Original size 1140x1570

Сравнение образов Адама и Евы в эпоху Средневековья и Возрождения

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция исследования

Адам и Ева — символические фигуры, имеющие большое значение в библейской традиции и религиозной истории. Согласно Библии, Адам и Ева были первыми людьми, созданными Богом в саду Эдем. Адам был создан из праха земли, а Ева была сотворена из его ребра. Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Ева — дающая жизнь. Первоначально они жили в совершенном состоянии и наслаждались близостью с Богом.

Однако Адам и Ева совершили грехопадение, нарушив запрет Божий. Они съели плод с дерева познания добра и зла, что привело к появлению греха и разлуке с Богом. Это событие стало известно как «падение Адама и Евы». Загадочная история первых людей стала излюбленной темой многих художников разных эпох. Мне захотелось понять, как менялось видение первых людей в Средневековье и в эпоху Возрождения искусства, какое значение вкладывалось в их образы.

История Адама и Евы вызывает различные интерпретации и обсуждения в контексте религиозной, философской и моральной мысли. Они считаются прародителями всего человеческого рода и символизируют важные аспекты человеческой природы, свободу выбора и ответственность за свои действия.

На смену искусству античности, в мир пришло средневековье. Одной из главных особенностей средневекового искусства была его тесная связь с религией и Христианской церковью. В эпоху возрождения, так же как и в средневековье, библейские мотивы занимали важную роль в изобразительном искусстве. В том числе и сюжет грехопадения интересовал многих художников, он являлся самым распространённым ветхозаветным сюжетом.

Не смотря на одинаковую традиционную трактовку сюжета, особенность художественных методов различна у мастеров Средневековья и Возрождения. Мастера Средних веков создавали молельный образ Адама и Евы, изображающий исключительно библейский сюжет. Искусство в то время было полностью обращено к божественному, личность человека и окружающее его не имело никакого значения. В эпоху Возрождения философия изменилась и поэтому художников стали интересовать сами Адам и Ева, возникали вопросы о сути человеческой, его слабостях и желаниях.

Исходя из выше сказанного можно понять, что трактование образов Адама и Евы в работах мастеров Средневековья и Ренессанса имеют как схожие, так и отличительные, индивидуальные черты.

Каждое из этих высказываний анализируется в отдельных главах визуального исследования на примерах работ неизвестных мастеров Средних веков и на примерах работ Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха (и других) мастеров эпохи Возрождения. Такие авторы как Ян и Губерт ван Эйк, Томмазо ди сер Джованни Мазаччо являлись новаторами своего времени. Такие художники были выбраны потому, что именно в их работах воплощены наиболее характерные черты рассматриваемых периодов.

Романское искусство

Original size 2480x1748

Гельдесгеймские врата. Собор в Гильдесгейме. 1015

Original size 2480x1711

Романские скульпторы не стремились к подражанию природе, главной задачей была передача переживаний верующих. Адам и Ева изображены обобщённо.

Original size 3508x2437

Роль жестов очень важна в романике — на втором рельефе распахнутые объятия передают радость встречи.

Original size 3508x2480

На третьем рельефе изображено грехопадение. Адам и Ева стоят у Древа познания добра и зла. Каждый из них сжимает запретный плод. Змей-искуситель наблюдает за событиями с верхушки дерева.

Original size 3508x2516

На четвёртом рельефе Адам указывает на Еву, а та в свою очередь на змея искусителя, что показывает, за что первые люди были изгнаны и рая — непризнание своего греха, перекладывание вины за совершённый грех друг на друга.

Original size 2480x1714
Original size 2480x1705

Иконография

Original size 2480x1748

Йоркский Псалтирь, 1170 год: Адам и Ева изгнаны из Эдема

Согласно Библии, изгнание из рая является началом земной истории человечества. История первого грехопадения имеет серьезные последствия для людей. В иконографии часто изображаются сцены грехопадения и изгнания из рая вместе с другими сценами, такими как Благовещение, Рождество Христово, Распятие или Страсти Господни, чтобы напомнить верующим о значимости искупительной жертвы.

Original size 2480x1748

Мозаика собора в Монреале, Сицилия

Условность — черта средневековой живописи. Каждый элемент произведения был не обычным физическим объектом, а выступал символом, относящим к чему-то нереальному, божественному. Ярким примером является изображение грехопадения фрески часовни Пленкуро.

Original size 1592x1600

Фрески часовни Пленкуро. Франция, XIII в.

Original size 1600x1126

Страница из Biblia Pauperum (Библии бедных). Германия или Нидерланды. 1450. Художественный музей Кливленда

Original size 2480x1714

Детали рисунка.

Образы Адама и Евы в Biblia Pauperum изображены наивно просто, потому что основной задачей Средневековых ремесленников являлась передача богословных концепций, а не создание объекта искусства.

Готика

Original size 851x1197

Каменная статуя Евы для портала капеллы Марии в Вюрцбурге. 1491-1493.

Original size 878x1197

Каменная статуя Адама для портала капеллы Марии в Вюрцбурге. 1491-1493.

В скульптурах Адама и Евы Рименшнайдера нет глубоких переживаний, фигуры спокойны, как и все остальные произведения автора. Но в них читается нечто прекрасное, целомудренное.

Раннее Возрождение

Original size 3508x2478

Ян и Губерт ван Эйк. Гентский алтарь. 1422–1432 гг.

Нидерландские художники братья Ян и Губерт ван Эйк были первыми художниками, которые трактовали традиционные фигуры прародителей в новом свете. Фигуры Адама и Евы изображены на контрасте с яркими картинами преображённого мира. Так же как и в средневековье образы Адама и Евы служат напоминанием о первородном грехе, но в возрождение их изображение начинает обретать больший смысл. Выступающие из тьмы фигуры придают композиции завершённость, так как контрастом дополняют празднество жизни вечной.

Original size 2480x1748

Изгнание из Рая Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди Мазаччо (1401-1428)

Фреска изображает момент изгнания Адама и Евы из рая, где они ранее жили безбедную жизнь. «Главное здесь — не библейский сюжет и не внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая Ева, с запавшими глазами и темным провалом искаженного криком рта», — писала о фреске историк искусства Татьяна Каптерева. Таким образом, чувства Адама и Евы являются главным смыслом картины. Художник реалистично изображает человеческие эмоции. Ева выражает горе, стыд и боль, ощущая собственное бессилие и осознавая свою роль в грехопадении. Адам скрывает лицо от стыда и горя, его тело сотрясают рыдания.

Высокое Возрождение

Original size 581x700

Станца делла Сеньятура. Роспись потолка (фрагмент). Адам и Ева (Грехопадение) Рафаэль Санти. 1509-1511

На картине Рафаэля спокойные цвета, выражения лиц персонажей придают изображению умиротворение и возвышенность, которое вскоре разрушит змей искуситель, изображённый рядом.

Original size 600x770

Дюрер, Альбрехт. Адам и Ева. Резцовая гравюра на меди. 1504

Гравюра обрела большую значимость в искусстве немецкого Возрождения. Дюрер перенёс достижения итальянского Ренессанса в Германию — до этого момента обнажённое тело не изображалось столь слаженно и правильно. На на гравюре образы Адама и Евы перекликаются и кажутся одной массой, на парных картинах всё обстоит иначе.

Original size 2480x1709

Адам и Ева (диптих Дюрера). Прадо, Мадрид. 1507

В данной работе Дюрер прославляет прародителей современного общества. Гравюра является идеальным образцом красоты, засчёт гармоничного построения и пропорций Адама и Евы. Работа отражает высокие духовные стремления первых людей. Адам и Ева великолепно прекрасны, но их красота обладает разными особенностями: молодая мужественность Адама подчеркивает нежную женственность его спутницы.

Original size 2560x1192

Микеланджело Буонарроти. Фреска. 1511

На картине сотворение Адама жестом бога показывается передача Адаму жизненной силы, побуждает к его жизни, не только физически, но и духовно.

Позднее Возрождение

Original size 777x976

Лукас Кранах. Адам и Ева. Уффици, Флоренция. 1528

На картине Лукаса Кранаха Адам и Ева 1528 года Ева кокетлива и соблазнительна. Времена менялись, помимо церковного появлялось светское искусство, поэтому художники видели в образах Адама и Евы простых людей, со своими личными грехами, помимо принятого образа первых людей и совершителей грехопадения.

Сравнительный анализ

Original size 500x478

Французская псалтырь. 1279 г.

Original size 1280x1925

Лукас Кранах. Институт искусства Курто, Лондон. 1526

Для более точного анализа сравним полотна двух описанных ранее эпох. Адам и Евы изображены на полотне Лукаса Кранаха более гармонично, уравновешено. На французской псалтыри образы более упрощённые, лишены чувственного. Её основной функцией является передача библейского сюжета, приобщение к богу. В средние века змей традиционно изображался в виде женщины со змеиным телом, что символизировало греховность женскую. На картине Кранаха змей изображён реалистично.

Заключение

В эпоху средневековья изображения Адама и Евы были часто представлены в религиозной символике и фресках храмов. Их тела обычно были лишены натуральных анатомических особенностей. Отличительной чертой таких изображений была подчеркнутая религиозная символика. В отличие от изображений средневековья, в эпоху возрождения Адам и Ева иногда изображались полностью обнаженными, без какой-либо попытки скрывать свою наготу. В эпоху возрождения изображения Адама и Евы стали более приземленными и реалистичными. Художники придавали больше внимания анатомии, выражению лиц и эмоциям персонажей. Возрождение ставило целью воссоздать человечность и чувственность Адама и Евы, изобразив их более естественными и гармоничными.

Bibliography
Show
1.

Фоменко С. А, Фоменко М.В, Угрюмова М.В., Хижная А. В. Формирование новых художественных методов и приёмов в условиях перехода от средневековья к Возрождению (на примере творчества Леонардо да Винчи)//Журнал «Современная научная мысль». — 2023.- С. 12-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-novyh-hudozhestvennyh-metodov-i-priemov-v-usloviyah-perehoda-ot-srednevekovya-k-vozrozhdeniyu-na-primere-tvorchestva

2.

Руцинская И. И. Сюжет о грехопадении в европейской живописи III–XIII веков: стратегии изображения «запретного плода». — 2016. — С. 676-678. URL: https://web.archive.org/web/20190427191308id_/http://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=38613

3.

Ростовская Н. А. Библейские сюжеты в живописи//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского.Серия: Социальные науки, 2014, № 4 (36), С. 172-179. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibleyskie-syuzhety-v-zhivopisi/viewer

4.

Ellis J. W. Adam and Eve Iconography: The Fall of Man through the Ages // International Journal of Humanities, Literature and Arts. 2020. Vol. 3. N. 1. P. 21-27. URL: https://www.researchgate.net/profile/James-Ellis-18/publication/363698217_Adam_and_Eve_Iconography_The_Fall_of_Man_Through_the_Ages/links/632a9dcd70cc936cd3236859/Adam-and-Eve-Iconography-The-Fall-of-Man-Through-the-Ages.pdf

5.

Васильева В. В. Женские образы Евы/Марии в средневековой культуре // Искусство и культура. 2021. № 1. С. 30-33. URL: https://elib.psu.by/handle/123456789/28708

6.

Кузнецова П. И. Изображения Адама и Евы в монументальной живописи Италии XII–XIII вв. // Студенческий вестник. 2020. № 44-1. С. 6-8. URL: https://www.internauka.org/archive2/vestnik/44(142_1).pdf

7.

Марков А. В. Гравюра Дюрера «Адам и Ева» в истории русской мысли // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4 (37). С. 469-473. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gravyura-dyurera-adam-i-eva-v-istorii-russkoy-mysli

Image sources
Show
1.2.

https://www.flickr.com/photos/jimforest/16232694119 (дата обращения: 20.11.23)

3.4.5.6.7.8.9.

https://smallbay.ru/artreness/raffaello04.html (дата обращения: 22.11.23)

10.11.12.

https://artchive.ru/michelangelo/works/9225~Sotvorenie_Adama (дата обращения: 28.11.23)

13.14.15.16.17.
Сравнение образов Адама и Евы в эпоху Средневековья и Возрождения
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more