Original size 617x881

Машина для молитвы? Сакральная архитектура в исполнении модернистов

5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. Ле Корбюзье 3. Авлар Аалто 4. Кензо Танге 5. Ричард Мейер 6. Тадао Андо 7. Заключение

Концепция

«Машина для молитвы? Сакральная архитектура в исполнении модернистов» — тема данного визуального исследования. Что же здесь подразумевается под словом «машина»? С одной стороны, это может означать конструктивность и функциональность построек, но с другой, может интерпретироваться как попытка упрощения духовной взаимосвязи и обращения людей к Богу. Для начала, хочется определить само понятие модернизма. Что это за течение? Модернизм — это период с конца 19 до середины 20 века, в котором художники, архитекторы и другие деятели искусства оспаривали общепринятые «нормы» и отказывались от старых традиций. Противопоставляя им рационализм, конструктивизм и функциональность, авторы воздействуют через используемые материалы и формы в том числе на духовные и эмоциональные аспекты жизни общества. Модернизм делится на различные течения и стили, несколько отличающиеся в разных странах: Европейский конструктивизм, функционализм в СССР, баухаус в Германии, интернациональный стиль и так далее. Отправной точкой в развитии данного архитектурного периода стала техническая революция и научный прогресс, а также развитие социально-реформаторских идей. Одним из таких достижений стало появление железобетона — абсолютно нового материала, открывающего новые горизонты в строительстве и ставшего в итоге незаменимым и повсеместно используемым. Помимо железобетона, своё развитие получает использование металлоконструкций и их активное применение при создании новых архитектурных решений. Архитекторы ставили перед собой абсолютно новые задачи: функциональности построек, взаимодействия объёмов и форм, «чистоты» пространств и материалов, типизации в методах развития строительства. Таким образом, рациональный и конструктивный подход образуют новый путь в индустрии строительства, в котором функциональность и геометричность совмещается с воздушностью и светлотой в создаваемых проектах. Ещё одной важной особенностью модернизма является отсутствие какого-либо активного декора в интерьерах и экстерьерах зданий. Такие минималистичные решения особенно контрастны в сравнении с архитектурой модерна, предыдущими эпохами и традициями.

По причине всего выше перечисленного, данная тема визуального исследования стала для меня очень интересной, ведь в сакральных постройках больше всего прослеживается приверженность традициям и строгим убеждениям, они являются в некотором роде «непосягаемыми». Но архитекторы выбранной мной эпохи бросают вызов всем стандартам в построении храмов и церквей. Таким образом, целью данной работы является анализ особенностей и приёмов в сакральной архитектуре модернизма, исследуемой через примеры работ следующих архитекторов: Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Кензо Танге, Ричард Мейер, Тадао Андо.

Для более глубокого анализа данной темы, в своём визуальном исследовании мне также хотелось бы рассмотреть предшествующий модернизму период — модерн. Это позволит более подробно изучить те изменения, что произошли в архитектуре за этот период.

Итак, модерн — это период на рубеже 19-20 века, в котором деятели искусства трансформируют устоявшиеся каноны в живописи, архитектуре и других сферах жизни человека, объединяя предшествующий опыт в искусстве от античности и до романтизма. В период модерна осуществляется переосмысление привычных изобразительных форм и приёмов, синтез различных видов искусства, создание нового пластического языка, несущего в себе гармонично переплетённые черты предыдущих эпох. В жизни общества начинают происходить довольно сильные изменения, в том числе связанные с техногенным развитием. Поэтому, искусство модерна — это некое стремление к соединению уходящей эпохи и наступившей, тенденция к объединению и целостности, поиск новых пластических форм, состоящих из очень разных приёмов и зачастую противоречивых методов и стилистик. В чём-то, это этап, завершающий длительный путь развития европейской культуры. Этот период характеризуется использованием животных и растительных мотивов, извилистых линий, акцентов на форме и цвете и объединяет практические и эстетические функции в дизайне.

В качестве демонстрации особенностей сакральной архитектуры данного течения мной были выбраны два здания: Саграда Фамилия — Собор Святого семейства (Антонио Гауди) и Церковь Ам-Штайнхоф (Отто Вагнер).

0

Антонио Гауди. Искупительный Храм Святого Семейства. 1882 — н. в.

Снаружи здание выглядит хаотично за счёт своей ажурной несимметричностью, тогда как план храма имеет не строгую, но симметричную форму, напоминающую латинский крест. На фасаде можно наблюдать 18 высоких башен, каждая из которых посвящена своему апостолу. Такая активная вертикальная динамика вверх может символизировать стремление к Богу. Весь фасад буквально состоит из скульптур и лепнины, демонстрирующих библейские сюжеты и элементы различных растений, папоротников, ракушек и другого. Каждый элемент на фасаде имеет символическое значение, так как для Гауди было важно показать единение человека с природой, тем самым усиливая связь с Богом. Вход в храм осуществляется через три портала, которые также примечательны своим богатством в декоре. Именно в этом здании Гауди удалось соединить функцию и форму, применить законы природы в архитектуре и продемонстрировать эффективное использование пространства и материала. Также хочется обратить внимание на одну из частей — фасад страстей, где портал символизирует жертвенность Христа и выглядит как сильно натянутые связки, над которыми располагаются колонны, похожие на человеческие рёбра.

Original size 2560x1706

Интерьер

Интерьер здания продуман архитектором до мелочей, и в нём он вдохновлялся образом леса, его декоративностью и природными формами. Например, колонны, напоминающие деревья, к потолку распадаются на «ветви», где уже неф напоминает кроны или распускающиеся бутоны. Витражи, в свою очередь, своей формой отсылают нас к готике и создают невероятное свечение в интерьере. Цветное стекло в них придаёт внутреннему убранству таинственность и вызывает чувство уединения, подходящее для молитвы или медитации. Этот эффект возникает потому, что именно витражи являются главным источником освещения в церкви.

0

Алтарь

Главный элемент алтаря — семиугольный балдахин, украшенный, кованой пшеницей и пергаментом с надписями, за алтарём расположены два органа. На втором уровне висят гроздья винограда, а ещё ниже мы можем видеть лампады. Ну и наконец, центр данной конструкции — распятие Христа.

0

Отто Вагнер. Церковь Ам-Штайнхоф. 1903–1907 гг.

Композиция церкви Ам-Штайнхоф сделана на основе симметрии, в форме греческого креста, на средокрестии которого находится купол, украшенный медными пластинами. Фасад здания поделён на две части: нижняя отделана камнем, а верхняя облицована мраморными плитами, создающими ритм за счёт выступающих объёмов. Интересно отметить, что швы остаются на всеобщее обозрение окружающих, что в сочетании с общей формой здания и использованием медных пластин и скульптур придаёт ему особую уникальность. Вход в здание выделяется двумя белыми башнями со статуями святых и портиком. Он в свою очередь украшен колоннами с фигурами медных ангелов с позолоченными крыльями, которые своей плавной формой отражают стилистику модерна.

0

Мозаики

Original size 3500x2472

Витраж

Внутреннее убранство церкви отделано белым мрамором с позолоченными деталями: венками, ангелами и другим. Цветные витражи с изображениями святых являются основным источником света. А мозаики, одна из которых расположена позади алтаря, в свою очередь также демонстрируют библейские сюжеты, тем самым привлекая внимание посетителей к сакральному месту в здании. Панно содержит большое количество разнообразных цветов и орнаментов, которые напоминают переплетённые растения. В центральной мозаике изображена радуга, которая в свою очередь символизирует «знамение завета» между Богом и Ноем.

0

Алтарь

Отдельное внимание следует обратить на главный атрибут церкви Ам-Штайнхоф — алтарь. Он облицован точно таким же материалом с узорчатым декором, что и все стены интерьера, а над ним располагается золотой купол с лицами и крыльями ангелов по всей окружности.

Ле Корбюзье

Original size 664x444

Ле Корбюзье (1887—1965)

Ле Корбюзье является одним из самых известных архитекторов эпохи модернизма, абсолютным новатором данного течения. Родился он в Швейцарии в 1887 году, в течении жизни переехал во Францию и его постройки можно найти практически по всему миру: Франция, Швейцария, Япония и так далее. Архитектор стал известен своим нетипичным подходам к созданию конструкции и усилению функциональности архитектуры. Основываясь на асимметрии, на простых минималистичных структурах при создании свободных планировок здания, он создавал масштабно остеклённые фасады, грузные бетонные строения, террасы на крышах, пронизанные светом. Архитектура Ле Корбюзье уникальна своей монументальностью, сочетающая в себе плавность форм со строгой, тяжёлой геометрией. Данные приёмы, в том числе послужили прототипом для привычной нам визуальной среды, например, городских многоэтажек.

0

Часовня Роншан

Original size 765x508

План

Часовня Роншан своей необычной асимметричной формой напоминает дольмен, с выступающими вертикальными элементами — бетонными башнями. Они соединены с изогнутыми, плавными стенами данной сакральной постройки и перекрыты одной большой плитой, чем-то напоминающей тент. На фасаде также можно увидеть торчащую из стены трубу, которая по своей конструкции играет роль сборщика дождевой воды для уличной купели.

0

Интерьер

Original size 3500x2472

Во внутреннем убранстве часовни очень скромный декор: однотонная плитка на полу, белые стены и тёмный, вогнутый потолок. Но уникальность, которую имеет это сооружение заключается не только в его общей форме, но и в окнах, лестницах, крестах и других деталях. Хаотичные по размеру квадратные и прямоугольные оконные проёмы сделаны сужающимися к фасаду здания, а стёкла покрашены в разные цвета, что характерно творчеству Ле Корбюзье. Также в одном из окон можно разглядеть скульптуру Девы Марии с Иисусом на руках, расположенную на улице. Ещё важно обратить внимание на то, как в часовне Роншан продемонстрирован образ Христа: тело святого выполнено чёрной линией абсолютно не по канонам иконописи. Этот рисунок выполнен довольно схематично, а сам контур находится на кресте покрашенного в красный, синий и жёлтый цвет. Судя по стилистике данного исполнения креста, архитектор вдохновлялся художниками эпохи модернизма, например, прямоугольники с квадратами перечисленной выше палитры, отсылают нас к Питту Мондриану.

В часовне Роншан два алтаря. Один находится внутри здания и выглядит довольно минималистично, своей особой геометрией, формой креста и окон, архитектор оставляет очень большое чистое пространство для общения с Богом, где важен только человек и его вера. Второе святилище расположено снаружи здания, и именно там чаще всего проводятся богослужения. Вынося алтарь наружу, архитектор хочет акцентировать мысль, что не так важна излишняя ритуализированность, как сама убеждённость.

Алвар Аалто

Original size 650x854

Алвар Аалто (1898-1976)

В Финляндии 3 февраля 1898 года был рождён Алвар Аалто — архитектор, чьи работы стали эталоном не только для практикующих архитекторов, но и для учащихся вузов, где примеры его построек анализируются до мелочей. Он стал иконой архитектуры модернизма, создавая удобный, функциональный дизайн с использованием естественных материалов и форм, отчасти сочетая строгие геометрические формы, но с плавностью природных линий.

Original size 736x490

Церковь Риола в Вергато, 1978

Бетонная Церковь Риоала по своей форме напоминает каскад волн или же горы, которые окружают это здание на местности. Фасад здания ничем не напоминает сакральную постройку, стены выглядят монументально и однотонно. В минималистичном декоре видны лишь окна и дверные проёмы, а присутствующий обычно на храмах крест, в данном случае отсутствует.

0

Интерьер

Внутри Церковь выкрашена полностью в белый цвет, кроме рыжевато-глиняной плитки на полу. Освещается помещение за счёт трёх больших окон на крыше. Белые асимметричные балки формируют необычной формы арки. В интерьере присутствует ощущение воздушности и свободного пространства. За счёт окон, пропускающих большое количество света, и идеально чистых белых стен создаётся атмосфера возвышенности, духовности и единения с Богом.

Алтарь в церкви Риола находится на подиуме, выложенном маленькой плиточкой бело-серых тонов, а на нём уже располагается стол с «троном» у стены, над которым висит деревянный крест. Простота сакрального пространства создаёт гораздо больший фокус на самом моменте «присутствия» Бога.

Кензо Танге

Original size 645x587

Кензо Танге (1913-2005)

Японский архитектор Кензо Танге родился 4 сентября 1913 года. Большую часть своей карьеры он посвятил проектированию больших общественных зданий, придерживаясь идей модернизма: отсутствие излишнего декора, как в модерне, и современных технологий, как в постмодернистском течении. В своих постройках архитектор оставлял много воздуха и пространства, сочетая тяжёлые металлоконструкции, стекло и бетон с использованием простых геометрических форм и фрагментов, напоминающих традиционные японские здания. Данные приёмы отражают футуристические взгляды архитектора на «город будущего».

0

Собор Пресвятой Девы Марии

Собор Пресвятой Девы Марии выполнен в форме креста, со строгой геометрией и острыми углами, но эту фигуру мы можем увидеть только сверху. Стены здания облицованы металлическими листами, образующими сложную, складчатую поверхность, которая кажется практически ровной снаружи, но создаёт изломанные грани стен внутри пространства. Также стоит отметить, что основной свет в здание поступает через крышу, где окна образуют тот же крест, который мы можем наблюдать сверху. Каждый луч креста соединён с вертикальным ребром здания, на котором также располагаются окна и витражи.

0

Интерьер

Внутреннее убранство Собора Пресвятой Девы Марии выглядит минималистично и сумрачно за счёт бетонных, тёмных стен. Кензо Танге в данном случае шёл не через ощущение воздушности и возвышенности, а через уединение и закрытие пространства, работая в сакральной постройке с текстурой материалов и слабым светом.

Важным местом в сакральной постройке является алтарь. Направление к нему задаёт красная яркая дорожка, лежащая на лестнице, и жёлто-оранжевый тёплый витраж позади высокого креста на подиуме. Данные атрибуты являются единственными цветовыми акцентами в ахроматическом пространстве интерьера. Стоит обратить внимание, что напротив алтаря расположен большой, геометрический орган на балконе.

Ричард Мейер

Original size 664x444

Ричард Мейер (1934)

Ричард Мейер является американским архитектором, родившимся 12 октября 1934 года. При взгляде на его сооружения архитектора создаётся ощущение лёгкости и невесомости конструкции за счёт чистоты линий, простой геометрии форм, большого количества остеклённого пространства. Также стоит обратить внимание, что Ричард Мейер использует в своих зданиях только белый цвет, символизирующий для него свет человеческого разума и его преобладание над природой. Постройки архитектора уникальны в своей очень точной размерности и выверенны автором до последней детали, благодаря чему Ричард из хаоса окружающей его среды создаёт чёткий и строгий порядок. Творения Ричарда Мейера можно встретить во многих странах: США, Германия, Италия, Израиль и др.

0

Церковь Дио Падре Мизерикордиозо

Original size 939x1024

План

При взгляде на церковь Дио Падре Мизерикордиозо архитектора Ричарда Мейера, невольно складывается ощущение схожести здания с рядом трёх белоснежных парусов и мачтами. С внешней стороны постройки можно обратить внимание на большое количество остекления у церкви, что придёт общему объёму здания особую воздушность. Белые изогнутые «паруса» создают свой ритм в композиции, а прямые вертикальные и горизонтальные линии усложняют геометрию рисунка. За счёт наслоения объёмных фигур создаётся дополнительный рисунок, изменяющийся благодаря игре светотени, которая накладываясь на здание становится равноправной частью в композиции церкви. Дуги, использованные в данном архитектурном решении, являются главным акцентом, придавая активную динамику данной сакральной постройке.

Original size 3500x2472

Интерьер

Внутри церковь преимущественно белая с каменным полом, а также деревянными панелями и мебелью. В интерьере присутствует много разнонаправленных линий и форм, подчёркивающих вертикальное и диагональное движение, в сочетании с полу арочной формой, которая становится основой для композиционного каркаса. Округлое движение создаёт ощущение полуарки, которая зацикливает интерьер и отсылает нас к образу небес. Большие окна и белый цвет создают воздушное, духовное и пронизанное светом пространство.

Каменный алтарь в церкви Дио Падре Мизерикордиозо достоен отдельного внимания. Над алтарём висит распятый Иисус, за которым располагается геометрическая инсталляция в виде иллюзии уходящего коридора, заканчивающегося окном. При взгляде на данную композиции создаётся ощущение, что Иисус спускается к нам с небес через этот расширяющийся «коридор».

Тадао Андо

Original size 664x468

Тадао Андо (1941)

Тадао Андо родился 13 сентября 1941 года в Японии. Не смотря на то, что он использовал геометрические формы и искуственные материалы в своих сооружениях (например бетон), он стремился аккуратно вписать здание в природный ландшафт, тем самым создавая общую гармонию. Этого эффекта он достигал за счёт совмещения строгого, «чистого» образа с плавными, изогнутыми, овальными силуэтами. В архитектуре Тадао Андо можно наблюдать то, как он тонко работает со светом и пространством, в связи с чем в его постройках ощущается невероятный простор, будто бы стены у здания отсутствуют. Также хочется обратить внимание на любовь архитектора к бетону, который он использует в каждой постройке, этот материал при особой технологии приобретает текстуру шёлка, чем всегда удивляет людей. Архитектура Тадао Андо преимущественно располагается в самой Японии, но его постройки также можно встретить и в других странах: Франция, США, Китай и др.

0

Церковь света

Original size 717x641

План

Снаружи Храм света выглядит очень минималистично, геометрично и строго. Сделано здание из бетона, а из сакральных знаков присутствуют только окно в виде креста на одной стороне фасада, и крест сделанный из металлических прутьев с другой. Интересно отметить, что в плане один луч пересекает здание, а второй располагается почти параллельно торцу храма и вместе они образуют дворик, в котором люди имеют возможность настроиться перед молитвой. За счёт данного приёма наложения образуется более сложная и интересная форма архитектурной композиции.

0

Интерьер

Внутреннее убранство смотрится умиротворённо и сумрачно, так как основным источником освещения является только узкое окно в форме креста, которое указывает путь к алтарю — самому сакральному месту здания. В интерьере всё сделано из бетона, кроме деревянных лавочек и пола. А напротив алтаря стоит скромный на вид орган. Тадао Андо верит, что в свете заключается «сила», благодаря которой архитектуру можно одушевить. Для него эта сила настолько велика, что узко направленный свет из крестообразного окна становится не просто единственным источником освещения, а центральной концептуальной составляющей архитектурного решения.

Заключение

В заключение данного визуального исследования хочется сказать, что после проведённой работы, сакральная архитектура модернизма, в моём понимании, — это не «машина», не смотря на то, что все здания были построены в эпоху технологических новшеств, функционализма и конструктивизма. На самом деле, в данной архитектуре больше простоты и душевности, в ней модернисты минималистичными средствами достигают невероятного эффекта внутренней тишины и «присутствия» Бога. Особенно это заметно в сравнении с храмами предыдущих эпох. Например, в готических постройках архитекторам важно было создать эффект ничтожности человека перед Богом. Это чувство создавалось за счёт монументальности здания, его вертикальной направленности и очень сильным контрастом между размером храма и человека. В православных церквях зачастую демонстрируется излишнее богатство декора и золота, что также создавало ощущение сильного воздействия, превалирования религиозного пространства над человеком. Модернисты в своей минималистичности создают свободное от этого ощущения место, где можно ощутить единение с Богом. Они убирают визуальный шум и декор, тем самым сознательно оставляя пустоту, заполняемую самим человеком, его мыслями и чувствами. Архитекторы применяют схожие приёмы в разработке зданий: игру со светом и пространством, простые геометрические формы, использование стекла, металлических конструкций и бетона, отсутствие декора и общую минималистичность. Но не смотря на наличие общих черт, у авторов частично разнятся цели: некоторые стремятся воссоздать ощущение единения архитектуры с природными ландшафтами, а другие наоборот подчёркивают их различие и противопоставляют друг другу. Модернизм отличен тем, что в нём заложены интернациональные черты: постройки архитекторов можно найти по всему миру, а единство принципов в постройке зданий делает их унифицированными, тем самым позволяя вписать в любой современный город, независимо от географического положения. Оспаривание исторических контекстов приводит архитекторов к совершенно новому взгляду на облик города и здания, формирует иную эстетику, в которой главенствует функциональность и конструктивизм. В том числе, на эти процессы повлияли модернистские течения в живописи и графике, и можно сказать, что архитекторы воплощали часть этих идей в объёме и пространстве зданий, интерьеров и городов.

Bibliography
Show
1.

А А. Баженова, А А. Суворова Роль света в формировании архитектурной среды (на примере работ Тадао Андо) // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sveta-v-formirovanii-arhitekturnoy-sredy-na-primere-rabot-tadao-ando (дата обращения: 30.04.2025).

2.

Алвар Аалто — эталон скандинавской архитектуры // LOSKO URL: https://losko.ru/alvar-aalto-biography/ (дата обращения: 16.04.2025).

3.

Алвар Аалто: самый известный финский архитектор // INTERIOR+DESIGN URL: https://www.interior.ru/design/1180-alvar-aalto-samyj-izvestnyj-finskij-arkhitektor.html (дата обращения: 15.04.2025).

4.

Архитектор Ричард Мейер: разум и функция // INTERIOR+DESIGN URL: https://www.interior.ru/education/architecture/snwhmvuuofmtepipzwzkt-arkhitektor-richard-mejer-razum-i-funktsiya.html (дата обращения: 16.04.2025).

5.

Борисов Сергей Владимирович Особенности композиционных решений православных храмов на основе планировочных правильных многоугольников // AMIT. 2019. № 2 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kompozitsionnyh-resheniy-pravoslavnyh-hramov-na-osnove-planirovochnyh-pravilnyh-mnogougolnikov (дата обращения: 16.04.2025).

6.

Капелла Notre Dame du Haut, Роншан (Ronchamp), Франция. 1950-1955 // Totalarch URL: https://corbusier.totalarch.com/chapelle_ronchamp (дата обращения: 28.04.2025).

7.

КЕНЗО ТАНГЕ // Architime URL:https://www.architime.ru/architects/a_kenzo_tange.htm (дата обращения: 15.04.2025).

8.

Освящение новой церкви в Риме // ARCHI.RU URL: https://archi.ru/world/3136/osvyaschenie-novoi-cerkvi-v-rime (дата обращения: 16.04.2025).

9.

Поляков Евгений Николаевич, Полякова Ольга Павловна Культовые здания Ле Корбюзье. Капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950–1955) // Вестник ТГАСУ. 2024. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultovye-zdaniya-le-korbyuzie-kapella-notr-dam-dyu-o-v-ronshane-1950-1955 (дата обращения: 28.04.2025).

10.

Расшифровка Модернизм: пять принципов Ле Корбюзье, ячейка типа F и кресло «Василий» // arzamas.academy URL: https://arzamas.academy/materials/2477

11.

С Г. Александр Генис. Модернизм как стиль ХХ века // Вестник культурологии. 2013. № 2 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aleksandr-genis-modernizm-kak-stil-hh-veka (дата обращения: 16.04.2025).

12.

Собор Пресвятой Девы Марии в Токио // JAPAN ARCH URL: https://www.japanarch.com/tokyocathedral (дата обращения: 16.04.2025).

13.

Тадао Андо: «простые дома» для миллиардеров // INTERIOR+DESIGN URL: https://www.interior.ru/design/2383-tadao-ando-prostye-doma-dlya-milliarderov.html

14.

Церковь Ам-Штайнхоф в Вене // livejournal URL: https://sergeyurich.livejournal.com/825101.html?es=1 (дата обращения: 16.04.2025).

15.

Церковь Света Тадао Андо — гимн простоте // Architime URL: https://www.architime.ru/specarch/tadao_ando_1/church_light.htm#1.jpg (дата обращения: 30.04.2025).

16.

Югендстиль, он же Тиффани, он же сецессион, он же либерти, он же модерн // КУЛЬТУРА.РФ URL:https://www.culture.ru/materials/51611/yugendstil-on-zhe-tiffani-on-zhe-secession-on-zhe-liberti-on-zhe-modern (дата обращения: 16.04.2025).

Image sources
Show
1.

/ [Электронный ресурс] // https://i.pinimg.com/736x/83/3b/95/833b95324fc9cffe10c2ffa703f7045e.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

2.

/ [Электронный ресурс] // https://s3.files.enjourney.ru/upload/da7c6b64c4b84e003b2239555347faca/5055f1827da42bf6fdc6c9c98d308033.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

3.

/ [Электронный ресурс] // https://api.interior.ru/media/images/ARHITEKTURA/NAME/Le_Corbusier_9_12/obl_le-corbusier2.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

4.

/ [Электронный ресурс] // https://api.interior.ru/media/images/ARHITEKTURA/NAME/Meier_2_12/obl_RM_RichardPhibbs_2004.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 16.04.2025).

5.

/ [Электронный ресурс] // https://cdn-ec-static.garagemca.org/storage/image/1/0/0/10009/large_file-a92dbbc9-c9db-4678-911c-04fceb80d7dd.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.04.2025).

6.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/020.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

7.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/021.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.04.2025).

8.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/017.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.04.2025).

9.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/016.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

10.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/033.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

11.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/034.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

12.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/036.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

13.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/037.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

14.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/050.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

15.

/ [Электронный ресурс] // https://corbusier.totalarch.com/files/build/047/005.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

16.

/ [Электронный ресурс] // https://cs8.pikabu.ru/post_img/big/2018/02/26/5/1519628684153148304.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.04.2025).

17.

/ [Электронный ресурс] // https://cs8.pikabu.ru/post_img/big/2018/02/26/5/1519628520143361268.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.04.2025).

18.

/ [Электронный ресурс] // https://dynamic-media-cdn.tripadvisor.com/media/photo-o/19/a3/6d/f8/photo3jpg.jpg?w=1100&h=-1&s=1: [сайт]. — URL: (дата обращения: 16.04.2025).

19.

/ [Электронный ресурс] // https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSEKKGNsh06VS1peABRymxMntkD6rj1AN6CtA&s: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.04.2025).

20.

/ [Электронный ресурс] // https://i.pinimg.com/736x/22/33/a2/2233a25ae579528b6ce3c82076bfc30f.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

21.

/ [Электронный ресурс] // https://i.pinimg.com/736x/26/12/7f/26127f12b10159b5c6c011932ebde884.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

22.

/ [Электронный ресурс] // https://i.pinimg.com/736x/39/78/9b/39789b3e4e693ac7b9344f1d6e200885.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

23.

/ [Электронный ресурс] // https://i.pinimg.com/736x/7c/18/10/7c1810c1d12b8e15a7e236af4f5b2af7.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 20.04.2025).

24.

/ [Электронный ресурс] // https://i.pinimg.com/736x/c1/56/81/c15681691b65f77b4c01b9ee48da6282.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

25.

/ [Электронный ресурс] // https://img-fotki.yandex.ru/get/6108/98013013.aa/0_824bd_63af0011_XL.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 26.04.2025).

26.

/ [Электронный ресурс] // https://img-fotki.yandex.ru/get/6108/98013013.aa/0_824ab_fc748971_XL.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

27.

/ [Электронный ресурс] // https://img-fotki.yandex.ru/get/6109/98013013.aa/0_824b6_8f6b4fe_XL.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.04.2025).

28.

/ [Электронный ресурс] // https://img-fotki.yandex.ru/get/6109/98013013.ab/0_824c3_52ff1408_XL.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.04.2025).

29.

/ [Электронный ресурс] // https://img-fotki.yandex.ru/get/6208/98013013.aa/0_824b3_a86ee6e8_XL.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 30.04.2025).

30.

/ [Электронный ресурс] // https://img-fotki.yandex.ru/get/6301/98013013.aa/0_824a2_fbae4ebc_XL.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

31.

/ [Электронный ресурс] // https://img-fotki.yandex.ru/get/6301/98013013.aa/0_824a8_b990b9de_XL.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

32.

/ [Электронный ресурс] // https://losko.ru/wp-content/uploads/2017/04/stringio-2.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

33.

/ [Электронный ресурс] // https://losko.ru/wp-content/uploads/2017/04/stringio-2-1.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

34.

/ [Электронный ресурс] // https://losko.ru/wp-content/uploads/2017/04/stringio-1-1.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

35.

/ [Электронный ресурс] // https://media.admagazine.ru/photos/6140bca79ecf4e1934c4944f/master/w_1600%2Cc_limit/650x854_Quality97_1.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

36.

/ [Электронный ресурс] // https://media.decorateme.com/images/9d/59/0d/temple-expiatori-de-la-sagrada-familia.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

37.

/ [Электронный ресурс] // https://optim.tildacdn.com/tild3961-3865-4134-a439-343265366439/-/format/webp/2_image__Xia_Zhi.jpg.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.04.2025).

38.

/ [Электронный ресурс] // https://pp.userapi.com/c626229/v626229589/59d2d/DJlfNgCAvWo.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

39.

/ [Электронный ресурс] // https://pp.userapi.com/c626229/v626229589/59d36/cQgDK00zKzg.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

40.

/ [Электронный ресурс] // https://pp.userapi.com/c626229/v626229589/59d40/ZUhGRZuipYM.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

41.

/ [Электронный ресурс] // https://pp.userapi.com/c626229/v626229589/59d71/f3-L8E5y9_A.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

42.

/ [Электронный ресурс] // https://pp.userapi.com/c626229/v626229589/59d24/xQudsIrKdis.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

43.

/ [Электронный ресурс] // https://visuallexicon.wordpress.com/wp-content/uploads/2017/10/d4-jubileechurch_1floorplan-939x1024.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

44.

/ [Электронный ресурс] // https://visuallexicon.wordpress.com/wp-content/uploads/2017/10/p5-2004sf29-010-1024x792.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

45.

/ [Электронный ресурс] // https://www.architime.ru/specarch/gaudi/22.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

46.

/ [Электронный ресурс] // https://www.architime.ru/specarch/gaudi/13.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

47.

/ [Электронный ресурс] // https://www.architime.ru/specarch/gaudi/8.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 28.04.2025).

48.

/ [Электронный ресурс] // https://www.architime.ru/specarch/gaudi/17.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 28.04.2025).

49.

/ [Электронный ресурс] // https://www.architime.ru/specarch/tadao_ando_1/9.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

50.

/ [Электронный ресурс] // https://www.architime.ru/specarch/tadao_ando_1/1.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.04.2025).

51.

/ [Электронный ресурс] // https://www.architime.ru/specarch/tadao_ando_1/4.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.04.2025).

52.

/ [Электронный ресурс] // https://www.architime.ru/specarch/tadao_ando_1/3.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.04.2025).

53.

/ [Электронный ресурс] // https://www.architime.ru/specarch/tadao_ando_1/11.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.04.2025).

54.

/ [Электронный ресурс] // https://www.interior.ru/images/15_01/small-ando.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 11.03.2025).

Машина для молитвы? Сакральная архитектура в исполнении модернистов
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more