда стоит идея, тогда как способы её выражения и техническая сторона дела — вторичны. Он сознательно не ограничивает себя рамками жанров и стилей, свободно экспериментируя с различными подходами в зависимости от конкретного проекта.

Ключевым условием творчества фотограф считает доверие со стороны артистов: оно позволяет ему воплощать замысел без предварительных согласований и жёстких рамок. В процессе работы Клепнев исследует не только музыкантов, но и самого себя, что нередко приводит к неожиданным, но выразительным результатам.

Фото: из съемки для альбома «KAMARA» группы MGZAVREBI

Из съемки для альбома «Яблонный сад» группы Shortparis, 2021

В своих работах он активно использует метафоры и отсылает к культурным, историческим или личным сюжетам. Так, обложка альбома Shortparis «Яблонный сад» перекликается с картиной Василия Верещагина «Апофеоз войны», придавая образу дополнительную глубину.

Кадры из клипа Miyagi & Andy Panda «Silhouette», 2022

Клепнев уделяет пристальное внимание каждой детали проекта — от общей композиции до мельчайших элементов образа. Например, для клипа Miyagi & Andy Panda «Silhouette» он специально разработал дизайн кольца, которое стало ключевым визуальным мотивом видео.

Из съемки для альбома «WAFA» исполнителя Масло черного тмина, 2024

Из съемки для альбома «Безумие», группы Казускома, 2023

Из съемки для альбома «THE CULT» группы A.D.E.D, 2024

Фотограф работает в разных городах — от Лос‑Анджелеса и Токио до Москвы — и постоянно экспериментирует с техниками съёмки. В его портфолио можно встретить как лаконичные минималистичные решения, так и сложные постановочные сцены с использованием огня, масок и других выразительных элементов.

Original size 2895x1350

Кадры из проекта «IRON», Игорь Клепнев, 2017

Работы Клепнева не просто фиксируют внешний облик героев — они раскрывают их внутренний мир, переживания и характер. Яркий пример — проект IRON, в котором он запечатлел жителей Северной Осетии, сохранивших аутентичный образ жизни. Через эти снимки фотограф подчёркивает их глубокую связь с традициями и культурным наследием.

Визуальный язык

В творчестве Игоря Клепнева визуальная выразительность достигается за счёт продуманного сочетания ключевых технических, фотографических и композиционных приёмов.

В визуальном языке Клепнева часто присутствуют контрасты: красота соседствует с грубоватой фактурой, простота — со сложной символикой. Это создаёт многослойность восприятия.

Ниже представлены основные выявленные приемы из различных работ фотографа.

Геометрия линий и форм

Из съемки для Miyagi & Endspiel, 2024 Из съемки для Хаски, 2017

Из съемки для Хаски, 2022 Из съемки для HO99O9, 2022

Клепнев часто выстраивает композиции на основе геометрических форм — линий, треугольников, кругов. Это придаёт его работам строгость и математическую чёткость, сочетающуюся с эстетикой минимализма. Такой подход позволяет создавать визуально эффектные и сбалансированные кадры, где каждый элемент работает на общую идею.

Объект в отражении

Из съемки для HO99O9, 2022 Из съемки для Хаски, 2017

Из съемки для альбома «Хошхоног» Хаски, 2020 Из съемки для сингла «Бесконечный магазин» Хаски, 2020

Отражения используются Клепневым как способ удвоения реальности или создания иллюзорного пространства. Этот приём может добавлять глубину изображению, вносить элемент сюрреализма или подчёркивать симметрию композиции. Отражения часто служат для усиления визуального нарратива, позволяя зрителю увидеть объект с новой перспективы.

Резкий свето-теневой контраст

Из съемки для Theophilus London, 2021 Из съемки для HO99O99, 2022

Из съемки для Flying Lotus, 2021 Из съемки для Annahstasia, 2021

Из съемки для Vince Staples, 2021 Из съемки для Хаски, 2017

Контраст между светом и тенью — один из ключевых инструментов Клепнева для создания драматизма и объёма. Резкие переходы подчёркивают фактуру объектов, акцентируют внимание на деталях и формируют эмоциональную напряжённость. В портретных работах направленный свет часто выделяет лица или жесты, а в репортажных съёмках контраст может усиливать атмосферу.

Цветовой контраст и акцентный красный

Из съемки для Theophilus London, 2021 Обложка на альбом «Так закалялась сталь» Shortparis, 2019

Из съемки для сингла «О любви» Хаски, 2023 Из съемки для альбома «KAMARA» группы MGZAVREBI, 2023

Клепнев мастерски использует цвет для создания визуальных акцентов. Красный цвет в его работах часто выступает как эмоциональный катализатор — он привлекает внимание, создаёт контраст с другими оттенками и может символизировать энергию, страсть или тревогу. В некоторых проектах красный используется точечно, чтобы выделить ключевой объект или деталь, в других — как часть более сложной цветовой палитры.

Объекты на переднем плане и мелкие акцентные объекты

Из съемки для Channel Tres, 2021 Из съемки для Annahstasia, 2021

Из съемки для альбома «Безумие», группы Казускома, 2023 Из съемки для сингла «Зов озера» группы Shortparis, 2022

Композиция Клепнева часто строится с учётом многоплановости. Объекты на переднем плане могут служить «точкой входа» в кадр, направляя взгляд зрителя. Мелкие акцентные детали добавляют глубину и создают дополнительные смысловые слои. Такой подход позволяет сочетать масштабность с детализацией, делая изображение многослойным.

Сюрреализм и сказочные мотивы

Из съемки для альбома «Психодел» группы Казускома, 2020 Из съемки для Хаски, 2022

Original size 3000x1080

Из съемки для бренда J.Kim, 2021 Из съемки для альбома «Декоративно прикладное искусство» Монеточка, 2020 (исполнитель Елизавета Гырдымова, признана Минюстом России иностранным агентом)

Из съемки для проекта «IRON», Игорь Клепнев, 2017 Из съемки для Масло черного тмина, 2023

Из съемок для альбома «Harith» Масло чёрного тмина, 2020 Из съемки для сингла «Зов озера» группы Shortparis, 2022

В работах Клепнева присутствуют элементы сюрреализма и сказочности, которые проявляются через необычные ракурсы, искажение перспективы или сочетание несочетаемого. Например, в некоторых проектах объекты могут выглядеть как будто «выросшими» из воздуха или иметь фантастические пропорции. Эти приёмы создают атмосферу нереальности, где обыденные вещи обретают новый смысл.

Значение для локальной культуры

Игорь Клепнев оказал значительное влияние на российскую фотокультуру через свои работы в различных сферах — от музыкальной индустрии до моды и журналистики. Его деятельность способствовала развитию визуального языка в России, сочетая художественные эксперименты с коммерческим успехом.

Клепнев работал с крупными модными журналами, такими как: Esquire, GQ, Vogue, Hypebeast; и брендами: Reebok, NIKE, Adidas, LIME.

Его подход к коммерческой фотографии сочетает эстетику с концептуальностью, что поднимает стандарты визуальной рекламы в России. Работы Клепнева демонстрируют, как даже в рамках коммерческих проектов можно сохранять художественную ценность и индивидуальность.

Съемки для журналов

Original size 3432x1350

Съемка для журнала Esquire, герой: Big Baby Tape, июнь 2019

Original size 3432x1350

Съемка для журнала Esquire, герой: Фараон, июнь 2019

Original size 3432x1350

Съемка для журнала Esquire, героиня: ЯАVЬ, июнь 2019

Original size 3000x1350

Съемка для журнала Esquire, герой: Хаски, февраль 2019

Съемка для Vogue, герой: Tommy Cash, 2020

Original size 3432x1350

Рекламная кампания NIKE, 2018

Рекламная кампания REEBOK, 2018

Original size 3432x1643

Рекламная кампания PUMA x Attémpt x ÖMANKÖ, 2020

Постеры фильмов и клипов

Постеры для фильма «Каш», режиссёр: Айсултан Сеитов, 2022

Постеры к клипу MIYAGI & ENDSPIEL «Silhouette», 2022

Постеры к клипу MIYAGI & ANDY PANDA «Патрон», 2022

Постеры к фильму «Казнь», режиссер: Ладо Кватания, 2021

Заключение

Творчество Игоря Клепнева представляет собой значимый феномен современной российской визуальной культуры. Его работы демонстрируют уникальный синтез художественной выразительности и коммерческой функциональности, формируя новые стандарты визуального языка в нескольких ключевых сферах.

В области музыкального визуала Клепнев разработал оригинальную систему перевода музыкального нарратива в визуальный код. Его обложки альбомов и клипы не просто сопровождают музыку, а становятся самостоятельными арт‑объектами, обогащающими восприятие аудиопроизведений.

В коммерческой фотографии автор доказал возможность сохранения художественной ценности в рамках коммерческих заказов. Сотрудничество с брендами (Reebok, Nike, LIME) и глянцевыми изданиями (Esquire, GQ, Vogue) показывает, что даже в жёстких рамках рекламного проекта можно создавать работы с глубоким визуальным содержанием. Его подход поднимает стандарты визуальной рекламы в России, задавая ориентир для других специалистов отрасли.

В методологическом аспекте его принцип «доверия» в сотрудничестве с заказчиками формирует новую модель профессиональных отношений. Этот подход позволяет сохранять творческую свободу даже в коммерческих проектах, что может служить ориентиром для молодых фотографов.

Игорь Клепнев не просто фиксирует реальность — он конструирует визуальный язык, способный отражать дух времени, соединять локальное и глобальное, превращать коммерческий заказ в искусство. Его творчество демонстрирует, что современная фотография может быть одновременно эстетически совершенной, концептуально глубокой и коммерчески востребованной.

Bibliography
1.

Клепнев, И. Интервью [Электронный ресурс] // I‑M‑I.ru. — URL: https://i-m-i.ru/post/klepnev-interview (дата обращения: 26.11.2025).

2.

Клепнев, И. Интервью [Электронный ресурс] // The Flow. — URL: https://the-flow.ru/features/igor-klepnev-interview (дата обращения: 26.11.2025).

3.

Outro: видео [Электронный ресурс] // The Blueprint. — URL: https://theblueprint.ru/culture/music/outro-video (дата обращения: 26.11.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.

https://vk.com/video-130698013_456241406 (дата обращения: 26.11.2025).

7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.43.44.

https://klepnev.com/projects (дата обращения: 26.11.2025).

45.46.47.48.49.50.51.52.53.54.55.56.57.58.59.60.61.

https://www.instagram.com/klepnev/p/BhhEWc8AW8n/ (дата обращения: 26.11.2025).

62.

https://www.instagram.com/klepnev/p/Bhefwazg2xK/ (дата обращения: 26.11.2025).

63.

https://www.instagram.com/klepnev/p/Bhb7GNdgiXR/ (дата обращения: 26.11.2025).

64.

https://www.instagram.com/klepnev/p/Bn3GIKOA4Pz/ (дата обращения: 26.11.2025).

65.

https://www.instagram.com/klepnev/p/BnyFsiXBo8E/ (дата обращения: 26.11.2025).

66.

https://www.instagram.com/klepnev/p/CGmk7I1hPHL/ (дата обращения: 26.11.2025).

67.

https://www.instagram.com/klepnev/p/CGkDpuThb_Q/ (дата обращения: 26.11.2025).

68.

https://www.instagram.com/klepnev/p/CGhzFyChsu8/ (дата обращения: 26.11.2025).

69.

https://www.instagram.com/klepnev/p/Cl6GCj2NwRe/ (дата обращения: 26.11.2025).

70.71.

https://www.instagram.com/hajimerecords/p/CkfvGd1Ngvc/ (дата обращения: 26.11.2025).

72.

https://www.instagram.com/hajimerecords/p/CkWG4h5tMRo/ (дата обращения: 26.11.2025).

73.

https://www.instagram.com/hajimerecords/p/Ck8xVobNHdw/ (дата обращения: 26.11.2025).

74.

https://www.instagram.com/klepnev/p/ClUFQaOtRsl/ (дата обращения: 26.11.2025).

75.

https://www.instagram.com/klepnev/p/CZeYdL4NJO8/ (дата обращения: 26.11.2025).

76.

https://www.instagram.com/klepnev/p/CeN8ltkteCy/ (дата обращения: 26.11.2025).

Игорь Клепнёв: исследование фотографа и его визуального языка
24
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more