Original size 1140x1600

Орнаменты расписной азиатской гальки в символах татуировок берберов

4

Рубрикатор

1. Концепция 2. Гипотеза исследования 5. Орнаменты азильской культуры а) Основные мотивы и композиция б) Технические особенности/материалы 6. Племенные татуировки берберов а) Типология: основные виды татуировок б) Семантика, символы, социальная роль 7. Интерпретация. Выводы

Концепция

Данное исследование основано на предположении о существовании межкультурных связей между расписной галькой и племенными татуировками берберов. Основная же идея заключается в том, что графические мотивы, используемые в орнаментах на азильсмких камешках, могут содержать те же элементы, которые содержат африканские татуировки, и отражают общие визуальные символы (аналогичную визуальную систему), охватывающие, например, понятие идентичности, статуса и др.

big
Original size 1920x1080

Азильские расписные гальки (камешки, булыжники (фр. «galets coloriés, galets peints»)) были обнаружены на стоянке Мас Д’Азиль на юго-западе Франции археологом Эдуардом Пьеттом. В дальнейшем Пьетт снова обращается к расписным камешкам и делает попытку интерпретировать их как алфавитную систему. На докладе перед членами ИСИС Йоханнес Дайхмюллер говорит о том, что «Пьетт видел в орнаментах и изображение солнца, и изображение деревьев, древние числовые и письменные системы». Разнообразие орнаментов на гальках способствовало появлению различных интерпретаций, среди которых были доводы о протописьменности, культовых объектах, «искусства ради искусства», игральных камнях и даже сакральных антигельминтиках.

Татуировка в Древней Африке шла бок о бок с общественной жизнью и играла роль средства коммуникации. Разные орнаменты использовались для передачи принадлежности и социального статуса, для религиозных и духовных ритуалов. Древние африканские племена создавали орнаменты, которые несли в себе глубокий символический смысл. В своей работе «Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник» М. Б. Медникова говорит о том, что среди конгозельских народов (Верхний Конго, Северный Конго) широко распространялась скарификация. Например, рубцы на лице у племени бопото были этническим символом, их нанесение могло растягиваться до 30 лет. Берберы на ряду с племенной идентификацией использовали татуировку как божественный символ, знак плодовитости и т. д. В берберской культуре нанесение орнамента на кожу считается древней ритуальной традицией. В этом исследовании мы рассмотрим традиционные символы в татуировках племени Бербер.

Гипотеза

В мотивах берберских племенных татуировок проявляются орнаменты, схожие с росписью и гравировкой расписных камешков (булыжников, гальки), найденных на азильских стоянках. Орнаменты не связаны друг с другом напрямую, соотносятся как осмысление людьми паттернов на протяжении тысячелетий и могут содержать аналогичную визуальную традиционную систему и общие символические знаки.

Целью этого исследования является проведение сравнительного, контекстуального и визуального анализов комбинации орнаментов в обеих культурах, для чего нам важно определить, что могла бы означать иконография на гальке с точки зрения символических знаков и визуальной традиционной системы.

Орнаменты азильской культуры. Основные мотивы и композиция

а) простая композиция

— точки

Original size 1462x2072
0

Источники орнамента с точками: Советская Историческая Энциклопедия, Зильберман Михаил Израйлевич. Архаичные письменности

— прямые линии

Original size 1920x1080

— ломаные линии

Original size 3508x2480

— изогнутые линии

Original size 3508x2480

— перпендикулярные линии (кресты)

Original size 3508x2480

б) составная композиция

Мы выделили несколько элементов, относящихся к составной композиции: — точки внутри контура (галька круглой и овальной формы) — перпендикулярные линии (кресты) внутри контура — прямая линия и множество параллельных — прямая линия и ломаные линии — прямая линия и точки

Original size 3508x2480

— композиция, в которой используются три и более простых элемента

Original size 3508x2480
Original size 3508x2480

Орнаменты азильской культуры. Технические особенности/материалы

— орнаменты на гальке/камешках были либо расписаны (нарисованы), либо выгравированы

— гальки были расписаны охрой

Original size 3508x2480

Племенные татуировки берберов. Типология: основные виды татуировок

— этническая татуировка (племенная идентификация) — символы, защищающие от сглаза, злых духов, приносящие удачу — женские татуировки

Племенные татуировки берберов. Семантика, символы, социальная роль

Интерпретация. Выводы

Bibliography
Show
1.

Неклюдов С. Ю. Мотив и текст // Язык культуры: семантика и грамматика. К 80–летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923–1996). Отв. ред. С. М. Толстая. — М., Индрик., 2004.

2.

Лотман М. Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства // Каноническое искусство как информационный парадокс. — Санкт-Петербург, Гуманитарное агентство «Академический проект»., 2002.

3.

Piette É. Études d’ethnographie Préhistorique I. — Réparation stratigraphique // L’anthropologie 6. — 1895.

4.

Tolksdorf J.F., Kraft I., Schmidt I.V. OF FINDS, FORGERS AND FASCINATION: PAINTED PEBBLES FROM MAS D’AZIL (DÉP. ARIÈGE, FRANCE) IN THE ARCHAEOLOGICAL COLLECTION OF SAXON // Перевод. — Омск., Вестник омского университета. Серия «Исторические науки»., 2015.

5.

Deichmüller J. V. Bemalte Geschiebe aus der Höhle von Mas d’Azil // Sitzungsber. Naturwiss. Ges. ISIS — Dresden., 1900 (1901).

6.

Piette É. Études d’ethnographie Préhistorique III. — Les galets coloriés du Mas-d’Azil; Notions complémentaires sur l’Azilien // L’anthropologie 14. — 1903.

7.

Cook A. Les galets peints du Mas-d’Azil // L’anthropologie 14. — 1903.

8.

Mallery G. Picture-writing of the American Indians // Annual Report Bureau of Ethnology of the Secretary Smithsonian Inst. 1883-1889. 10. — 1893.

9.

Péquart M., Péquart S. J. De l’authenticité des galets coloriés du Mas-d’Azil et de leur signification presume / Congrès international d’anthropologie et d’archéologie préhistoriques, 12eme Session. — Toulouse-Foix: Bureau de la Société Paris., 1936.

10.

Bahn P. G., Couraud C. Azilian pebbles: an unsolved mystery // Endeavour 8. — 1984.

11.

Кассал Б. Ю. Артефакты азильской культуры как сакральные антгельминтики. — Омск., Омский государственный университет им Ф. М. Достоевского.

12.

Couraud C., Alteirac A. Les galets peints de la collection Roger // Préhist. Ariegeoise 48. — 1993.

13.

Азильская культура. — Большая российская энциклопедия., 2004 — 2017.

14.

Медникова М. Б. Неизгладимые знаки: татуировка как исторический источник. — М., Языки славянской культуры., 2007.

15.

Народы мира в нравах и обычаях. Переводъ съ англійскаго О. А. Ратнеръ-Штернбергъ, Е. Л. Петри и Ѳ.И. Павлова. // Пг.: Изд-во П. П. Сойкина. 1916.

Орнаменты расписной азиатской гальки в символах татуировок берберов
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more