Original size 2480x3500

Прекрасное и возвышенное в мультфильме «Моана»

PROTECT STATUS: not protected
6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Содержание

1. Концепция 2. Прекрасное 3. Математически возвышенное 4. Динамически возвышенное 5. Заключение 6. Источники

Концепция

Когда я впервые посмотрела мультфильм «Моана» меня захлестнули очень трепетные эмоции. Во время просмотра я испытывала радость, грусть, восторг, переживания, восхищение, страх. Я поражалась сюжетом и картинами природы. Ни один другой мультфильм не вызывал у меня таких бурных эмоций. Можно было списать это на то, что я была ребёнком, но продолжение, вышедшее в 2024 году, подарило мне такие же эмоции уже в осознанном возрасте. Меня начали волновать некоторые вопросы. Почему этот мультфильм вызывает столько эмоций? Чем он отличается от других? Что же такого сделали создатели, чтобы он получился именно таким?

Изучив «Критику способности суждения» Иммануила Канта, я задумалась, не опирались ли создатели на его философию. Может именно благодаря категориям прекрасного и возвышенного мультфильм получился таким, какой он есть?

Моя гипотеза состоит в том, что для передачи нужных чувств и эмоций зрителям, создатели мультфильма опирались на категории прекрасного и возвышенного из «Критики способности суждения» Иммануила Канта.

«Моана» — анимационный фильм студии Disney, выпущенный в 2016 году. Это приключение юной полинезийской девушки Моаны Ваалики, дочери вождя острова Мотунуи. Она отправляется в путешествие по океану, чтобы вернуть богине Тефити украденный камень сердца и спасти свой народ от гибели. По пути Моане помогает Маори Мауи — легендарный герой-полубог, обладающий магическими способностями. Фильм получил признание зрителей и критиков благодаря своей яркой анимации, захватывающей музыке и глубокому культурному подтексту.

Действие второго мультфильма серии разворачивается спустя некоторое время после событий первого фильма. Благодаря усилиям Моаны её родная земля вернулась к процветанию, однако спокойствию приходит конец, когда новое пророчество предупреждает о надвигающейся угрозе. Мирное существование нарушается проклятием, вызванным гневом штормов, которое грозит уничтожить всю Океанию. Чтобы предотвратить катастрофу, Моана вынуждена покинуть свой дом и отправиться в опасное плавание, полное приключений и испытаний. Во время путешествия ей помогают верные спутники, включая полубога Мауи, а также новых друзей. Вместе они преодолевают трудности, сражаются с мифологическими существами и сталкиваются с могущественными противниками. Перед Моаной встаёт задача не только снять проклятие, но и объединять народы разбросанных островов, чтобы вместе противостоять опасности.

Афиши к мультфильмам «Моана» (2016) и «Моана 2» (2024)

Иммануил Кант (1724—1804) — знаменитый немецкий философ эпохи Просвещения, родившийся и проживший всю жизнь в городе Кенигсберг (Калининград). Автор множества фундаментальных трудов, среди которых особенно выделяются три «Критики»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

Его учение сформировало основу современного понимания рациональности, этики и эстетики. Согласно Канту, человеческий разум ограничен собственными категориями восприятия мира, в то время как вещи сами по себе остаются непознаваемыми. Эти взгляды оказали значительное влияние на последующие поколения философов и ученых.

Original size 1920x2506

Портрет Иммануила Канта, Иоганн Готлиб Беккер (1768)

Моя работа поделена на три основные главы: «Прекрасное», «Математически возвышенное» и «Динамически возвышенное». В каждой части я рассказываю об исследуемом понятии и анализирую кадры из первого и второго мультфильма, чтобы понять, какие кантовские категории в них используются. Я создала именно такую структуру, чтобы с разных ракурсов посмотреть на мультфильм и узнать, действительно ли создатели опирались на эти категории. Таким образом, люди смогут глубже посмотреть на мультфильм и узнать, что именно вызывает такие трепетные чувства по отношению к нему.

Прекрасное

Иммануил Кант определял прекрасное в своей работе «Критика способности суждения» как специфическое эстетическое переживание, связанное с удовольствием от созерцания формы и гармонии объекта. По Канту, прекрасное воспринимается человеком интуитивно, независимо от практических целей и интереса к самому предмету.

Анализ мультфильма

Первое, что можно назвать прекрасным — это духи. В мультфильме каждый умерший человек превращается в духа, которого можно увидеть, если он захочет. Он обладает двумя формами, может являться в обличии человека или животного. Духи приходят по ночам и обладают магическим синим свечением, это вызывает эстетическое переживание. Нельзя оставаться равнодушным при виде этого красивого и таинственного явления.

Original size 2144x1206

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 1760x990

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Первая часть мультфильма строится на том, что Моана должна вернуть сердце природной богине Тефити (подробнее о ней я расскажу чуть позже). Когда Моана делает это, сердце начинает светиться зелёным цветом и обрастать цветами. Это вызывает чувство прекрасного и причастности к чему-то великому.

Original size 2616x1472

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 2616x1472

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Свечение небесных и магических тел тоже можно отнести к созерцанию прекрасного. Они указывают путь и поражают своей неизведанностью. Это очень гармоничные объекты, которые интуитивно вызывают восторг.

Original size 1472x828

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Во второй части мультфильма Моана жертвует собой ради спасения своего народа. Духи и боги не оставляют этот поступок без внимания. Предки героини выстраиваются вокруг неё, чтобы помочь. Позже рука и весло Моаны начинают светиться, на них вырисовываются изображения. Это очень красивый и глубокий момент. Божественное не может не быть прекрасным.

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 2272x1278

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Математически возвышенное

Помимо прекрасного, Кант говорит и о возвышенном, об особом чувстве восхищения перед величеством природы. Кант выделяет два вида возвышенного: математически возвышенное и динамически возвышенное. Под математически возвышенным понимается восприятие объектов огромной масштабности, которые не поддаются человеческому пониманию и поражают своей необозримостью.

Анализ мультфильма

Океан является центральной частью мультфильма. Народ, к которому относится Моана — это мореплаватели, первопроходцы. Несмотря на то, что в мультфильме океан — это друг человечества, он также является и чем-то неизведанным, огромным, величественным. Масштабы океана поражают, манят, но не поддаются пониманию. В мультфильме неоднократно показываются морские просторы, которые передают этот масштаб и несоразмерность обычному человеку.

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 1756x988

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 2616x1472

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 2130x1198

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 1778x1000

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 1778x1000

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 2000x1122

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

В конце первого мультфильма Моана сталкивается с Тефити — богиней, которая служит олицетворением всего живого и природного. На кадрах видно, что она очень велика. Моана и полубог Мауи с лёгкостью помещаются в её ладонь, Моана размером с нос Тефити. Олицетворяя природу с богиней таких размеров, создатели мультфильма ещё раз подчёркивают непостижимость природы для человека, её абсолютное величие.

Original size 4266x2400

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 4266x2400

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 1482x834

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Также в мультфильме часто можно увидеть соотношение морского судна и океана. Судно — сложная и довольно большая постройка, но даже это человеческое творение не может сравниться с природными и морскими масштабами.

Original size 2398x1348

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 2616x1472

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 1784x1004

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

В мультфильме часто показываются горы, острова и скалы. Вблизи и издалека они создают ещё более масштабное представление о природе. На отдалённых кадрах видно, как горы достают до облаков, а на близких кадрах понятно, как сложно для человека покорить эти скалы.

Original size 1770x996

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 2394x1346

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 1966x1106

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 2130x1198

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Животные тоже поражают своими размерами. Кит предстаёт большим и мудрым. Это не просто кит — это дух одного из предков Моаны. Я думаю то, что после смерти люди возвращаются в обличие животных неслучайно, они тоже в конце концов становятся частью великого и необъятного.

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Волшебство, происходящее в природе, делает её ещё сильнее и масштабнее. Отдалённые кадры скал и океана увеличивают понимание всей мощи природы.

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Динамически возвышенное

Динамическое возвышенное по Канту относится ко второму типу категории возвышенного, наряду с математическим возвышенным. Это понятие раскрывает чувство восторга и почтительного страха, вызванное мощным воздействием природных явлений или отвлеченных понятий, которые способны преодолевать наши физические и умственные пределы.

Анализ мультфильма

В конце первой части герои сталкиваются с разозлённой Тефити, которая превратилась в монстра из лавы. Она желает вернуть своё сердце и пылает очень ярко среди темного неба. Сочетание огня, лавы, массивных камней мощно воздействует на восприятие всей картины. С одной стороны это прекрасно, с другой стороны, очень грустно и жутко.

Original size 1604x902

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 4800x2700

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 3984x2240

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 3504x1972

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Original size 3556x2000

Кадр из мультфильма «Моана» (2016)

Во второй части мультфильма Моана с Мауи отправляются на остров, который захвачен злым богом Нало. Из-за этого народы с разных островов не могут воссоединиться, а острова их гибнут. Чем ближе они подплывают к захваченному острову, тем суровее становится океан. Следующие кадры полны отчаяния и уныния. Океан бушует, как и сердце Моаны. Эта картина вызывает чувство страха и почтения к природным стихиям одновременно.

Original size 4016x2260

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 2616x1472

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Когда Моана находится совсем рядом с островом, всё темнеет ещё сильнее. Тёмное небо, зловещий океан, разбушевавшиеся морские создания. Видя эти кадры, мы испытываем чувство восторга и страха одновременно

Original size 4012x2256

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 4016x2260

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Кульминацией этой части становится шторм, который устроил Нало и молнии, которые следуют за главными героями. Шторм и гроза сами по себе — это величественные природные явления, непонятные, красивые и жуткие. В этом балансе и рождается динамически возвышенное.

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 2400x1350

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Original size 4012x2256

Кадр из мультфильма «Моана 2» (2024)

Заключение

Проанализировав мультфильмы «Моана» и «Моана 2», я пришла к выводу, что создатели этих историй использовали категории прекрасного и возвышенного для передачи нужных трепетных эмоций (восхищения, переживания, осознания величества природы) зрителю, что подтверждает мою гипотезу.

Источники

Bibliography
1.

Кант И. Критика способности суждения. — Москва: «ЧОРО», 1994 (дата обращения: 09.11.2025)

2.

Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного. — Мысль/ 1964 (дата обращения: 09.11.2025)

3.

Википедия. Моана (Дисней) —https://ru.wikipedia.org/wiki/Моана_(Дисней) (дата обращения: 07.11.2025)

4.

Википедия. Кант, Иммануил — https://ru.wikipedia.org/wiki/Кант, _Иммануил (дата обращения: 07.11.2025)

Image sources
Show
1.

Портрет Канта — https://ru.wikipedia.org/wiki/Кант, _Иммануил (дата обращения: 06.11.2025)

2.

Афиша к мультфильму «Моана» — https://www.kinopoisk.ru/film/837530/?utm_referrer=www.google.com (дата обращения: 06.11.2025)

3.

Афиша к мультфильму «Моана 2» — https://premierzal.ru/schedule/clz9qnqd1epna0829gq6b99wd/soon (дата обращения: 06.11.2025)

4.

Кадры из мультфильма «Моана» —https://vkvideo.ru/video-218463181_456239552?t=1h36m18s (дата обращения: 05.11.2025)

5.

Кадры из мультфильма «Моана 2» — https://vkvideo.ru/video-217830810_456240240 (дата обращения: 05.11.2025)

Прекрасное и возвышенное в мультфильме «Моана»
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more