
«Послушайте, и я расскажу историю о стареющем художнике. Некоторые попытаются добиться известности и славы; другие не такие смелые»
Дэниел Джонстон
Рубрикатор
Введение


Обложка и яблоко пластинки Дэвид Боуи, Autside,
Появление и первая волна массовой популярности музыкальных пластинок в США пришлась примерно на середину 20 века. Это совпадает по времени с расцветом феномена аутсайдерского искусства. В эпоху, когда виниловый диск сам по себе был безымянным чёрным кругом, несущим лишь звук, но практически лишенным визуальной идентичности, именно обложка альбома становилась его лицом: первым посланием слушателю, ключом к содержанию и мощным эмоциональным аттрактором.
Этот визуальный инструмент быстро превратился в самостоятельное художественную сферу для творчества — пространство экспериментов, манифестов и личных историй. В этом визуальном исследовании я сосредоточусь на особом пересечении двух видов искусств: как эстетика и мировоззрение американского аутсайдерского искусства проявили себя в оформлении обложек для музыкальных пластинок. Особенно я заострю внимание на случаях, когда сами музыканты были одновременно художниками-аутсайдерами, создавая не просто обложку, а мир, где звук и образ соединялись воедино.Это начинает говорить о вере, внутренних ощущениях и переживаниях своего внутреннего «Я» у автора произведения.


Допы к пластинкам Autside
В этой работе я хочу рассмотреть самые яркие примеры, где визуальный язык и музыкальная практика сливаются в единое высказывание у художников и музыкантов, работающих в поле американского аутсайдерского искусства.
Я обращусь к таким важным фигурам аутсайда и культуры в целом, как Говард Финстер, Лонни Холли, Уэсли Уиллис, Дэниел Джонстон и сестры Уиггин. Рассмотрю, какими областями схожи примеры друг с другом, а чем они отличатся, выражая свою уникальность и ценность. Но самый важный момент, на котором сосредоточено и сфокусировано это исследование, как я сказала, — это взаимосвязь между музыкальным произведением его визуальной частью, отражающуюся в дизайне обложки для виниловых пластинок, и личностью автора.
Говард Финстер


Говард Финстер и The Super Powers, 1985
Начнем с наиболее известного примера — аутсайдерские иллюстрации Говарда Финстера, который прославися своим «Райским садом» и множеством картин на религиозные мотивы и рассуждении о самом себе. Здесь я разберу о созданных им обложек для альбомов трех групп.


Обложка и яблоко Talking Heads, Little Creatures, 1985
Talking Heads — Little Creatures
Первый на очереди — Little Creatures, упаковка которого ярко отражает стиль художника. На ней Говард использует мотивы своих предыдущих работ, в том числе изображенный автопортрет на переднем плане. Хотя музыка и написана в жанре рок, но некоторые песни (например, Road to Nowhere, Creatures of Love) тесно связаны с религией, верой и божественным замыслом, о чем очень любит говорить Говард в своих произведениях. Обложка также хороша тем, что цепляет взгляд зрителя, она яркая и насыщенная разными по форме объектами. Я думаю, что даже неискушенный музыкой зритель возьмет эту пластинку для рассматривания любопытных элементов.


Допы к пластинке Little Creatures


Передняя и задняя часть обложки R.E.M., Reckoning, 1984
R.E.M. — Reckoning
Для альбома Reckoning группы R.E.M. Говард Финстер, на мой взгляд, проявил более индивидуальный подход: змеиная полоса, поделенная на 4 цвета, является минималистичным, но самым выделяющимся объектом на черном фоне. 4 части могут символизировать 4х участников группы (Майкл Стайп, Питер Бак, Майк Миллз, Билл Берри), а по верх перечисляются песни, записанные на пластинку. Белые карикатуры лиц людей и змея выполнены в наивном, карикатурном и небрежном стиле, что подчеркивает рокерскую тематику содержимого. Атмосфера альбома также резанирует с творчеством художника — ностальгичная, духовная, и культурная.


Передняя и задняя часть обложки Rev. Howard Finster, Man Of Visions, 1981
Rev. Howard Finster — Man Of Visions
Удивительно, сколько профессий и увлечений попробовал Говард за жизнь: «Он работал фермером, бакалейщиком, таксидермистом, водопроводчиком, краснодеревщиком и веломехаником», — пишет продюсер на задней стороне обложки пластинки. Музыка не стала исключенным инструментом повествования людям о Боге и воспевании его. Жанр альбома можно определить как евангельский фолк и кантри. И, конечно, Говард не обделил свой альбом самописной иллюстрации с автопортретом и максимальной заполненностью пространства листа (что очень даже в духе аутсайдеров) узорами и словами.
Лонни Холли


Лонни Холли и God Dreaming of Africa, 1981
Лонни Холли — это американский аутсайд артист и музыкант, который работает в основном в жанре скульптуры из мусора или переработанного каменного шлака, но переодически встречаются и рисунки. Его работа — это всегда эксперимент и эволюция, он может разбирать старые скульптуры буквально или образно и их детали использовать для новых образов. Я проанализирую две обложки музыкальных пластинок, которые раскрывают оба жанра его творчества.


Голубая пластинка и обложка Lonnie Holley, Oh Me Oh My, 2023
Lonnie Holley — Oh Me Oh My
Начнем с менее характерного но более яркого и привлекательного дизайна обложки Oh Me Oh My. В изобразительном искусстве автор часто говорит языком простых, даже примитивных жестов. Его образы часто схожи с африканским искусством и резонирует с ним. Нелегкая жизнь афроамериканцев становится частым мотивом в текстах его песен, так или иначе, он не выражает злобу, но демонстрирует тоску. Однако, по моему мнению, его лирический герой в заглавной песне не отчаялся, он видит шанс на что-то лучшее, более великое и мирное, что символично отражают белые голуби на иллюстрации. Дом — это место, где ты чувствуешь себя хорошо и защищенно, однако его окружают американские флаги так, будто он заточен ими, выражая этим принудительную несвободу афроамериканцев.


Красные пластинки, обложка и доп наклейка на машину Lonnie Holley, Tonky, 2025
Lonnie Holley — Tonky
Обложка альбома Tonky уже отличается своей минималистичностью, на ней остается только одна из скульптур автора и название. Фигура выполнена в духе традиций африканских стран: массивные и закономерные черны лица явно намекают нам на далекие корни автора. Эта скульптура хорошо подчеркивает музыку альбома, например, одной из его песен — That’s Not Art, That’s Not Music, подобным образом отражающая африканский стиль исполнения мелодий и простой, но точный по смыслу текст.
Уэсли Уиллис


Уэсли Уиллис и The Chicago Skyline, Wells, Wentworth 51st (McDonald’s)
Уэсли Уиллис — певец и художник аутсайдерского искусства с диагнозом шизофрения. Тексты его песен зачастую нецензурны и непристойны, но уникальны в своей простоте и юморе. Музыканта критикуют за его фальшивое пение, фонограмму, синтетическую музыку, но это не мешало ему получить прозвище «Папа рок-н-ролла». Художественная карьера же его началась задолго до музыкальной и представляла собой множество «детских», но точных рисунков маркерами. Характерной чертой его работ можно назвать штриховку объекта, вместо его полной заливки.


Обложка Wesley Willis, Greatest Hits, 1995
Wesley Willis — Greatest Hits
Большинство песен не только этого сборника, но и в целом всей коллекции Уэсли схожи по структуре и звучанию — незамысловатые и повседневные. Второй термин хорошо подходит к описанию обложки альбома — здесь нет экшена и скорости, скорее обычный день в городе с высотками и автобусами. Присутствуют и повторяющиеся мотивы (решетки, транспортные средства, дома), словно как и строчки песен, они лишены головоломок и стабильны. Без сомнений, хит альбома — Rock N’ Roll McDonald’s, привлекающий своей харизматичностью и простотой, даже наивностью автора. Уэсли Уиллис — это такой исполнитель, про которого говорят «так плохо, что даже хорошо», и я считаю, в это и есть его шарм.


Обложка Wesley Willis, Greatest Hits Vol. 2, 1999
Wesley Willis — Greatest Hits Vol. 2
Вторая часть Greatest Hits вышла через 4 года, но приятно, что она сохранила дух и эстетику первой, что касается и обложки. Иллюстрации альбомов выглядят гармонично и цельно, поскольку сохраняется стиль и мотив города с многоэтажками и автобусами. Такие рисунки забавно и интересно рассматривать и подмечать элементы (например, что у некоторых машин нет колес, и будто они частично провалились под дорогу, «застряли в текстурках»).
Дэниел Джонстон


Дэниел Джонстон и It’s Been A Great Day
Дэниел Джонстон — еще один творец с психическими расстройствами и маниакальными убеждениями в придачу. Однако его музыкальные амбиции были сильнее ментальных болезней, и он как мог раздавал каждому посетителю магазина, где он работал, кассеты своих записей, пока по нему не началась местная слава, а далее и заинтересованность им другими музыкантами. Но, на мой взгляд, комиксные иллюстрации и коллажи с яркими героями Дэниела привлекают больше, чем его песни в жанре рок.


Обложка Daniel Johnston, Hi, How Are You: The Unfinished Album, 2022
Daniel Johnston — Hi, How Are You: The Unfinished Album
Лягушонок альбома Hi, How Are You? стал настоящим символом фигуры автора. Даже от здания магазина с пластинками, закрывшегося и разрушенного, решили оставить стену с нарисованным лично Дэниелом симпатичным маскотом. Однако такие веселые и симпатичные герои не пересекаются с его тревожными и тоскливыми песнями. Эти персонажи будто созданы, чтобы уйти в другой мир, ведь не зря Дэниел не просто рисовал иллюстрации, но создавал комиксы. В первую очередь он это делал для себя и рассказа о себе, проблемах и переживаниях через симпатичных и нелепых (в хорошем смысле) героев.


Яблоки пластинки Hi, How Are You


Обложка Daniel Johnston, Welcome To My World: The Music Of Daniel Johnston, 2022
Daniel Johnston — Welcome To My World: The Music Of Daniel Johnston
Еще один альбом Дэниела с забавными иллюстрациями — Welcome To My World — названием так и говорит, что приглашает заглянуть в его необычный «мир». На обложке изображено нечто с глазом, оно одновременно простое, но пугающее своим взглядом, будто автор хотел изобразить что-то невыразимое, но беспокоящее его, открывающее портал в его душу. На обратной стороне обложки, на контрасте с передом, показана смешная сценка с вылупившемся утенком и отсылкой на знаменитые часы Дали. Словно это две стороны его мира — экзистенциальная и шуточная.
Доп к пластинкам Welcome To My World


Обложка и яблоко пластинки Daniel Johnston, Artistic Vice, 1991
Daniel Johnston — Artistic Vice
Этот экземпляр интересен своей коллажной техникой, отражающей дух времени. В комиксах и песнях Дэниел Джонстон часто отсылается к популярным образам массовой культуры, но с одним персонажем у него особые отношения. Речь идет о приведении Каспере, и истории, когда Дэниелу показалось, что оно вселилось в него. Из-за этого (видимо обострения болезни) они с отцом чуть не разбились на самолете, когда он достал и выбросил ключ зажигания за пределы борта. В альбоме есть песня, посвященная этому герою — I Know Casper. По первым куплетам мотив кажется добрым и по-детски игривым, однако к концу снова звучит тревога и экзистенциализм.
The Shaggs


Сестры Дороти, Бетти и Хелен Уиггин и маскот Фут Фут
Последний пример в этом исследовании довольно сильно отделяется от предыдущих:
Тем не менее, я решила взять этот пример как антипод предыдущим, чтобы показать, что под скучной обложкой может скрываться необычная история.


Обложка The Shaggs, Philosophy Of The World, 1969
The Shaggs — Philosophy Of The World
История сестер из The Shaggs уникальна тем, что отец девушек был полностью убежден — его дочки обязаны стать культовым коллективом и фактически против их воли и согласия купил инструменты и записал на курсы. Официального музыкального образования они не получили, поэтому песни звучат специфично и несвязно. По воле главы семьи был записан первый и единственный альбом — Philosophy Of The World-, а после смерти властного отца группа прекратила свое существование. Так или иначе, но его пророчество частично сбылось, ведь сестры заимели признание у культовых рок музыкантов, а среди ценителей их альбом считается лучшим в своей нише. Эту грустную историю немного скрашивает очаровательный зверек на обороте обложки по имени Фут Фут. Трудно догадаться, но этот гибрид рыбы и тигра на самом деле просто домашний кот, а строчка под ним «Where the Foot Foot?» отсылаек к одной из песен альбома о питомце.
Заключение
Таким образом, на примере четырех авторов и одного музыкального коллектива я показала, как обложки виниловых пластинок могут становиться непосредственным продолжением личности художника — отражая его внутренний мир, психическое состояние, духовные переживания и сквозные темы его творчества. В то же время я привела и контрпример, демонстрирующий, что визуальная скромность или кажущаяся непривлекательность обложки вовсе не говорит об отсутствии за ней интересной и необычной истории.
Ссылки на источники
Talking Heads — Little Creatures // Discogs URL: https://www.discogs.com/release/776941-Talking-Heads-Little-Creatures?srsltid=AfmBOorhdwES6nnSR06hVqNbNivShjfILSOyOuwoFAORDnNv5EMxpSpT [дата обращения: 19.11.2025]
R.E.M. — Reckoning // Discogs URL: https://www.discogs.com/master/14562-REM-Reckoning?srsltid=AfmBOopaGzqlrnuMy1ne7EKrNuM6UauogiVuK9bvwrmBHl7xj5EZjZ60 [дата обращения: 19.11.2025]
Reckoning (альбом R.E.M.) // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Reckoning_%28%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC_R.E.M.%29 [дата обращения: 19.11.2025]
Rev. Howard Finster — Man Of Visions // Discogs URL:https://www.discogs.com/ru/release/8811530-Rev-Howard-Finster-Man-Of-Visions?srsltid=AfmBOoq5Ep_LcYrjICWioiv6y1taUVwhs51EsbiCOvd52G8ZPQF_-uiX [дата обращения: 19.11.2025]
Lonnie Holley // Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/artist/3343256-Lonnie-Holley [дата обращения: 19.11.2025]
Lonnie Holley — Tonky// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/3790499-Lonnie-Holley-Tonky [дата обращения: 19.11.2025]
Lonnie Holley — Oh Me Oh My// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/3012794-Lonnie-Holley-Oh-Me-Oh-My [дата обращения: 19.11.2025]
Wesley Willis // Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/artist/309959-Wesley-Willis?page=2 [дата обращения: 19.11.2025]
Wesley Willis // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Wesley_Willis [дата обращения: 19.11.2025]
Wesley Willis — Greatest Hits// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/156348-Wesley-Willis-Greatest-Hits [дата обращения: 19.11.2025]
Wesley Willis — Greatest Hits Vol. 2// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/352059-Wesley-Willis-Greatest-Hits-Vol-2 [дата обращения: 19.11.2025]
Daniel Johnston // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Daniel_Johnston [дата обращения: 19.11.2025]
Daniel Johnston — Hi, How Are You: The Unfinished Album// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/release/23044214-Daniel-Johnston-Hi-How-Are-You-The-Unfinished-Album [дата обращения: 19.11.2025]
Daniel Johnston — Welcome To My World: The Music Of Daniel Johnston// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/release/24463049-Daniel-Johnston-Welcome-To-My-World-The-Music-Of-Daniel-Johnston [дата обращения: 19.11.2025]
Daniel Johnston — Artistic Vice// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/138741-Daniel-Johnston-Artistic-Vice [дата обращения: 19.11.2025]
The Shaggs// Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/The_Shaggs [дата обращения: 19.11.2025]
F0HnqqphT2iCSfE/rs: fit/g: sm/q: 90/h: 592/w: 600/czM6Ly9kaXNjb2dz/LWRhdGFiYXNlLWlt/YWdlcy9SLTE3MTk0/Mi0xNzUwNTAwOTE2/LTEzMzUuanBlZw.jpeg