Original size 1140x1600

Жизнь в розовом цвете. Рококо.

1
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

Розовый цвет в искусстве рококо: Ватто, Буше, Фрагонар. 1. Концепция 1.1. Этимология розового в Европе XVIII века 1.2. Символика и психология розового 1.3. Пигменты эпохи рококо 2 Историко-культурный контекст рококо 2.1. Эстетика рококо и культ изящества 2.2. Влияние французского двора и маркизы де Помпадур 3. Жизнь розового цвета у мастеров рококо 3.1. Антуан Ватто: розовый как музыкальная эмоция 3.2. Франсуа Буше: розовый как чувственная роскошь 3.3. Жан-Оноре Фрагонар: розовый как энергия и игра 4. Технологии цвета в эпоху рококо 5. Сравнительный анализ: рококо и современность 5.1. Сравнение ролей розового 5.2. Современные художники, работающие с розовым 6. Заключение Библиография Список источников изображений

big
Original size 2000x1685

Франсуа Буше, Изнасилование Европы, 1732–4

Концепция

Розовый цвет — один из самых парадоксальных феноменов европейской культуры XVIII века. Он возникает в живописи рококо почти внезапно, словно «новая нота в давно знакомой мелодии», и быстро становится языком, на котором эпоха выражает свои удовольствия, страхи и воздушные фантазии. Как писал художник, теоретик искусств Иоханнес Иттен: «Свет, как первый шаг в создании мира, открывает нам через цвет его живую душу.»:, и в рококо эта душа оказалась удивительно розовой. (Иттен, «История цвета»)

В данной визуальной работе розовый рассматривается не просто как декоративный жест, но как самостоятельная художественная идея — цвет, способный создавать атмосферу, управлять зрительским чувством, формировать эмоциональную драматургию. В центре исследования стоят три живописца, создавших новый язык, «розовый лексикон» рококо: Антуан Ватто, Франсуа Буше и Жан-Оноре Фрагонар. Через их произведения можно проследить, как цвет, ещё недавно не имеющий собственного имени, становился важнейшим носителем настроения, атмосферы и эмоциональной драматургии.

Жан Оноре Фрагонар, Игра в жмурки, 1750-52.

У Ватто розовый — это дыхание меланхолии, рассеянной нежности и хрупкого настроения. Он появляется как мягкость, туманность, светлая грусть. У Буше — это цвет плотской красоты, шелковой роскоши, телесного сияния и театральной игривости. Его розовый плотный, блестящий, бархатный. У Фрагонара — живой, вспышечный, динамичный розовый, который движется вместе с композицией, отвечает за энергию, азарт и чувственное оживление сюжета. Специально были подобраны картины трех мастеров, где можно изучить как писали ткань розового оттенка, чтобы наиболее точно проследить разность и сходство живописной манеры.

Возникновение столь богатой розовой гаммы связано не только со стилистикой времени, но и с появлением новых художественных материалов. XVIII век дал художникам доступ к пигментам, открывший возможности для работы с разнообразными оттенками — от пепельно-дымчатого до насыщенно-ягодного. Технические инновации усилили эстетические тенденции, превратив розовый в один из ключевых цветов эпохи. Однако значение этого цвета в рококо выходит за рамки технологий. Это был символический жест времени — выбор в пользу лёгкости, интимности, доверии к чувству, в стремлении к миру, построенному на игре и наслаждении. Розовый стал визуальной метафорой хрупкости и мечтательности, скрытой за внешним блеском.

В конце исследования также мне интересно провести параллель между исторически розовым рококо и как современники вдохновляясь розовым создают свои работы на весьма схожие сюжеты, а где-то даже подражая образам живописи Франции живописи XVIII века. Сегодня этот цвет переживает новое рождение — в моде, поп-культуре, цифровом искусстве и постинтернет-визуальности. Он вновь становится символом мягкости, дерзости, иронии, эмоциональной открытости. Но именно рококо создало наиболее тонкий, глубокий и поэтичный образ розового цвета, наполненный множеством оттенков смысла.

В этом визуальном исследовании моей задачей выступает показать розовый цвет как культурный код, как поэтическое пространство и как художественную энергию, которая протекает столько лет сквозь нас, рождая новые способы видеть и чувствовать.

Original size 800x536

Франсуа Буше, Рыбалка по-китайски, ок1750.

Происхождение названия розового цвета и причины его расцвета в эпоху рококо

«Если бы Зевс пожелал избрать царицу цветов, то царила бы над цветами роза. Роза — украшение земли, краса растений, сокровище среди цветов, румянец лугов, молния красоты. Веющая Эротом, благоухающая лепестками, улыбающаяся Зефиру трепетными листами, она радушно встречает Афродиту» (Achille Tatius. Le Roman de Leucippé et Clitophon, 1991. P. 116.)

Название «розовый» восходит к европейской традиции связывать цвет с цветком розы. Латинское rosa дало начало французскому rose, немецкому Rosa, английскому гвоздика- pink. Первоначально под этим словом подразумевали не оттенок, а сам цветок, который в европейской культуре ассоциировался с нежностью, молодостью, чувственностью и мимолётной красотой. Лишь в XIV–XV веках слово начинает использоваться как обозначение цвета ткани и предметов быта, но по-настоящему закрепляется в живописи и моде только к XVII веку. Розовый — сравнительно «молодой» цвет в европейской палитре, формирующийся одновременно в языке, моде и художественных практиках.

«Они добьются этого только в XVIII веке, и с этого времени за розовым закрепится новое определение: цвет, получаемый путем смешения красного и белого.» (Пастуро, «Розовый. История цвета»)

Наиболее стремительное культурное развитие розового пришлось на эпоху рококо. Этот стиль, возникший как реакция на тяжеловесную монументальность барокко, сформировал новый идеал красоты: нежный, интимный и легкомысленно-изысканный. Розовый идеально вписался в эту новую эстетическую программу. Его мягкая светорассеивающая природа создавала ощущение воздушности, а ассоциация с телесностью и кожей делала его ключевым цветом для передачи чувственных и театральных сюжетов. В придворной моде розовый стал символом утончённого удовольствия и элегантности. Как мужчины, так и женщины носили костюмы пастельных оттенков, которые подчеркивали утончённость линий силуэта и мягкость поведения. Таким образом, бурное развитие розового в рококо обусловлено несколькими факторами: появлением новых красителей, изменением придворной культуры, стремлением эпохи к интимности и лёгкой игре, а также поиском цвета, который лучше всего отражает мягкость и гедонистические настроения XVIII века. Открытая торговля способствовала развитию технологий. Усовершенствование навыков окрашиванию тканей и добычи пигмента. Редкий и дорогой краситель, добывавшийся из самок насекомых Kermes vermilio. Пастуро подчёркивает, что «чтобы получить немного краски, необходимо огромное количество насекомых». Кермес давал широкий диапазон оттенков — от огненно-оранжевого до сияющих розовых. Использовалась также рокцелла (лишайники) для получения мягких розовых и пурпурных тонов. Розовый стал идеальной визуальной метафорой мира, построенного на нежности, удовольствии и изысканной мнимости — основных ценностях стиля рококо.

Original size 1280x575

Жан-Оноре Фрагонар, Прокрида и Кефал, 1732 — 1806

Творчество: где «розовый» — ключ к пониманию Ватто. У Ватто розовый — не краска, а дыхание. Он появляется как свет, слегка окрашивающий воздух вокруг фигур, касаясь краёв облаков, драпировок, лиц, платьев. Это цвет его тихой аркадии — мира, где радость всегда примешана к задумчивости.

Розовый в произведениях: «Паломничество на остров Кифера» Розовато-золотой туман окутывает пары: не как театральный эффект, а как эмоциональный климат. Розовый здесь — переход, трепетное мгновение между отъездом и возвращением, любовью и расставанием. «Елисейские поля» Ватто вплетает розовые блики в одеждах и небе — так мягко, что кажется, будто ткань светится изнутри. Розовый становится движением: фигурки кружатся, как лепестки, поднимаемые ветром.

Ранние «галантные празднества» и пасторали Розовый цвет оживляет жесты, делает их музыкальными. Это не румянец и не сладость — это вибрация воздуха, то, что невозможно назвать, но легко почувствовать.

Краткая художественная формула Ватто

Он создал мир, где жизнь — это сцена, а чувства — лёгкие тени, где любовь — это жест, а розовый — это шёпот света на границе мечты. Его кисть работает не с формой, а с настроением: всё у Ватто словно соткано из пылинок, из дыхания, из того, что исчезает, едва возникнув.

Розовый цвет как гендерно нейтральный

Original size 3625x1246

1. Антуан Ватто, Гамма любви, ок1717. 2. Антуан Ватто, Гитарист, 1714-1717. 3. Антуан Ватто, Меццетен, 1717-1719. 4. Антуан Ватто, Французские комедианты, 1720-1721

post

В XVIII веке розовый не принадлежал ни мужчинам, ни женщинам — он принадлежал самой культуре рококо. В мире, где ценились изящество, утончённость жестов и изысканная игра социальных ролей, розовый выступал языком светской изощрённости, а не маркером пола. Аристократы, независимо от гендера, стремились к визуальной лёгкости, и розовый становился частью этого общего стремления. В мужском костюме розовый подчеркивал статус, вкус и образованность. Камзолы из шёлка, жилеты с вышивкой цвета «розового дождя», перламутровые пуговицы — всё это демонстрировало не слабость, а принадлежность к миру изысканных людей, в котором умение понимать цвет считалось не менее важным, чем владение танцем или словом. Мужская мода рококо стремилась к утончённости, и розовый идеально ложился в эту эстетику.

Антуан Ватто, Равнодушный, 1717.

post

Для женщин розовый служил знаком чувственности и свежести, оттенком, который подчёркивал идеал «естественной красоты», столь популярный во времена мадам де Помпадур. Нежные пастельные платья, румяна и аксессуары в розовой гамме создавали не образ девичества, а образ светской зрелости, сильной в своей утончённости. Таким образом, розовый в рококо не разделял людей, а соединял их. Это был цвет, в котором мужское и женское переплетались, как линии изящного рокайльного орнамента. В нём сосуществовали мягкость и уверенность, чувственность и сила. Он выражал не гендер, а принадлежность к эстетике эпохи — культуре, для которой красота была игрой, а игра — частью повседневной жизни. Именно поэтому розовый в рококо был по-настоящему гендерно-нейтральным: он служил не символом пола, а символом стиля, статуса и утончённой светской культуры XVIII века.

Франсуа Буше, Мадам де Помпадур за туалетом, ок1760.

Франсуа Буше: мастер розового мифа рококо

Original size 4023x2480

Франсуа Буше, Серия Венер, 1754. 1. Венера и Вулкан 2. Марс и Венера удивлены вулканом 3. Суд Париса.

Франсуа Буше стал тем художником, который придал рококо его окончательный визуальный голос — лёгкий, чувственный, декоративный. Рождённый в Париже и воспитанный в среде ремесленной графики, он рано освоил искусство гравюры, работая над офортами по рисункам Ватто. Но если Ватто создал мир зыбких настроений, то Буше превратил найденный им язык в блестящую декорацию жизни высшего общества. Поездка в Италию (1727–1731) смешала в его палитре рубенсовскую теплоту, венецианский свет и французскую ясность. Вернувшись, он стремительно поднялся в Академии, став художником, которому доверяли оформлять интерьеры, шпалеры, фарфор, театральные сцены. Буше умел видеть мир как орнамент — и превращать орнамент в живую, соблазнительную ткань.

1. Франсуа Буше, Геркулес и Омфала, 1732—1734. 2.Франсуа Буше, Ринальдо и Армида, 1734.

В творческом ядре мастера — тема телесности и игра чувств. В картинах «Ринальдо и Армида» или «Геркулес и Омфала» миф становится не героикой, а мягкой драмой желания. Мужские фигуры у Буше часто приобретают женственный жест, а женские — сияют блеском ухоженного тела, словно созданного для камерных будуаров Парижа. Именно эта среда — интимная, утешная, украшенная вещами — требовала особого цвета. Так в живописи Буше расцветает розовый.

0

1. Франсуа Буше, Купание Дианы, 1742. 2. Франсуа Буше, Обнаженная на Софе, 1752. 3. Франсуа Буше, Юпитер в образе Дианы, соблазняющий нимфу Каллисто, 1759.

Розовый у Буше — не просто оттенок; это материал эмоции. Он смягчает кожу нимф, подсвечивает шелк драпировок, растворяет тела в жемчужном сиянии. В «Купании Дианы» розовый вибрирует в отблесках на коже и в лёгких облаках света; в «Обнажённой» — превращает плоть в утончённую фантазию; в портретах маркизы де Помпадур — становится символом эстетической власти женщины, задающей моду всей Франции. Не случайно именно в его эпоху появляется «розовый Помпадур» — новый химический оттенок, созданный для фарфора Севра и ставший цветом придворного вкуса.

Буше писал так, будто розовый способен удержать мир от тяжести — смягчить форму, скрыть резкость, подарить сцене дыхание удовольствия. Его картины декоративны, но эта декоративность и есть язык рококо: пространство, где нежность важнее правды, а красота — важнее истории.

И пусть критики эпохи Просвещения упрекали его в «неправдоподобных красках», именно эти краски задали визуальный ритм XVIII века. Буше сделал розовый цветом легкости, близости и мечты — и подарил рококо его знаменитое «сияние без тени».

Original size 720x891

Франсуа Буше, Юпитер и Каллисто, 1769.

Маркиза де Помпадур и появление цвета «розовый-помпадур»

Original size 0x0

Франсуа Буше, Мадам де Пампадур, 1759.

В истории рококо имя маркизы де Помпадур стоит особняком. Она была не только фавориткой Людовика XV, но и человеком, который тонко чувствовал моду, цвет и материальную культуру своего времени. Благодаря её вкусу придворный стиль стал более лёгким, камерным и ориентированным на гармонию вещей. Одним из символов этого нового эстетического подхода стал оттенок, позже получивший название «розовый-помпадур». Его создали на фарфоровой мануфактуре Венсенна–Севра под руководством химика Жана-Этьена Элло. Цвет получился мягким, светлым и чуть фарфоровым по восприятию — таким, каким его хотела видеть сама маркиза для изящных ваз, посуды и предметов декора. Постепенно оттенок вышел за пределы фарфора и перекочевал в ткани, аксессуары и светскую моду. Он стал частью визуального языка эпохи: спокойным, нежным, но достаточно выразительным, чтобы отличаться от других пастельных тонов. В портретах Буше можно увидеть, как этот цвет работает в одежде и интерьерах — он не доминирует, а создаёт мягкий акцент, характерный для эстетики рококо. Так «розовый-помпадур» закрепился как один из устойчивых признаков XVIII века. Это не столько эффект роскоши, сколько отражение стремления к утончённости и визуальному комфорту — качеств, которые определяли стиль рококо и которые маркиза де Помпадур умела поддерживать во всём, к чему прикасалась.

Розовый у Фрагонара

0

1. Жан Оноре Фрагонар, Собирательница винограда, 1754-1755. 2. Жан Оноре Фрагонар, Качели, 1750- 1755. 3. Жан Оноре Фрагонар, Счастливые возможности качелей, 1767.

Жан-Оноре Фрагонар вырос на перекрёстке двух темпераментов живописи — рассудочной, медленной школы Шардена и празднично-виртуозной манеры Буше. Первое дало ему чувство плотности и цельности холста, второе — свободу жеста и умение превращать движение кисти в лёгкий, почти музыкальный ритм. Но его собственный голос сформировался позже, когда он увидел Италию, вдыхал венецианский цвет и учился у Тьеполо смелости и сияния. Из этих разнонаправленных влияний родился художник, который работал так, будто живопись — это дыхание. И среди всех тонов, которыми он пользовался, розовый занял особое место. Не сладкий и не мягкий: у Фрагонара розовый — живой, бегущий, вспыхивающий. Это цвет лёгкого прикосновения, мгновения, эмоции, успевшей появиться и исчезнуть.

Original size 800x669

Жан Оноре Фрагонар, Желанное мгновение, 1770.

В галантных сценах 1760–1770-х годов розовый становится почти актёром — то вспыхивает на щеке девушки, то растворяется в складках сорочки, то превращает лёгкий полог кровати в тёплое облако света. В «Качелях», «Желанном мгновении», «Собирательнице винограда» розовый ведёт композицию, создавая ту самую атмосферу «мимолётного счастья», которую невозможно спутать ни с чем другим. Он никогда не бывает статичен: у Фрагонара розовый движется, дрожит, как отражение в воде. Этот цвет очень точно соответствует его характеру и его жизни. Художник был импульсивным, переменчивым, легко воспламеняющимся новыми впечатлениями — но всегда искренним в том, что делает. Он одинаково страстно копировал Рембрандта, импровизировал перед натурой, писал фривольные сцены или парковые праздники. Его творческая энергия всегда искала путь наружу, и розовый стал одним из её естественных языков.

1. Жан Оноре Фрагонар, Читающая девушка, 1775. 2.Жан Оноре Фрагонар, Читающая молодая девушка, ок1770.

Как интересно и ловко Фрагонар играет на нюансах розового, с первого взгляда похожие сюжеты, даже название одинаковое, но оттенки, полутона разные… Картина слева в своих ярких розовых тонах на румянце, оголеной грудью уходит больше в эротизм, будоражит сознание зрителя. Но юная леди слева, окруженная спокойными розовыми оттенками, которые оттеняют ее личико, сосредоченна над обучением. Тут мы считываем розовый, как символ чистоты, юности и спокойствия. В поздних работах розовый становится тише, прохладнее, словно тоже переживает меняющийся мир. Но даже тогда — в «Поцелуе украдкой», в нежных семейных сценах — он сохраняет ту самую внутреннюю вибрацию, которую можно узнать с первого взгляда.

Розовый у Фрагонара — это не украшение. Это способ говорить о мимолётном: о лёгком жесте, внезапной улыбке, о моменте, которому суждено исчезнуть, но который живопись успевает поймать. Именно эта способность превращать цвет в движение и делает Фрагонара художником, без которого невозможно представить золотой финал эпохи рококо.

1. Жан Оноре Фрагонар, Задвижка, 1777-84. 2. Жан-Оноре Фрагонар, Поцелуй украдкой, ок. 1780.

«Любой цвет не существует сам по себе, он обретает смысл лишь в соединении либо в противопоставлении с одним или несколькими другими цветами. Вот почему говорить о розовом значит — неизбежно — говорить о красном, о белом, о желтом, о синем и даже о зеленом, фиолетовом и черном.» — Мишель Пастуро. (Пастуро, «Розовый. История цвета»)

Список литературы

1.Голубева, М. В. Главное в истории цвета. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 224 с. 2.Даниэль С. М. Новая история искусства. Рококо. От Ватто до Фрагонара // С. М. Даниэль. — Санкт-Петербург: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. — 336 с. 3. Кортунова, Наталья Дмитриевна. Шедевры мировой живописи / Наталья Кортунова. — Москва: Издательство. АСТ, 2023. — 240 с. 4. Кожина, Е. Ф. Искусство Франции XVIII века: очерки истории и теории изобразительных искусств / Е. Ф. Кожина. — Ленинград: Искусство, 1971. — 216 с. 5. Пастуро, Мишель. Розовый. История цвета. — М.: Новое литературное обозрение, 2025. — 112 с.

Источники изображений

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more