
План работы над темой
В первой теме слушателю рассказывают, зачем нужны исследования. Какими они бывают и в какой момент продуктового цикла проводятся. Приводят примеры интерпретации результатов исследований.
Лекции 1. Дизайн-мышление: концепция Double Diamond; 2. UX‑исследования: какой метод выбрать.
Лекция 1 Дизайн-мышление: концепция Double Diamond
План лекции 1. Что такое дизайн-мышление? 2. Место исследований в концепции Double Diamond; 3. Пример из практики.
Вы дизайнер и в данный момент работаете над мобильным или веб-интерфейсом. У вас могут быть неописуемой красоты кнопки, инпуты и другие ui-элементы. Соблюден контраст, учтены все критерии привлекательного и на первый взгляд удобного интерфейса. Однако проделанная работа может оказаться бесполезной, так как выполнена она в отрыве от реального пользователя. Чтобы узнать, какие из ваших решений окажутся востребованным, а какие — только декоративными, необходимо узнать пользователя.
В этом помогут ux-исследования. Но начнем мы с того, что рассмотрим процесс разработки продукта
Дизайн-мышление — это методология, с помощью которой создаются продукты и услуги, ориентированные на человека
Концепция дизайн-мышления была разработана в студии IDEO (США) в конце 20 века Тимом Брауном и Дэвидом Келли. Они не изобрели велосипед, однако смогли облечь в понятный и удобоваримый вид творческий процесс, что помогло стейкхолдерам. C другой стороны, эта же схема помогла дизайнерам лучше понимать задачи бизнеса, но главное — потребности пользователя
Этот подход помогает понять истинные потребности пользователей, исследовать их проблемы и находить оптимальные решения
Основные принципы дизайн-мышления 1. Эффективность рабочего процесса оценивается по количеству выброшенных вариантов. Ошибайтесь больше! Так, шанс найти верное решение выше; 2. Создавайте прототипы как можно раньше. И бегом к пользователю. Свои решения надо сразу тестировать; 3. Не изолируйте себя, показывайте решения всем участникам команды, чтобы на берегу обсудить ложные или не реализуемые решения; 4. Не стесняйтесь предлагать глупые идеи. Их состоятельность мы проверим позже. И не стесняйте других в их творческом порыве.
Этапы дизайн-мышления Существует несколько способов визуализировать процесс дизайн-мышления. Но давайте обратимся к самому популярному — Double Diamond от British Design Council. А затем уточним его
1. Исследование На первом этапе мы препарируем проблему, выявляем ее масштаб, сложность и другие детали. Для этого необходимо проявить эмпатию: обратиться к пользователям, проникнуть в их опыт, определить мотивацию и барьеры. Какие инструменты нам в этом помогут? Глубинные и экспертные интервью, мокасины (повторение действий пользователя), наблюдение и исследование аналогов.
2. Определение На втором этапе мы из массы разрозненной информации, которую получили в ходе исследования, выводим емкий список проблем. Если вы работаете в команде, необходимо договориться и согласовать список. Упаковать находки поможет карта эмпатии. Проанализировать путь пользователя и его болевые точки — CJM. Об этом мы поговорим подробнее позже
3. Разработка Начинаем генерировать идеи! Наша задача на данном этапе — придумать решение для найденной проблемы. Из инструментов помогут совместный мозговой штурм, CJM to be, приоритизация. Вспоминаем один из принципов дизайн-мышления — прототипы нужны как можно раньше, их мы сразу тестируем на пользователях. Для этой задачи применяем юзабилити-тесты
4. Выпуск Финализируем, снова тестируем и запускаем
Лекция 2 UX‑исследования: какой метод выбрать
План лекции 1. Методы и виды исследований; 2. Составляем ТЗ для будущего исследования
Существует большое количество методов ux-исследований. Мы с вами рассмотрим основные.
1. Качественные методы: - Интервью с пользователями; - Контекстный опрос; - Дневниковые исследования; - Этнографические исследования.
2. Количественные методы: - Опросы; - A/B тестирование; - Веб-аналитика; - Анализ задач.
3. Смешанные методы: - Юзабилити-тестирование; - Сортировка карточек; - Разработка персоны; - Составление карты путешествия клиента.
Какой метод выбрать?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте заполним необходимые исходные данные (сформируем тз):
1. Цели исследования: Четко определите, чего вы хотите достичь с помощью исследования. Вы хотите понять поведение пользователей, предпочтения или болевые точки?
2. Бюджет и ресурсы: Сколько у вас времени, денег и знаний для проведения исследования;
3. Дедлайны: Определите временные рамки исследовательского проекта и выберите методы, которые соответствуют графику проекта;
4. Необходимая информация о пользователях: Определите, какой тип информации вам нужен — качественный (глубокое понимание) или количественный (числовые данные).
Например, если дизайнер хочет понять, как пользователи перемещаются по веб-сайту и выявить проблемы, подходящим методом будет юзабилити-тестирование. Наблюдая за взаимодействием пользователей с прототипом или продуктом, дизайнер может получить ценную информацию о поведении и предпочтениях пользователей. Этот метод помогает выявить проблемы на ранней стадии процесса проектирования и позволяет проводить итеративные улучшения на основе отзывов пользователей
Домашнее задание
Задача Выбрать тему для будущего интерфейса, над которым будем работать. Заполнить чек-лист (тз) исследования. Предложить 2-3 вида исследований, которые будут полезны в рамках работы над выбранным интерфейсом.
Результат 3 слайда презентации: 1. Что исследуем и зачем; 2. Слайд с ТЗ; 3. Выбранные методы исследования.