Original size 2280x3200

Отражение аутсайдерского искусства на обложках музыкальных пластинок

7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

«Послушайте, и я расскажу историю о стареющем художнике. Некоторые попытаются добиться известности и славы; другие не такие смелые»

Дэниел Джонстон

Рубрикатор

  1. Введение
  2. Говард Финстер
  3. Лонни Холли
  4. Уэсли Уиллис
  5. Дэниел Джонстон
  6. The Shaggs
  7. Заключение
  8. Ссылки на источники

Введение

Обложка и яблоко пластинки Дэвид Боуи, Autside,

Появление и первая волна массовой популярности музыкальных пластинок в США пришлась примерно на середину 20 века. Это совпадает по времени с расцветом феномена аутсайдерского искусства. В эпоху, когда виниловый диск сам по себе был безымянным чёрным кругом, несущим лишь звук, но практически лишенным визуальной идентичности, именно обложка альбома становилась его лицом: первым посланием слушателю, ключом к содержанию и мощным эмоциональным аттрактором.

Этот визуальный инструмент быстро превратился в самостоятельное художественную сферу для творчества — пространство экспериментов, манифестов и личных историй. В этом визуальном исследовании я сосредоточусь на особом пересечении двух видов искусств: как эстетика и мировоззрение американского аутсайдерского искусства проявили себя в оформлении обложек для музыкальных пластинок. Особенно я заострю внимание на случаях, когда сами музыканты были одновременно художниками-аутсайдерами, создавая не просто обложку, а мир, где звук и образ соединялись воедино.Это начинает говорить о вере, внутренних ощущениях и переживаниях своего внутреннего «Я» у автора произведения.

Допы к пластинкам Autside

В этой работе я хочу рассмотреть самые яркие примеры, где визуальный язык и музыкальная практика сливаются в единое высказывание у художников и музыкантов, работающих в поле американского аутсайдерского искусства.

Я обращусь к таким важным фигурам аутсайда и культуры в целом, как Говард Финстер, Лонни Холли, Уэсли Уиллис, Дэниел Джонстон и сестры Уиггин. Рассмотрю, какими областями схожи примеры друг с другом, а чем они отличатся, выражая свою уникальность и ценность. Но самый важный момент, на котором сосредоточено и сфокусировано это исследование, как я сказала, — это взаимосвязь между музыкальным произведением его визуальной частью, отражающуюся в дизайне обложки для виниловых пластинок, и  личностью автора.

Говард Финстер

Говард Финстер и The Super Powers, 1985

Начнем с наиболее известного примера — аутсайдерские иллюстрации Говарда Финстера, который прославися своим «Райским садом» и множеством картин на религиозные мотивы и рассуждении о самом себе. Здесь я разберу о созданных им обложек для альбомов трех групп.

Обложка и яблоко Talking Heads, Little Creatures, 1985

Talking_Heads_Creatures_Of_Love
5 min

Talking Heads — Little Creatures

Первый на очереди — Little Creatures, упаковка которого ярко отражает стиль художника. На ней Говард использует мотивы своих предыдущих работ, в том числе изображенный автопортрет на переднем плане. Хотя музыка и написана в жанре рок, но некоторые песни (например, Road to Nowhere, Creatures of Love) тесно связаны с религией, верой и божественным замыслом, о чем очень любит говорить Говард в своих произведениях. Обложка также хороша тем, что цепляет взгляд зрителя, она яркая и насыщенная разными по форме объектами. Я думаю, что даже неискушенный музыкой зритель возьмет эту пластинку для рассматривания любопытных элементов.

Допы к пластинке Little Creatures

Передняя и задняя часть обложки R.E.M., Reckoning, 1984

R.E.M.__Don_t_Go_Back_To_Rockville
5 min

R.E.M. — Reckoning

Для альбома Reckoning группы R.E.M. Говард Финстер, на мой взгляд, проявил более индивидуальный подход: змеиная полоса, поделенная на 4 цвета, является минималистичным, но самым выделяющимся объектом на черном фоне. 4 части могут символизировать 4х участников группы (Майкл Стайп, Питер Бак, Майк Миллз, Билл Берри), а по верх перечисляются песни, записанные на пластинку. Белые карикатуры лиц людей и змея выполнены в наивном, карикатурном и небрежном стиле, что подчеркивает рокерскую тематику содержимого. Атмосфера альбома также резанирует с творчеством художника — ностальгичная, духовная, и культурная.

Передняя и задняя часть обложки Rev. Howard Finster, Man Of Visions, 1981

Howard_Finster_Some_of_These_Days
2 min

Rev. Howard Finster — Man Of Visions

Удивительно, сколько профессий и увлечений попробовал Говард за жизнь: «Он работал фермером, бакалейщиком, таксидермистом, водопроводчиком, краснодеревщиком и веломехаником», — пишет продюсер на задней стороне обложки пластинки. Музыка не стала исключенным инструментом повествования людям о Боге и воспевании его. Жанр альбома можно определить как евангельский фолк и кантри. И, конечно, Говард не обделил свой альбом самописной иллюстрации с автопортретом и максимальной заполненностью пространства листа (что очень даже в духе аутсайдеров) узорами и словами.

Лонни Холли

Лонни Холли и God Dreaming of Africa, 1981

Лонни Холли — это американский аутсайд артист и музыкант, который работает в основном в жанре скульптуры из мусора или переработанного каменного шлака, но переодически встречаются и рисунки. Его работа — это всегда эксперимент и эволюция, он может разбирать старые скульптуры буквально или образно и их детали использовать для новых образов. Я проанализирую две обложки музыкальных пластинок, которые раскрывают оба жанра его творчества.

Голубая пластинка и обложка Lonnie Holley, Oh Me Oh My, 2023

Lonnie_Holley_Oh_Me_Oh_My
6 min

Lonnie Holley — Oh Me Oh My

Начнем с менее характерного но более яркого и привлекательного дизайна обложки Oh Me Oh My. В изобразительном искусстве автор часто говорит языком простых, даже примитивных жестов. Его образы часто схожи с африканским искусством и резонирует с ним. Нелегкая жизнь афроамериканцев становится частым мотивом в текстах его песен, так или иначе, он не выражает злобу, но демонстрирует тоску. Однако, по моему мнению, его лирический герой в заглавной песне не отчаялся, он видит шанс на что-то лучшее, более великое и мирное, что символично отражают белые голуби на иллюстрации. Дом — это место, где ты чувствуешь себя хорошо и защищенно, однако его окружают американские флаги так, будто он заточен ими, выражая этим принудительную несвободу афроамериканцев.

Красные пластинки, обложка и доп наклейка на машину Lonnie Holley, Tonky, 2025

Lonnie_Holley_That_s_Not_Art_That_s_Not_Music
4 min

Lonnie Holley — Tonky

Обложка альбома Tonky уже отличается своей минималистичностью, на ней остается только одна из скульптур автора и название. Фигура выполнена в духе традиций африканских стран: массивные и закономерные черны лица явно намекают нам на далекие корни автора. Эта скульптура хорошо подчеркивает музыку альбома, например, одной из его песен — That’s Not Art, That’s Not Music, подобным образом отражающая африканский стиль исполнения мелодий и простой, но точный по смыслу текст.

Уэсли Уиллис

Уэсли Уиллис и The Chicago Skyline, Wells, Wentworth 51st (McDonald’s)

Уэсли Уиллис — певец и художник аутсайдерского искусства с диагнозом шизофрения. Тексты его песен зачастую нецензурны и непристойны, но уникальны в своей простоте и юморе. Музыканта критикуют за его фальшивое пение, фонограмму, синтетическую музыку, но это не мешало ему получить прозвище «Папа рок-н-ролла». Художественная карьера же его началась задолго до музыкальной и представляла собой множество «детских», но точных рисунков маркерами. Характерной чертой его работ можно назвать штриховку объекта, вместо его полной заливки.

Обложка Wesley Willis, Greatest Hits, 1995

Wesley_Willis_Rock_n_Roll_McDonald_s
3 min

Wesley Willis — Greatest Hits

Большинство песен не только этого сборника, но и в целом всей коллекции Уэсли схожи по структуре и звучанию — незамысловатые и повседневные. Второй термин хорошо подходит к описанию обложки альбома — здесь нет экшена и скорости, скорее обычный день в городе с высотками и автобусами. Присутствуют и повторяющиеся мотивы (решетки, транспортные средства, дома), словно как и строчки песен, они лишены головоломок и стабильны. Без сомнений, хит альбома — Rock N’ Roll McDonald’s, привлекающий своей харизматичностью и простотой, даже наивностью автора. Уэсли Уиллис — это такой исполнитель, про которого говорят «так плохо, что даже хорошо», и я считаю, в это и есть его шарм.

Обложка Wesley Willis, Greatest Hits Vol. 2, 1999

Wesley Willis — Greatest Hits Vol. 2

Вторая часть Greatest Hits вышла через 4 года, но приятно, что она сохранила дух и эстетику первой, что касается и обложки. Иллюстрации альбомов выглядят гармонично и цельно, поскольку сохраняется стиль и мотив города с многоэтажками и автобусами. Такие рисунки забавно и интересно рассматривать и подмечать элементы (например, что у некоторых машин нет колес, и будто они частично провалились под дорогу, «застряли в текстурках»).

Дэниел Джонстон

Дэниел Джонстон и It’s Been A Great Day

Дэниел Джонстон — еще один творец с психическими расстройствами и маниакальными убеждениями в придачу. Однако его музыкальные амбиции были сильнее ментальных болезней, и он как мог раздавал каждому посетителю магазина, где он работал, кассеты своих записей, пока по нему не началась местная слава, а далее и заинтересованность им другими музыкантами. Но, на мой взгляд, комиксные иллюстрации и коллажи с яркими героями Дэниела привлекают больше, чем его песни в жанре рок.

Обложка Daniel Johnston, Hi, How Are You: The Unfinished Album, 2022

Daniel_Johnston_Poor_You
3 min

Daniel Johnston — Hi, How Are You: The Unfinished Album

Лягушонок альбома Hi, How Are You? стал настоящим символом фигуры автора. Даже от здания магазина с пластинками, закрывшегося и разрушенного, решили оставить стену с нарисованным лично Дэниелом симпатичным маскотом. Однако такие веселые и симпатичные герои не пересекаются с его тревожными и тоскливыми песнями. Эти персонажи будто созданы, чтобы уйти в другой мир, ведь не зря Дэниел не просто рисовал иллюстрации, но создавал комиксы. В первую очередь он это делал для себя и рассказа о себе, проблемах и переживаниях через симпатичных и нелепых (в хорошем смысле) героев.

Яблоки пластинки Hi, How Are You

Обложка Daniel Johnston, Welcome To My World: The Music Of Daniel Johnston, 2022

Daniel Johnston — Welcome To My World: The Music Of Daniel Johnston

Еще один альбом Дэниела с забавными иллюстрациями — Welcome To My World — названием так и говорит, что приглашает заглянуть в его необычный «мир». На обложке изображено нечто с глазом, оно одновременно простое, но пугающее своим взглядом, будто автор хотел изобразить что-то невыразимое, но беспокоящее его, открывающее портал в его душу. На обратной стороне обложки, на контрасте с передом, показана смешная сценка с вылупившемся утенком и отсылкой на знаменитые часы Дали. Словно это две стороны его мира — экзистенциальная и шуточная.

Original size 1900x931

Доп к пластинкам Welcome To My World

Обложка и яблоко пластинки Daniel Johnston, Artistic Vice, 1991

Daniel_Johnston_I_Know_Casper
3 min

Daniel Johnston — Artistic Vice

Этот экземпляр интересен своей коллажной техникой, отражающей дух времени. В комиксах и песнях Дэниел Джонстон часто отсылается к популярным образам массовой культуры, но с одним персонажем у него особые отношения. Речь идет о приведении Каспере, и истории, когда Дэниелу показалось, что оно вселилось в него. Из-за этого (видимо обострения болезни) они с отцом чуть не разбились на самолете, когда он достал и выбросил ключ зажигания за пределы борта. В альбоме есть песня, посвященная этому герою — I Know Casper. По первым куплетам мотив кажется добрым и по-детски игривым, однако к концу снова звучит тревога и экзистенциализм.

The Shaggs

Сестры Дороти, Бетти и Хелен Уиггин и маскот Фут Фут

Последний пример в этом исследовании довольно сильно отделяется от предыдущих:

  1. Здесь не один человек, а целая аутсайдерская группа
  2. Женский коллектив
  3. Непримечательная обложка
  4. Отсутствие иллюстраций (за исключение одной)

Тем не менее, я решила взять этот пример как антипод предыдущим, чтобы показать, что под скучной обложкой может скрываться необычная история.

Обложка The Shaggs, Philosophy Of The World, 1969

The_Shaggs_My_Pal_Foot_Foot
4 min

The Shaggs — Philosophy Of The World

История сестер из The Shaggs уникальна тем, что отец девушек был полностью убежден — его дочки обязаны стать культовым коллективом и фактически против их воли и согласия купил инструменты и записал на курсы. Официального музыкального образования они не получили, поэтому песни звучат специфично и несвязно. По воле главы семьи был записан первый и единственный альбом — Philosophy Of The World-, а после смерти властного отца группа прекратила свое существование. Так или иначе, но его пророчество частично сбылось, ведь сестры заимели признание у культовых рок музыкантов, а среди ценителей их альбом считается лучшим в своей нише. Эту грустную историю немного скрашивает очаровательный зверек на обороте обложки по имени Фут Фут. Трудно догадаться, но этот гибрид рыбы и тигра на самом деле просто домашний кот, а строчка под ним «Where the Foot Foot?» отсылаек к одной из песен альбома о питомце.

Заключение

Таким образом, на примере четырех авторов и одного музыкального коллектива я показала, как обложки виниловых пластинок могут становиться непосредственным продолжением личности художника — отражая его внутренний мир, психическое состояние, духовные переживания и сквозные темы его творчества. В то же время я привела и контрпример, демонстрирующий, что визуальная скромность или кажущаяся непривлекательность обложки вовсе не говорит об отсутствии за ней интересной и необычной истории.

Ссылки на источники

Bibliography
Show
1.

Talking Heads — Little Creatures // Discogs URL: https://www.discogs.com/release/776941-Talking-Heads-Little-Creatures?srsltid=AfmBOorhdwES6nnSR06hVqNbNivShjfILSOyOuwoFAORDnNv5EMxpSpT [дата обращения: 19.11.2025]

2.

R.E.M. — Reckoning // Discogs URL: https://www.discogs.com/master/14562-REM-Reckoning?srsltid=AfmBOopaGzqlrnuMy1ne7EKrNuM6UauogiVuK9bvwrmBHl7xj5EZjZ60 [дата обращения: 19.11.2025]

3.

Reckoning (альбом R.E.M.) // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Reckoning_%28%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC_R.E.M.%29 [дата обращения: 19.11.2025]

4.

Rev. Howard Finster — Man Of Visions // Discogs URL:https://www.discogs.com/ru/release/8811530-Rev-Howard-Finster-Man-Of-Visions?srsltid=AfmBOoq5Ep_LcYrjICWioiv6y1taUVwhs51EsbiCOvd52G8ZPQF_-uiX [дата обращения: 19.11.2025]

5.

Lonnie Holley // Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/artist/3343256-Lonnie-Holley [дата обращения: 19.11.2025]

6.

Lonnie Holley — Tonky// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/3790499-Lonnie-Holley-Tonky [дата обращения: 19.11.2025]

7.

Lonnie Holley — Oh Me Oh My// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/3012794-Lonnie-Holley-Oh-Me-Oh-My [дата обращения: 19.11.2025]

8.

Wesley Willis // Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/artist/309959-Wesley-Willis?page=2 [дата обращения: 19.11.2025]

9.

Wesley Willis // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Wesley_Willis [дата обращения: 19.11.2025]

10.

Wesley Willis — Greatest Hits// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/156348-Wesley-Willis-Greatest-Hits [дата обращения: 19.11.2025]

11.

Wesley Willis — Greatest Hits Vol. 2// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/352059-Wesley-Willis-Greatest-Hits-Vol-2 [дата обращения: 19.11.2025]

12.

Daniel Johnston // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Daniel_Johnston [дата обращения: 19.11.2025]

13.

Daniel Johnston — Hi, How Are You: The Unfinished Album// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/release/23044214-Daniel-Johnston-Hi-How-Are-You-The-Unfinished-Album [дата обращения: 19.11.2025]

14.

Daniel Johnston — Welcome To My World: The Music Of Daniel Johnston// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/release/24463049-Daniel-Johnston-Welcome-To-My-World-The-Music-Of-Daniel-Johnston [дата обращения: 19.11.2025]

15.

Daniel Johnston — Artistic Vice// Discogs URL: https://www.discogs.com/ru/master/138741-Daniel-Johnston-Artistic-Vice [дата обращения: 19.11.2025]

16.

The Shaggs// Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/The_Shaggs [дата обращения: 19.11.2025]

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.

F0HnqqphT2iCSfE/rs: fit/g: sm/q: 90/h: 592/w: 600/czM6Ly9kaXNjb2dz/LWRhdGFiYXNlLWlt/YWdlcy9SLTE3MTk0/Mi0xNzUwNTAwOTE2/LTEzMzUuanBlZw.jpeg

9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.
Отражение аутсайдерского искусства на обложках музыкальных пластинок
7
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more