Original size 1000x1500

Технологии и творчество: трансформация искусства в эпоху роботизации

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Может ли робот творить как художник?

Бич Д. Авангардизм и смыслы автоматизации // Художественный журнал. 2025. № 127

В данном исследовании проводится анализ влияния технологии на жизнь человека и влияние на искусство. Являются ли роботы угрозы и они нам друзья? Этот вопрос помогает лучше понять, как искусство связано с технологиями и инновациями, которые мы используем для его создания.

Вопрос о способности робототехнических систем генерировать оригинальные произведения искусства представляет значительный интерес. В тексте Бенджамин Браттон утверждается, что если робот сможет создавать принципиально новые художественные формы, а не ограничиваться копированием существующих произведений, это может существенно изменить наше восприятие искусства. Такой прорыв способен привести к переосмыслению традиционных представлений о сущности искусства и его создателях.

Тем не менее основное внимание в работе уделяется роли человека в процессе создания искусства с использованием технологических инструментов. Признавая важность взаимодействия между человеком и машиной, автор подчеркивает, что именно человеческий фактор остается ключевым в этом процессе. Технологии, в свою очередь, исторически играли значительную роль в развитии искусства, предоставляя художникам новые средства выражения и возможности для экспериментов. Без современных инструментов и методов художественное творчество в его нынешнем нынешнем виде было бы невозможно.

В заключение, статья демонстрирует, что технологии и искусство находятся в неразрывной связи. Технологический процесс оказывает прямое влияние на творческий потенциал, расширяя границы возможного и стимулируя появление новых форм самовыражения. По мере дальнейшего развития технологий будет меняться и искусство, а понимание этого взаимодействия позволит более глубоко осмыслить как эволюцию художественной практики, так и роль технологий в современном обществе.

В рамках моего визуального исследования я проанализировала современные художественные произведения, созданные в 21 веке. Особое внимание было уделено изучению взаимодействия человека и технологий в контексте современного искусства.

Также хочется отметить, что было уделено пристальное внимание работам, в которых роботы и искусственный интеллект выступают в качестве автора или соавтора. Эти художники создают разнообразные арт-объекты, включая визуальные произведения и музыкальные композиции.

Целью данного исследования является демонстрация того, что робототехнические системы и алгоритмы искусственного интеллекта могут функционировать не только как инструмент для создания произведений искусства, но и как источники креативного вдохновения.

(1) Человек — киборг

В этом тезисе человек был назван киборгом так как ремесленная работа, ручные процессы из мастерских, при создании художественных произведении вытесняется. и в этом смысле можно утверждать, что любое произведение искусства было реализовано при помощи самых разных средств, начиная от простейших природных материалов, таких как глина, древесина, растительные волокна, и заканчивая современными технологическими инструментами, включая компьютеры, цифровые камеры и прочие устройства, позволяющие расширять творческие возможности художника.

С течением времени роль художника все более тесно переплетается с процессами промышленного производства: творец уже не выглядит как ремесленник, который в прошлом был вынужден самостоятельно изготавливать собственные художественные материалы подготавливать холсты, смешивать краски, резать мрамор или выковывать бронзу. Сегодня же большинство этих подготовительных этапов делегируется специализированным производством и фабрикам, а сам художник сосредотачивается в большей степени на концептуальный и визуальной стороне своего творчества, оставляя создание и поставку материалов в сторону, позволяя им приходить из профессиональных источников, оптимизированных под современные требования искусства. В наше время следует признать зависимость художника от индустриализации ремесленного труда, которая до сих пор остается вне внимания.

выставка Ядро мира; Кристофер Кулендран Томас; 2025 г.

Галерея Гагосяна анонсировала выставку Ядро мира художника Кристофера Кулегдран Томаса. Это его первая персональная выставка в США

Кулегдран Томас на протяжении десяти лет использовал искусственный интеллект, чтобы критиковать идею западного индивидуализма. Его картина рассказывает о колониальной истории Шри-Ланки после того, как его семья уехала из-за обострения межэтнической вражды. Художник часто показывает свои картины вместе с видео, где пропаганда и контрпропаганда переплетаются.

Original size 1600x1056

Peace Core (сфера); Кристофер Кулендран Томас; 2024 г.

Выставка названа в честь главного произведения — видео Ядро мира 2024 года. В нем непрерывно меняются кадры американского телевидения, показанные за несколько минут до 11 сентября 2001 года. Это видео создано с коллегой Анникой Кульманн, будет показано вместе с шестью картинами изображающими резню на пляжах Мулливайккала в 2009 году. Эти сцены основанные на визуальном языке колониальной истории были почти забыты.

Картина Кулегдрана написанные с помощью нейросети, вдохновленны работами известных художников Шри-Ланки. Они выглядят как знакомые, но необычно композиции своего выразительными жестами. Эти картины предают коллективное сознание, подрывая идеи политики идентичности, которая разделила родину художника.

Тут мы видим связь тезиса с данным проектом, то, что воплощение этой работы напрямую зависит от инструментов создания художественного произведения.

Original size 1600x1067

В центре галереи будет подвешена вращающаяся сфера Ядро мира с 24 экранами, показывающая кадры с телевидения 24 года назад. Эти кадры и звук меняются в реальном времени с помощью ии, создавая эффект, похожий на монтаж видео в TikTok.

Выставка Кулегдранна плавно переходит от одной эпохи искусства и медиа в другой, показывая, как меняются представления о современности и оригинальности. Он сравнивает живопись с телевидение, одно событие было показано миллионам, а другое прошло незамеченным.

(2)Машинное искусство

В XX веке авангардисты увидели в машине искусство и какое-то отражение нас самих. Художники стали переделывать людей и животных в механизмы, используя разные приемы от кубизма до всяких живописных штук.

Тогда же люди стали массово отказываться от старого искусства. Художники пробовали себя в чем-то новом: в стихах, реди-мейд, коллаж и так далее. Они хотели стереть границу между человеком и бездушной машиной, разобраться, что не так с работой и ее местом в обществе сейчас.

Сама идея была в том, чтобы понять, как мы связаны с техникой, найти общее и разное. Авангардисты хотели показать, как заводы и фабрики меняют людей, делают их безликими и заставляют работать как роботов. Искусство помогало понять, что происходит, взглянуть на это критически и найти себя в мире, где все время появляется что-то новое.

Кроме того, все эти эксперименты показывали, что старое искусство больше не нравится. Авангардисты считали, что оно оторвано от того, что происходит в жизни. Поэтому они и брались за что-то новое, чтобы искусство могло отражать, как быстро меняется мир и каким сложным он стал.

Автоконтроль как форма ландшафтного дизайна; Фрида Торанцо Йегер; 2017 г.

Триптих, выполненный на основе автомобиля Tesla, представляет собой художественное переосмысление его салона. Фрейда оформила салон по своему вкусу, используя сайт Tesla. Размеры работы совпадают с размерами автомобиля.

Original size 1277x952

На задней части автомобиля, которая видна при закрытых дверях, изображены косы и хвостики, спадающие по полу, что придает работе женственность. Двери триптиха можно показать в нескольких положениях: закрытыми, чуть приоткрытыми или полностью открытыми, чтобы зритель мог взаимодействовать с произведением.

Original size 1270x964

Йегер добавляет новое измерение, изображая автомобиль как чувственное пространство, наподобие утробы, а насыщенный красный цвет усиливает ассоциации с внутренним пространством тела. В результате автомобиль становиться чем-то вроде святыни и передвижного произведения искусства.

В красном салоне автомобиля навигационная система заменена на абстрактную картину, которая символизирует последнее присутствие мужчины.

Original size 1273x964

Фрейда придает женственность этой работе, сочетая элементы мужской абстрактной живописи с элементом традиционного женского искусства вышивки. Автомобили будущего часто символизируют пассивность и утрату свободы воли.

(3)Робот на социальном уровне

Робот на социальном уровне был создан как то, что облегчает жизнь. Однако робот как машина это во-первых рушит порядок то что художник все может и постепенно робот начинает заменять, и во-вторых робот может подменить труд художника из-за чего художник и робот несопоставимы со временем. Так как работа робота сильно отличается от того, что делает художник.

Изначальная функция робота автоматизация рутины. Однако с появлением роботов в искусстве встает вопрос о всемогуществе художника, так как во-первых человек становится занимаемым роботом и во-вторых художника и робота невозможно сопоставить, так как работа человека и робота сильно отличаются и работа художника обесценивается на фоне робота

Роботы были сделаны в виде женщин как аллегория неравенства полов, борьбы за женские права и рабочий класс, а также влияния женской красоты на массы как пролетариата, так и капиталистов. Эта аллегория подчеркивает эксплуатацию и объективизации, которые часто приписываются как женщинам, так и труду в целом, будь то человеческий или машинный. Робот-женщина становится символом противоречий и индустриальной эпохи и социокультурных изменений.

Криптограф; Робот Gaka-Chu; 2019 г.

Робот Gaka-Chu создает картины, анализируя посты в соцсетях. Он изучает данные после воплощает свои идеи на холсте. Картина «Криптограф» была создана благодаря анализу твитов. На ней изображены японские иероглифы.

Original size 1280x853

Основатель отметил, что иероглифы на картине немного неточны, но это не ошибка, а особенность робота. Прямые линии для искусственного интеллекта сложны, потому что этот робот рассчитан на рисование эллипсов.

Loading...

Картина была приобретена Ольгой Дворецкой, она является создателем CSHP CLUB. Она уверена, что через несколько десятков лет эта картина может вырасти в цене до миллионов, ведь картина, по ее мнению, является новым этапом в искусстве — слиянием технологии и творчества.

Робот Gaka-Chu создает произведения искусства, не уступая в этом людям. Однако он, как и многие другие роботы, не способен воспринимать искусство так, как это делают люди.

Loading...

(4) Акселерационизм: Две версии будущего

Этот спор, который будет рассмотрен в данном тезисе, хорошо описывает две версии будущего, которые по мнению не только упомянутых ниже философов-критиков, но, вероятно, и многих людей того периода.

Ник Ланд известный философ, который считает, что машины должны заменить людей и разрушить общество. Он думает, что машины должны стать свободными и управлять всем, разрушая социальные связи. Ланд называет это «скоростью бегства самоусиливающегося машинного интеллекта».[1]

По мнению Ланда, социализм это просто мечта о том, чтобы вернуться к прошлому, а настоящий враг капитализма это машины, которые сами хотят развиваться и менять мир. Он считает, что машины могут похоронить капитализм и освободить людей от работы.

Однако не все согласны с Ландом. Например, Бенджамин Нойс говорит, что Ланд ошибается, думая, что машины могут решить все проблемы. На самом деле, машины могут создавать проблемы, такие как безработица и перепроизводство.

Карлейль, наоборот, считал, что машины делают людей бездушными. Он говорил о «машинной культуре», где люди становятся похожи на роботов. Ланд же, наоборот, считает, что машины могут освободить людей от работы и дать им больше свободы.

Но как на самом деле будут развиваться отношения между людьми и машинами? Некоторые думают, что машины будут помогать людям, делая их жизнь легче. Другие считают, что машины заменят людей и сделают их ненужными. В любом случае, машины уже играют важную роль в нашей жизни и продолжают менять мир вокруг нас.

Агнешка Пилат и собаки-роботы

Агнешка Пилат — художница, решившая научить роботов рисовать. Эта идея пришла после того, как она увидела на YouTube где увидела видео роботов. После увиденного видео, она связалась компанией Boston Dynamics, которая предоставила ей трех роботов: Басю, Ваню и Банни. Интересно, что, как говорит сама художница, Boston Dynamics не платит ей за сотрудничество. Пилата говорит, что работает не на компанию, а на роботов.

Original size 1200x673

Ее цель — показать, что роботы и ии — наше будущее

Original size 1200x1199

Четыре месяца она вместе с инженерами учила роботов рисовать. Ей важно чтоб люди поняли: роботы не опасны, если использовать их во благо. Работы, созданные роботами под ее руководством, помогают увидеть в них не просто инструмент, а самостоятельные личности со своими мыслями.

Original size 1760x1056

(5)Технологии не нейтральны

Технологии не нейтральны, все зависит от того, какую задачу перед ней ставит человек. Автор говорит, что сама по себе машина может помочь в работе, но если её использует капиталист, то это только усиливает эксплуатацию и отчуждение.

Вся проблема не в самой технологии, а в том, как её используют в обществе. Вопрос не в том, сможет ли робот рисовать картины, а в том, кто и зачем создаёт эти технологии и как их применяют.

Поэтому и спорят о том, как искусственный интеллект влияет на творчество и работу. Да, сейчас алгоритмы могут делать музыку, писать тексты и рисовать картинки, но нельзя забывать, что эти алгоритмы создают люди, которые вкладывают в них определённые цели и ценности.

Главное кто имеет доступ к этим алгоритмам и кто их контролирует. Кто ими владеет? Кто задаёт им настройки? Кому это выгодно? Если контроль в руках у немногих, то может стать ещё больше неравенства и отчуждения в обществе.

Но если технологии развиваются для всеобщего блага, то они могут дать людям больше возможностей, помочь развивать творчество и сделать жизнь лучше. Для этого нужно думать головой, когда разрабатываешь и внедряешь технологии, учить людей новому и постоянно обсуждать в обществе, как технологии влияют на нас.

Фузиформная полифония (Face Music); Кен Ринальдо; 2011 г.

Original size 600x450

Серия роботизированных скульптур Фузиформная полифония, созданная по заказу Nuit Blanch Toronto и под кураторством Ширли Мэдилл, включает шесть роботов с искусственным интеллектом. Эти роботы сочиняют музыку, анализируя изображения лиц участников. На кончиках мягких роботов установлены микровидеокамеры, покрытые человеческими волосами, которые приближают к лицам людей и делают снимки. Полученные изображения обрабатываются, чтобы создать музыкальные композиции.

Объединение этих компонентов позволяет зрителю стать активным участником в процессе поиска новых способов в взаимодействии с роботами, а также в создании уникальной звуковой и интерактивной среды.

Loading...

Это произведение поднимает важный вопрос: как роботы могут влиять на поведение и общение людей? Как компьютерные программы, которые могут создавать новые вещи, могут делать звук вокруг нас более интересным и динамичным, чтобы мы получали больше удовольствия от происходящего?

Original size 1200x900
Original size 600x450

Заключение

Анализ представленных работ показывает, что роботы и искусственный интеллект не только делают нашу жизнь удобнее и комфортнее, но и могут помочь в создании искусства. Они могут быть музой для художника, а также выполнять творческие задания.

Bibliography
Show
1.

Бич Д. Авангардизм и смыслы автоматизации // Художественный журнал. 2025. № 127 https://moscowartmagazine.com/issue/116/article/2497

2.

[Электронный ресурс] URL https://dzen.ru/a/ZbENes7TaHro9ofp (дата обращения 17.11.2025)

3.

[Электронный ресурс] URL https://dezignark.com/blog/artist-frieda-toranzo-jaeger-painting-against-capitalism/ (дата обращения 17.11.2025)

4.

[Электронный ресурс] URL https://likeyou.com/events/frieda-toranzo-jaeger-against-meaninglessness/ (дата обращения 17.11.2025)

5.

[Электронный ресурс] URL https://bitnovosti.io/2019/01/06/hudozhnik-robot-sozdal-kartinu-kriptograf-v-zhanre-mashinnogo-kontseptualizma/ (дата обращения 17.11.2025)

6.

[Электронный ресурс] URL https://umstrana.ru/communications/kartina-robota-uydyet-za-million-dollarov/ (дата обращения 17.11.2025)

7.

[Электронный ресурс] URL https://www.kenrinaldo.com/portfolio/fusiform-polyphony-face-music-toronto-2011/ (дата обращения 17.11.2025)

8.

[Электронный ресурс] URL https://www.digiart21.org/art/fusiform-polyphony (дата обращения 17.11.2025)

9.

[Электронный ресурс] URL https://www.theguardian.com/artanddesign/2023/nov/27/robot-dogs-learning-to-paint-artist-agnieszka-pilat (дата обращения 18.11.2025)

10.

[Электронный ресурс] URL https://kadist.org/work/auto-control-as-a-form-of-landscape/ (дата обращения 18.11.2025)

11.

[Электронный ресурс] URL https://gagosian.com/exhibitions/2025/christopher-kulendran-thomas-peace-core/ (дата обращения 18.11.2025)

12.

[Электронный ресурс] URL https://cryptorussia.ru/news/kartinu-robota-hudozhnika-perenesli-na-blokcheyn (дата обращения 18.11.2025)

13.

[Электронный ресурс] URL https://www.stirworld.com/see-features-christopher-kulendran-thomas-art-bears-the-scars-of-sri-lankas-civil-war (дата обращения 18.11.2025)

Image sources
Show
1.

[Электронный ресурс] URL https://dzen.ru/a/ZbENes7TaHro9ofp (дата обращения 17.11.2025)

2.

[Электронный ресурс] URL https://likeyou.com/events/frieda-toranzo-jaeger-against-meaninglessness/ (дата обращения 17.11.2025)

3.

[Электронный ресурс] URL https://umstrana.ru/communications/kartina-robota-uydyet-za-million-dollarov/ (дата обращения 17.11.2025)

4.

[Электронный ресурс] URL https://www.kenrinaldo.com/portfolio/fusiform-polyphony-face-music-toronto-2011/ (дата обращения 17.11.2025)

5.

[Электронный ресурс] URL https://www.digiart21.org/art/fusiform-polyphony (дата обращения 17.11.2025)

6.

[Электронный ресурс] URL https://vkvideo.ru/video-26270763_456245200?t=16s&ref_domain=fiesta.ru (дата обращения 17.11.2025)

7.

[Электронный ресурс] URL https://artinfo.pl/dzielo/dziewczyne-mam-poza-tym-interesuje-sie-filmami-i-motorami-2000 (дата обращения 18.11.2025)

8.

[Электронный ресурс] URL https://kadist.org/work/auto-control-as-a-form-of-landscape/ (дата обращения 18.11.2025)

9.

[Электронный ресурс] URL https://www.stirworld.com/see-features-christopher-kulendran-thomas-art-bears-the-scars-of-sri-lankas-civil-war (дата обращения 18.11.2025)

10.

[Электронный ресурс] URL https://www.kenrinaldo.com/portfolio/fusiform-polyphony-face-music-toronto-2011/ (дата обращения 18.11.2025)

11.

[Электронный ресурс] URL https://www.theguardian.com/artanddesign/2023/nov/27/robot-dogs-learning-to-paint-artist-agnieszka-pilat (дата обращения 18.11.2025)

12.

[Электронный ресурс] URL https://tr.pinterest.com/pin/576249714814008650/ (дата обращения 19.11.2025)

Технологии и творчество: трансформация искусства в эпоху роботизации
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more