
Рубрикатор
1. Концепция 2. Гипотеза исследования 5. Орнаменты азильской культуры а) Основные мотивы и композиция б) Технические особенности/материалы 6. Племенные татуировки берберов а) Типология: основные виды татуировок б) Семантика, символы, социальная роль 7. Интерпретация. Выводы
Концепция
Данное исследование основано на предположении о существовании межкультурных связей между расписной галькой и племенными татуировками берберов. Основная же идея заключается в том, что графические мотивы, используемые в орнаментах на азильсмких камешках, могут содержать те же элементы, которые содержат африканские татуировки, и отражают общие визуальные символы (аналогичную визуальную систему), охватывающие, например, понятие идентичности, статуса и др.

Азильские расписные гальки (камешки, булыжники (фр. «galets coloriés, galets peints»)) были обнаружены на стоянке Мас Д’Азиль на юго-западе Франции археологом Эдуардом Пьеттом. В дальнейшем Пьетт снова обращается к расписным камешкам и делает попытку интерпретировать их как алфавитную систему. На докладе перед членами ИСИС Йоханнес Дайхмюллер говорит о том, что «Пьетт видел в орнаментах и изображение солнца, и изображение деревьев, древние числовые и письменные системы». Разнообразие орнаментов на гальках способствовало появлению различных интерпретаций, среди которых были доводы о протописьменности, культовых объектах, «искусства ради искусства», игральных камнях и даже сакральных антигельминтиках.
Татуировка в Древней Африке шла бок о бок с общественной жизнью и играла роль средства коммуникации. Разные орнаменты использовались для передачи принадлежности и социального статуса, для религиозных и духовных ритуалов. Древние африканские племена создавали орнаменты, которые несли в себе глубокий символический смысл. В своей работе «Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник» М. Б. Медникова говорит о том, что среди конгозельских народов (Верхний Конго, Северный Конго) широко распространялась скарификация. Например, рубцы на лице у племени бопото были этническим символом, их нанесение могло растягиваться до 30 лет. Берберы на ряду с племенной идентификацией использовали татуировку как божественный символ, знак плодовитости и т. д. В берберской культуре нанесение орнамента на кожу считается древней ритуальной традицией. В этом исследовании мы рассмотрим традиционные символы в татуировках племени Бербер.
Гипотеза
В мотивах берберских племенных татуировок проявляются орнаменты, схожие с росписью и гравировкой расписных камешков (булыжников, гальки), найденных на азильских стоянках. Орнаменты не связаны друг с другом напрямую, соотносятся как осмысление людьми паттернов на протяжении тысячелетий и могут содержать аналогичную визуальную традиционную систему и общие символические знаки.
Целью этого исследования является проведение сравнительного, контекстуального и визуального анализов комбинации орнаментов в обеих культурах, для чего нам важно определить, что могла бы означать иконография на гальке с точки зрения символических знаков и визуальной традиционной системы.
Орнаменты азильской культуры. Основные мотивы и композиция
а) простая композиция
— точки
Источники орнамента с точками: Советская Историческая Энциклопедия, Зильберман Михаил Израйлевич. Архаичные письменности
— прямые линии
— ломаные линии
— изогнутые линии
— перпендикулярные линии (кресты)
б) составная композиция
Мы выделили несколько элементов, относящихся к составной композиции: — точки внутри контура (галька круглой и овальной формы) — перпендикулярные линии (кресты) внутри контура — прямая линия и множество параллельных — прямая линия и ломаные линии — прямая линия и точки
— композиция, в которой используются три и более простых элемента
Орнаменты азильской культуры. Технические особенности/материалы
— орнаменты на гальке/камешках были либо расписаны (нарисованы), либо выгравированы
— гальки были расписаны охрой
Племенные татуировки берберов. Типология: основные виды татуировок
— этническая татуировка (племенная идентификация) — символы, защищающие от сглаза, злых духов, приносящие удачу — женские татуировки
Племенные татуировки берберов. Семантика, символы, социальная роль
Интерпретация. Выводы
Неклюдов С. Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80–летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923–1996). Отв. ред. С. М. Толстая. — М., Индрик., 2004.
Лотман М. Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства // Каноническое искусство как информационный парадокс. — Санкт-Петербург, Гуманитарное агентство «Академический проект»., 2002.
Piette É. Études d’ethnographie Préhistorique I. — Réparation stratigraphique // L’anthropologie 6. — 1895.
Tolksdorf J.F., Kraft I., Schmidt I.V. OF FINDS, FORGERS AND FASCINATION: PAINTED PEBBLES FROM MAS D’AZIL (DÉP. ARIÈGE, FRANCE) IN THE ARCHAEOLOGICAL COLLECTION OF SAXON // Перевод. — Омск., Вестник омского университета. Серия «Исторические науки»., 2015.
Deichmüller J. V. Bemalte Geschiebe aus der Höhle von Mas d’Azil // Sitzungsber. Naturwiss. Ges. ISIS — Dresden., 1900 (1901).
Piette É. Études d’ethnographie Préhistorique III. — Les galets coloriés du Mas-d’Azil; Notions complémentaires sur l’Azilien // L’anthropologie 14. — 1903.
Cook A. Les galets peints du Mas-d’Azil // L’anthropologie 14. — 1903.
Mallery G. Picture-writing of the American Indians // Annual Report Bureau of Ethnology of the Secretary Smithsonian Inst. 1883-1889. 10. — 1893.
Péquart M., Péquart S. J. De l’authenticité des galets coloriés du Mas-d’Azil et de leur signification presume / Congrès international d’anthropologie et d’archéologie préhistoriques, 12eme Session. — Toulouse-Foix: Bureau de la Société Paris., 1936.
Bahn P. G., Couraud C. Azilian pebbles: an unsolved mystery // Endeavour 8. — 1984.
Кассал Б. Ю. Артефакты азильской культуры как сакральные антгельминтики. — Омск., Омский государственный университет им Ф. М. Достоевского.
Couraud C., Alteirac A. Les galets peints de la collection Roger // Préhist. Ariegeoise 48. — 1993.
Азильская культура. — Большая российская энциклопедия., 2004 — 2017.
Медникова М. Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. — М., Языки славянской культуры., 2007.
Народы мира в нравах и обычаях. Переводъ съ англійскаго О. А. Ратнеръ-Штернбергъ, Е. Л. Петри и Ѳ.И. Павлова. // Пг.: Изд-во П. П. Сойкина. 1916.