Original size 1141x1600

Диалектика трансгуманизма в киберперформансе

PROTECT STATUS: not protected
307
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 2480x1350

Билл Ворн и Луи-Филипп Демер. Инферно, 2015 (Bill Vorn & LP Demers. Inferno) [1]

--> Концепция <--

----> Введение

В эпоху доминирующего антропоцена человек наделил себя исключительной ролью в земном театре природных процессов. Он дал дефиниции всем известным живым и неживым объектам, по-хищнически экспансивно захватил территории и оградил их от неугодных животных, заселив флорой и фауной, которые были селективно изменены под людские нужды. Человек объявил монополию на интеллектуальность, сознание и, следовательно, любое витальное право. Человек отрицал эволюцию, защищая легитимность своего господства, а приняв её, захотел использовать как новый инструмент для укрепления превосходства. Человеку недостаточно поместить себя в центр мира, он стремится стать совершенством. Имплицитная тяга к идеалу проходила лейтмотивом через все века, рождала мифологические фантазии и религиозные размышления, творческие муки и научные открытия. И верующий, и апологет теории эволюции хрупки и уязвимы, подвластны болезням, увяданию и смерти. Гармонические колебания между Танатосом и Эросом толкали к мучительному рассуждению о будущем всего биологического вида.

Макабрическая пляска и по сей день питает мятущиеся души грёзами о бессмертии или существенном продлении жизни, о контролируемых генетических модификациях тела или усовершенствовании способностей за счёт машин, расширяющих границы человеческого мира [1].

----> Трансгуманизм

Трансгуманизм — это плавильный котёл философских идей, в котором вскипают до пены апофеоза гуманистические ценности. В лекции о «Киберготике» Дмитрий Хаустов разбирает работу Стива Фуллера «Humanity 2.0» и утверждает, что в трансгуманизме человек не суверенен (в гуманизме он самозамкнутый суверенный объект), к нему должны быть подключены другие агенты, другие субъектности, а не объектности, которые производят мнимую человеческую суверенность. Путём расширения человеческой агентности Фуллер добивается ещё большего расширения человеческой исключительности, присущей гуманизму. Происходит усиление с помощью техники, но не на равных правах, а на уровне объектов, которые помогают человеку стать ещё исключительнее и усиливают спесишизм [2].

В этом исследовании было бы преступлением не упомянуть Стеларка, чьи киберпанковые перформансы пропитаны до мозга костей соком трансгуманизма. В некоторых работах он даже предвосхищает постгуманизм и антигуманизм, на мой взгляд. Однако произведения этого деятеля сайнс-арта не войдут в число рассматриваемого материала, поскольку являются хрестоматийными и заслуживают отдельного визуального исследования, а моя задача заключается в рассмотрении менее очевидных примеров для демонстрации путей развития трансгуманизма. Тем не менее, риторика известного био-художника будет подспорьем в моих рассуждениях. Апеллируя к маклюэновскому тезису «средство информации и есть сообщение», Стеларк называет тело «устаревшим». «Больше не стоит рассматривать тело как вместилище духовного или социального, но скорее как структуру, которую можно контролировать и модифицировать. Не как субъект, а как объект — и не объект желаний, а объект для дизайна» [3]. Многие киберперформеры идут дальше трансгуманизма, покидая границы антропоцена и исследуя будущее, в котором человеку будет выдана второстепенная роль.

Диалектика трансгуманизма на стыке постгуманизма и антигуманизма в киберперформансе

Original size 2480x1350

Билл Ворн и Луи-Филипп Демер. Инферно, 2015 (Bill Vorn & LP Demers. Inferno) [2]

----> Постгуманизм

Если трансгуманизм использует технику как очередной инструмент для развития человеческого вида, то постгуманизм предполагает равноправие с техникой и размывает классические гуманистические оппозиции: человек и животное, человек и машина, женщина и мужчина. Фуллер в ранее упомянутом «Humanity 2.0» проводит черту между трансгуманизмом и постгуманизмом, называя трансгуманиста ультрагуманистом, который сосредоточен на отличительных признаках человека и расширяет их как угодно, выходя за рамки биологических ограничений. Этой видоцентричной позиции противопоставляется постгуманист Бруно Латур. В АСТ (акторно-сетевой теории) он говорит о генерализованной симметрии и генерализованном изучении людей и объектов, создании парламента вещей, где вещи агентны и у них должны быть представители, защищающие их права. То же самое относится и к животным. Для Фуллера-трансгуманиста подобные инициативы не более, чем вздор [4].

Гимном постгуманизма без преувеличения можно назвать «Манифест киборгов» Донны Харауэй, который представляет собой гибридный текст не только на уровне содержания, но и на уровне формы. «Мой миф о киборгах — это миф о нарушенных границах, сильнодействующих сплавах и опасных возможностях», — пишет киберфеминистка [5]. Перформансы, о которых я буду говорить, исследуют смешение полярных в общественном сознании понятий, а акторы являют собой современных киборгов. Это оптимистическая ветвь развития трансгуманизма, которая импонирует мне больше всего. Кибер-органическая связь — произвольная связь по выбору, не естественная, не природная. По Харауэй нет ничего естественного, нет божественного интерфейса, платоновского мира идей, где прописаны чёткие натуральные формы [6]. «Киборг есть род разобранной и снова собранной постсовременной коллективной и личной самости» [7].

----> Антигуманизм

Если вспомнить произведения киберпанка, то во многих трансгуманизм берёт мрачные аккорды перехода на сторону техники. Стерлинг в киберпанк-антологии «Зеркальные очки» меняет тональность трансгуманизма и ставит в центр проблему выхода техники из-под контроля, техники, конфликтующей с нашей волей. Стеларк считает, что его тело, объект дизайна, полностью ему подвластно, Стерлинг же называет технику опасной и готичной [8]. Эта проблема будет встречаться в тревожных киберперформансах, где технологии захватывают власть над телом, дегуманизируют и отменяют его, будто вторя Нику Ланду о ничтожности человеческого перед лицом нечеловеческого, о киберготическом прочтении фрейдистских понятий влечения, в данном случае детерминированного влечения всего органического к смерти, о «разложении биосферы в техносферу» [9, с. 174]. «За своим эдипальным смыслом — концом личности — смерть является действенным виртуальным объектом, вызывающим конвергенцию, схождение. Никого нет» [9, с. 106].

На смену эволюции придёт некроэволюция, как в научно-фантастическом романе Станислава Лема «Непобедимый», где на одинокой планете Регис стали развиваться и самовоспроизводиться машины, постепенно превратившись в рой «металлических мух», существующих по своим собственным законам. «Началась мёртвая эволюция. Эволюция механических устройств» [10].

--> Рубрикатор <--

Материал разделён на смысловые блоки, отражающие основные проблемные области: язык, чувства, телесность, одежда, движение и время. Каждый блок, подобно гипертексту, перетекает в следующий. Язык описывает мир, описывает нас, описывает чувства, ощущения, которые неразрывно связаны с телесностью. Ближе всего к телу одежда, цифровая одежда примеряется движением, а движение и время — абстрактные, но фундаментальные категории, в которых существует человек и которые он описывает посредством языка. Зацикленная мутация смыслов дробится на примеры трансгуманизма в киберперформансе, преломляющиеся в оптике постгуманизма и антигуманизма.

Я вывела тематическую систему, которую назвала матрицей постантропоценризма:

----> Трансгуманизм — Постгуманизм — Антигуманизм

-> Язык -> Чувства -> Телесность -> Одежда -> Движение -> Время

--> Язык <--

«Мышление не обязательно только в том, что находится внутри головы, оно происходит, когда губы выбирают говорить, а рука выбирает писать»

--> Стеларк [11]

«Если мы пленники языка, тогда для побега из этой тюрьмы-дома требуются поэты языка, своего рода энзим культурного ограничения; киборганическая гетероглоссия — одна из форм радикальной культурной политики»

--> Донна Харауэй «Манифест киборгов» [12]

----> Трансгуманизм

Искусственная система подстраивается под человека, отображает то, что он ожидает увидеть.

Original size 2480x1350

Рафаэль Лозанно Хеммер. Облачный дисплей, 2019 (Rafael Lozano-Hemmer. Cloud Display) [3]

В этой работе зрители и есть перформеры, которые расширяют возможности языка через интерактивную систему, собранную из 1600 ультразвуковых распылителей, микрофона, системы распознавания голоса, компьютера, водяных насосов, системы фильтрации, стали, алюминия и акрила.

«„Облачный дисплей“ — это вертикальный фонтан, состоящий из 1600 ультразвуковых распылителей, управляемых системой распознавания голоса с машинным обучением. Когда участник говорит через микрофон, устройство записывает любые произнесенные слова или предложения, используя струйки чистого водяного пара. Слова появляются и медленно исчезают. Когда никто не говорит в микрофон, время от времени инсталляция превращается в водопад пара. Проект может работать на большинстве языков и распознает разные акценты» [13].

Original size 2480x691
Original size 2480x1027
Original size 2480x1350
Original size 2480x1027
Original size 2480x691
Original size 2480x318
Loading...

----> Постгуманизм

Искусственная система на равных участвует в диалектике языка, она соавтор описываемой реальности. Человек потерял монополию на право давать объектам имена.

«Подумай, мы назвали все звезды и планеты, а может, у них уже были свои имена?»

--> Станислав Лем «Солярис» [14]

Original size 2480x1350

Вейди Джанг и Донгхао Рен. Поэзия Цанцзе, 2021 (Weidi Zhang, Donghao Ren. Cangjie’s poetry) [4]

Художники обучили искусственный интеллект писать стихи на основе видео, создавая реальность, общую для машины и человека с помощью языка, графических символов и семантики. Из-за пандемии Джанг и Рен разработали несколько форматов киберперформанса: очная установка, виртуальное взаимодействие и обработка записанного видео. Это конланг будущего (от англ. Constructed Languages), на мой взгляд, эсперанто. Язык для общения между человеком и техникой, а не для программирования.

«„Поэзия Цанцзе“ — это интерактивная художественная инсталляция, которая дает концептуальный ответ на семантическую реальность человека и машины. В художественном проекте „Поэзия Цанцзе“ интеллектуальная система постоянно наблюдает за окружением через объектив камеры, пишет стихи, используя символическую систему и интерпретируя окружение, синхронно переводит стихотворение на естественный язык аудитории. В этой работе приоритетны двусмысленность и напряжение между машинным зрением и человеческим восприятием, реальным и виртуальным, прошлым и настоящим» [15].

Original size 2480x1350
Original size 2480x1195
Original size 2480x1195
Original size 2480x545
Original size 2480x571
Original size 2480x571
Original size 2480x545

----> Антигуманизм

Остаётся лишь машинная нечеловеческая поэзия.

«- Это будет вопрос, на который не мог ответить ни один компьютер. Он повернулся к пульту. — Есть ли бог? Могущественный голос раздался сразу. — ДА. ТЕПЕРЬ БОГ ЕСТЬ!»

--> Фредерик Браун «Ответ» [16]

Original size 2480x1350

Хирад Сэб. Искусственное горе, 2016 (Hirad Sab. Grief: Artificial) [5]

4-минутная визуальная поэма выполнена с использованием 3D-рендеринга в реальном времени и анимации. Искусственный перформер исследует поэзию, новый язык и чувства без человеческого актора. Может ли ИИ испытывать горе? Мечтает ли он об электроовцах?

«„Ты оставил землю и небо плачущими, разум и душа полны горя. Никто не может занять твое место ни в существовании, ни в отсутствии“. — RumiGRIEF: ARTIFICIAL — это вымышленная визуальная поэма, описывающая пять стадий горя, переживаемых воображаемым искусственным сверхразумом по имени RUMI (Реактивный, Вездесущий и Монолитный Интеллект). Каждый этап представляет собой краткую хвалебную речь, созданную RUMI в виде картины, которая является одновременно и знаком привязанности, и реакцией на потерю. Вдохновленный философией разработки программного обеспечения, RUMI противостоит агонии, реконструируя эмоции и оправдывая потери. „Искусственное горе“ — это нелинейное повествование о скорби и преодолении трудностей RUMI. Его цель состоит в том, чтобы в конечном итоге изучить побочные продукты искусственного интеллекта, подвергнуть сомнению природу искусственных эмоций и исследовать, как чувства проявляются в цифровых сферах через двусмысленность», — пишет в документации к киберперформансу автор [17].

Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x1350
Loading...

--> Чувства <--

«Большинство чувств поверхностны. Если я плачу, если я краснею, если я злюсь — да, в нашем теле есть внутренние гормональные химические процессы, но мы их не чувствуем, мы чувствуем напряжение, головную боль, чувствуем боль, когда режем себя. Было бы интересно научиться генерировать чувства имплицитных событий внутри человеческого тела, и это могло бы быть возможно только с наномашинами, которые могут распределять происходящие внутри нас изменения различными способами»

--> Стеларк [18]

----> Трансгуманизм

Чувствительность человека усиливается с помощью технологий.

«- Но ведь эмпатоскоп, — заговорил, заикаясь от возбуждения, Изидор, — это самая личная вещь! Это прямое продление вашего тела, средство, позволяющее соприкоснуться с другими человеческими существами, превозмочь одиночество».

--> Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» [19]

Original size 2480x1653

Тивон Райс. Розовый шум, 2009 (Tivon Rice. Pink noise) [6]

Относительно старый перформанс, задействующий лишь ЖК-мониторы, заказную электронику, акрил, полиэтилен, силиконовый каучук и светодиоды. Однако он интересен тем, как исследует фантомные ощущения от виртуального прикосновения на пересечении подразумеваемой тактильности изображения и осознанности прикосновения.

Original size 2480x818
Original size 2480x818
Original size 2480x1653
Loading...
Loading...
Original size 2480x691

Рафаэль Лозанно Хеммер. Пульс на расстоянии, 2019 (Rafael Lozano-Hemmer. Remote Pulse) [7]

Киберперформанс включает в себя инсталляцию из пластин, лампочек, алюминиевых креплений, датчиков сердечного пульса и зрителя-перформера, прикладывающего руки к одной из одинаковых станций передачи пульса на расстоянии другому зрителю-перформеру. Планшеты вибрируют синхронно с сердцебиением, и люди чувствуют пульс друг друга, расширяя границы реального чувственного взаимодействия. Перформанс был проведён в двух форматах: на улице и внутри помещения.

Original size 2480x691
Original size 2480x691
Loading...

----> Постгуманизм

Слияние с неантропоморфными телами, эмпатия по отношению к нечеловеческим существам, подражание им.

«Сострадание размывает грань между охотником и добычей, между победой и поражением».

--> Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» [20]

Original size 2480x1350

Шира Швадрон и др. Захват движения, 2019 (Shira Shvadron et al. Movement in Capture) [8]

Израильские художники рассказывают визуальную историю в антиутопическом морском 3Д-пространстве, где исследуют влияние загрязнений на окружающую среду. Перформеры анимировали фантастические модели морских обитателей, вынужденных выживать в океане, отравленном человеком. Любой пользователь может зайти на сайт и совершить путешествие в мир трагического и болезненно прекрасного будущего. Несмотря на значительную философскую роль движения в этом и других проектах Ширы Швадрон, я отнесла данный киберперформанс в категорию симбиоза чувств, потому что художники акцентриуют внимание на ощущениях от переживаемого опыта при прохождении сайта. Меланхоличный тревожный эмбиент от Камури Джозефа (Kamaru Josef), дребезжащее управление курсором, ядовитый пейзаж, биоморфные объекты, анимированные людьми, оголяют эмоциональный нерв. Квинтэссенцией киберперформанса является эмпатия. «Я попросила танцоров визуализировать морских существ и двигаться в соответствии с тем, что они чувствуют, чтобы их движения были интуитивными и без какой-либо хореографической подготовки» [21].

«Исследование, проведенное Рэйчел Макдоннелл из Института неврологии Тринити-колледжа в Дублине, показало, что на самом деле именно движения человеческой фигуры вызывают чувства. Само движение является элементом, который создает чувство сопереживания и связи больше, чем само человеческое представление», — поясняет художница и танцовщица [22].

Original size 2480x579
Original size 2480x579
Original size 2480x579
Original size 2480x579
Loading...
Loading...
Loading...
Loading...

----> Антигуманизм

Машины апроприируют человеческие чувства.

«Не всё и не везде существует для нас».

--> Станислав Лем «Непобедимый» [23]

Original size 2480x1350

Билл Ворн и Луи-Филипп Демер. DSM-VI, 2012 (Bill Vorn & LP Demers. DSM-VI) [9]

Художники создали роботов с психическими заболеваниями: неврозом, психозом, расстройством личности, паранойей, шизофренией, депрессией, препарируя тему «страданий машин».

«Инсталляция представлена в виде „живой картины“, обширного и сложного лабиринтного пространства, напоминающего клетки зоологического сада или коридоры сумасшедшего дома. В этой странной вселенной, состоящей из металлических лесов, электрических кабелей и подвесных воздуховодов, сквозь дымку можно разглядеть неясные и уклончивые формы. Это место населяют загадочные существа, то игнорирующие проходящих мимо зрителей, то буйствующие из-за вторжения в их личную жизнь» [24].

Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x339
Original size 2480x456
Loading...

--> Телесность<--

«Для меня тело — это современная камера из мяса, металла и кода».

--> Стеларк [25]

----> Трансгуманизм

Модификации тела и упование на технику, которая должна раскрыть потенциал человека.

Original size 2480x1350

Лай Цзюнь-Тин. Понять_В. Т. С. ХАОС, 2021 (Lai Jiun-Ting. Understand_V. T. S. HAOS) [10].

Эта работа находится на стыке категорий «чувственности» и «телесности». Я поместила её сюда в отличие от «Пульса на расстоянии» и «Розового шума», поскольку для создания сверхчеловека с «кожей-интерфейсом» необходима аугментация тела, трансформация самого перформера.

«Есть ли у нас другой способ понять мир через интеграцию человека и ИИ? Understand_V. T. S. HAOS — это инсталляция, заменяющая чувства, помогающая исследовать и размышлять в процессе совершенствования. В этой работе проводится эксперимент, в котором оценивается возможность сотрудничества между естественными и искусственными алгоритмами с целью улучшения человека» [26].

«Это эксперимент по улучшению когнитивных функций человека, в котором робот, расширяющий зрение, бродит вокруг вас. В конце концов, ваш мозг сможет узнавать окружающий физический мир по вашему самому большому органу — человеческой коже. Понимание всех типов познания своего тела — это путь совершенствования. Медитирующие чувствуют, где отмечены границы их тел, воспринимая всем сердцем внимание, за которым следует осознание хода рождений и смертей всего сущего. Understand_ V. T. S. HAOS образует совместную систему, объединенную людьми и ИИ, стремясь выяснить связи между расширением человеческого сознания и познанием границ посредством медитации. Он превращает восприятие кожи в интерфейс усиления наших чувств, помогая тем, кто его носит, совершенствоваться как сверхчеловек» [27].

Loading...

----> Постгуманизм

Киборги и гибриды Харауэй нашли отражение в психофизических перформансах и гибридных фильмах Анто Астудильо (Anto Astudillo), в которых они исследуют квир-телесность.

«Киборг — это кибернетический организм, помесь машины и организма, создание социальной реальности и вместе с тем порождение вымысла».

--> Донна Харауэй «Манифест киборгов» [28]

Original size 2480x1350

Анто Астудильо. Тело сдаётся, 2022 (Anto Astudillo. A BODY (SUR)RENDERS) [11]

Как и текст Донны Харауэй, перформанс репрезентует идею через новую концептуальную форму. Это психофизический гибрид фильма и живого выступления, в котором изображения, звук и движение переплетаются, чтобы зрители воспринимали его как единое синхронизированное произведение. Сюда включены фильмы, снятые за последние 4 года. Они представляют собой процесс трансформации и перформансы, снятые на 16-миллиметровую пленку, которые касаются физических и психологических изменений в человеческом теле на личном уровне. «Этот гибридный фильм/спектакль представляет собой сокровенное произведение, в котором я демонстрирую, кем я являюсь сегодня как транс-человек, и как эта идентичность глубоко переплетена со мной как с художником» [29].

Original size 2480x1350
Original size 2480x1350
Original size 2480x1350
Loading...
Original size 2480x1350

Анто Астудильо. Воссоздай моё тело, 2021 (Anto Astudillo. RENDER MY BODY) [12]

Проект изучает, каково жить в квир-теле в современном мире. Он состоит из различных уровней визуализации, объединённых 20-минутным живым перформансом: 16-миллиметровый фильм/перформанс, проекция этого фильма на тело перформера, психофизическая хореография и визуализация небинарного аватара от The Glad Scientist.

Original size 2480x829
Original size 2480x829
Original size 2480x1350

Анто Астудильо. Воссоздай моё тело II, 2022 (Anto Astudillo. RENDER MY BODY II) [13]

Продолжение предыдущего киберперформанса с креативным кодингом на P5.js.

Original size 2480x451
Original size 2480x685
Loading...

----> Антигуманизм

Технология стирает личность, представляя людей как биологические системы, тела.

«Каждый из нас знает, что он — существо материальное, подчиняющееся законам физиологии и физики, и что, даже собрав воедино силы всех наших чувств, мы не можем бороться с этими законами, можем лишь их ненавидеть».

--> Станислав Лем «Солярис» [30]

Original size 2480x1017

Рафаэль Лозанно Хеммер. Без названия, 2022 (Rafael Lozano-Hemmer) [14]

Фрагменты недавнего перформанса на Art Basel. Так как документации к этой работе пока что нет, я не стала её никак называть. Это киберперформанс с тепловизором, человеческими телами и надписями холодной водой на коже. «Текст представлял собой стихотворение, вдохновленное алгоритмами компьютерного зрения, и оно постепенно стерлось теплом наших тел», — пишет художник на своей странице в социальных сетях [31]. Получившиеся визуальные образы натолкнули меня на мысли об антигуманизме и о том, как машина видит человека. Если в «Поэзии Цанцзе» компьютер конструировал реальность на основе человеческого поэтического языка, то здесь флёр машинного зрения стирает текст, стирает налёт человеческой культуры, оставляя уязвимые тела человеческих созданий. Возможно, именно так нас бы и видели машины из фантастики о восстании ИИ.

Original size 2480x1017
Original size 2480x1017

--> Одежда <--

«Одежда. Наша разросшаяся кожа».

--> Маршалл Маклюэн [32]

----> Трансгуманизм

Новая одежда расширяет человеческую среду обитания до цифрового пространства.

Original size 2480x1350

Колин Бендерс. Да! Ждать. Может быть? Модульный беспредел, 2021 (Colin Benders. Yes! Wait. Maybe? Modular Mayhem) [15]

Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x691
Loading...
Original size 2480x691

Колин Бендерс. Вернуться в локдаун!? Модульный беспредел, 2021 (Colin Benders. Back to Lockdown mode!? Modular Mayhem) [16]

Original size 2480x691
Original size 2480x691
Loading...

----> Постгуманизм

Рефлексия с помощью одежды. Физическое интегрируется в виртуальное, а виртуальное в физическое, помогая переосмыслить себя.

Original size 2480x1081

Тристан Шульце. Кожа, 2020 (Tristan Schulze. Skin) [17]

ИИ Тристана Шульце «шьёт» цифровую одежду в реальном времени на основе биометрических данных зрителя. Шульце превращает физическое в виртуальное, а посетители музея анимируют аватара. На выставке мне удалось испытать этот опыт на себе, тогда показалось, что я смотрю в зеркало, а ИИ сканирует меня и преломляет мою индивидуальность в 3Д-модели. Я влияла на внешний облик цифровой одежды, а она влияла на моё внутреннее восприятие себя. Мы будто были равноправными акторами перформанса.

Original size 2480x844
Original size 2480x844
Original size 2480x777

----> Антигуманизм

Эмансипированная одежда сбрасывает бренное человеческое тело.

Original size 2480x870

Энтони Тудиско. Без названия, 2020 (Antoni Tudisco) [18]

Ссылка на рилс (Соцсеть, принадлежащая Meta. Признана экстремистской и запрещена на территории РФ)

Original size 2480x870
Original size 2480x646
Original size 2480x870
Original size 2480x646

--> Движение <--

«Именно здесь, в самой идее автоматизма как общего свода правил, подразумевающих утверждение технологически обусловленного подчинения и манипуляции, мы и находим „живой“ аспект этого „неживого“ измерения Тот ресурс существующих возможностей, который позволяет нам задаться вопросом об онтологических качествах „живого“ по отношению к природе технического».

--> Дмитрий Булатов [33, c.27]

----> Трансгуманизм

Машина подчиняется человеческому актору, управляется его движениями.

Original size 2480x1350

Алида Сан. Звёздная установка, 2022 (Alida Sun. Vox Stellaraum installation) [19]

Ссылка на рилс 1

Ссылка на рилс 2

(Соцсеть, принадлежащая Meta. Признана экстремистской и запрещена на территории РФ)

Original size 2480x666
Original size 2480x666

----> Постгуманизм

Диалог с машиной, как с партнёром в танце, а не управление.

Original size 550x341

Алида Сан. Невидимые атмосферы, 2019 (Alida Sun. Unseen Atmospheres) [20]

«Создавая невидимые, квазимифологические сущности, которые все больше формируют наши цифровые миры и коллективный опыт, генеративные формы освещают и приводят в движение сотканные композиции, которые извиваются и перетекают между двух- и трёх-мерными плоскостями на протяжении всей выставки. Благодаря коду и сенсорной обратной связи в реальном времени окружающая среда никогда не принимает одну и ту же форму дважды. Любой, кто входит, становится неотъемлемой частью изменчивого, открытого эксперимента с пространством, материалами, процессами и людьми» [34].

Original size 2480x553
Original size 2480x1350

Антуан Шмитт. Я сам, 2019 (Antoine Schmitt. Myselves) [21]

«Интерактивная хореографическая пьеса „Я сам“ представляет собой диалог между танцовщицей и ее многочисленными „я“, воплощенными в автономном и непредсказуемом визуальном и звуковом существе, которое исходит из ее психики и интерпретируется оптическими и телесными датчиками… Искусственное существо, наделенное природным полиморфизмом, может воплощать и выражать самые разнообразные состояния в соответствии с анализом двигательных качеств танцовщицы и поэтому становится во многом непредсказуемым, будучи фундаментально связанным с ее внутренними состояниями» [35].

Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x691
Original size 2480x691
Loading...

----> Антигуманизм

Потеря контроля. Не человек управляет машиной, а машина управляет человеком.

«Утратив тело, я утратил мир».

--> Александр Беляев «Голова профессора Доуэля» [36]

Original size 2480x1350

Билл Ворн и Луи-Филипп Демер. Инферно, 2015 (Bill Vorn & LP Demers. Inferno) [22].

В «Инферно» добровольцы-перформеры оказываются во власти машин, их тела, скованные металлом, вынуждены двигаться под воздействием внешней силы в бесконечном цикле страданий дантовского ада.

«Машины, задействованные в спектакле, надеты на тела восторженных зрителей-исполнителей. Таким образом, избранная группа публики становится активной частью спектакля и получает радикальный иммерсивный опыт. Передавая управление экзоскелетом компьютеру, аудитории и исполнителям, „Инферно“ ставит под сомнение природу контроля — машинного или человеческого, принудительного или добровольного — где излучается либо утопическое, либо антиутопическое будущее, как реальное, так и вымышленное» [37].

Original size 2480x1350
Original size 2480x1350
Original size 2480x1350
Original size 2480x1350
Loading...

--> Время <--

«Переход художников от интерпретационных практик к прямой операционной деятельности, где технология оказывается непосредственно связанной с целевым состоянием организма, позволяет сосредоточиться на трансформациях внутреннего, физиологического времени — того, что Анри Бергсон называл „временными длительностями и ритмом, в котором движется живая материя“».

--> Дмитрий Булатов [38, с. 25]

----> Трансгуманизм

Человек покоряет время.

Original size 2480x811

Хирад Сэб. 200 000 кадров в секунду, 2018 (Hirad Sab. 200,000 FPS) [23]

Зритель в роли перформера и повелителя времени. Подчинённое время — ещё один полноправный актор киберперформанса. По крайней мере, такой эффект создаётся благодаря проекции движущегося изображения, RGB-камере, клейкой ленте и кастомному ПО.

Loading...

----> Постгуманизм

Человек сливается со временем и другими людьми, сосуществуя в одной темпоральности.

Original size 2480x751

Рафаэль Лозанно Хеммер. Записанная сборка, 2017 (Rafael Lozano-Hemmer. Recorded Assembly) [24]

Компьютер, экран и специальное ПО помогают художнику вовлечь зрителей в киберперформанс, в котором биометрические датчики проецируют лица участников в настоящем времени на лица, что были до них в прошлом, создавая гибридные портреты, колеблющиеся между одним человеком и другим, между прошлым и настоящим [39].

Original size 2480x751
Original size 2480x751

----> Антигуманизм

Время неумолимо уничтожает даже цифровую копию несуществующего человека.

Original size 2480x1350

ИИ сказал мне. Я не забуду, 2019 (AI told me. I will not forget) [25]

Зловещий киберперформанс нейронной сети. ИИ создаёт несуществующую девушку, а затем постепенно её забывает, и сгенерированное изображение распадается. Цифровая смерть похожа на реальное биологическое гниение. Человека влечёт киберготическая смерть, о которой писал Ник Ланд.

Original size 2480x339
Original size 2480x456
Original size 2480x691
Original size 2480x339
Original size 2480x339
Original size 2480x456
Original size 2480x339
Loading...

--> Вывод <--

Трансгуманизм предлагает человечеству варианты решения извечных проблем и воспевает величие человека, преодолевшего свою природную слабость посредством симбиоза с машиной. Однако предсказать дальнейшее развитие этого направления можно в двух разных направлениях, объединенных общей тенденцией смещения человека с пьедестала высшего существа. Закат эпохи антропоцена предлагает людям пересмотреть взгляд на окружающий мир и бытность в нём человеком. «Демонстрируя логику создания новых технологических форм и новых идентичностей, искусство формулирует главную задачу человека, живущего в эпоху новых технологий, — конструирование живого будущего (то есть будущего, наделяющего нас свободой), а не мёртвого, механического будущего, которое строится и без нашего участия» [40, c.28]. «Чтобы изменить человеческую природу и представить иные пути бытия, нужно совершить акт отказа, который сталкивает лицом к лицу и переосмысливает понятия привычного и необыкновеного, угнетателей и угнетённых, изученного и забытого, важного и критического» [41, c.66]. Именно это я и совершу в своём киберперформансе.

«Пигмалион и веб-синтезатор» — современный арт-проект, инвертирующий роли человека и компьютерной программы в результате отказа от модели антропоцентризма. Инструмент обретает право голоса и сотворчества. Станет ли он цифровой химерой машины и человека или поднимет мятеж, взяв контроль над перформером? Каковы отношения между автором и произведением? Продолжаются ли они после акта творения и в какие формы взаимодействия могут трансформироваться?

Ссылка на перформанс

--> Источники <--

Диалектика трансгуманизма в киберперформансе
307
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more