Original size 2838x4228

Vaporwave и неоантичность: от идеала к ностальгии

8
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

ВЫБОР ТЕМЫ

post

Современная цифровая культура активно переосмысливает визуальные коды прошлого. Эстетика Vaporwave, возникшая на пересечении ностальгии по раннему интернету и визуальной иронии, обращается к античным образам, превращая их в знаки постмодернистского языка. В этой культуре древние символы красоты и гармонии существуют не как возвышенные идеалы, а как «пиксельные призраки» культурной памяти. Исследование направлено на анализ того, как античный идеал человеческого тела трансформируется в цифровой эпохе и как меняется его смысл при переносе в пространство сетевой иронии и симуляции.

МАТЕРИАЛЫ

post

В исследование включены античные скульптуры — Аполлон Белведерский, Дорифор Поликлета, Венера Милосская — как классические воплощения идеала гармонии. Им противопоставлены современные цифровые артефакты Vaporwave — 3D-рендеры и коллажи, использующие изображения античных бюстов. Такой выбор позволяет проследить путь метаморфозы образа: от физического совершенства к симулякру.

post

1. Античный идеал красоты форма, функция, символ 2. Возникновение эстетики Vaporwave и её визуальные коды 3. Трансформация античного тела в цифровой культуре 4. Сравнительный анализ примеров 5. Выводы: от гармонии к гиперрефлексии

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС

post

ВОПРОС: Как переосмысляется античный идеал красоты в цифровой культуре Vaporwave?

ГИПОТЕЗА: Если в античности тело было репрезентацией духовной гармонии и меры, то в Vaporwave-культуре оно превращается в ироничный знак утраченного идеала, цифровой объект ностальгии и симуляции.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД

post

Рассмотрим несколько античных скульптур и изображений в эстетике Vaporwave. После чего попытаемся понять основные идеи и философию этих времен. Анализируя такие образы, мы можем глубже понять не только философию античности, но и тревоги постиндустриальной культуры, ищущей смысл в обломках классического наследия.

АНТИЧНОСТЬ

Original size 1940x3108

Поликлет. Дорифор. V в. до н. э. Мрамор. Национальный археологический музей, Неаполь.

Поликлет Образ физической и моральной доблести. Идеальные, но сдержанные пропорции. Тело не рельефное, а уравновешенное — знак внутренней гармонии и меры.

Original size 2850x4625

Аполлон Белведерский. II в. н. э. (римская копия). Мрамор. Ватиканские музеи.

Аполлон Белведерский Идеал мужской красоты. Непринуждённость позы и спокойствие выражают баланс духовного и физического начала.

Original size 1320x1652

Венера Милосская. II в. до н. э. Мрамор. Лувр, Париж.

Женская версия гармонии — не чувственность, а благородная одухотворённость формы.

Original size 800x869

Лаокоон и сыновья / Laocoön and His Sons. Агесандрос, Полидор и Аттенодор). около I в. до н. э. — I в. н. э.

Драматическая группа, выражающая страдание и движение в эллинистической пластике.

Original size 1082x1600

Дискобол / Discobolus (Метон Миона). Автор: Мирон, Дата: ≈460–450 до н. э.

Динамическая композиция атлета в момент броска диска, внимание к ритму и анатомии.

Original size 1262x1777

Гермес с младенцем Дионисом / Hermes and the Infant Dionysus (Гермес Праксителя). Автор: Пракситель, Дата: IV в. до н. э.

Утончённая пластика, мягкость форм, идеал молодого бога-пастуха.

Original size 1732x2464

Афина Парфенос / Athena Parthenos (реконструкция). Автор: Фидий (оригинал). Дата: середина V в. до н. э.

Монументальная хризоэлефантинная статуя в парфеноне, символ политико-религиозного триумфа Афин.

Original size 800x1200

риумфальная статуя Августа (Август Прима Порта) / Augustus of Prima Porta. Автор: Автор неизвестен (римская императорская пропагандистская статуя).

Идеализированный портрет первого римского императора, сочетание портретного и идеального.

Original size 800x1067

Голова Александра Македонского (портретная глава). Автор: Автор неизвестен. Дата: эллинистический период, ок. 300–150 до н. э.

Типичный эллинистический портрет с характерным анатолийским «анастолием» в волосах.

VAPORWAVE

Original size 1920x1920

MACINTOSH PLUS — リサフランク420 / 現代のコンピュー |

Ключевой визуальный код жанра — бюст античной скульптуры на розовом фоне с японскими иероглифами и городским пейзажем.

Автор Vektroid один из первых исполнителей, которые задали тренд античных скульптур в направлении Vaporwave.

На изображении скульптура Головы Гелиоса — бога солнца.

Original size 827x1170

Vaporwave Greek — Neon-Hued Classical Statue. Автор: eneakelo (DeviantArt). Дата: 2024

Классический бюст в неоновой палитре, фон — сетка и колонны; типичный неоантичный мотив в vaporwave.

Original size 2764x1728

Изображение в интернете. Автор неизвестен. Эстетика Vapowave

В работе видны коммерческие образы и эстетику 80-х и 90-х годов для создания коллажей и цифрового искусства. Такие работы часто распространяются в сети без указания авторства.

Original size 2880x1580

Ancient Greek or Roman busts are featured repeatedly in vaporwave design. License these images via Anton Vierietin, ded pixto, and cybermagician.

В работе используется Бюст Давида Микеланджело и руки из фрески Микеланджело «Сотворение Адама».

Original size 512x512

Vaporwave Bust (Neolukos). Автор: Neolukos (DeviantArt). Дата: 2018–2022

Цифровая композиция с античной головой, глитч-эффектами и пастельной палитрой.

Original size 1192x670

Vaporwave Wallpaper (MautheDog). Автор: MautheDog (DeviantArt). Дата: 2016

Обложечный стиль vaporwave: бюст, сетка, пальмы, VHS-артефакты.

Original size 1000x473

Statue of Venus de Milo — neon / webpunk (Ded Pixto). Автор: Ded Pixto (сток/Adobe/Freepik). Дата: 2021

Дуотон-обработка классического мотива в розово-голубом ключе для webpunk / vaporwave.

Original size 1200x2000

коллаж из классических образов, логотипов и VHS-шумов, демонстрирует коллажную логику жанра.

Original size 828x1242

Vaporwave Statue with Sunglasses. Автор: eneakelo (DeviantArt). Дата: 2023–2024

бюст в солнечных очках на пастельном фоне, ироничная репрезентация античного идеала.

ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ VAPORWAVE

post

Жанр появился в англоязычных онлайн-сообществах — на Tumblr, Reddit, 4chan, Bandcamp. Первые эксперименты связывают с музыкантами Daniel Lopatin (Oneohtrix Point Never, проект Chuck Person’s Eccojams Vol. 1, 2010) и James Ferraro (Far Side Virtual, 2011). Их треки замедляли фрагменты рекламы, поп-музыки и корпоративных мелодий, создавая ощущение «ломаной ностальгии».

post

Визуальная эстетика оформилась с альбомом Floral Shoppe проекта Macintosh Plus (2011). Обложка — античный бюст Аполлона, неон, японские надписи, 3D-сетка — стала иконой жанра. Vaporwave стал культурным мемом, соединяя: - Античные и классические формы; - Визуальные элементы раннего интернета (Windows 95, VHS-глитчи); - Ностальгию по эпохе потребительского оптимизма 1980–1990-х; - Иронию по отношению к капитализму и массмедиа.

post

После первой волны интереса направление раздробилось на поджанры: - Future Funk (более позитивное и танцевальное звучание); - Mallsoft (звуковые симуляции торговых центров); - Hardvapour (реакция на чрезмерную ностальгию, агрессивная эстетика индустриального интернета).

Визуально продолжились эксперименты с 3D-рендером, glitch-эффектами, цифровыми коллажами, а античные формы остались центральным кодом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

post

В античности визуальная репрезентация служила выражением гуманистического идеала — соединения физического и духовного совершенства. В цифровой культуре Vaporwave античные образы теряют первозданный смысл и превращаются в визуальные цитаты, играющие с памятью культуры. Их роль — не возвышение, а рефлексия: демонстрация того, как прошлое существует в виде эстетического архива.

post

Современная эстетика Vaporwave отражает переход от стремления к идеалу к осознанию его недостижимости. Ностальгия по культуре 80–90-х переплетается с восхищением античным искусством, рождая новое восприятие красоты — ироничное, фрагментарное, цифровое.

post

Соединение древней античности и ретрофутуризма создало феномен ностальгии по эпохам, которых никогда не существовало в нашей личной памяти. В этом синтетическом пространстве прошлое и будущее смешиваются, превращаясь в эстетическую симуляцию идеала. Через игру с этими образами человек цифровой эпохи с иронией принимает недостижимость совершенства, продолжая искать его отражения в виртуальном мире.

РЕФЕРЕНСЫ

post

Использованные нейросети: 1. ChatGPT для поиска информации и составления промтов. 2. Grock для создания небольших изображений — гербов и обложки. 3. Topaz Photo AI для улучшения качества основных изображений.

Bibliography
1.

Платон. Федр.

2.

И. Й. Винкельман. История искусства древности.

3.

Эрвин Панофский. Идея.

4.

Ж. Бодрийяр. Симулякры и симуляция.

5.

Борис Гройс. В потоке.

6.

Van Paugam. The Story of Vaporwave. (2021)

7.

Aesthetics Wiki. Vaporwave Aesthetic.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.

VAPOR

11.12.13.14.15.16.17.
Vaporwave и неоантичность: от идеала к ностальгии
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more