Original size 808x1021

«Черный период» в творчестве Одилона Редона

7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция исследования 2. Анализ графических работ Одилона Редона 3. Заключение 4. Библиография 5. Источники изображений

Концепция

Визуальное исследования посвящено глубокому анализу «черного периода» в творчестве Одилона Редона (1870-1890-е годы) через призму символики, психологизма и философского подтекста его графических работ. Выбор темы обусловлен необходимостью переосмыслить, каким образом художник трансформировал традиционные графические техники в мощный инструмент художественного высказывания, выходящего за рамки простой эстетики. Редон не просто создавал мрачные изображения — его работы становились визуальными манифестами, исследующими природу человеческого сознания и страха. Ключевым вопросом исследования является то, какими визуальными средствами Одилон Редон в работах «чёрного периода» передаёт сложные психологические состояния и философские идеи. Гипотеза заключается в том, что монохромная графика Редона — это не случайный стилистический выбор, а осознанный метод художественного исследования внутреннего мира человека. Художник использует черный цвет как инструмент для рефлексии, где каждый символ — глаз, дерево, паук — становится многомерной метафорой, раскрывающей темы экзистенциального одиночества, подсознательных страхов и трансцендентного опыта. Особое внимание уделяется тому, как Редон трансформирует традиционную символику, наделяя привычные образы новыми, подчас парадоксальными значениями. Символика в работах художника отличается многоплановостью и глубиной. Каждая деталь несет в себе множество смыслов и интерпретаций, что делает его работы особенно ценными для анализа и изучения.

«Я наделяю человеческой жизнью неправдоподобные существа, заставляя их жить согласно законам правдоподобия и ставя… логику видимого на службу невидимому» — писал художник в дневнике, который вел всю свою жизнь. (1)

big
Original size 895x1260

Яйцо. Литография. 1885 год.

Методология строится на детальном анализе работ художника, с акцентом на их композиционные особенности, технику исполнения и символическую насыщенность. Особое внимания уделяется тому, как Редон играет с контрастами света и тени, создавая ощущение глубины и психологической двойственности восприятия. Кроме того, исследуется связь между визуальными образами и внутренними переживаниями художника. Ожидается, что визуальное исследование позволит выявить, как Редон превращал графику в инструмент исследования человеческой психики, предвосхищая более поздние художественные направления. Его работы не просто фиксируют мрачные настроения, но и предлагают зрителю погрузиться в сложный диалог между видимым и скрытым, между материальной формой и ее символическим значением. В этом смысле «черный период» Редона — это не этап пессимизма, а уникальный визуальный язык, который продолжает оставаться актуальным для понимания природы искусства и человеческого сознания.

Original size 1155x1585

Плачущий паук. Уголь. 1885 год.

Гигантский паук с человеческим лицом — глубокая аллегория страданий и внутренней боли.

Художник создает мощный визуальный образ, где привычные символические значения переворачиваются с ног на голову. Паук, традиционно ассоциирующийся с опасностью, у Редона предстает в неожиданном свете — как существо страдающее, уязвимое, буквально плачущее. Это достигается за счет нескольких важных деталей. Неестественно крупный масштаб изображения паука сразу приковывает внимание, заставляя зрителя вступить с ним в невольный контакт. Отсутствие четкого фона усиливает ощущение изоляции и одиночества насекомого. Композиционно длинные, тонкие лапы паука будто стремятся захватить все пространство листа, но не с агрессией, а скорее с отчаянной попыткой удержаться. Здесь Редон играет с архетипическими страхами, но не для того чтобы напугать, а скорее показать скрытую уязвимость даже в самых пугающих образах. Картина является визуальной метафорой человеческих страхов, одиночества и скрытой боли. Художник словно говорит, что за любым, даже самым пугающим внешним обликом может скрываться страдание.

Очень часто причудливая фантазия в произведениях Редона переплетается с реальностью. Многие образы, несмотря на их странный или устрашающий вид, кажутся удивительно живыми. (2)

Original size 2100x2629

Улыбающийся паук. Уголь. 1881 год.

В письмах Редон неоднократно упоминал, что эти образы рождались из его детских кошмаров и позднее трансформировались в инструмент исследования подсознательного. Философский подтекст этих образов связан с интересом художника к дарвиновским теориям — пауки становятся для художника формой размышления о природе страха, о границах между органическим и неорганическим, между жизнью и смертью.

Original size 832x1033

Глаз, как шар, поднимающийся в вечность. Уголь. 1878 год.

Здесь создается завораживающий и тревожный образ, который буквально гипнотизирует зрителя. Центральный элемент композиции — огромный человеческий глаз, изображенный в виде воздушного шара, парящего в пустом пространстве. Сочетание органического с механическим приковывает внимание своей необычностью. Глаз, традиционно символ видения, познания и истины, здесь превращается в нечто неустойчивое, почти призрачное, уносимое неведомыми потоками воздуха. Глаз изображен с фотографической точностью, что создает жутковатый контраст с его неестественным положением. Здесь затрагивается тема свободы — глаз парит, однако привязан веревкой.

Редон использует воздушный шар как подходящую современную метафору для духовных поисков и человеческого желания выйти за рамки материального существования. (5)

Original size 2685x3400

Везде глаза горят. Литография. 1888 год.

Художник превращает изображение глаза в один из самых мощных и многозначных символов своего творчества, где этот мотив последовательно эволюционирует от конкретных анатомических изображений к почти абстрактным метафизическим формулам. Ранние работы демонстрируют характерный для Редона прием отчуждения — гиперреалистично выписанное глазное яблоко помещается в абсурдный контекст, что сразу смещает восприятие от физиологического к философскому. Здесь глаз — уже не часть тела, а символ оторванного от реальности сознания, беспомощно парящего в пустоте. Особую силу этим образам придает техника исполнения — глубокие черные тона создают эффект «высвечивания» глаза из тьмы, будто это единственный источник света в духовном мраке.

Редоновские глаза почти никогда не смотрят прямо на зрителя — они либо обращены внутрь себя, либо устремлены в неведомую даль, что создает ощущение трансцендентного знания, недоступного обычного зрению.

Original size 939x1115

Видение. Уголь. 1881 год.

В работе «Видение» данный мотив достигает кульминации — гигантский огромный глаз, занимающий почти все пространство листа, становится символом одновременно и божественного всевидения, и чудовищного уродства.

Original size 2130x3200

Куб. Литография. 1880 год.

Original size 897x1260

Видение. Литография. 1879 год.

Психологически эти работы действуют на зрителя особенно интенсивно — есть что-то первобытное в реакции на изображение глаза, оторванного от лица, и Редон мастерски использует этот эффект, заставляя нас переживать странное сочетание узнавания и отчуждения.

Original size 917x1019

Циклоп. Литография. 1883 год.

Original size 1718x2083

Первое видение, быть может, зародилось в цветке. Литография. 1883 год.

Original size 2285x3000

На горизонте — ангел уверенности, а в сумрачном небе — вопрошающий взгляд. Литография. 1840–1916 годы.

В своей литографии «На горизонте — ангел уверенности, а в сумрачном небе — вопрошающий взгляд»‎ художник переосмысливает нашу роль, представляя вселенную, которая в ответ всматривается в нас — с тем же вопросом, что и мы в нее. Этот взгляд он воплощает через соединение двух узнаваемых форм: полной луны и человеческого глаза. Но одновременно небесное око спорит за внимание с другим существом в композиции — ангелом, возникающим на стыке моря и неба как диссонирующий символ. (3)

Original size 990x1200

Странный цветок. Уголь. 1880 год.

Лица у Редона часто лишены телесности — они парят в пустоте, где отрубленная голова, окутанная тенью, сохраняет выражение то ли страдания, то ли экстаза. Это не смерть в привычном понимании, а переход в иное состояние, где лицо становится вместилищем невыразимых эмоций.

Original size 1024x1040

Голова мученика. Уголь. 1877 год.

Original size 1211x1500

Дух-хранитель вод. Уголь. 1878 год.

Образ отрубленной головы пронизывает все творчество Редона. Это навязчивый мотив, безжалостный кошмарный образ, повторяющийся в различных формах и символизирующий чистый ужас перед смертью. (4)

Original size 2328x3000

Слезы. Уголь. 1878 год.

Original size 1324x1636

Гном. Литография. 1879 год.

Парящая голова также может символизировать разум, продолжающий существовать после смерти тела и осознающий прекращение чувственных наслаждений. (4)

Original size 957x1260

Голова во фригийском колпаке, на блюде. Уголь. 1881 год.

Original size 778x1105

На грани. Уголь. 1880 год.

Original size 922x1260

Посвящение Гойе: Топкий цветок, скорбная голова. Литография. 1885 год.

Редон говорил, что его искусство рождается «на границах невозможного», и его лица — лучшее тому подтверждение. Они существуют где-то между сном и явью, жизнью и смертью, формой и бесформенностью. Это не образы людей, а образы состояний: меланхолии, отчаяние, мистического озарения. Они не рассказывают историй, они заставляют зрителя почувствовать то, что невозможно выразить словами.

Original size 588x800

Яйцо. Литография. 1885 год.

Он жил по принципу «главного глазами не увидишь» — но в особом, фантасмагорическом понимании. Редон верил в существование внутреннего зрения, взора, обращенного к тайникам души. Черные рисунки, «черноты», как он их называл, выполненные углем, вытаскивали на свет самые потаенные фобии и кошмары. (1)

В творчестве Редона религиозные мотивы проявляются не через традиционные сюжеты, а через тревожные образы, где сакральное смешано с кошмарным. Его рисунки не иллюстрируют Библию — они растворяют ее в темноте подсознания, превращая в серию мистических видений.

Original size 1500x1831

Христос. Литография. 1887 год.

Религия у Редона — пространство для самых глубоких человеческих тревог.

Original size 1023x1260

И в солнечном диске сияет… Литография. 1888 год.

Религиозные мотивы у Одилона Редона — это не вера, а ее тень. Они говорят не о Боге, а о человеческом одиночестве перед лицом непостижимого. И в этом заключается главная мощь его искусства — оно не утешает, а заставляет смотреть в бездну, где даже сакральное теряет свои очертания.

Original size 997x1260

Сам дьявол, что скрывает под парой крыл. Литография. 1888 год.

Заключение

Визуальное исследование графических работ Одилона Редона подтвердило, что его творчество представляет собой не просто совокупность мрачных образов, а сложную систему визуальной философии, где каждый элемент служит раскрытию глубинных психологических и экзистенциальных тем. Анализ ключевых произведений позволил выявить уникальный визуальный язык, разработанный художником для исследования пограничных состояний человеческого сознания. Монохромная палитра становится активным выразительным средством, создающим пространство для рефлексии. Особую актуальность творчество Редона сохраняет и сегодня благодаря своему глубокому психологизму и способности говорить на универсальном языке символов о вечных вопросах человеческого существования. Таким образом, «черный период»‎ в творчестве художника предстает как важнейший этап формирования уникального художественного метода, который продолжает вдохновлять и вызывать интерес как у исследователей, так и у современных художников, подтверждая свою непреходящую ценность для понимания природы искусства и человеческой психики.

Bibliography
Show
1.

[Электронный ресурс. — https://kulturologia.ru/blogs/011018/40578/ (дата обращения: 17.05.2025).

2.

[Электронный ресурс. — https://istoriya-iskusstva.ru/simvolizm/ (дата обращения: 17.05.2025).

3.

[Электронный ресурс. — https://risdmuseum.org/issue-19-many-moons/object-lesson-when-moon-hits-your-eye-symbolism-and-meaning-work-odilon-redon (дата обращения: 17.05.2025).

4.

Leslie Stewart Curtis. From Salome and John the Baptist to Orpheus: The severed head and female imagery in the work of Odilon Redon // The Ohio State University, 1992, p. 1.

5.

Vojtěch Jirat-Wasiutyński. The Balloon as Metaphor in the Early Work of Odilon Redon // Artibus et Historiae, Vol. 13, No. 25 (1992), pp. 195-206.

Image sources
Show
1.2.3.

(дата обращения: 17.05.2025).https://www.arthistoryproject.com/site/assets/files/15622/odilon-redon-the-smiling-spider-1881-trivium-art-history.jpg (дата обращения: 17.05.2025).

4.5.6.7.8.9.10.11.

https://risdmuseum.cdn.picturepark.com/v/X7Vupbuf/ (дата обращения: 17.05.2025).

12.13.

https://arthive.com/res/media/img/orig/work/0e0/589452.webp (дата обращения: 17.05.2025).

14.15.16.17.18.19.20.

https://artchive.ru/res/media/img/oy1800/work/8f4/589248.webp (дата обращения: 17.05.2025).

21.22.23.
«Черный период» в творчестве Одилона Редона
7
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more