
Итальянский футуризм прославился особенно решительным отрицанием предшествующих течений искусства и всего, что воплощало культурную традицию своего времени.
Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944) — идеолог и автор большого количества был одним из первых составителей большинства футуристских манифестов. Он выступал в роли лидера итальянского футуризма, хотя его позиция вызвала много непонимания публики. Несмотря на неоднозначную репутацию Маринетти, итальянский футуризм стал первым модернистским направлением, которое претендовало на международное признание. Футуризм (от лат. futurum) означает «будущее», что уже отсылает к главной идее течения. Футуристы отрицали старые традиции, прославляя культ будущего, индустриализацию, технологический прогресс, скорость и движение.
«Фигура никогда не постоянна перед нами, но бесконечно появляется и исчезает. Из-за устойчивости изображения на сетчатке движущиеся предметы множатся, деформируются, следуя друг за другом, как вибрации в пробегаемом ими пространстве. Так у бегущей лошади не четыре ноги, а двадцать, и их движения треугольны»

Умберто Боччони, Сюжет 27
Художники-футуристы писали: «Живо только то искусство, которое находит свои основы в том, что его окружает». Поэтому в своих работах они часто обращались к изображению города, машин, индустриальной мощи. Именно это отражало дух современности, будущего и технического прогресса.
«Мы объявляем, что великолепие мира обогатилось новой красотой: красотой скорости. Беговой автомобиль с его кузовом, украшенным большими трубами, напоминающими змей с взрывчатым дыханием… ревущий автомобиль, который точно мчится против картечи, — прекраснее, чем Победа Самофракии»
Цель исследования заключается в анализе городских пейзажей художников-футуристов и выявлении того, как через изображение машин, поездов, архитектуры и городской инфраструктуры они формировали представление о будущем.
Методом исследования является сравнительно-аналитических подход, в основе которого лежит классификация ключевых урбанистических мотивов на примере произведений представленных художников.
Умберто Боччони


Слева: Улица, входящая в дом, 1911. Справа: Одновременные видения.
На итальянского живописца Умберто Боччони существенное влияние оказали тексты Филиппо Томмазо Маринетти. Позднее Боччони адаптировал его идеи о футуристическом визуальном искусстве в своем «Техническом манифесте футуристической живописи». В манифесте сказано: «Всё движется, всё бежит, всё быстро меняется. Фигура никогда не постоянна перед нами, но бесконечно появляется и исчезает».
Эти слова определяют особенности стиля живописи художника. В картинах Боччони мы все еще можем различать человеческие фигуры, но они уже не существуют, как отдельные объекты. «Чтобы написать фигуру, нужно писать не её, а окружающую её атмосферу» упоминал Боччони в своем манифесте. Тела словно растворяются в городской среде. Все формы плавно перетекают друг в друга становясь единой композицей. Быстрой, динамичной, живой. Город — центральный персонаж, в котором пересекаются диагонали, и фрагментации форм.
Для большей передачи ритма и напряжения окружающей среды Боччони использует яркие цветовые акценты, красные и синие, формирующие
Умберто Боччони, Город встает, 1911
Образ города в работах Боччони является средой, формирующей человека и его восприятие к миру. Картина «Город встает» считается одной из ключевых в формировании футуристической мысли, поскольку рассказывает нам о строительстве нового города. Здесь рабочие, лошади, конструкции домов. Все говорит нам о зарождении нового пространства с нуля, без взгляда на прошлое и настоящее.
Композиция построена на ощутимых диагоналях, что придает холсту движения и скорости. Узкие, но длинные мазки, перетекающие друг в друга, создают стремительное движение вперед.
Идея рождения новой эпохи одна из центральных тем Боччони. В его работах город воспринимается как живой объект и непрерывное становление.
Состояние души I. Прощания
Состояние души II. Те, кто уезжают
Состояние души III: Те, кто остаются
Интересно рассмотреть трилогию работ Боччони в контексте городской среды и темы движения. Картины представляют собой визуальное воплощение психологического и физического ощущения технического прогресса, изменений в обществе и трансформации человеческих чувств.
Поезд становится символом будущего, скорости и разрыва с прошлым.
Трилогия картин рассказывает нам о взаимодействии человека и техники, показывая как второе становится продолжением человеческого опыта. В первой части «Состояния души», символизирующей отъезд и движение в будущее, можно распознать человеческие фигуры, стремительно тянущиеся вперед и сливающиеся с поездом. Композиция строится на фрагментах и диагоналях, преобладают красные и зеленые оттенки. Сохраняется атмосфера оживленности, ожидания и суеты.
«Те, кто уходит» показывает нам совершенно новый ракурс истории. Люди внутри вагона, совершенно слившиеся в потоке и движении поезда. Город не показывается здесь напрямую, но является частью этой массы. Палитра полотна поддерживает и придает особенное настроение: синие, серо-голубые и оливковые тона создают атмосферу отстраненности, потери и неизвестности. Где-то вспыхивают теплые оттенки, это электрический свет города, видный из окна вагона.
Завершающая сцена трилогии: «Те, кто остается». Чувство одиночества, тоски, а главное — отсутствия движения. Фигуры замедлены, тяжелы и приземлены. Они не взаимодействую между собой, отстранены и самостоятельны. Диагонально они практически лишены импульса, нежели в прошлых работах. Зеленые и голубоватые оттенки оставляют вкус грусти, отчуждения и тишины.
Луиджи Руссоло
Сюжет 5
Тауэрский мост, 1929
Луиджи Руссоло — один из наиболее ярких представителей футуристического направления не только живописи, но и в литературе, музыке. Как и другие футуристы Руссоло декларировал культ движения, машин и города. В 1913–1929 гг. Луиджи Руссоло фактически прекращает заниматься живописью и полностью погружается в музыку Стоит отметить, что он внес весомый вклад в возвращается к рисованию, оставив ряд своих работ в истории футуристического искусства.


Слева: Сюжет 7. Справа: «Лампы или Молнии», 1910
На своих картинаж Луиджи Руссоло разными способами изображает город, автомобили или технику. Интересно, что изображая машину на «Сюжете 7» он не показывает ее буквально. Лишь отрывки форм и получившаяся динамика подсказывает нам о том, что это машина. Город здесь не показан очевидно, но он ощущается будто пространство, сквозь которое прорезается движение. Многослойность и фрагментированность позволяет увидеть глубину в казалось бы плоских форма. Свет здесь не освещает полотно, а буквально врывается в композицию, являясь важным героем, благодаря которому можно считать технику. Он имеет направленность и траекторию.
Совсем иначе Руссоло показывает нам другой отрывок городской среды в своей картине Лампы или Молнии». Художник все еще работает образами, использует простые формы для отражения городского пейзажа, но благодаря глубине цвета и отсутствия движения картина ощущается иначе. Только благодаря электрическим вспышкам молнии можно ощутить мощь и скорость.
Джино Северини
Динамические иероглифы бала Табарэн, 1912
В 1920 году Северини вошел в группу итальянских художников-футуристов, основанную Умберто Боччони. Ключевой особенностью работ Джино Северини является, бесспорно, умение работать с формой, динамикой и цветом. В отличие от других футуристов Северини чаще изображал людей, как основных героев. Человеческие фигуры в действии, скорости и движении, но не всегда тела контактировали с окружающей средой так, как у других художников.
Воспоминания о путешествии, 1911
Однако, городской пейзаж можно рассмотреть на нескольких картинах Боччони. Например, работа «Воспоминания о путешествии» представляет собой мозаический поток фрагментов городской среды и окружения. Поезда, дома, люди, дороги, деревья — все смешалось в единый организм с собственным ритмом и скоростью. Цвет здесь основной носитель движения и настроения, говорящий о впечатлении и памяти. Северини показывает нам не сам город, а его ощущение наполненности, постоянного контакта и импульса.
Человек и город
В своих манифестах футуристы заявляли, что пространства больше не существует. «Мы живём уже в абсолютном, так как уже создали вечную вездесущую скорость».
Город в футуристической живописи действует, живет, растворяет. Но каждый художник переживает это движение по-своему: у кого-то город буквально съедает человека, становясь с ним одним целым, кто-то видит город как свет и шум, а для кого-то это череда ярких воспоминаний.
Умберто Боччони преимущественно использует теплые желтые и красные оттенки для изображения города, а Луиджи Руссоло напротив, холодные синие. Джино Северини оставляет геометрию четкой и различимой, в то время как другие художники предпочитают спиралевидные и вихреватые мазки в исполнении.
Объединяет художников лишь их цель: передать ощущение грядущего будущего, которое неизбежно связывает человека, город, технику, машины.
Умберто Боччони, Кафе , 1910
«Наше новое сознание не позволяет больше считать человека центром всемирной жизни. Боль человека интересна нам так же, как и электрическая лампочка, которая мучается, страдает и кричит самыми душераздирающими выражениями цвета, а музыкальность линий и складок современного костюма для нас обладает такой же эмоциональной и символической силой, как нагота для древних»
Луиджи Руссоло, Сюжет 6
Джино Северини, Бульвар, 1913
Улицы
В какой-то момент человеческая фигура становится почти незаметной, лишь мелким мазком на холсте художника вписанным в общий ритм. На передний план выходит улица. Это следующий этап интеграции человека в окружающую среду. Здесь основными выразительными средствами является композиция, цвет и свет.
Умберто Боччони, Сила улицы, 1911
Луиджи Руссоло, Сюжет 4
«Живо только то искусство, которое находит свои основы в том, что его окружает»
Джино Северини, Север-Юг
Заметно, что все три художника смело используют большое количество пересекающихся диагоналей, формируя пространство улиц, как динамичную среду. Они подкрепляют это точечными освещающими элементами, создавая многослойность и глубину изображению. За счет такого построения композиции зритель как бы погружается в ее ритм и атмосферу.
Несмотря на схожесть в визуальных приемах, цветовые палитры совершенно разные по своему настроению. Боччони, например, использует темные синие оттенки, лишь иногда разбавляя палитру теплыми оттенками, которые буквально являются отражением световых лучей.
Руссоло выбирает яркую и в каком-то смысле агрессивную палитру красных и желных красок. Это добавляет особую динамичность композиции, работая совместно с диагоналями и создающимися углами.
Северини же может использовать серые и тусклые цвета, которые отражают повседневность городской среды, ритм реальной жизни.
Машины


Джино Северини Слева: Red Cross Train Passing a Village, 1915. Справа: Suburban Train Arriving in Paris, 1915.
«Мы создаём новую эстетику скорости, мы почти разрушили представление пространства и необычайно умалили представление времени»
Возвращаясь к фразе: «Беговой Автомобиль прекраснее, чем Победа Самофракии», можно понять, что поезд и машина — главный символ постоянного движения и динамики у футуристов. Символ разрыва с прошлым и пути к будущему. Почему еще машины могли быть важны для футуристов? Вероятно, поезд и автомобили в то время буквально разрушали старый принятый порядок, также как и новаторская идея футуризма.


Луиджи Руссоло Слева: Динамизм автомобиля, 1913. Справа: Динамизм бегущего ночного поезда, 1911.
Художники-футуристы также фрагментированно писали машины. Они не стремились прямо в лицо показать зрителю форму машины. Но считать динамику и образ поезда или автомобиля было просто. Стремительный свет фар, округлые фонари или узнаваемый серый цвет в совокупности с резкими динамичными линиями помогали распознать символ футуристов.
В отличие от простого городского пейзажа в машинах футуристов считывается мощь и серьезность материала из которого состоит объект. Машина здесь центр, организующий все пространство вокруг.
В футуризме городская среда стирает границу между субъектом и пространством. Все сливается в единый поток, направленный в будущее, которое формируется техникой и новым способом видеть мир.
Проведенное визуальное исследование позволяет увидеть то, как в итальянском футуризме формировался новый взгляд на город, окружающий человека. Художники и следователи футуризма пытались не прямым текстом, а ощущениями, динамикой и формами передать урбанистическую среду, в которой находился человек. Через фрагментацию, цветовой и световой контрасты, диагонали футуристы создали новый язык живописи, в котором город становится единым живым организмом, а человек лишь частью его потока.
Город в футуризме стал текущим состоянием мира и символом стремления к будущему.
Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909–1941. Том 1
Итальянский футуризм. Манифесты и программы. 1909–1941. Том 2
Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли
Боччони У. Футуристическая живопись и скульптура. Тексты и манифесты. — Москва: Ад Маргинем, 2015.
https://artchive.ru/artists/97~Umberto_Bochchoni/works/326277~Sostojanie_dushi_III_Te_kto_ostajutsja