Original size 2479x3480

Визуальный путь самоопределения Беллы в Poor Things (2023)

PROTECT STATUS: not protected
2

оглавление

// введение

{1} жизнь из смерти: бедные создания {2} вкус свободы: лиссабон {3} цикличность: лодка {4} познание мира: александрия {5} счастье в несчастье: париж {6} возвращение к правде: лондон

//вывод и источники

введение

«Бедные-несчастные» (Poor Things, 2023) — фильм режиссёра Йоргоса Лантимоса, экранизация одноимённого романа Аласдера Грея.

сюжет протекает в альтернативной версии викторианского Лондона, где эксцентричный хирург Годвин находит в Темзе тело молодой беременной женщины, прыгнувшей с моста. он пересаживает ей мозг её нерождённого ребёнка и возвращает к жизни.

так, со смерти начинается новая жизнь главной героини — Беллы, которая на протяжении всего фильма открывает для себя мир, исследует собственные желания, эмоции и учится выстраивать личные границы.

это фильм о врождённой женской силе; неутолимом любопытстве и стремлении к самопознанию; важности отстаивания себя, своих желаний и ценностей.

это фильм путешествие по исследованию собственного я.

жизнь из смерти: бедные создания

big
Original size 800x452

Начальная заставка из фильма «Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос, 2023

фильм, ровно как и путь героини начинается со смерти.

женщина в строгом ярко-синем шелковом платье бросается с моста в такое же ярко-синее море.

примечательно, что вступительная сцена цветная, более того, цвета максимально выкручены, они выразительные и акцентные. после такой атмосферной, завораживающей сцены сразу же идет чёрно-белая заставка, после которой мы, как зрители, сразу же погружаемся в такой же чёрно-белый мир. мир героини возрождённой после смерти.

она ещё не видела мир, не знает всех его красок, мир для нее ничто. только чёрное и белое.

Original size 800x445

Вступительная сцена из фильма «Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос, 2023

Original size 2304x398

на моменте знакомства с главной героиней, режиссёр играет на контрасте восприятия. он обманывает нас, словно новорождённых детей.

мы видим девушку сидящую за музыкальным инструментом, её подсвечивает яркое солнечное боке, мы в ожидании и предвкушении лёгкой мелодии.

Original size 2304x398

однако ожидания быстро рушатся. девушка не умеет играть, не просто не умеет, не понимает как играть. она с детской непосредственностью ударяет по клавишам, с интересом наблюдая, что будет дальше.

вся картинка строится на гротескном ощущении неправильности: напряженная поза девушки; пышное, практически бесформенно платье; финальной нотой становится нетипичное поведение героини в практически типичной (для зрителя) ситуации.

это пугает, интригует и приковывает зрителя.

далее нам представляют еще одного ключевого героя, того самого учёного Годвина, который и решил поиграть в бога. Белла практически всегда будет обращаться к нему сокращенной версией его имени — God (Бог), что как раз еще больше подчёркивает его образ.

P. S. в русскоязычной версии можно было назвать Годвина — Богданом, тогда сокращение было бы хотя бы понятно, иначе, Белла просто так всегда зовёт его Боженька, многие даже не понимают почему.

мы смотрим на Годвина с ракурса ребенка, который медленно поднимает голову, чтобы проследить за взрослым. Даже, когда он подходит к дверному проходу, мы можем заметить, как Белла (Эмма Стоун) поднимает на него взгляд сверху вниз, она кажется намного меньше и не такой значимой, как Годвин.

его внешность отсылает нас к знакомому всеми чудовищу — созданию Виктора Франкенштейна. именно данный персонаж похож на искусственно созданное чудовище, а не главная героиня. он исполосован шрамами, его лицо, словно собирали лоскутами. опять же играют контрасты.

Белла — идеальная, аккуратная и прекрасная девушка. но ее искусственно «создал» человек. в то время, как настоящий человек, похож на искусственно созданного монстра.

0

также нам показывают Беллу, через призму взгляда Годвина. мы видим, что она центр его жизни, она приковывает к себе взгляд. он помешан на ней, не видит практически ничего, кроме нее.

также именно сейчас мы замечаем полную картину, как необычно сидит героиня, ее ноги также лежат на клавишах, это стандартное поведение ребёнка, но никак не взрослого человека.

одним из главных приёмов в фильме является fisheye (рыбий глаз), что очень символично, ведь по сюжету, тело мёртвой девушки Виктории (уже Белле), нашли окруженную мёртвой рыбой.

данный приём используется, когда нужно показать навязчивую страсть, невыносимое желание контроля. сверхширокоугольный объектив помогает отцентровать внимание на деталях, делая их более крупными и значими.

чтобы показать психологическое взросление и рост героини, режиссёр показывает её попытки повторять действия за объектом своего внимания.

так, когда ее «отец» Годвин ест вилкой, она неумело повторяет, что одновременно показывает её большое желание и рвение к обучению, а также контраст их интеллектуального уровня.

практически все кадры в первой части фильма сняты крупным планом, что показывает и отражает видение происходящего на экране глазами ребёнка. также, края видеоряда смазаны, пытаясь показать сюрреалистичность происходящего.

Original size 800x418

также нам сразу показывают множество линий, горизонтальны и, вертикальных, которые отсылают нас к клетке. Белла — пленница. она не свободна, её мир — дом. она тянется к выходу, но двери, окна и всё остальное перед ней — закрыто.

0

дом — клетка. абсолютная и бесповоротная. даже драппировка ткани в её комнате складывается гормошкой. линии и заборы будут преследовать героиню на протяжении всего пути, однако сейчас их самое большое количество всего.

круглые тарелки на стене кухни выстроены в прямые линии. а прямоугольные светильники напоминают светильники в лаборатории учёного, также составляя ритмичный узор.

Original size 800x418
Original size 3367x1895

Белла очень смышлёная, и хоть сразу можно и не понять, но она всё время находиться в попытках открыть окна и/или двери. в один из моментов, она открывает шкаф, словно створки окна. представляя, что она сидит на подоконнике и надувает мыльные пузыри в открытое окно.

дополняет происходящее переходы между сценами — плавное уменьшение прозрачности, обычно его используют, когда хотят показать сон героя, или плавный переход между похожими сценами. здесь же он работает немного иначе, он подчеркивает фантастичность и фантасмагоричность происходящего.

Original size 800x418

Белла всё время пытается найти выход из дома. клетка не просто держит ее, она давит и угнетает героиню. она ищет любой способ покинуть дом.

Original size 800x418

найти свободу даётся не так просто.

ее нет между ней и отцом, она не чувствует себя скованно, но каждый раз, Годвин поступает так, как правильно в рамках эксперимента, а не как нужно для Беллы.

как таковой свободы нет и между Беллой и Максом (ученик Годвина, который помогает ему в исследовании). Белла пытается получить свободу через похоть, не можешь контролировать мир вокруг себя, контролируй себя. но Макс изначально боиться своих чувству и не понимает, правильно ли это.

также Белла ищет свободу у самой себя, прибегая к самоудовлетворению и быстрому счастью.

0

Белла продолжает везде искать свободу, пытается показать собственное «я» даже просто при помощи одежды, одним из таких аксессуаров стали очки, которые помогают героине почувствовать контроль над ситуацией.

0

и, как часто бывает, подобное притягивает пободное.

таким образом Белла, наконец-то, находит того, кто также ищет свободу и поможет ей сбежать, выбраться из удушающей клетки дома.

встреча героев на крыше сопровождается фейерверком, что только подчёркивает важность момента не только в глазах Беллы, но и глазах зрителя.

Original size 800x418

диалоги между персонажами также выстроены не просто так, они раскрывают мир героини.

когда Белла говорит с Дунканом (юрист, который хочет помочь ей сбежать), он выделяется тёмным пятном на светлом фоне, в то время как Белла для него свет на фоне темноты. это отразиться в дальнейшем в фильме, так как Белла станет единственным, что будет заботить героя, в то время, как героине захочется поскорее от него избавиться.

когда Белла в очередной раз заговорила с отцом по поводу того, что она планирует сбежать с Дунканом, она возвышается над ним, хотя до этого возвышался всегда он. также, стоит отметить, что за героиней открыта створка полосатых дверей, что отсылает к тому, что клетка сломана и есть только путь вперед.

в тоже время, когда Белла разговаривает с отцом и Максом в карете, она выглядит беззащитной, слабой и маленькой в тесной карете, и только лучи солнца помогают ей.

Original size 5062x2755

завершающим и кульминационным моментом первой части становиться обретение свободы и побег в Лиссабон.

в этот же момент запускается параллель между ключевыми героями.

в начале фильма Белла лежала на земле не сдерживая эмоций счастья от выхода на улицу, в то время, как Макса Белла усыпляет и он лежит на полу придавленный искусственно созданной тварью (что иронично, ведь Белла тоже создана искусственно и это она усыпила его); а Годвин лежит на полу от грусти и печали, так как тоскует по отъезду Беллы, но он никак не мог её остановить.

каждый герой оказался придавлен тем, что не хотел отпускать и терять.

Дункан же придавлен самой Беллой, буквально, она с помощью него познаёт все прелести мира, именно в этот момент её мир обретает краски.

Original size 3336x1725

вкус свободы: лиссабон

Original size 800x448

от рождения из смерти мы переходим на стадию познания свободы.

короткая заставка отражает это как-нельзя лучше, Белла летит вверхом на большой рыбе, можно сказать, она только сейчас начинает изучать мир вокруг, так как ранее всем её миром был дом Годвина.

Original size 800x405

образ линий не исчезает, он немного видоизменяется, например, в некоторых моментах двери с решетками не исчезают, они просто открываются, нарочито, словно показывая, что Белла теперь вольна выбирать куда уходить сама.

некоторые линии теперь не просто прямые, а волнистые, зигзагообразные, сами линии становятся свободнее. даже на потолке мы видим солнце, лучи которого не просто прямые, а продолжающиеся мелкой волной.

0

также, нам продолжают показывать то, насколько Белла быстро обучаема, также как и в начале, она повторяет за новой ролевой моделью, сначала был отец-Годвин, теперь любовник — Дункан.

в добавок, на заднем плане появляется больше воздуха и открытого пространства, визуально становиться легче дышать, да, линии, заборы никуда не делись, они всё еще рядом с героиней, но уже не так близко.

Original size 800x448

а даже если прямые линии и появляются они не перекрывают героиню полностью. она не до конца свободна, она зависит от мужчины подле неё, но все ещё вольна распоряжаться своей жизнью.

Белла становиться неудержимой, она делает что хочет и как хочет, до тех пор, пока Дункан не начинает остужать её пыл и пытаться перестроить под общество.

Original size 800x450
Original size 5097x2011

контраст проявляется везде. Белла живет в жёлтом городе свободы, в счастье и безмятежной радости, пока Макс и Годван в холодной и голубой грусти.

круговорот: лодка

Original size 800x450

познание мира: александрия

Original size 800x459

счастье в несчастье: париж

Original size 800x459

возвращение к правде: лондон

Original size 800x459
Визуальный путь самоопределения Беллы в Poor Things (2023)
2
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more