
РУБРИКАТОР
Концепция Контекст творчества Пон Джун-хо Трансформация структуры и нарратива Визуализация символики Заключение Библиография Источники изображений
КОНЦЕПЦИЯ
«Паразиты» — это фильм о неравенстве, которое разъедает человеческое достоинство и заставляет всех играть в безнадежную игру, где не может быть победителей. В нём нет ни плохих, ни хороших. Есть только общество, в котором чтобы выжить внизу, ты вынужден паразитировать на тех, кто наверху, а те, кто наверху, незаметно для себя паразитируют на труде и жизни тех, кто внизу.
В данном фильме сценаристом и режиссёром является один и тот же человек — Пон Джун-хо. Он обладает полным контролем над трансформацией текста в визуальный ряд. Поэтому сравнение сценария и фильма позволит вскрыть механизмы его творчества: что он как сценарист закладывает в текст, и как он как режиссёр это визуализирует.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность исследования определяется несколькими факторами. Во-первых, «Паразиты» — лауреат «Оскара», доказавший глобальную значимость неанглоязычного кино, поэтому будет интересно провести исследование механизмов его успеха, кроющихся в симбиозе сценарного и режиссёрского мастерства. Во-вторых, поднятая в фильме проблематика социального неравенства, кризиса классовой идентичности и иллюзорности социальных лифтов сохраняет свою остроту в глобальном контексте. Анализ того, как эти темы воплощаются средствами киноязыка, представляет общественный интерес.
ФОКУС ВНИМАНИЯ
Исследование сосредоточено на комплексном анализе экранизации как процесса перевода литературного текста на язык кинематографа. В центре внимания — сравнительное изучение сценарных решений и их визуальной реализации, трансформации нарративных структур, а также воплощения философских идей в аудиовизуальных образах.
ОТБОР МАТЕРИАЛА
Отбор материала включает в себя прежде всего текст сценария Пон Джун-хо и Хан Чжин-вона к фильму «Паразиты», сам фильм 2019 года. Дополнительно привлекаются критические статьи и аналитические работы, посвященные творчеству Пон Джун-хо, что позволяет контекстуализировать наблюдения.
СТРУКТУРА
Структура исследования выстроена по принципу движения от общего к частному. После рассмотрения того, из каких частей состоит фильм «Паразиты», будут детально рассмотрены ключевые символы, раскрывающие идею работы. Такая структура позволит последовательно продемонстрировать различные уровни произведения.
КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС
Как режиссерские решения Пон Джун-хо в фильме «Паразиты» развивают, усиливают и трансформируют ключевые идеи, символы и жанровые особенности, заложенные в его же сценарии, и как это способствует созданию целостного художественного высказывания?
ГИПОТЕЗА
Фильм «Паразиты» не является прямой иллюстрацией сценария, а представляет собой его качественную визуально-аудиальную интерпретацию, где режиссерский метод (операторская работа, монтаж, звук) выступает как мощный со-авторский инструмент. Именно на этапе съемок и монтажа заложенные в сценарии социальные метафоры и жанровая гибридность обретают свою полную, осязаемую мощь, превращаясь из литературных описаний в незабываемые кинематографические образы.
КОНТЕКСТ ТВОРЧЕСТВА ПОН ДЖУН-ХО
«Я всегда хотел снимать жанровое кино, и в то же время я обожаю нарушать его границы, обманывать ожидания<…> Я сам себе жанр» — Пон Джун-хо
Пон Джун-хо — южнокорейский кинорежиссёр, продюсер и сценарист. Его фильмография характеризуется акцентом на социальные темы, смешением жанров, чёрным юмором и внезапными сменами тона.
В фильмах Пон Джун-хо всегда есть переломный момент. Но наступает он не за счёт внезапного сюжетного поворота или изменения личности героев, поражающих зрителя в спину и заставляющих взглянуть на существующие к этому моменту подсказки с другой стороны. Скорее, переломный момент внезапно раскрывает истинную суть истории и режиссерского замысла, попросту меняя ход фильма.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ И НАРРАТИВА
Трёхактная структура «Паразитов» является каркасом, на котором держится как саспенс, так и социальная сатира фильма. Однако то, что в сценарии Пон Джун-хо обозначено как вербальные описания и ремарки, в фильме превращается в мощные, многослойные визуальные и аудиальные симфонии.
АКТ 1: ОБНАРУЖЕНИЕ СЕКРЕТА БУНКЕРА
В сценарии этот момент является классическим «концом первого акта», резко меняющим направление повествования. Эффект строится на внезапности и нарастании недоумения.
В фильме Пон Джун-хо превращает эту последовательность в саспенс, используя чисто кинематографические средства.
Звонок домофона, нарушающий веселье семьи. Он мгновенно обрывает комедийную атмосферу вечера. Такое резкое изменение заставляет зрителя напрячься.
Момент, когда герои и зритель становятся близки к осознанию происходящего, сопровождается динамичным монтажём. Кадр достаточно стремительно переключается с одного персонажа на другого. Это визуальный хаос, отражающий панику.
Кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Кульминация — спуск Чон–Сук в бункер. Камера следует за ней. Она спускается вниз, погружается в тайну. Свет становится тусклым, искусственным. Громкость звука нарастает. В момент, когда секрет раскрывается, звук уходит почти на ноль, оставляя лишь тяжелое дыхание спрятавшихся. Накал спадает и зрителю даётся возможность осознать весь ужас происходящего.
Когда секрет раскрывается, звук уходит почти на ноль, оставляя лишь тяжелое дыхание спрятавшихся. Накал спадает и зрителю даётся возможность осознать весь ужас происходящего.
Таким образом, если в сценарии это сюжетный поворот, то в фильме — тональный. Режиссёр не столько сообщает нам информацию, сколько меняет саму жанровую природу фильма, используя звук, монтаж и визуальную эстетику триллера.
АКТ 2: ПОТОП
В сценарии потоп описан как масштабное стихийное бедствие. Акцент сделан на физической угрозе.
В фильме Пон Джун-хо поднимает эту сцену до уровня социальной и эмоциональной метафоры.
Затопление полуподвала — это визуализация их социального положения. Вода, нечистоты, грязь — это та среда, из которой они пытались выбраться, и которая теперь буквально поглощает их обратно. Камера фиксирует образы, важные для понимания основного посыла.
Кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Туалет, из которого вода бьет фонтаном, высшая и единственная точка в их квартире, с которой они могли ловить чужой вайфай — символ того, что все их надежды смыты в канализацию.
Кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Камень призванный приносить удачу и материальное благополучие, в ситуации хаотичного бегства и паники, когда уносится всё их скромное имущество, становится единственным предметом, который инстинктивно спасает Ки–У, как самый ценный для него объект, потому что единственное, что у него есть в беспросветном мраке нищей жизни — это надежда на магические силы камня.


Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Один из мощнейших приёмов — параллельный монтаж. Пока семья Ким борется за выживание в грязной воде, семья Пак спокойно спит в своем просторном, сухом доме. Этот контраст драматичен. Он обнажает разницу между двумя мирами. Бедствие для одних — приятная перемена погоды для других.
В фильме потоп перестает быть просто событием. Он становится развернутой метафорой, визуальным аргументом о непреодолимости классовой пропасти, который воздействует на зрителя гораздо сильнее, чем любое текстовое описание.
АКТ 3: ФИНАЛ ДНЯ РОЖДЕНИЯ
В сценарии эта сцена, несомненно, описана как кровавый хаос.
В фильме Пон Джун-хо создаёт из этой сцены оркестровую оперу насилия, где каждый элемент работает на усиление шока и трагедии.
Ключевую роль играет идиллическая, классическая музыка, которую г-жа Пак включает для гостей, резко контрастирует с нарастающим безумием. Этот аудиальный диссонанс делает насилие еще более шокирующим и сюрреалистичным.


Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Яркий солнечный день, зелень лужайки, светлая одежда гостей — и алая кровь, которая на ней проступает. Это намеренно «красивое», живописное изображение ужаса, что делает его еще более пронзительным.


Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Сначала камера движется плавно, под музыку. С началом атаки монтаж становится резким, хаотичным. Ключевые же моменты — удар ножом, падение Ки-Чон — сняты чётко, со всеми подробностями и фиксацией ужаса на лицах.
Кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Кульминацией становится финальный диалог Ки–Тхэка и г-на Пака. Камера крупно планом ловит гримасу отвращения Пака, когда тот забирает ключи от машины. Запах — это невидимая социальная граница, получающая свое визуальное воплощение в жесте господина. Это становится триггером для Ки-тхэка, последней каплей, превращающей его из жертвы в мстителя.
Пон Джун-хо в фильме превращает кровавую бойню в трагифарс, где смешаны ужас, абсурд и социальная ярость. Текст сценария задает действия, но режиссура наполняет их невыносимой эмоциональной и символической тяжестью.
Таким образом, в фильме совершаются резкие переходы между черной комедией, триллером и трагедией. Это становится способом Пон Джун-хо показать хрупкость и иллюзорность любого социального комфорта.
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ СИМВОЛИКИ
Абстрактные идеи и классовые различия воплощаются через конкретные, осязаемые кинематографические образы. В отличие от сценария, где предметы выполняют описательную функцию, в фильме они становятся активными носителями смысла, эволюционируя и усложняя свою символику.
КАМЕНЬ «СУ-СОК»
В фильме камень становится активным участником действия, чья смысловая нагрузка меняется через визуальную подачу.
Кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
В начале он попадает в руки Ки–У в качестве подарка, который обещает принести богатство и успех.
Кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Во время потопа камень становится грузом, который усложняет спасение Ки–У. Но герой всё равно вытаскивает его из воды, чтобы забрать с собой, потому что этот предмет всё ещё даёт надежду на лучшее.
Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
На дне рождении камень превращается в орудие мести, завершая свою трансформацию от благословения к проклятию. Пытаясь ударить сидящего в подвале Пак Мён–Хуна, получает по голове своим же орудием.
Кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Его возвращение в ручей в финале — это жест принятия его истинной, природной сущности, свободной от человеческих проекций.
Таким образом, визуальная «биография» камня в кадре рассказывает отдельную историю о том, как надежда, оторванная от реальности, становится разрушительной силой.
АРХИТЕКТУРА И ПРОСТРАНСТВО
Вербальные описания дома семьи Пак и полуподвала семьи Ким в сценарии — это лишь констатация факта. В фильме же пространство становится главным визуальным аргументом режиссёра.


Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Дом Пак снят широкоугольными планами, камера плавно скользит по просторам гостиной, подчеркивая свободу и воздух. Простор выражен панорамами, маленькими фигурами людей в огромном доме. Часто используются ракурсы снизу.


Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Полуподвал Ким — это суженное пространство, члены семьи будто прибиты к полу. Ракурсы часто направлены на героев сверху, с уровня улицы, что отсылает к их низкому социальному статусу — все как будто свысока смотрят на Кимов.
ЧЕРТА
Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Внутри кадра герои из разных миров разделяются буквальной чертой, что ещё больше подчёркивает их социальное различие.
ЛЕСТНИЦА
Если в сценарии лестница — это просто маршрут перемещения, то в фильме она становится символом передвижения по социальной иерархии.
Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
В доме Пак она широкая, парадная, освещенная, ведущая в сад. Подъем по ней снят как восхождение к чему-то величественному.
Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
В городе показаны бесконечные уличные лестницы, которые семья Ким преодолевает, чтобы спуститься к себе домой. Камера фиксирует их усталость, их долгий путь вниз. Это данность их жизни.
Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
В бункере находится винтовая лестница — это последний, самый страшный уровень социального падения.
ЦВЕТ
Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Пространство дома Паков обозначено оттенками оранжевого и жёлтого. Эти цвета являются символами земного благополучия, стабильности, удачи и императорской власти в корейской культуре. Появление этих цветов в кадре указывает на принадлежность к привилегированному классу.
Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Фиолетовый, синий и зелёный символически связаны с постоянством. В фильме эти цвета индикаторы пространства бедных. Они указывают на безвыходное и беспомощное положение героев. К этому пространству относится семейство Ким и весь обслуживающий персонал дома Паков.
СВЕТ
Хотя световой контраст в фильме не интенсивен, световые акценты играют ключевую роль на визуальном уровне.


Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
В начале фильма Ки–У перемещается из тьмы в свет, поднимается к благополучию, минуя социальные лифты.
Кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Дом Паков впервые показан залитым солнечным светом.
Кадр из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Герои социального низа являются заложниками тёмного пространства.
Когда семья Кимов захватывает дом Паков, небо над ними становится тёмным. Как будто они своей бедностью и неотёсанность заражают мир богатых и благополучных.
ЗАПАХ
Самая сложная для экранизации метафора — запах. Пон Джун-хо решает эту задачу, переводя обонятельное ощущение в визуальные и актерские реакции.
Кадры из фильма «Паразиты», реж. Пон Джун-хо, 2019 г.
Ключ к передаче запаха — лицо г-на Пак. Режиссёр использует крупные планы, чтобы показать непроизвольные гримасы отвращения, которые герой пытается скрыть. Это микрореакции, которые ранят сильнее оскорблений и делают пропасть между семьями ещё сильнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный сравнительный анализ сценария и фильма позволяет сделать вывод о том, что кинематографическое воплощение произведения представляет собой качественную творческую трансформацию, где режиссерские решения становятся мощным инструментом усиления и усложнения исходного замысла.
Исследование подтвердило, что визуальные и звуковые средства выразительности играют определяющую роль в создании художественной целостности фильма.
Жанровый синтез, заложенный в сценарии, находит свое полное воплощение именно в режиссёрском решении. Резкие тональные переходы от черной комедии к психологическому триллеру и социальной трагедии осуществляются через операторскую работу, монтажный ритм и звуковое сопровождение.
Пон Джун-хо своей работой демонстрирует, как тщательно выверенный литературный фундамент, будучи переосмысленным средствами кинематографа, способен обрести новое художественное измерение. Фильм самостоятельным произведением искусства, где каждый элемент работает на раскрытие центральной идеи о социальном неравенстве и человеческой природе.
Пон Джун-хо, Хан Чжин-вон. Сценарий «Паразиты».
Luiza Ribeiro. An Analysis of Parasite, by Bong Joo-Ho: https://www.thedailyhawk.com/post/an-analysis-of-parasite-by-bong-joo-ho
Интервью Пон Джун-хо о «Паразитах»: «Концепция прогресса вредна»: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3384158/?ysclid=mi4kgueikn281139080
Дон-чжин Ли. Миры Пон Джун-хо. Культовый режиссер и его работы. — Издательство «Эксмо», 2024.
«Паразиты» (2019)