№HY 78750002
HANS HOLBEIN THE YOUNGER
hsedesign.ru

Дама с белкой и скворцом

4

«Дама с белкой и скворцом» (ок. 1527–1528) — камерный портрет Ганса Гольбейна Младшего, в котором точность наблюдения сочетается с загадочной плеядой символов и шифров, требующих внимательного декодирования. Написанный во время первого пребывания художника в Англии с лета 1526 до лета 1528 года, этот портрет раскрывает суть северного ренессанса: эксперименты с о светским, бытовым и др. жанрами, акцент на повседневности, натурализм, расширение технико-технологических аспектов масляной живописи, а также скрупулезное воспроизведение деталей и применение визуальных аллюзий, скрывающих историю идентичности, власти и памяти.

Картина создана Гансом Гольбейном Младшим во время его первого визита в Лондон — в тот момент, когда он искал покровителей за пределами Германии. В Англии художник работал преимущественно для круга Томаса Мора, гуманиста, философа и государственного деятеля. Это одна из самых тонких работ Гольбейна Младшего, сочетающая почти фотографическую точность с визуальной загадочностью. Женщина изображена в профильном ракурсе, на фоне темного аквамаринового драпированного занавеса и легкой пейзажной вставки — характерного фона английского портрета. Художник часто намекает на некий пейзаж сзади, однако остается верным плоскому заднику, отсылающему к иконам.

Сидящая дама — это Анна Лавел, богатая английская придворная из Норфолка, чей муж, сэр Фрэнсис Лавел, служил при Генрихе VIII. Особую роль играют животные: белка и скворец. Они не только распространенные звери в Англии, но и геральдические символы, дающие подсказку об идентичности сидящей. Белка, расположившаяся на руках у дамы, скорее всего, символизирует не только ее фамильный герб, где белка — эмблема, но и домашнюю прирученность, укрощенную дикость, о чем указывает серебряная цепочка. Скворец с гладкими блестящими перьями, сидящий на ветке в верхнем правом углу, связывает портрет с реальной лондонской топографией — вероятно, он указывает на локацию поместья Лавелл в Норфолке (лингвистическая игра: Starling — скворец, East Harling («Estharlyng» в тюдоровские времена) — локация).

Техника живописи демонстрирует выдающийся реализм: полупрозрачная ткань, уложенные пряди волос, открывающие лоб, сверкающий глаз белки переданы с тонкой градацией света. Это не просто портрет натуры, но образ женщины в состоянии настороженного самообладания, где телесная близость (животные на теле) сочетается с эмоциональной замкнутостью. Гольбейн создает многослойный портрет — одновременно частный, символический и мемориальный.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more