Original size 1140x1600

Диалог зеркал: Как критика и искусство СОтворяют друг друга

2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Содержание

Введение

1. Концепция исследования 2. Искусство как катализатор. Рождение критики из духа провокации. 3. Критика как архитектор. Конструирование канона и контекста. 4. Симбиоз. Эпоха, где критика стала частью художественного жеста. 5. Заключение

Библиография Источники изображений

Введение

В мире искусства неизменно возникает вопрос о первоисточнике смысла: что является главной движущей силой — сам художественный объект или суждение, которое его осмысляет? На первый взгляд кажется, что все начинается с произведения-провокатора, которое бросает вызов публике и заставляет критиков судорожно искать слова для описания увиденного.

Однако, присмотревшись внимательнее, мы обнаруживаем, что обратная связь оказывается куда более мощной: именно критика, формируя язык, контекст и каноны, во многом определяет, что именно мы считаем искусством и как мы его воспринимаем. Таким образом, мы сталкиваемся с центральной дилеммой:

Критика создает искусство или искусство создает критику?

Что первично — произведение, вызывающее к жизни дискуссию, или дискуссия, которая формирует саму возможность произведения быть увиденным и понятым? Чтобы подступиться к этому вопросу, необходимо определить отправные точки.

Искусство в контексте данного исследования — это не просто объект, но акт высказывания, создание визуальной или концептуальной формы, которая стремится выразить нечто за пределом утилитарности. Это жест, обращенный к зрителю, будь то картина, инсталляция или перформанс, несущий в себе потенциал смысла.

Критика — это не просто «суждение» или «оценка». Это систематический дискурс, механизм интерпретации, который стремится прочитать это высказывание, вписать его в культурный контекст, исторический нарратив или философскую систему. Критика — это язык, который пытается объяснить искусство, но, создавая этот язык, она неизбежно начинает его конструировать.

Концепция исследования

Выбор темы обусловлен ее принципиальной важностью для понимания механизмов функционирования современного художественного поля. В эпоху, когда границы между творческим актом и его рефлексией становятся все более проницаемыми, а институциональная оценка зачастую предшествует глубокому зрительскому восприятию, необходимость разобраться в диалектической взаимосвязи этих двух феноменов кажется не просто академическим упражнением, но насущной потребностью.

Данная проблема находится в эпицентре дискуссий о природе художественной ценности, о том, как формируется канон и почему одни произведения обретают статус шедевров, а другие остаются на периферии внимания.

Актуальность темы подчеркивается и современной культурной ситуацией, где каждый зритель, высказывающийся в социальных сетях о произведении, в некотором роде становится критиком, тем самым непосредственно включаясь в процесс сотворения смыслов и репутаций.

Ключевой вопрос исследования формулируется следующим образом:

является ли искусство первичным по отношению к критике, лишь порождая её как реакцию, или же сама критика, формулируя языки описания, ценности и исторические нарративы, выступает со-творцом и необходимым условием для существования искусства как социального и культурного феномена?

Второстепенные, но важные вопросы, на которые предстоит ответить, включают: в какой момент критика из интерпретатора превращается в создателя контекста? Как меняется баланс сил между художественным жестом и критическим высказыванием в разные исторические периоды? И может ли произведение искусства состояться без акта критической рефлексии, пусть даже внутренней, со стороны зрителя?

Исходная гипотеза состоит в том, что взаимоотношения искусства и критики — это не линейный процесс, а непрерывный диалектический диалог, напоминающий спираль.

Искусство, безусловно, является первоисточником и объектом, провоцирующим критическую реакцию. Однако, начиная с определенного момента институционализации искусства, критика перестает быть пассивным комментарием. Она активно формирует художественный контекст, язык описания, системы ценностей и, в конечном счете, саму воспринимаемую ценность и значение произведений, тем самым участвуя в создании «искусства» в том виде, в каком оно входит в культурный оборот. Без критики искусство рискует остаться немым артефактом, лишенным культурного резонанса.

Принцип отбора материала основан на необходимости продемонстрировать универсальность и историческую протяженность данной взаимосвязи. Для этого формируется репрезентативная выборка из произведений, охватывающих разные эпохи, от модернизма до современности, и различные медиа — живопись, инсталляцию, уличное и цифровое искусство.

Принцип структурирования и рубрикации исследования подчинен логике развития основной гипотезы и следует трехчастной модели, отражающей эволюцию взаимоотношений искусства и критики.

Принцип выбора и анализа текстовых источников строится на сочетании классических теоретических трудов по эстетике и критике, конкретных исторических рецензий и критических статей на выбранные произведения.

Искусство как катализатор. Рождение критики из духа провокации.

Исторический путь взаимоотношений искусства и критики часто начинается с момента радикального разрыва — с того мгновения, когда художественный жест оказывается настолько неожиданным и провокационным, что существующий критический язык оказывается к нему неприменим.

В этой первоначальной фазе искусство выступает в роли безжалостного катализатора, заставляя критику не просто реагировать, а переживать подлинные муки рождения нового языка, способного описать и осмыслить случившееся. Произведение-провокатор является первичным фактом, шоковой точкой, которая предшествует интерпретации и требует её появления. Оно создает вокруг себя интеллектуальный вакуум, который критике предстоит заполнить.

Классическим примером такого столкновения становится появление «Олимпии» Эдуарда Мане.

Original size 5260x3340

Эдуард Мане, «Олимпия», 1863 г., Музей д’Орсе (Париж).

Картина, представленная в Салоне 1865 года, вызвала не просто непонимание, а яростный скандал. Современники были шокированы не обнаженной натурой как таковой, а прямым, лишенным мифологических или аллегорических прикрас взглядом молодой женщины, встречающей зрителя глазами, полными своеволия и вызова. Критика оказалась не готова к этому художественному манифесту нового видения. Реакция была в основном агрессивной: работу называли «грязной», «вульгарной», «карикатурой на красоту».

Original size 5260x1218

Детали

Однако именно эта агрессия и стала свидетельством того, что искусство совершило мощный выпад, попав в самую суть академических условностей. Критикам пришлось вступить в полемику, выбирать сторону, формировать первые контуры того языка, который позже будет ассоциироваться с модернизмом. Они вынуждены были стать интерпретаторами жеста, который изначально был для них чуждым и враждебным.

Еще более чистым экспериментом, обнажившим саму суть проблемы, стал «Фонтан» Марселя Дюшана.

Original size 5260x1849

Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917 г.

Предъявив в 1917 году промышленный объект в качестве произведения искусства, Дюшан совершил акт, поставивший под сомнение все традиционные категории эстетики: мастерство, уникальность, выразительность. Критический аппарат, ориентированный на анализ формы, цвета и композиции, оказался полностью беспомощным перед этим жестом. «Фонтан» был не объектом для оценки, а вопросительным знаком, обращенным к институту искусства в целом.

Original size 5260x1849

Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917 г.

Первоначальная реакция — отторжение и скандал — была единственно возможной, так как не существовало словаря для его описания. Однако именно эта провокация заставила критику и философию искусства начать долгий и мучительный процесс выработки новых концептов. Без «Фонтана» не родилась бы целая ветвь художественной теории.

Аналогичный вызов, но уже в сфере чистого беспредметного формотворчества, бросил и «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Original size 5260x1996

Казимир Малевич, «Черный квадрат», 1915 г.

Картина-манифест, представленная в 1915 году, не просто отрицала фигуративность — она утверждала «нуль форм», выводила искусство к его предельным, философским основаниям. Критики и зрители, ожидавшие увидеть изображение, столкнулись с иконой абсолютного ничто, с «дырой в небытие». Возникший когнитивный диссонанс был столь велик, что критика поначалу не могла ничего предложить, кроме насмешек или полного неприятия.

Критика была вынуждена эволюционировать от простого отрицания к попыткам сложной теологической и космологической интерпретации, встраивая квадрат в нарративы о поиске абсолютного и конце традиционной культуры.

Критика как архитектор. Конструирование канона и контекста.

Если первый акт взаимоотношений искусства и критики напоминал внезапную революцию, где художественный жест властно диктовал новые условия, то во второй фазе наступает время систематизации и легитимации. Здесь критическое слово перестает быть просто реакцией и обретает созидательную, архитектоническую силу.

Ярчайшим примером такого подхода стала деятельность критика Клемента Гринберга, который сконструировал мифологию абстрактного экспрессионизма и возвел Джексона Поллока в статус главного американского художника послевоенной эпохи.

Original size 5260x1636

Джексон Поллок, «№ 5, 1948», 1948 г. / «Сближение», 1952 г.

Гринберг не просто анализировал брызги и потеки краски на полотнах Поллока; он создал для них целостную теоретическую рамку, вписав их в генеалогию модернизма, ведущую от Мане через кубизм к «живописности» и «плоскостности». Именно этот мощный критический нарратив, апеллирующий к истории и философии искусства, превратил работы Поллока из радикальных экспериментов в центральные произведения мировой культуры и помог им занять почетное место в музеях. Без архитектоники Гринберга абстрактный экспрессионизм мог бы остаться маргинальным явлением, а не триумфом.

Original size 5260x1636

Джексон Поллок, «Волчица», 1943 г. / «Осенний Ритм (Номер 30)», 1950 г.

Схожую роль, сыграла критика в отношении поп-арта. Когда Энди Уорхол впервые представил свои «Банки с супом Кэмпбелл», общественность и многие критики восприняли это как глумление над искусством.

Original size 5260x1636

Энди Уорхол, «Банки с супом Кэмпбелл», 1961-62 гг.

Однако именно интерпретаторские усилия таких теоретиков, как Артур Данто, позволили трансформировать это восприятие. Данто, провозгласивший «смерть искусства» и разработавший теорию «художественного мира», увидел в работах Уорхола не банальное копирование, а глубокий философский жест, ставящий под вопрос саму природу искусства, его отличия от не-искусства.

Благодаря такой критической рамке банки супа и брилловские коробки перестали быть просто объектами и стали концептуальными высказываниями, артефактами, доказывающими, что суть произведения лежит не в его визуальных свойствах, а в атмосфере художественной теории, которая его окружает.

Особый интерес представляет феномен соц-арта, в частности творчество Виталия Комара и Александра Меламида.

Original size 5260x2138

Виталий Комар, Александр Меламид, Апокалипсис 1 из серии «Double Revelation — 14», 1991 г. / «Карл Маркс и Рог Изобилия», 1982–1983 гг.

Их работы, пародирующие эстетику социалистического реализма и использующие советскую символику, изначально были жестким критическим высказыванием, направленным против официальной идеологии. Однако их последующая рецепция на Западе — это чистый пример того, как критика конструирует контекст и значение. Западные искусствоведы и кураторы, часто плохо знакомые с исходным советским контекстом, встроили соц-арт в удобные для себя нарративы: о сопротивлении тоталитаризму, о постмодернистской игре с языком власти, о восточноевропейском концептуализме.

Симбиоз. Эпоха, где критика стала частью художественного жеста.

Мы вступаем в эпоху тотального симбиоза, где сама оппозиция между художественным жестом и критической рефлексией теряет смысл.

Критика более не является внешним инструментом анализа, она инкорпорируется в саму плоть произведения, становится источником его жизнеспособности.

Художник теперь выступает одновременно и как творец образов, и как их главный интерпретатор, а произведение зачастую рождается уже окруженным собственным теоретическим обоснованием, как бы завернутым в слой критического дискурса.

Этот феномен наглядно проявляется в практике таких художников, как Олафур Элиассон.

Original size 5260x2138

Олафур Элиассон, «Русло реки внутри музея», 2014–2015 гг. / «The Weather Project», 2003 г.

Его масштабные инсталляции, выставленные в городском пространстве, по сути являются материализованными критическими эссе. Они не просто создают эстетический опыт, но изначально несут в себе мощное высказывание об экологии, изменении климата, восприятии и социальном взаимодействии. Сама художественная форма здесь является критикой — безответственного отношения к природе, пассивности зрителя, узости восприятия.

Original size 5260x1644

Олафур Элиассон, «Темная экология» / «Ice Watch», 2015 г.

Еще более рельефно этот симбиоз выражен в феномене Бэнкси.

Original size 5260x1678

Бэнкси, «Приветствия Сезона», 2018 г. / «Девочка с воздушным шаром», 2018 г.

Анонимный уличный художник создал не просто серию работ, но целую мифологию, где каждый новый арт-объект сопровождается мощным критическим подтекстом, направленным против коммерциализации искусства, института аукционов, лицемерия общества потребления. Критика здесь не следует за искусством — она с ним нераздельна. Более того, медийный шум, общественные дискуссии и бесчисленные интерпретации в социальных сетях становятся продолжением этого жеста, достраивая произведение в символическом пространстве.

Original size 5260x1678

Бэнкси, «Мрачный жнец», 2003 г. / «Хорошо висящий любовник», 2006 г.

Заключение

Данное визуальное исследование наглядно демонстрирует, что изначально сформулированный вопрос — что первично, искусство или критика — не имеет линейного и однозначного ответа. Их взаимоотношения оказываются гораздо более сложными и плодотворными, напоминая не прямую линию, а бесконечную спираль диалога, в котором каждая сторона попеременно становится ведущей и ведомой, причиной и следствием. Анализ произведений, от классического модернизма до цифровой современности, позволил проследить эволюцию этой связи от конфронтации к неразрывному симбиозу, подтвердив исходную гипотезу о диалектической природе их взаимодействия.

Искусство и критика взаимно созидают друг друга в непрерывном диалектическом процессе.

Искусство задает онтологический импульс, материальную точку отсчета, без которой критика повисает в пустоте. Но именно критика наделяет этот импульс культурным бытием, вписывает его в исторический контекст, превращая единичный факт в часть коллективного смыслового поля.

Bibliography
Show
1.

Беньямин В. «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru

2.3.

Гройс Б. «Политика поэтики» https://imwerden.de/pdf/groys_politika_poetiki_2012__ocr.pdf

4.5.

Адорно Т. В. «Негативная диалектика» http://lib.ysu.am/disciplines_bk/55db037ff51db2103da731482b6e5dd9.pdf

Image sources
Show
Диалог зеркал: Как критика и искусство СОтворяют друг друга
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more