
«ТОЛЬКО МЫ — ЛИЦО НАШЕГО ВРЕМЕНИ. РОГ ВРЕМЕНИ ТРУБИТ НАМИ В СЛОВЕСНОМ ИСКУССТВЕ»
цитата из футуристического сборника «Пощечина общественному вкусу» [4]

Листовка группы «Гилея» (Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников, Б. Лившиц, А. Крученых) / февраль 1913
18 декабря 1912 года под влиянием итальянского и французского футуризма выходит в печать стихотворная книга с провокационным названием «Пощечина общественному вкусу», а к ней прилагается листовка с манифестом, который стал определяющим для всех творцов футуристического направления.
В стремлении вывести культуру на новый уровень авторы призывают отречься от прежних порядков и привычного искусства. Заглавные литеры первой страницы сделаны под плакатный шрифт со свойственным для футуристов пропагандистским характером для привлечения внимания. Вызывающим становится не только заглавие и содержание, но и визуальное решение литературного произведения: страницы сделаны из мешковины, имеющей непривычный для читателей цвет и фактуру. Именно это издание прокладывает путь к публикации остальным сборникам, которые, в отличие от наиболее известного, содержат в себе не только необычную верстку, но и визуальный компонент в виде иллюстраций.
Так книга становится отражением футуристических идей не только благодаря тексту, но и через художественные принципы.

Я задалась вопросом: смогли ли футуристы найти гармонию между текстом и иллюстрацией, и, если да, каким образом им это удалось? Действительно ли новаторские приемы подразумевали тенденцию к модернизации культуры и искусства или просто были способом привлечения внимания?
Принцип систематизации строится на разделении исследования на три блока. В первом, «текст», изучается работа со шрифтом и способом расположения нарратива на странице: как известно, композиция довольно сильно влияет на зрителя и его восприятие изучаемого материала. Также я рассмотрю рукописный и печатный варианты начертания букв, сравнивая их настроения. Второй раздел охватывает такие оптические приемы, как иллюстрации и необычную материальную основу, из которой изготавливались книги, — футуристы не пренебрегали нововведениями, которые могли шокировать публику, в том числе экспериментами с формой преподносимого материала. В третьей части я буду анализировать взаимодействие обоих составляющих сборников между собой, а также попробую проследить взаимодействие смысла строк и графики. Учитывая, что многие поэты были также художниками, и наоборот, интересно будет наблюдать затем, как их таланты синтезируются в одной работе. Первые две рубрики разделены на несколько подпунктов, чтобы многомерно рассмотреть все методы работы с визуальным и текстовым материалом.
Стоит подчеркнуть, что практически невозможно говорить о тексте и картинке по отдельности, когда дело касается футуристических сборников, особенно рукописных, однако я попробовала сфокусироваться на конкретном приеме в каждом блоке настолько, насколько это представляется мне возможным.
Я постаралась отыскать максимальное количество релевантных текстовых ресурсов, которые бы помогли мне в полной мере разобраться в исследуемом вопросе, а также нашла несколько оригинальных оцифрованных выпусков и, надеюсь, смогла проанализировать способы, используемые авторами для выражения их концепции.
Визуальный ряд был основан на самых, по моему мнению, занятных разворотах сборников и зарисовках, которые в большей степени отражают футуристический дух, присущий началу ХХ века.
Текст: типографский набор
Начать исследование я хочу с новаторства в области типографики. Русские футуристы ориентируются на западные веяния, в частности, на манифест Ф. Т. Маринетти «Беспроволочное воображение и слова на свободе», откуда перенимают принципы использования свободного набора. Авторы экспериментируют с построением текста на листе с помощью использования «лестничного» написания, использования колонок и разбивки строф на фрагменты. Тем самым «типографская гармония» нарушается, создавая хаос, похожий на звучание современного футуристам мира. Таким образом поэты-художники рождают акустический образ, прежде подвластный выражению, как правило, при помощи музыки.
Стихотворение «Телефон-№ 2B-128» из сборника «Танго с коровами» / В. В. Каменский / 1914
Попытки уподобить печатное слово его устной форме хорошо прослеживаются в стихотворении «Телефон-№ 2B-128», позже включенном в сборник «Танго с коровами». Автор соотносит внешний вид написанного к его значению: к примеру, в слове «процессия» растянутая вширь буква «О» имитирует гроб из движущегося по городу похоронного шествия. В. В. Каменский удлиняет и сужает знаки, чередует литеры разного кегля и начертания, превращая единицу речи в особый символ, обращенный сам на себя. Кроме отрывков телефонного разговора, читатель слышит и посторонние шумы: резкий звук звонка, набранный повторением одной буквы, музыку, гул улицы. Можно прочувствовать даже бескрайние горизонты за чертой города: буквы в слове «далеко» постепенно уменьшаются, создавая ощущение перспективы, удаляющейся вдаль.
Разворот из сборника на обоях «Нагой среди одетых» / В. В. Каменский / 1914
Работа с начертательными элементами продолжается и выходит на новый уровень: деятели искусства прибегают к необычной композиции, чтобы уйти от безликости традиционного печатного набора. Слова расположены хаотично в разных плоскостях листа, создавая вихрь нарратива. Такой способ выводит текст из литературного мира в художественный, превращая каждую страницу сборника в самостоятельное произведение искусства.
Текст: рукописный
Национальные поэты и художники переходят к полной свободе самовыражения и создают первые в футуристическом мире издания, текст которых пишется вручную благодаря таким техникам, как литография, линогравюра, гектография, копировальная бумага, как бы возвращая книжное дело к его истокам.
Сборник «Мирсконца» / А. Е. Крученых, В. Хлебников / 1912
В отличие от привычного печатного текста, который в той или иной степени подчиняется определенным законам типографского набора, рукописный имеет так называемый ярко выраженный «характер». Благодаря нему мысль, заложенная в стихотворение, раскрывается с другой стороны. Авторы изданий считали, что именно с помощью индивидуального почерка можно окрасить слово так, чтобы оно приобрело нужный посыл и читатель смог понять не только значение самого выражения, но и более четко представить себе ту идею, которую закладывал создатель.
Литературно-художественный альманах «Стрелец» (Сб. 1-3.) / ред. А. Беленсона / 1915-1922
«Предпосылкой нашего отношения к слову, как к живому организму, является положение, что поэтическое слово чувственно. Оно соответственно меняет свои качества в зависимости от того, написано ли оно, или напечатано, или мыслится», — Бурлюк Н. Д. [5]
Обложка сборника «Помада» / А. Е. Крученых / 1912
В некоторых альманахах («Стрелец») рукописный текст применялся исключительно для обложки, в других же («Помада», «Мирсконца», «Игра в аду») — выступал полноценным средством воздействия на зрителя на протяжении всей книги.
Картинка: стиль
Рисунки, сопутствующие лирике, выполнены в схожем стиле и теми же материалами, что и сам текст. С первого взгляда такая неаккуратность может вызвал невольную ассоциацию с детскими рисунками или записками сумасшедших людей, и, действительно, с этими вещами футуристическое сборники объединяет их непосредственность и естественность. Собственно, это и было отличительной особенностью рукописных изданий. Несмотря на общий хаос в виде разного размера и начертания букв и бездумно встроенных картинок, в целом такая композиция смотрится гармонично благодаря единой технике.
Рисунок из «Мирсконца» / А. Е. Крученых, В. Хлебников / 1912
Художники и писатели тесно общались друг с другом, что не могло не влиять на их творчество с обеих сторон. Иллюстрации, что делали футуристы для своих сборников, часто навеяны какими-либо направлениями или образами. Например, часто можно встретить изображение коня, как в «Первом журнале русских футуристов» — невольно вспоминается объединение «Синий всадник», символом которого был, вторя названию, наездник на лошади, стремительно скачущий в будущее. Множество зарисовок сделаны в стиле кубофутуризма: острые углы, четкие линии, дробление формы на геометрические фигуры — благодаря этим деталям форма реконструируется на странице, как новая архитектура, так сильно излюбленная авангардистами.
«Футуристы. Первый журнал русских футуристов» № 1-2 / ред. В. В. Каменский, изд. Д. Бурлюк. / 1914
Примитивизм также служил вдохновением для поисков нового стиля. Отказ от правильной перспективы и композиции, упрощение художественной техники, сознательное нарушение пропорций — эти признаки объединяют первобытное искусство и футуризм.
Страницы из сборника «Мирсконца» / А. Е. Крученых, В. Хлебников / 1912
В частности, книга «Мирсконца», даже своим заглавием отсылает читателя в начало времен, когда не было ни единых богов, ни привычных порядков. Диковинные животные, чем-то напоминающие тех, что были на картинах Босха, необычные растения, пейзажи гор и портреты людей могут быть религиозной отсылкой к Ветхому Завету. В данном сборнике футуристы переосмысляют веру и саму жизнь.
Страницы из сборника «Ира в аду» / А. Е. Крученых, В. Хлебников / 1912
Еще одним открытием для меня стала книга «Ира в аду» из-за своей медиевистической аутентичности. Выполненные Н. С. Гончаровой изображения чертиков, по большей части, и необыкновенных животных (например, гаргулий), в меньшей, ютятся на полях сборника, занимая либо верхнее поле листа, либо боковое. Такое построение композиции напоминает религиозную рукопись, где на краях можно было увидеть разных мифических персонажей. Выбор героев и сюжетов (например, кипящий котел с грешниками) для иллюстрирования сборника тоже схож с алгоритмом включения устрашающе-забавных образов в контекст средневековых произведений искусства с той только разницей, что в прошлом он имел больше назидательный, чем увеселительный характер.
Картинка: цвет
Тенденция раскрашивать сборники пошла от вышеназванной книги «Помада». Такая традиция еще больше подчеркивала рукотворность сборника, когда дело касалось самописных изданий.
Иллюстративные страницы экземпляров «Помады» / А. Е. Крученых / 1913
Легкие, свободные от рамок перфекционизма мазки М. Ф. Ларионова связываются с литографской тушью, создавая одновременно как четкий и узнаваемый, так и абстрактный образ. Буйство красок еще больше усиливает выразительность сборника: слова и иллюстрации как будто просятся наружу, обретая пространственную ориентацию.
Картинка: материал
Новаторство заключается не только в технике, но и выборе материала для создания произведения. Полотно для творчества переосмысляется футуристами и обыденные вещи, например, мешковина, цветная бумага, получают новую роль.
Второй сборник «Садок судей» (обложка и разворот) / Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников, Е. Гуро, Е. Низен, С. Мясоедов, А. Гей / 1913
«Садок судей» — первый альманах, при том напечатанный на обоях. Несмотря на смелый шаг авангардистов, выбравших отделочный материал в качестве своего рода холста для своих сочинений, такой вызов был негативно воспринят публикой, так что книга получила свое признание позже. Каждый экземпляр был уникальным из-за элемента случайности: рисунок обоев менялся, пусть и не столь значительно, каждый раз по-новому обыгрывая типографику.
Разворот первого издания «Садка судей» / 1913
Д. Д. Бурлюк: « … всю жизнь вашу пройдем огнем и мечом литературы: под обоями у вас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, юные, бодрые стихи наши». [3]
Некоторые варианты разверток сборника «Танго с коровами» (вторая книга «железобетонных поэм») / В. В. Каменский / 1914
Необычную традицию продолжает сборник «Танго с коровами». В этом журнале совместились типографские, поэтические и изобразительные принципы. Издание имеет необычную пятиугольную форму, еще больше усиливая эпатажность данного произведения искусства. Листы оригинальной, но строгой геометрической формы напоминают блоки, поставленные вместе, отсылая к названию цикла, к которому принадлежит книга. Само заглавие «железобетонные поэмы» подчеркивает приверженность футуристов к технологическому прогрессу.
Дешевые желтые обои просвечивают, так что при должном ракурсе можно увидеть другую сторону страницы. Даже на физиологическом уровне они вызывают раздражение из-за своего цвета, препятствуя прочтению, однако цель автора не столько в том, чтобы донести до обывателя смысл надписей, а сколько показать новый творческий метод.
Выбор материала сказывается на впечатлении от увиденного: кажется, будто смотришь не на предназначенную для чтения книгу, а на неординарный объект, трудный для восприятия, но занимательный для его исследования со всех сторон.
Отдельно хочу отметить уже затронутый мной сборник «Помада», ставший сенсацией в мире стихосложения и художественного авангарда. Среди других это издание выделяется новаторским подходом не только в области литературы, но и книжного оформления: произведение представляет собой коллаж, собранный из листов с обрезанными иллюстрациями (литография, тушь, кисть, акварель), наклеенных на золотую фольгу.
Разворот одного из экземпляров «Помады» / А. Е. Крученых / 1913
Экстравагантности страницам добавляет именно блестящая металлическая «бумага», перекликающаяся с названием издания, добавляя нарядности, прямо как женский предмет косметики украшает лицо. Однако такой пафос в выборе материала и его цвета кажется дешевым. Возможно, в какой-то степени такой жест можно рассматривать и как насмешку над роскошными книгами символистов примерно того же времени: А. Е. Крученых гиперболизирует и доводит до абсурда идею о красоте в страничном оформлении.
Синтез рисунка и текста
В данном блоке я рассматриваю наиболее выразительные материалы, которые сочетаются в себе все или большинство вышеперечисленных приемов и особенностей: печатная гарнитура, рукописный шрифт, иллюстративность, игра с цветом. Хочу отметить, что заметной тенденцией среди подобных сборников будет мимикрия: намеренное подражание художественным направлениям, ушедшим в историю (как в сборниках «Ира в аду» и «Мирсконца», о которых я уже писала в предыдущем блоке), или черты способов самовыражения определенных групп людей (например, детей).
Варианты обложек разных изданий «Мирсконца» / А. Е. Крученых, В. Хлебников / 1912
Удивительный синтез техник изготовления демонстрирует уже упомянутый мной сборник «Мирсконца». Развороты контрастируют друг с другом с помощью литографической техники с ее рукописным выражением на одном листе и типографики, сделанной с помощью детской наборной азбуки. По задумке авторов страницы отличаются мобильностью: их можно перемешивать между собой, вставлять из номера в номер или использовать как самодостаточное произведение. Новаторство данной работы заключается еще и в оформлении обложки — Н. С. Гончарова украсила ее наклейкой из цветной бумаги, что стало первым опытом применения коллажа в книжной верстке.
Разворот сборника «Мирсконца» / 1912
Иллюстрации, помещенные в сборник, часто рознятся с сопутствующим содержанием, тем не менее, в данной книге они являются продолжением повествования. Например, стихотворение А. Е. Крученых «Сон» имеет такие строчки:
«жуки сидят колышется туго дышется пар колышется под соломой я голова выросла трава»
Поэт рисует идиллический пейзаж жаркого летнего дня в поле, создавая безмятежную атмосферу. Произведение построено рукописной лесенкой, которая нарушает строгий порядок на странице благодаря своей форме, и вызывает впечатление, словно произведение было действительно записано «на коленке» где-то под стогом сена. Буквы «пляшут», а слова то отдаляются, то, наоборот, будто бы слепляются друг с другом. Дополнением к тексту является зарисовка колосьев в размашистой манере, характерной для художников этого направления, которая перекликается с почерком писателя. Вместе обе эти составляющие наиболее полно передают настроение автора и гармонично смотрятся на странице за счет схожего стиля.
Надпись на странице одного из изданий сборника «Мирсконца» / 1912
Возвращаясь к разговору о «детскости» сборников, стоит упомянуть книгу под названием «Собственные рассказы и рисунки детей. Собрал А. Кручёных», где печатный шрифт соседствует с рукописным, придавая некой живости и игривости общему настроению произведения. Дрожащие, как бы неуверенные линии, упрощенность и схематичность — все эти признаки объединяют большинство сборников, описанных в данном исследовании, однако представленная книга уникальна своими сюжетами: некоторые истории, отраженные на страницах, написаны по реальным рассказам школьников, а иллюстрации отражают простые и понятные истины, ключевые для ребенка: семья, дом, природа.
Литературно-художественный сборник «Собственные рассказы и рисунки детей. Собрал А. Кручёных» / 1914
Так, материалом для творчества футуристов становятся не только личные изобретения, но и своеобразный фольклор. Тем не менее, я не смогла найти информацию о подлинности детского авторства, поэтому вполне возможно, что некоторые изображения и истории А. Е. Крученых придумал сам.
Заключение
Отечественные авторы продолжают дело, озвученное в «Первом манифесте футуристов», опубликованном 20 февраля 1909 года во французской газете «Фигаро», интерпретируя его по-своему. В отличие от западных коллег, русские модернисты идут дальше и расширяют диапазон способов выражения эмоций на бумаге: они более свободно работают с текстом и смешивают иллюстрации с типографией воедино, экспериментируя со способами их начертания и используя в своей работе подручные материалы.
Футуристы ставят перед собой задачу соединить воедино текст и его графическое оформление в единый комплекс для воплощения идей новой философии искусства, и им это удается. Найденный авангардистами баланс между словом, линией и цветом стирает границы между разными видами искусств. Поэты-художники вкладывают все свои эмоции и мысли в собственные журналы так, что не сложно угадать, авторам какого направления они принадлежат, — книги всем своим видом это показывают. Соотношение цветного фона и черных чернил, строгой печати и кривого почерка создает множество контрастов, подчеркивая неординарность творчества и смотрится уместно и выигрышно: именно из-за подобного взаимодействия полярные части складываются в одно целое так, что картинка воспринимается одномоментно.
Такую, казалось бы, простую вещь, как стихотворный сборник, некогда служащий лишь для сохранения поэтической ценности, творцы искусства начала двадцатого века превращают в межпредметное произведение, следуя идеи симультанизма. Благодаря экспериментам с визуальными составляющими, футуристы делают слово как будто осязаемым, слышимым в реальности. Таким образом они как будто проводят свои публичные чтения и на бумаге собственных сборников, превращая декламацию в перформанс, который зрители могут наблюдать не только вживую, но и на страницах книг.
Gerald Janecek. The Look of Russian Literature. W.: Princeton University Press, 1984.
Краткий учебник по русскому авангарду // Курс «Русский авангард». Проект, посвященный истории культуры «Арзамас» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arzamas.academy/materials/638 (дата обращения: 17.04.24)
Кубофутуризм. Заря русского авангарда // Проект для художников Артхив [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/4375~CuboFuturism (дата обращения 17.04.24)
Листовка «Пощечина общественному вкусу» // Государственный музей В. В. Маяковского [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://muzeimayakovskogo.ru/exhibitions/virtualnye/mayakovskiy-voskhozhdenie/chetyre-krika-doloy-/listovka-poshchechina-obshchestvennomu-vkusu/ (дата обращения: 16.04.24)
Литературные манифесты: От символизма до «Октября» // Театральная библиотека Сергеева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Lit_manifest/manif_24/ (дата обращения: 18.04.24)
Поэзия и живопись в русском авангарде // Энциклопедия русского авангарда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusavangard.ru/online/history/poeziya-i-zhivopis/ (дата обращения 17.04.24)
Терёхина В.Н., Зименков А. П. Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания. М.: Полиграф, 2009.
Типографика футуристов на взгляд типографа // Шрифт. Журнал о шрифте и типографике, языке и времени, людях и визуальных традициях [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://typejournal.ru/articles/Futurist-Typography (дата обращения 18.04.24)
Футуризм и революция в типографике // Материал журнала «Проектор». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://design.hse.ru/news/1662 (дата обращения 18.04.24)
Футуристическая книга // Энциклопедия русского авангарда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rusavangard.ru/online/history/futuristicheskaya-kniga/ (дата обращения 16.04.24)
https://egorovs.art/auction52/lot42 (16.04.24)
https://www.litfund.ru/auction/556/148/ (16.04.24)
https://rozanova.net/article/412.html (16.04.24)
https://www.litfund.ru/auction/415/201/ (16.04.24)
https://artguide.com/posts/1150 (20.04.24)
https://12auction.com/auction/25/lot-411-18/ (20.04.24)
https://www.togdazine.ru/article/1801 (18.04.24)