Original size 1200x1719

«Непосредственная фотография», советские музеи и рассеянное внимание

PROTECT STATUS: not protected
17

Обзор новых книг об искусстве. Ноябрь 2025

Мария Силина. История искусства в экспозиции. Музеи РСФСР в 1920–1930-е годы. М.: ЦЭМ, V-A-C Press, 2025. 656 c.

post

Книга Марии Силиной представляет собой глубокий критический взгляд на историю формирования советских музеев в межвоенный период. Это время рассматривается одновременно и как ситуация общего кризиса в музейной сфере, и как этап возрождения авангардных практик, когда музеи не боялись смелых экспериментов с экспозициями и образовательными программами. Важным становится и то, что советские институции старались встроиться в глобальные музейные тенденции, несмотря на идеологические ограничения и национализацию культурных ценностей. Книга дает комплексный обзор важного периода в истории советской музейной деятельности, вскрывает проблемы культурной политики 1920–1930-х годов и предлагает критический взгляд на концепцию модернистского музея.

Мария Бавыкина, Владислав Ефимов. Время непосредственной фотографии. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2025. 368 с.

post

Портрет неформальной позднесоветской группы фотохудожников «Непосредственная фотография», в которую входили Владислав Ефимов, Игорь Мухин, Борис Михайлов, Алексей Шульгин, Сергей Леонтьев, Илья Пиганов и Александр Слюсарев. Через документы, личные воспоминания и фотоальбомы авторы исследуют историю самой группы, контекст художественной среды 1980-х годов и отношение к фотографии в СССР в конце прошлого века. В результате книга одновременно является как эмоциональным повествованием очевидца и участника событий, так и историческим исследованием важного художественного явления советского искусства.

Клэр Бишоп. Рассеянное внимание. Как мы смотрим на искусство и перформанс сегодня. М.: Ад Маргинем Пресс, 2025. 224 с.

post

Известный британский искусствовед и куратор Клэр Бишоп посвящает свою новую книгу тому, как изменились механизмы восприятия искусства в эпоху информационной перегрузки и цифровых технологий. Она анализирует феномен современного зрительского внимания, ставшего гибридным, фрагментированным и «рассеянным», и описывает четыре основные стратегии реагирования современных художников, кураторов и институций на новую культурную реальность. Бишоп показывает, что рассеянное внимание может быть не только вызовом, но и частью актуального зрительского опыта, открывая возможности для новых форм художественных высказываний, взаимодействия между зрителем и произведением, интервенций и экспериментов в искусстве.

«Непосредственная фотография», советские музеи и рассеянное внимание
17
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more