
В рамках 35-го международного кинофестиваля «Послание к человеку» преподаватели Санкт-Петербургской школы дизайна провели серию мероприятий, посвященных столетию ар-деко — стиля, переопределившего архитектуру, дизайн и моду в первой половине ХХ века. Косвенно он повлиял и на кино, так что одна из спецпрограмм фестиваля этого года была посвящена кинематографу в стиле ар-деко (куратор — Максим Селезнев).
На большом экране были показаны фильмы Марселя л`Эрбье, Жака Фейдера, Джорджа Кьюкора, Даниэля Шмида, Алена Рене и Райнера Вернера Фассбиндера. Я провела одно из параллельных мероприятий программы — лекцию о противоречивом влиянии ар-деко на кинематограф.
Телефон — фотогеничен: как ар-деко породил «нечистое кино»

Кадр из фильма «Женщины» (1939, реж. Джордж Кьюкор)
Основной тезис лекции: существует два периода влияние ар-деко на кинематограф. В рамках первого (1920-е годы) декорации, созданные в этом стиле, использовались отдельными кинематографистами для создания нарочито искусственных пространств. Такое применение можно увидеть, например, в фильмах «Бесчеловечная» (1924, Марсель л`Эрбье), «Аэлита» (1924, Яков Протазанов), «Метрополис» (1927, Фриц Ланг).
Но позднее, параллельно становлению звукового кино на рубеже 1920-1930-х годов, ар-деко превратился в нормативный стиль, призванный декоративной сложностью компенсировать техническое (монтажное, операторское) обеднение кинематографа, вынужденного из естественных локаций перейти в павильоны. Кино 1930-1940-х годов (это эпоха расцвета ар-деко) в Голливуде, Италии, Франции и многих других странах обретает ранее не свойственную ему статичность, опирается на мизансцену, а не на монтаж, на замкнутые, искусственные миры. В этом контексте ар-деко помогает проработать внутрикадровое пространство, насытить его декоративными элементами и, тем самым, забыть об эстетических потерях кинематографа.
Кадр из фильма «Женщины» (1939, реж. Джордж Кьюкор)
В этом контексте особую роль начинает играть телефон: это и главный атрибут роскоши интерьеров ар-деко (недаром итальянское кино того времени получило название «кино белых телефонов»), и способ коммуницировать с внешним миром, не покидая герметичных пространств. Герои фильмов 1930-1940-х годов замыкаются в помещениях, по внутреннему убранству напоминающих отдельные города. Хороший пример — «Гранд Отель» (1932). Но города эти искусственны, а реальность, которой кинематограф был так одержим в первые десятилетия своего существования, надолго остается за пределами кадра.
Кадр из фильма «Гранд Отель» (1932, реж. Эдмунд Гулдинг)
Подробнее о лекции можно прочитать по ссылке
Кадр из фильма «Женщины» (1939, реж. Джордж Кьюкор)
Кадр из фильма «Женщины» (1939, реж. Джордж Кьюкор)
Кадр из фильма «Гранд Отель» (1932, реж. Эдмунд Гулдинг)