Original size 1140x1600

Интертекстуальность визуального образа группы АукцЫон на рубеже 80-90гг.

PROTECT STATUS: not protected
2

Не хочу и не умею Быть таким, как все. Этот вызов я бросаю Логике вещей!

АукцЫон — Книга учёта жизни (1988)

Рубрикатор: I. Концепция II."Вернись в Соренто» (1986, зап. 1988) III. «Как я стал предателем» (1989) IV. «В Багдаде всё спокойно» (1989) V. «Жопа/Дупло» (1990) VI. Заключение

Рубрикатор: I. Концепция II. Оформление альбомов III. Сценический образ IV. Перформанс V. Семантика текста VI. Заключение

Концепция

Группа «АукцЫон», основанная в Ленинграде 70-х годов на фундаменте группы «Фаэтон», зарекомендовала себя советскому и зарубежному слушателю как группу крайне экспрессивную, щедрую на провокацию и театр.

Однако тем ценнее становится это временно театральное воплощение группы, чем детальнее и в то же время комплекснее рассматривается творчество «Ы».

«АукцЫон» выразителен не в одном только музыкальном проявлении: интертекстуальность просачивается в оформление альбомов, в мелодику, в сценический грим и костюмы, выступления того времени. Коллектив «Ы» глубоко перформативен — в значении вечного перформанса, который не запечатан во времени, но подлежит изменению согласно дыханию его авторов, некой новой для описываемого периода формы художественного высказывания.

Прежде чем заниматься анализом творчества группы, мне кажется важным обрисовать подход Леонида Фёдорова, основателя группы «АукцЫон» к созданию музыки. Насыщенные около-политизированной символикой, свободные для интерпретации альбомы, предшествовавшие переломной «Птице» (1992 г.), способны ввести слушателя в заблуждение относительно интенций её авторов. Фёдоров неоднократно подчёркивает, что в определённый этап своего развития группа отходит от конкретики смыслов, от попытки задать «идею» песням.

…Музыка, на мой взгляд, изначально, как идея не должна нести ничего лишнего, она спонтанна. Это уже потом в процессе делания музыки ты начинаешь что-то там придумывать, привносить. И получается лживо. Идея выраженная — есть ложь. Когда музыку начинаешь делать — она начинает терять свои первоначальные волшебные свойства. Становится ложной.

Леонид Фёдоров

Несмотря на то, что приведённый фрагмент интервью относится преимущественно к сольному творчеству Леонида Валентиновича, мне кажется, общий тон свойственнен и творчеству группы: «АукцЫон» занимается музыкой, творчеством, и рождающиеся смыслы, даже при всей их интертекстуальности, следует рассматривать в вакууме. Они не являются заявлением, — политическим или идеологическим, — лишь отражают процесс, схожий со сбором мозаики или джазовой традицией скэта. Леонид Фёдоров в целом работает над фонетическим звучанием, и благодаря превалированию звука, ещё раз, самой фонетики, гениальные тексты Дмитрия Озерского не остаются запечатанными в конкретном смысле той или иной фразы или отсылки. Интертекстуальность в их творчестве существует сама по себе, подобно коллажу, который возможно разглядывать с точки зрения детального его состава, но который рождает абсолютно новые, бесконечно новые при каждом взгляде смыслы.

В данном исследовании будет рассмотрено творчество группы на рубеже 80-90гг. в целях выявления интертекстуальности в визуальном образе группы. Сужение временного интервала обусловлено тем, что с наступлением 1990-х визуальный образ группы находит своё постоянное воплощение. «АукцЫон» перестаёт работать с художником Кириллом Миллером, отходит от театральности в целом после альбомов «Жопа» (1990) и «Бодун» (1991). Помимо этого, покидает группу и танцор Владимир Весёлкин, составлявший пару Олегу Гаркуше на сцене.

Леонид Фёдоров уделяет всё большее внимание сольному творчеству, можно сказать, уходит в себя. Он предстаёт перед публикой в совсем ином образе: нет миллеровского грима, меняется и характер, поведение на сцене. А образ Гаркуши эволюционирует уже внутри заданной шоумэнской канвы.

Объектом исследования являются визуальные составляющие образа группы, а именно: обложки музыкальных альбомов и сопутствующая им текстуальная составляющая песен, сценический костюм и грим, перформанс (особенности поведения на сцене, в музыкальных клипах).

Альбомы: визуальное и текстуальное

I. Вернись в Сорренто (1986, зап. 1988)

0

II. Как я стал предателем (1989)

Original size 3500x1106
Original size 3500x1500

Политика как-то мимо меня шла, хотя кого-то из моих бывших одноклассников забрали, скажем, в Афганистан и даже там ранили. Я выражал им свое человеческое сочувствие, но к политическим размышлениям меня это не побуждало.

Дмитрий Озерский

III. В Багдаде всё спокойно (1989)

Original size 3500x1106

…Западные образцы никак не влияют на «АукцЫон». Он выше по формату — ему не нужно смотреть на Запад, только вглубь себя.

Кирилл Миллер, об оформлении альбома «В Багдаде всё спокойно»

Original size 3500x1500
post

сяськи масяськи

Original size 3500x1500
Loading...

«Ну вот, милостивейший повелитель, я и спрашиваю, стоит ли труда придумывать и вводить разумные акцизные сборы, когда в государстве существуют лица, которые в состоянии всякому легкомысленному гражданину сбросить в дымовую трубу сколько угодно беспошлинных товаров? А посему, милостивейший повелитель, как только будет провозглашено просвещение, — всех фей гнать! Их дворцы оцепит полиция, у них конфискуют все опасное имущество и, как бродяг, спровадят на родину, в маленькую страну Джиннистан, которая вам, милостивейший повелитель, вероятно, знакома по „Тысяча и одной ночи“.»

Э. Т. А. Гофман, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

Original size 3500x1500

банзай

Original size 3500x1500
Интертекстуальность визуального образа группы АукцЫон на рубеже 80-90гг.
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more