

Влияние войны на жизнь человека сложно переоценить. Это отражается не только в изменении бытовой реальности: появлении абсурдной для мирного времени рутины, привыкании к всеобъемлющему горю, смерти и страданиям — но и в переменах в человеческом разуме, темах, что его тревожат, и мыслях, которыми он хочет поделиться с окружающими.
Вторая мировая война — одно из ярчайших проявлений человеческой жестокости и безумия, которых не было до сих пор в подобном объёме ни в одном боевом конфликте. Эта война хранит в себе множество невообразимых по своей безрассудности кровожадных историй, оставившие ужасные физические и душевные травмы, как на отдельных людях, так и на целых народах и поколениях.

Одной из подобных историй, где единичные амбиции управляющих воюющими государствами обрекли на страдания сотни тысяч жизней, является ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. В книге «Хиросима» Джон Херси, лично лицезревший руины полностью уничтоженного одной бомбой города писал, что, несмотря на протест со стороны учёных, занимавшихся разработкой ядерного оружия и осознававших её разрушительность, «военные авторитеты» настояли на его применении, тем самым по первым сводкам моментально убив около 60,000 человек и ранив около 100,000. При дальнейших подсчётах эти цифры возросли в несколько раз.
Реакция общества на унизительное поражение во второй мировой войне и ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки полностью перевернули сферу культурных потребностей людей, буквально разделив её на «до» и «после». Страх, обида, непонимание и ненависть кипели в общественном сознании только что капитулировавшей страны.

Огромное количество авторов выражали свои переживания через искусство: либо напрямую, демонстрируя в своих работах кошмарные образы изуродованных обугленных трупов, шагающих по руинам городов, либо косвенно, метафорически подразумевая в своём пугающем творчестве ужасные последствия войны для народа и личности. Однако вместе с этим в творческий дискурс просочились по большей части игнорируемые ранее вопросы: полезность технического прогресса и преодоление человеком травм и горя.
Сегодня самым известным продуктом японского творчества для массового потребителя безусловно является аниме. И именно аниме смогло лучше всего раскрыть все эмоции, что кипели в массовом сознании Японии с середины прошлого века, используя образы и приёмы, созданные под непосредственным впечатлением творцов, бывших очевидцами или современниками ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки.

Как и в любой сфере искусства, творцы, говорящие об одних и тех же вещах, привносят новые идеи в диалог между поколениями художников. Задачей своей визуального исследования я ставлю понять, в чём схоже и чем различно отношение к ядерному оружию — оружию массового поражения — японских живописцев середины 20-го века и создателей аниме последних десятилетий.
Визуальное исследование будет рассматривать две основных темы, которые я упомянул ранее, появившиеся в японском творчества после ядерных ударов, каждую из которых для удобства восприятия я сократил до одного слова: «Прогресс» и «Травма».
І. Травма
«Доктор, после взрыва я оказался под завалами. На мне ни одной царапины, но у меня ощущение, что я сегодня умру».
— Такаси Нагаи, «Колокол Нагасаки»
Из-за ограниченных знаний и новизне явления, многие люди послевоенного периода (как, в прочем, и представители современного общества) доподлинно не понимали устройство радиации и избегали Хибакуся, считая их опасными и заразными. Ввиду кошмарных увечий на телах жертв ядерной атаки, к выжившим испытывалось не только недоверие, но и страх — искажённость и изуродованность несчастных людей стало ярчайшим символом аномальных последствий применения ядерного оружия.
В работах хибакуся прослеживается акцентирование внимания на изуродованности лица — подобные детали подчёркивают необратимость последствий ядерной атаки.
Наиболее частым образом, встречающимся на многих работах Хибакуся — человек с разорванной мертвенной кожей. Это универсальный и очень узнаваемый элемент в картинах, посвящённых последствиям ядерного взрыва. Всё кроется в природе появления данных травм: под воздействием высоких температур и радиации, у жертв создаются уникальные «атомные ожоги» — кожа отслаивается полосками, темнеет до фиолетовых или коричневых оттенков.


Тасака Хадзимэ, «Мать и ребенок, получившие сильные ожоги, просят у прохожих воды». Сашико Ишии, «Люди с ожогами бегут босиком по завалам и линиям электропередач».
Двое учеников средней школы с ожогами по всему телу подбирают гниющие, покрытые грязью соломенные циновки и укрываются ими, чтобы согреться, 1974–1975 гг.
Слева: Фусатаро Танимине — Жена получила серьезные травмы, ожоги по всему телу. Справа: Микио Иноуэ — Человек, ошарашенный, стоящий посреди пожара, 1974–1975 гг.
Отдельного внимания достойны работы супружеской пары Ири и Тоши Маруки «Панели Хиросимы». 15 Бёбу — японских шестипанельных ширм — создаваемых в совокупности более 30 лет, затрагивают самые трагические сюжеты ядерной атаки по японским городам.
Ири и Тоши Маруки, «Призраки», 1950–1982


Ири и Тоши Маруки, «Огонь», 1950–1982
Данные работы также интересны выбором использованных в них техниках: художники образовали эклектику двух школ искусства — западной и восточной. фоны работ выполнены в технике рисования тушью Суми-э, тогда как образы людей нарисованы под вдохновением западного реализма.
Ири и Тоши Маруки, «Бамбуковая роща», 1950–1982
Подобную смесь техник можно трактовать метафорически: порождённые страдания вызваны действиями вражеских Японии государств, именно поэтому их мучения изображены в не свойственной для традиционного японского творчества технике.
Ири и Тоши Маруки, «Вода», 1950–1982
Одним из ярчайших примеров работ из индустрии аниме безусловно является фильм «Акира» под авторством Отомо Кацухиро. История, показывающая общество спустя 30 лет после взрыва, уничтожившего Токио, демонстрирует не столько страх человека перед угрозой тотального уничтожения, сколько неспособность одной личности обладать возможностью применения подобных сил, его собственные страдания и разрушение.
«Акира», 1988 г. Разрушение тела Тетцуо подчёркивает его неспособность контролировать свои силы.
Фильм «Акира» в гротескной и отвратительной манере раскрывает последствия применения оружия массового поражения через изменения главного героя произведения под влиянием новообретённых аномальных сил — Тэцуо Шима. Кацухиро Отомо переосмысляет образ Хибакуся, переворачивая его с ног на голову, делая агрессора жертвой своих же разрушительных способностей.
«Акира», 1988 г.
Монструозное разрушение тела Тэцуо подчёркивает гуманистический посыл всего произведения и прямо обращается к тем, кто владеет силой ядерной энергии — применение подобного оружия уничтожит абсолютно всех, включая и их самих.
«Акира», 1988 г.
«Акира», 1988 г.


схожесть метаморфоз тела Тэцуо, овладевшего силой Акиры, с рисунками травм от ядерной бомбы в рисунках Хибакуся.
Таким образом, можно проследить изменение отношения к травме, оставленной ядерными ударами. От тяжёлого шока и рефлексии человеческого горя, отображённого через общественное страдание, роль страдающего от сверхчеловеческой силы перешла на того, кто посмел возомнить себя достойным её применить против других, тем самым подвергнув смерти человека в самом себе.
IІ глава. Прогресс
«Бамбуковое копье против атомной бомбы! Это же просто трагикомедия! Вынуждены ли будем мы, японцы, беззащитные против такого оружия, оставаться на наших островах и ждать уничтожения без малейшего шанса оказать достойное сопротивление? Война перестала быть поединком».
— Такаси Нагаи, «Колокол Нагасаки»
Послевоенная Япония, омрачённая полной капитуляцией и последствиями ядерной бомбардировки двух своих городов, оказалась в ситуации, где практически ничего из прошлой культуры и жизни, восхвалявшей утончённость и гармонию, было бы актуальным для нового времени. Вследствие этого, японские деятели искусства принялись за изучение новых смыслов и идей путём пробы новых инструментов и техник в изобразительном искусстве, в том числе — живописи.
Казуо Ширага, 20 в.
Группа «Гутай» («具体») стала одной из самых революционных для своего времени в сфере визуального искусства. Их работы переворачивали взгляд на то, что такое живопись, а подход к созданию своих произведений опередил западное искусство на несколько лет.


Казуо Ширага, 20 в.
Основной посыл работ объединения «Гутай» являлась идея, что в работе важнее то, что хочет выразить инструмент, чем желания самого творца что-то выразить. Зачастую участники группы использовали своё собственное тело для рисования на полотнах: хаотичные узоры и грязные цвета подчёркивают абстрагированность личности художника от процесса создания произведений.


Работы «Гутай» в полной мере передают эмоции разбитого войной общества. Палитра работ группы сопоставляется с воспоминаниями хибакуся об увиденном после ядерных ударов. Чёрный цвет отражает тьму, опустившуюся на города из-за пепла и пыли. Красный символизирует кровь, которая была повсюду и на каждом существе. Коричневый или фиолетовый — это цвета подвергшейся излучению кожи, слезающей с тел мёртвых и живых людей. Искусство «Гутай» чётко разделяет культуру Японии на периоды «до» и «после» всех катастроф, обрушившихся на страну, заявляя, что старым принципам и идеалам больше нет места в новой истории государства.
Казуо Ширага, 1958 г. Данная работа выполнена с использованием ног в качестве инструмента нанесения краски на полотно
Не самым очевидным, но одним из наиболее интересных современных произведений японской анимации, затрагивающий вопрос опасности технологического прогресса для общества, является «Гуррен Лаганн», режиссированный Хироюки Имаиши. Главные герои произведения — люди, которые не желают прятаться под землёй от наземных роботов, убивающих всех осмелившихся выбраться на поверхность. Вечно продвигаться вперёд, не бояться встречи с чем-то новым, «раздавать пинки здравому смыслу» — философия, проходящая через весь сериал.
Гуррен Лаганн, 2007 г. Сила спирали
Гуррен Лаганн, 2007 г. Сила спирали
Главный символ аниме — спираль — воплощение безграничности человеческих возможностей. Именно опасный для вселенной потенциал силы спирали являются основным дискурсом внутри произведения: стоит ли пожертвовать прогрессом, если есть шанс того, что человек не сможет его обуздать, или нужно не бояться новых перспектив и рискнуть ради будущего всего человечества?
«Гуррен Лаганн», 2007 г. Образ «Спиральной немезиды» — конца вселенной из-за силы спирали, имеет схожие черты с ядерным оружием
Антагонист финальной арки «Гуррен лаганн» — антиспиральщик — совокупное сознание расы спиральных существ, узнавших о катастрофических последствиях бесконечной эволюции с помощью способностей, данных им от природы, отрекаются от собственной силы и стремятся уничтожить всех остальных представителей спиральных рас ради сохранения вселенной.


Казуо Ширага, 20 в., Гуррен Лаганн, 2007 г. Появление антиспиральщика. Как и в образе на работе Казуо, отречение от старых идей и форм приводит к хаотичному и бесформенному виду антиспиральщика
Радикальный протест против прогресса может являться аллюзией на отношение к ядерной энергии в общественном сознании нашего мира: несмотря на большой потенциал, который предлагает подобная технология для человечества, её разрушительная мощь, продемонстрированная уничтожением городов Хиросимы и Нагасаки, а также иными ядерными катастрофами в более современной истории, не позволяет однозначно отнести атомную энергию к великому благу для общества.
Гуррен Лаганн, 2007 г.
финальная битва Гуррена Лаганна, стилистически близка к классической японской живописи, что может подчёркивать фундаментальное противоречие двух мировоззрений, идейно приближая их конфликт к вечному.
Не смотря на остроту темы унизительного поражения Японии, в том числе связанного с технологической отсталостью государства во второй мировой войне, авторы прошлого и современности принимают последствия новой силы, появившейся во владении человека. Однако, если живописцы послевоенного периода, такие как представители группы «Гутай», видели разрушительные последствия развития общества как стимул отбросить все старые идеалы, авторы нынешнего времени находят в прогрессе возможность сохранить (или же защитить) и преумножить культуру.
Итог

Ядерные удары по Хиросиме и Нагасаки стали тем порогом, переход через который полностью перевернул массовое японское сознание. Приведённые выше примеры работ живописцев прошлого века демонстрируют то отчаяние, в котором пребывало искусство послевоенного периода: работы художников разнятся от громких и ярких эмоциональных политических высказываний, вырывающихся после увиденных последствий новой технологической эпохе в войне, до холодных и обезличенных экспериментов с самой концепцией искусства, пытающихся найти новые смыслы, которые могли бы быть актуальны для уничтоженной культуры гармонии и спокойствия.

Авторы аниме же, в свою очередь, находясь на большей дистанции от непосредственного слома в японском обществе, смогли более здраво взглянуть как на сами ужасы войны, так и на первичную реакцию их коллег из прошлого. В смежных темах между живописцами второй половины прошлого столетия и авторами анимационных произведений, позиция последних стремиться к менее радикальным выводам. Через историю «Акиры», который вышел в свет не так уж и давно после ядерной катастрофы Хиросимы и Нагасаки, мы наблюдаем, как фокус в вопросе травмы человека от применения оружия массового поражения смещается с самой жертвы на инициатора атаки, на его страдания и слабость перед своей собственной силой. С помощью «Гуррен Лаганна» мы понимаем, что современное японское общество, в отличие от того социума, что столкнулось со смертью всей своей прошлой жизни, готово принять в мире победившего прогресса себя и свою истинную культуру, и оно будет хранить и преумножать его в будущем.
Херси Д. Хиросима [Текст] / пер. с англ. М. Казиника, Н. Смирнова. — Москва: Индивидуум принт, 2024. — 192 с.
[1] Нагаи Т. Колокол Хиросимы / пер. с яп. М. Тульчинского. — Москва: Individuum, 2024. — С. 107
[2] Нагаи Т. Колокол Хиросимы / пер. с яп. М. Тульчинского. — Москва: Individuum, 2024. — С. 89
https://ibmuseum.mapps.ne.jp/files/5665/media_files/large/13931.jpg (дата обращения 1.05.2025)
https://ibmuseum.mapps.ne.jp/files/5665/media_files/large/14219.jpg (дата обращения 1.05.2025)
https://ibmuseum.mapps.ne.jp/files/5665/media_files/large/14211.jpg (дата обращения 1.05.2025)
https://ibmuseum.mapps.ne.jp/files/5665/media_files/large/14337.jpg (дата обращения 1.05.2025)
https://ibmuseum.mapps.ne.jp/files/5665/media_files/large/14947.jpg (дата обращения 1.05.2025)
https://ibmuseum.mapps.ne.jp/files/5665/media_files/large/13864.jpg (дата обращения 1.05.2025)
https://ibmuseum.mapps.ne.jp/files/5665/media_files/large/14870.jpg (дата обращения 1.05.2025)
https://ibmuseum.mapps.ne.jp/files/5665/media_files/large/13324.jpg (дата обращения 1.05.2025)
https://marukigallery.jp/en/hiroshimapanels/ (дата обращения 1.05.2025)
https://www.glenstone.org/artworks/untitled-1024 (дата обращения 11.05.2025)
https://www.est-ouest.co.jp/en/catalog/detail/2025053101/222/ (дата обращения 11.05.2025)
https://www.artnet.com/artists/kazuo-shiraga/outo-shoukou-P8TyX64MJNx3R1R-DgGQHA2 (дата обращения 11.05.2025)
https://ocula.com/art-galleries/whitestone-gallery/artworks/kazuo-shiraga/work-bb92-j-186-(2)/ (дата обращения 11.05.2025)