Original size 1554x2000

Пространство аффекта в работах дадаистов

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Дадаизм — это художественное направление, которое вызывает сильные эмоции. Его цель — не только показать чувства, но и пробудить их через необычные образы действие и ощущения.

«Дада» является аббревиатурой обозначающий художественное направление. Примечательно, что данный термин был выбран произвольно и не имел заранее установленного значения. Он был сформирован путем случайного выбора начальных букв из русско-французского словаря, что отражает ключевые принципы дадаизма, такие как случайности отрицание смысловой нагрузки.

Главная идея дадаизма — сломать привычные способы выражения эмоций. Использование странных материалов и контрастных сочетаний создает парадоксальное впечатление: мягкая может становиться неприятным, полезное может стать враждебным. Эти неожиданные сочетания вызывают разнообразные реакции, и эмоции возникают не столько от картинок, сколько от объектов, утративших свой привычный смысл.

Визуальное исследование разбито на четыре основных тезиса, объединенных общим принципом или действием. Давайте кратко рассмотрим их, чтобы вы лучше понимали, о чем пойдет речь.

В дадаизме пространство изменчиво и хаотично. Хаос может превратиться в порядок, а случайность становиться частью композиции. Зритель оказывается в месте, где энергия приносит радость, а неопределенность вызывает тревогу.

Звуки в дадаизме играют роль раздражителя. Отказ от смысла в пользу структуры звуков требует концентрации на эмоциях. Повторяющиеся звуки и шумы разрушают привычное восприятие, вызывая физические реакции. Звук становится осязаемым источником эмоции, влияющим на зрителя на подсознательном уровне

Световые эффекты и движения усиливают визуальное восприятие, воздействуя на зрение. Иллюзорные образы сбивают с толку, когда глаза не могут зафиксировать объект. Эта вызывает беспокойство и ощущение неустойчивости в мире, где даже простые явления становятся непредсказуемыми.

Также дадаизм создает особую атмосферу, где простые ощущения превращаются в сложные эмоции. Здесь важно не то, как выглядят вещи, а как они влияют на людей. Это пространство показывает боль и разочарование эпохи, когда ожидания не совпадает с реальностью, порядок с хаосом, а смысл с его отсутствием.

Если говорить в общем о визуальном исследовании, мы изучаем, как цвет, форма и другие элементы влияют на то, что мы чувствуем, когда смотрим на произведения. Каждая картина несет в себе не только картину, но и эмоции, которые могут по-разному восприниматься разными людьми в зависимости от их настроения и жизненного опыта. Мы пытаемся понять, какие детали в картине вызывают те или иные эмоции и что они могут рассказать нам о том, что чувствовал художник. Цель исследования — понять, какие эмоции вызывали работы, перечисленные здесь.

Скульптура и тактильные объекты

Завтрак в мехах; Мерет Оппенгейм; 1936 г.

Original size 700x522

Чайный меховой прибор; Мерет Оппенгейм; 1936 г.

Как отмечает сама автор произведения, она вдохновилась за чашечкой чая в Париже в кафе, где Мерет Оппенгейм проводила время с Дорой Маар и Пикассо, там же художники обратили внимание на ее браслет, сделанный полностью из меха, и добавили, что мехом можно обшить все. Так был придуман объект «Завтрак в мехах».

Уилл Гомперц отмечает, изображение чашки и ложки с волосами символизируют кошмары, где контроль невозможен. Это вызывает чувство вины за бессмысленное времяпрепровождение и жестокостью к животным. Мех приятен на ощупь, но отвратителен во рту, создавая цикл безумия.

Работа вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, они приятные на ощупь. С другой — блюдце и ложка потеряли свою функциональность, что вызывает дискомфорт. Неприятно.

Подарок; Ман Рэй; 1921 г.

3 декабря 1921 года открылась его персональная выставка во Франции. Во время выставки Ман Рэй разговорился с одним мужчиной. Художник пожаловался на холод, и мужчина пригласил его в кафе. Там они согрелись горячим грогом. Этим человеком оказался известный композитор Эрик Сати.

После кафе они вышли на улицы заметили магазин товаров для дома, где Ман Рэй купил старый утюг, гвозди и клей. Вернувшись на выставку, он прикрепил к утюгу 14 медных гвоздей, создав объект подарок, и выставил его, но не включил в каталог.

Original size 1400x933

Подарок; Ман Рэй; 1921 г.

«Подарок» — это одна из самых знаменитых работ художника Ман Рэя. Эта работа символизирует переход от дадаизму к сюрреализму, оставляя след дадаизма. Михаил Бусев, искусствовед, назвал ее одной из самых известных и необычных работ. Леонид Андреев литературовед считал Ман Рэя важной фигурой в сюрреалистическом движении.

В начале своей карьеры Ман Рэй был близок с Марселем Дюшаном и его стилем дадаизма, который сильно повлиял на создание данной работы.

Александр Петряков, писатель и биограф Сальвадора Дали, Говорил, что этот утюг символизирует отказ от упорядоченного буржуазного общества, против которого выступают дадаисты.

Коллаж и пространственные инсталляции (Мерц-искусство)

Мерцбильд Россфетт; Курт Швиттерс; 1919 г.

Original size 2372x1631

Мерцбильд Россфетт; Курт Швиттерс; 1919 г.

«Мерцбильде Россфетт», ключевой коллаж Курта Швиттерса, создана в 1919 году, когда он основал художественное движение «Мерц». Он использовал найденные предметы, такие как Отражает видение 6 искусство. Он вернул повседневные вещи которые раньше газетные вырезки и железнодорожные билеты, чтобы создать нечто уникальное. Его цель была разрушить традиционные методы искусства и предложить что-то новое, необычное.

В «Мерцбильде Россфетт» Швиттерс показал, как обычные вещи могут стать искусством. Он превратил то, что другие считали мусором, в нечто прекрасное и значимое. Этот коллаж стал одним из самых известных его произведений. Хотя другие художники, такие как деисты, уже использовали необычные материалы, Швиттерс сделал это с особой изобретательностью и сложностью.

Я не сталкиваюсь с мнением конкретных людей, таких как критики, но, если говорить о моих личных впечатлениях, эта картина излучает атмосферу ностальгии, того, что уже не вернуть. Мне кажется, многие, взглянув на нее, почувствуют то же самое.

Мерцбау; Курт Швиттерс; 1923–1937 гг.

Original size 3276x1631

Мерцбау; Курт Швиттерс; 1923–1937 гг.

В 1920-х художник Курт Швиттерс превратил квартиру своих родителей в Ганновере в необычный арт-объект, который назвал Мерцбау. Это было нечто среднее между искусством и архитектурой. Геометрические формы взаимодействовали, создавая сложную и динамичную композицию.

С одной стороны, это место завораживало формами. Оно вызывало восторг и удивление, как будто ты попал в другой мир. С другой стороны, Мерцбау можно было сравнить с древней пещерой, где животные непрерывно добавляют новые элементы, создавая что-то живое и вечно меняющееся.

Даже после стольких лет его работы продолжают вдохновлять. Это редкий пример искусства, не связанного с деньгами и богатством. Желание создавать новое и необычное может приводить к потрясающим результатам, но так же и к странным вещам. Чтобы создать нечто подобное, нужно освободиться от правил и ограничений.

Такие работы вызывают радость, но так же заставляют задуматься, беспокоиться или восхищаться. Это делает их особенными и значимыми.

Original size 768x576

Мерцбау снаружи; Курт Швиттерс; 1923–1937 гг.

Звуковая поэзия и перфоманс

Кабаре Вольтер; Хьюго Балла; 1916 г.

Как утверждает автор видео, этот отрывок фильма о движении Дада. Возможно оригинальный документ фильма называется «Дада», снятый Грета Десес в 1969 году.

Loading...

В начале XX века, во время Первой мировой войны, художники искали убежище в нейтральной Швейцарии. Эмми Хеннингс и Хьюго Балл познакомились в Мюнхене в 1915 году, влюбились и переехали в Цюрих. В феврале 1916 года они открыли «Кабаре Вольтер», ночной клуб для творческой элиты. Это место стало центром авангардного искусства, где проходили выступления, отличаются хаотичностью и открытостью.

Хотя официально карабе закрылся летом 1916 года, он сыграл ключевую роль в развитии авангардской культуры, оставив глубокий след в истории искусства

К сожалению, мне не удалось найти о том, какие эмоции вызвало это видео в то время. Однако изучив комментарий, можно понять, какие эмоции оно вызывает у зрителей.

Зрители разделились во мнениях. Одни находят в видео забавные моменты, напоминающие их собственные истории, другие восхищаются оригинальностью и креативностью работы. Некоторые даже испытывали страх. Признаюсь, что и я почувствовала легкий испуг.

Гаджи бери бимба; Хьюго Болл; 1886–1927 гг.

Loading...

Как мы видим, Хьюго Болл на этом видео в довольно странном наряде: синие ботфорты, картонный воротник и высокую шляпу в сине-белую полоску. Так он хотел напомнить людям о независимости мышления, жизни вне войны и национализма. Он создал стихи без слов, где значение определяется балансом гласных.

Для полного восприятия нужны звук и сцена, но интересно изучить его структуру. Балл хотел, чтобы слушатели наслаждались чистым звуком, а не пытались расшифровать слова.

Однако наша природа заставляет нас интерпретировать звуки как слова, и повторения, аллитерации создают игру слов и флексии.

Возможно, Болл хотел вовлечь нас в создание смысла, а не просто слушать. Это перекликается с идеей о языке как форме, создающей субстанцию. Соединения звуков и идей могут порождать новые смыслы.

Урсоната; Курт Швиттерс; 1922-35гг.

Швиттерс написал это стихотворение в 1902 году, чтобы исследовать, как музыка может стать языком. Произведение состоит из 4 частей, каждая из которых начинается и заканчивается как музыкальное произведение, с каденцией. Темы в стихотворении развиваются, повторяются и трансформируются, но вместо пения исполнитель говорит.

В первой части Швиттерс акцентировать внимание на повторяющихся темах перед каждой новой частью, резком начале лиричности «Jüü-Kaa», в строгости и мужественности третьей темы, а также нежность и мягкость и четвертой, напоминающее ягненка. Кульминация первой части становится вопрос «tää?».

Швиттерс добавил каденцию для тех, кто испытывает трудности с созданием собственного текста, однако он предпочитал, чтобы они импровизировали, используя темы из его стихотворения.

Вероятно, зритель, наблюдая за этим выступлением, не сразу осознает, что именно происходит. В этом произведении можно услышать музыку, способную заряжать энергией.

Loading...

Кинематограф и механическое искусство

Первой международной ярмарки Дада; Берлин; 1920 г.

Original size 1088x860

Прусский архангел; Джоном Хартфилдом и Рудольфом Шлихтером; 1920 г

Берлин, 1920 год. Воздух пропитан тревогой: недавний переворот, нарастающая угроза нацизма, но город продолжает жить культурной жизнью. Ты идешь на дада-ярмарку, которая проходит в галерее Отто Бурхарда, чтобы увидеть новое, радикальное искусство.

Внутри царит хаос. Стены украшены рисунками, фотографиями и плакатами с лозунгами: «Дилетанты! Противостойте искусству!», «Дадаизм — это политика».

Первая работа которую ты видишь это «Прусский архангел» — манекен офицера с головой свиньи, подвешенный под потолком. Это жуткая насмешка над милитаризмом, национализмом и религией.

Во многих работах этой выставки используются абсурд и коллажи, чтобы разоблачить хаос войны, проблемы политики и нелепость жизни. Они превращают искусство в оружие против несправедливости.

В наше время такая работа могла бы вызвать у людей неоднозначную реакцию. Если человек увидит только динамичные и кричащие работы, он, вероятно, либо осудит их и уйдет домой в шоке, либо будет воодушевлен на долгое время.

1. ; плакат Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина; держатГеорг Гросс и Джон Хартфилд на дада-ярмарке; Берлин; 1920 г. 2. на изображении Ханна Хех и Рауль Хаусман

Анемичное кино; Марсель Дюшан; 1926 г.

Loading...

В этом коротком, но значимом фильме текст стал главным героем. Буквы, который обычно появляются в конце кадров, теперь стали частью изображения. Они двигались по экрану, как актеры, передавая идею режиссера.

Дюшан всегда старался нарушить привычные правила. Этот фильм стал для него способом показать, что многие вещи, которые кажутся нам очевидной, на самом деле сложный и многогранный. Он утверждал что кино скучно и неинтересно. Название этого кино с английского переводится как «анемичное кино», что подчеркивает его мысль: кино само по себе неживое и не захватывающей.

Для создания этого эффекта Дюшан использовал специальные вращающиеся изображения. Он хотел показать, что все, что мы видим на экране, это всего лишь смена картинок, а движение глубина — всего лишь плод нашего воображения. Этот фильм заставил зрителя переосмыслить свое восприятие кинематографа и задуматься о том что мы на самом деле видим на экране.

Винторезы; Марселя Дюшана; 1935-53 гг.

Original size 1200x882

Винторезы; Марселя Дюшана; 1935-53 гг.

К 1930-м годам художник Марсель Дюшан начал исследовать, как мы воспринимаем реальность. Он изучал оптические иллюзии, взаимодействия искусства с дизайном. В 1935 и 1953 годах он выпустил серию из 6 двусторонних оптических дисков под названием «Винторезы». Эти диски вращались на специальной подставке с частотой 40–60 оборотов в минуту. Художник стремился понять, как вращение плоской картины может создать иллюзию глубины.

На каждой из двенадцати картинок были яркие и порой забавные образы: от спиралей и до японских карпов кои и воздушных шаров. Эти диски привлекли Дюшана своей механикой и оптикой. Они также стали основой его кинетических работ, которые начались с знаменитого «редди мейта» «Велосипедное колесо» в 1913 году.

Став зрителем, начинаешь ощущать, как будто попадаешь в иное измерение, в портал, ведущий в мир яркий мир Дюшана.

Original size 700x700

Механический балет; Фернан Леже и Дадли Мерфи; 1924 г.

Loading...

Фильм «Механический балет» — это танец вещей, который ломает логику, вызывает шок. Его суть — отсутствие сценария, изолированные объекты и игра света. Музыкант Антейла — не просто сопровождение, а самостоятельная сила, его главный герой. Ритм мощный, непрерывный, навязчивый, напоминающий стук машин или вращение шестеренок. Антейл даже включил в партитуры звуки пропеллеров, электрических звонков.

Слушатели постоянно находятся в напряжении, которое создается за счет серии кульминаций, каждая из которых сильнее и напряженнее предыдущей, это создает эффект неослабевающего драйва.

Заключение

Предполагается, что деисты способны оказывать значительное воздействие на эмоциональное состояние людей, поскольку они превращают повседневные предметы, звуки и образы в инструменты критики, вовлекают зрителя в диалог о восприятии политики и природе самого искусства, оставляя сложное наследие, актуальное для современных дискуссий.

Bibliography
Show
1.

Андросова Э. М. ЭХО СЮРРЕАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ МАСТЕРОВ МОДЫ КОНЦА ХХ-НАЧАЛА ХХI ВВ //Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. — 2015. — №. 2. — С. 310-326.

2.

Беликова Мария Андреевна Тело — протез — механизм. Изобразительное искусство Веймарской Германии // Художественная культура. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/telo-protez-mehanizm-izobrazitelnoe-iskusstvo-veymarskoy-germanii (дата обращения: 20.11.2025).

3.

Саввина Л. В., Саввин А. В. «Механический балет» Д. Антейла как образец музыкального текста художественной памяти XX века // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. № 1 (789). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanicheskiy-balet-d-anteyla-kak-obrazets-muzykalnogo-teksta-hudozhestvennoy-pamyati-xx-veka (дата обращения: 20.11.2025).

4.

[Электронный ресурс] URL https://dzen.ru/a/Zqi8omvn31i1K-EY (дата обращения 19.11.2025)

5.

[Электронный ресурс] URL https://kulturologia.ru/blogs/050623/56401/ (дата обращения 19.11.2025)

6.

[Электронный ресурс] URL https://prabook.com/web/sophie.taeuber-arp/3736897 (дата обращения 19.11.2025)

7.

[Электронный ресурс] URL https://ru.wikipedia.org/wiki/Подарок_%28скульптура%29 (дата обращения 19.11.2025)

8.9.

[Электронный ресурс] URL https://dzen.ru/a/XYInx-bo7wCt64b- (дата обращения 19.11.2025)

10.

[Электронный ресурс] URL https://www.goethe.de/prj/geg/en/thm/gg1/24876667.html (дата обращения 19.11.2025)

11.

[Электронный ресурс] URL https://www.artchive.com/artwork/merzbau-kurt-schwitters-1923-1937/ (дата обращения 19.11.2025)

12.

[Электронный ресурс] URL https://mediartinnovation.com/2014/05/26/hugo-ball-emmy-hennings-cabaret-voltaire-1916/ (дата обращения 20.11.2025)

13.

[Электронный ресурс] URL https://www.youtube.com/watch?v=fkl92oV1kMc (дата обращения 20.11.2025)

14.

[Электронный ресурс] URL https://www.theguardian.com/books/booksblog/2009/aug/31/hugo-ball-gadji-beri-bimba (дата обращения 20.11.2025)

15.

[Электронный ресурс] URL http://yokentoken.ru/anemic-cinema/ (дата обращения 20.11.2025)

16.

[Электронный ресурс] URL https://www.minniemuse.com/articles/musings/marcel-duchamp-rotoreliefs (дата обращения: 20.11.2025).

17.

[Электронный ресурс] URL https://www.futilitycloset.com/2017/11/14/the-ur-sonata/ (дата обращения: 20.11.2025).

18.

[Электронный ресурс] URL https://www.takedadaseriously.com/dada-resources/an-invitation-to-the-first-international-dada-fair-berlin-1920/ (дата обращения: 20.11.2025).

19.

[Электронный ресурс] URL https://www.artchive.com/artwork/merzbild-rossfett-c.-1919-by-kurt-schwitters/ (дата обращения: 20.11.2025).

20.

[Электронный ресурс] URL https://kulturologia.ru/blogs/130224/59073/ (дата обращения: 20.11.2025).

Image sources
Show
1.

[Электронный ресурс] URL https://kulturologia.ru/blogs/050623/56401/ (дата обращения 19.11.2025)

2.

[Электронный ресурс] URL https://artblart.com/tag/marcel-duchamp/ (дата обращения 19.11.2025)

3.

[Электронный ресурс] URL https://www.minniemuse.com/articles/musings/marcel-duchamp-rotoreliefs (дата обращения 19.11.2025)

4.

[Электронный ресурс] URL https://rutube.ru/video/7794676f4d3ade949e669ac6a1674b1d/?r=wd (дата обращения 19.11.2025)

5.

[Электронный ресурс] URL https://vkvideo.ru/video-3860028_138992707 (дата обращения 19.11.2025)

6.

[Электронный ресурс] URL https://vkvideo.ru/video-36775937_162636421 (дата обращения 19.11.2025)

7.

[Электронный ресурс] URL https://ru.pinterest.com/pin/604256475023258487/ (дата обращения 19.11.2025)

8.

[Электронный ресурс] URL https://da.wikipedia.org/wiki/Sophie_Taeuber-Arp (дата обращения 19.11.2025)

9.

[Электронный ресурс] URL https://vkvideo.ru/video-52526415_456243613 (дата обращения 19.11.2025)

10.

[Электронный ресурс] URL https://vk.com/wall-57461875_12667?z=photo-57461875_417766207%2Fwall-57461875_12667 (дата обращения 19.11.2025)

11.

[Электронный ресурс] URL https://www.artchive.com/paintings-by-artist/kurt-schwitters/ (дата обращения 19.11.2025)

12.

[Электронный ресурс] URL https://foundations3ddesign.blogspot.com/2011/04/blog-post.html (дата обращения 19.11.2025)

13.

[Электронный ресурс] URL https://wooarts.com/wp-content/uploads/sites/1/nggallery/marcel-duchamp/marcel-duchamp-french-artist-wooarts-13.jpg (дата обращения 19.11.2025)

Пространство аффекта в работах дадаистов
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more