
Концепция
Проект «Калмыкия сквозь сказки» или «Туульс» создан для того, чтобы рассказать о богатой культуре калмыцкого народа через его сказки, мифы и легенды. Сказки — это не просто истории, это отражение мировоззрения, ценностей и традиций, которые передавались из поколения в поколение и которыми я хочу поделиться с другими.

Проблема Как повысить популярность калмыцких сказок, так еще и раскрыть их как зеркало культуры и истории народов, сохранив их в условиях современной культуры?
Решение Создать медиа о сказках в цифровом формате с иллюстрациями для привлечения молодой аудитории.

Моя аудитория это подростки и молодежь за 20, которой было бы интересно посмотреть на сказки с другой стороны (как мне). Интересуются азиатской культурой и в целом творческие люди. Так как большая часть сказок про всякую нечисть, то через свои иллюстрации я бы хотела передать мистическое настроение, что в общем можно приписать региону Калмыкии с ее обрядами, снятие сглазов и порчи.
Миссия: рассказать о сказках молодежи необычным способом и дать темы для обсуждений, чтобы о них говорили больше. 3 подкаста о разных темах связанных со сказками
Темы для подкастов: 1. животные как спутники 2. о буддизме и бодхисаттвах 3. рассках о нечисти
Стилевые особенности: видео подкасты с анимированными цветными изображениями, которые как-либо будут связаны с темой подкаста.
Подкаст 1: Животные как спутники и помощники
Отгадайте загадку. Кто редко оказывается в центре внимания, но без кого не обходится ни одно сказочное путешествие. кто идёт рядом — пусть не с самого начала, но появляется в самый нужный момент?
Конечно же это спутники и помощники — неизменные союзники героя в любой сказке.
Знаменитый исследователь структуры волшебной сказки Владимир Пропп давно заметил: практически в любой сказке герой не справляется в одиночку. Рядом с ним появляется фигура — помощник. Это может быть волшебный конь, говорящая птица, старец, зверь или даже случайный встречный. Но у всех этих образов есть одна функция, дать герою то, чего у него не было: знание, силу, дорогу или шанс.
В калмыцкой сказке помощники часто появляются после испытания. Герой может поделиться последним кусочком пищи с нищим, проявить уважение к духу, спасти раненое животное и за это получает не награду, а нечто большее — союзника. В калмыцкой традиции помощь не милость, а ответ. Ответ на поступок и открытость сердца.
Фигура помощника появляется сразу после того, как герой отправляется в путь. Это как в жизни: когда ты решаешь идти, то помощь приходит. И калмыцкая сказка здесь говорит то же самое. Помощь приходит не к тому, кто силён, а к тому, кто готов идти.
Подкаст 2: Рассказы о нечисти
Что вы слышали о нечисти? В голове сразу всплывает образы разных монстров и призраков. А если я скажу, что они и правда существуют? Я говорю о нечисти в калмыцкой культуре.
Есть разные квалификации нечисти, но примечательными из них являются мангасы. Если коротко, то это демоноподобные существа, злые духи, которые пожирают людей. Пугающие, загадочные, и одновременно очень символичные персонажи в калмыцком фольклере.
Самое интересное это не просто монстр, которого нужно победить. Это испытание. Мангас проверяет героя на храбрость, силу, сообразительность. И часто, чтобы победить, герою недостаточно меча, нужна хитрость, знание обычаев и уважение к духам.
Сегодня сказки воспринимаются как что-то далёкое, детское. Но в традиционной культуре они были куда серьёзнее. Через истории о мангасах, шулмусах и духах степи люди осмысляли опасность, учили детей осторожности, храбрости и уважению.
Подкаст 3: О бодхисаттвах
В калмыцких сказках нередко можно увидеть помощь божественных сил. Их образы вплелись в калмыцкие сказания, народные молитвы и повседневную жизнь. Например, Будда Медицины. Он синий, как безоблачное небо, в руках держит чашу с нектаром и целебное растение. К нему обращаются в болезни, не только физической, но и духовной.
В центре калмыцкой духовной традиции и в целом всего буддизма стоит Будда Шакьямуни: духовный учитель и мудрец, открывший путь Дхармы. Он источник учения, основа веры, и в то же время персонаж, чьи образы проникают в сказания.
Есть и те, кто защищает от гнева и зла, кто стоит как молния на границе света и тьмы. Это Ваджрапани — хранитель силы Будды, владыка молнии. В калмыцкой традиции он гневный защитник, способный обратить в бегство демонов. получить силу от ваджрапани это как получить силу самого будды и его могущество.
Все эти образы не просто религиозные символы. Они живут в языке, в сказках, в быту. Калмыцкий фольклор не отделён от веры, он её продолжение. В сказаниях бодхисаттвы это не далёкие небесные существа, а родные защитники, мудрые старцы, странники, которые приходят, когда их особенно ждут. Через сказку, через мантру, через сон.