
Рубрикатор
I. Введение
II. Боги мира «Fear & Hunger»
III. Сюжет «Fear & Hunger»
IV. Сюжет «Fear & Hunger 2: Termina»
V. Заключение: религия как прогресс
VI. Список источников и изображений
Введение

Официальный арт к «Fear & Hunger», Happy Paintings, 2018
Видеоигра «Fear & Hunger» (2018) прочно утвердилась в игровом сообществе как одна из самых мрачных и безжалостных игр. Популярность этой игры следует из ее репутации как проекта, что погрузит любого игрока в отчаяние своей сложностью и ужасающей атмосферой за считанные секунды.
Такая репутация преследует «Fear & Hunger» неспроста. Необычный художественный стиль создателя, Миро Хаверинена, вкупе с жуткими дизайнами противников, неприятным музыкальным сопровождением и несправедливым балансом создают уникальный игровой опыт, где игрок полностью погружается в игру и переживает за своего игрового аватара, как за самого себя.
Однако игроки полюбили «Fear & Hunger» не только за ее жестокие реалии, но и за сокрытую в ней богатую историю мира, параллельную, но не схожую с реальной историей.
В первой игре Миро Хаверинена действия игры происходили в зловещих подземельях Страха и Голода, аналога которых в реальности нет. Однако сюжет «Fear & Hunger 2: Termina» разворачивается во времена второй мировой войны с примерно теми же сторонами конфликта, но с одним разительным отличием, а именно, всесильными богами.
Боги играют огромную роль в истории мира «Fear & Hunger», ведь они дают своим верующим сверхъестественные силы, наподобие магии, и напрямую влияли на мир в течении своего пребывания на Земле.
Официальный арт к «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Paintings, 2022
Для разбора я выбрал именно «Fear & Hunger» потому, что в отличие от других известных мне игр, религия и боги в «Fear & Hunger» — не просто малая часть линии сюжета или фон для повествования. Боги в «Fear & Hunger» — центральный объект, определяющий визуальный ряд, игровые механики, сюжет и ключевые события в мире этой игры.
В этом исследовании я разберу большую часть богов «Fear & Hunger» и «Fear & Hunger 2: Termina» и расскажу об их влиянии на мир внутри вселенной этих игр.
Ключевой вопрос этого исследования: какое теологическое высказывание хотел передать автор «Fear & Hunger» через роль и специфику богов в сюжете своих игр?
Разделы визуального исследования расставлены в хронологическом порядке. Я начну рассказывать про ключевых богов серии игр «Fear & Hunger» и их влияние на историю мира. Уже потом я перейду к разбору сюжета этих игр, так как он напрямую относится к вопросу этого визуального исследования.
Изображения, встречаемые в визуальном исследовании, были взяты преимущественно с онлайн-ресурсов, например: посты художников в социальных сетях, либо скриншоты из рассматриваемых игр, взятые оттуда же.
Ссылки на все изображения, а также видеоролики и статьи, из которых я собирал информацию, вы можете найти в конце визуального исследования.
Боги мира «Fear & Hunger»
Мир «Fear & Hunger» зародился из «зеленого оттенка», места, откуда появились изначальные, Старые боги.
Боги создали человека и боги создали для себя город — Ма’Хабре. Оттуда они наблюдали за людьми и день за днем разочаровывались в них. Большинство Старых богов ушли из этого мира и остались лишь их отголоски, которые поддерживают их влияние в мире.
Официальный арт Ма’Хабре, «Fear & Hunger», Happy Paintings, 2018
Одним из первых Старых богов принято считать Гро-горота.
Фан-арт Гро-горота
Будучи богом разрушения и жертвоприношений, Гро-горот желает, чтобы его последователи проливали кровь в его честь. Он — олицетворение смерти, хаоса и войны, но его не считают «злым», его считают лишь частью естественного порядка.
Древнее изображение Гро-горота, «Fear & Hunger», Happy Pictures, 2018
Как и большинство других Старых богов, Гро-горот ушел из этого мира, но некоторые считают, что он вселяется в мертвые тела висельников, чтобы и дальше наблюдать за людьми.
Нет разрушения без созидания, прямо как нету Гро-горота без Сильвиан.
Официальный арт Сильвиан, «Fear & Hunger», Happy Pictures, 2018
Сильвиан принято считать матерью человечества. Она приказала богине Витрувии, отдельных записей о которой не существует, нарисовать по ее образу и подобию мужчину и женщину. Сильвиан понравился результат и она создала человечество, ссылаясь на рисунки.
Изображение Сильвиан, «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Pictures, 2022
Сильвиан любила человечество и желала, чтобы люди творили любовь в ее честь. Однако интерпретация любви, которую хотела Сильвиан, воспринималась ее последователями по-разному. Некоторые показывали непорочную любовь, другие устраивали оргии и соединялись друг с другом в гротескных свадьбах плоти, становясь одним целым.
Люди не могли дать Сильвиан ту любовь, которую она давала им, из-за чего богиня разочаровалась в собственных творениях и покинула этот мир.
В какой-то момент времени до своего ухода, Сильвиан и Гро-горот породили на свет своего сына — Винушку.
Изображение Винушки, «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Pictures, 2022
Винушка перенял и разрушение Гро-горота и созидание Сильвиан, став богом природы. Прямо как человек, Винушка мог в один момент быть как бушующий извергающийся вулкан, а в другой стать тихим и спокойным, как большая равнина.
В начале времен Винушка и человечество сосуществовали, но вместе с развитием людей, развилась и их жадность к дарам природы. Это спровоцировало Винушку, что стало началом войны между ним и человечеством. Предполагается, что исходом войны стала смерть Винушки, из-за чего природа начала угасать.
Последним из общеизвестных Старых богов является Рхер.
Официальный арт Рхера, «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Pictures, 2022
Рхер — бог тайн, обмана и уловок. В ночное время он всегда виден, так как его тело является луной. Несмотря на его связь с ложью, люди также ассоциируют его и с правдой. Его лунный свет раскрывает «истинную природу вещей».
Однако эта правда тоже является ложью. Лунный свет Рхера сводит людей с ума и извращает их тела, превращая их в монстров. Этот феномен особенно часто проявляется на фестивале Термины, где влияние Рхера наиболее высоко.
Скриншот фестиваля Термины «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Pictures, 2022
Настоящая суть фестиваля Термины не ясна, как и любого замысла Рхера. Известно только то, что фестиваль проходит в разных местах по всему миру и во время его проведения люди впадают в бешенство. Лишь единственному оставшемуся участнику удосужится получить награду, какой бы она не была.
Изображение Рхера, «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Pictures, 2022
Неизвестно, когда Старые боги оставили человечество. Но известно, что позже некоторые люди обнаружили Ма’Хабре, город богов, став Новыми богами.
Новые боги не имели и части той силы, которой обладали Старые. Влияние Новых богов на мир было сравнимо с султанами или королями, но никак не с настоящими богами.
Скриншот Новых богов, «Fear & Hunger», Happy Paintings, 2018
Новые боги сменяли друг друга раз за разом в бесконечном цикле, во время которого прогресс стоял на месте.
Цикл продолжался до тех пор, пока на свет не появился самый известный из богов в мире «Fear & Hunger» — Алл-Мер.
Библия Алл-Мера, показывающая его человеческую форму «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Pictures, 2022
История Алл-Мера крайне схожа с историей Иисуса Христа.
Алл-Мер был простым человеком из города Джеттайа. В первой версии его происхождения он был рожден от девственной матери и «ложного бога». Во второй он был творением богини Витрувии, ее попыткой создать «идеального человека».
Обе версии сходятся в следующей части истории — Алл-Мер начал проповедовать и его учения привлекли массы людей. После этого Алл-Мер избрал из них 12 человек и нарек их апостолами. Своими действиями он разгневал Новых богов и был прибит к кресту. Однако Алл-Мер не погиб, а возродился в качестве бога.
Фан-арт Алл-Мера в божественной форме
После своего вознесения, Алл-Мер казнил тех, кто желал его смерти и установил новый мировой порядок, положив начало Первой эры и став символом веры и доминации для всех людей.
С приходом Первой эры начинается отсчет календаря и вместе с верой в Алл-Мера, укрепляется вера в Старых богов.
Стоит отметить, что Алл-Мер стал новым типом божества — Вознесенным богом. Такие боги могущественнее Новых и имеют влияние, сравнимое со Старыми.
Условия становления Вознесенным богом не до конца ясны, но предполагается, что человек должен быть рожден Новыми богами и впитать силу Старых для вознесения.
Чью силу впитал Алл-Мер — неизвестно.
Сюжет «Fear & Hunger»
Спустя 800 лет после рождения Алл-Мера, человечество вновь было погружено в страдания, а прогресс был остановлен. В те времена люди начали догадываться о том, что боги покинули их.
По этой причине сформировалась группа из 5 человек, чьей целью было отыскать Старых богов и потребовать божественные силы для человечества. Позже они стали известны как Братство.
Фан-арт Братства «Fear & Hunger», Happy Pictures, 2018
Братство состояло из: Франсуа, Господствующего; Нильван, Бесконечной; Вальтейла, Просвещенного; Чамбары, Измученного; И забытого пятого члена группы.
Братство отправилось в Ма’Хабре, но вместо нахождения Старых богов, они получили возможность самим стать Новыми богами.
Скриншот Франсуа на троне Новых Богов «Fear & Hunger», Happy Pictures, 2018
Каждый член братства стал Новым богом, впоследствии выйдя из Ма’Хабре и установив новый мировой порядок вместе с началом Третьей эры со времен рождения Алл-Мера.
Спустя 800 лет после восхождения Братства, разворачиваются события «Fear & Hunger».
Официальный арт для трейлера «Fear & Hunger», Happy Pictures, 2018
Человечество увидело множество Новых богов, из раза в раз сменяющих предыдущих. История Братства теперь считается простой легендой, а человечество вновь страдает, погрязнув в междоусобицах.
Тогда появляется пророчество о мужчине, который объединит все человечество под единым знаменем и приведет людей к новой эре. Его имя — Ле’Гард.
Официальный арт Ле’Гарда, «Fear & Hunger», Happy Pictures, 2018
Ле’Гард вел победоносные военные кампании, чем привлек ненужное внимание к себе и к пророчеству. Вышестоящим силам не понравились действия Ле’Гарда, из-за чего его заточили в подземельях Страха и Голода.
После этого в подземелье отправились 4 героя, чьи намерения отличались, но их цель была одна — найти Ле’Гарда.
Скриншот персонажей «Fear & Hunger», Happy Pictures, 2018
После нахождения Ле’Гарда узнается истина: заточение в подземелье было частью его плана. Именно в это место пришло Братство 800 лет назад, чтобы войти в Ма’Хабре и стать Новыми богами. Ле’Гард собирался сделать то же самое, начать новую эру и превзойти своих предшественников.
Однако в то же время в подземельях Страха и Голода заточено дитя, рожденное от Ле’Гарда и Нильван, члена Братства.
Один из героев узнает об этом и следует просьбе Нильван. Ее просьбой было отвести ребенка в самые глубины подземелья, где дитя станет новым Вознесенным богом — богом Страха и Голода.
Фан-арт Бога Страха и Голода
Бог Страха и Голода не был спасителем, коим был Алл-Мер. Страх мотивировал людей действовать, а голод заставлял их двигаться дальше. Эта эпоха была названа Жестокой. За следующие 200 лет люди поменяли копья на ружья, замки сменились индустриальными городами, а вера в богов угасла, став пережитком прошлого.
Сюжет «Fear & Hunger 2: Termina»
Действие «Fear & Hunger 2: Termina» разворачивается в 1942 году в городе Прехевиль, который был древним местом почитания Старых богов, а сейчас является местом проведения фестиваля Термины.
По какой-то причине, армия империи Бремен под руководством ее Кайзера бросила все силы на захват Прехевиля.
Кайзер Бременской Империи «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Pictures, 2022
По мере игры узнается, что Кайзер — на самом деле Ле’Гард, ставший Новым богом 300 лет назад. Все это время он разрабатывал план создания бога, без необходимости вмешательства Новых или Старых. Он назвал этот проект и бога — Логикой.
Проект Логика, «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Pictures, 2022
Целью этого проекта было создать бога, что ознаменует начало новой эры и даст человечеству возможность получать информацию в любое время, когда им это потребуется, создавая «общее сознание» и «общий рай». Эти вещи станут настолько захватывающими, что люди начнут избегать личного общения в пользу машинного обмена сообщениями.
Божественная форма Логики «Fear & Hunger 2: Termina», Happy Pictures, 2022
Заключение: религия как прогресс
Узнав полную хронологию истории мира «Fear & Hunger», становится видна закономерность: прогресс человечества напрямую связан с рождением богов.
Боги в свою очередь не только играют роль божественных сущностей, но и сами по себе являются концепциями, идеями и некой философией которой можно следовать. Верить в Гро-горота означает верить в то, что разрушение несет прогресс. Верить в Бога Страха и Голода означает верить в то, что страдания несут прогресс.
Поэтому Логика становится наиболее интересной темой для обсуждения, ведь, по сути большинство людей в реальном мире сейчас «верят» в этого бога.
Вера в Логику — это вера в науку, вера в превосходство рациональности, вера в то, что именно технологии, созданные людьми, принесут человечеству прогресс.
Деконструируя «Fear & Hunger», выясняется что в основе сюжета лежит гонка человечества за прогрессом, где устаревшие концепты в виде богов сменяются новыми, прогрессивными идеями, предстающими в том же, божественном виде.
Таким образом, становится ясно теологическое высказывание создателя — вера человека во что-либо создает «религию». Такие «религии», основанные на вере в новое, помогают человеку прогрессировать в мире, где устаревшие идеи поглощают остальных.
The Dark Lore of Fear and Hunger // MYTHONICS URL: https://youtu.be/fg9tLY_HgAA
Статья на вики игры с информацией про богов URL: https://fearandhunger.wiki.gg/wiki/The_Gods
Fear and Hunger’s Grueling Mythology // Steve Wukong URL: https://youtu.be/q3SU_kr1x-E
What Actually Happens in Fear & Hunger? — Story Analysis & Review // Worm Girl URL: https://youtu.be/hBPiXySuxX4
Explaining Ending A — The Lore of Logic // MYTHONICS URL: https://youtu.be/Szd_peIIr7I
Изображение, электронный ресурс — URL: https://x.com/kevrayval/status/1841505835408896152/photo/1
Изображение, электронный ресурс — URL: https://shared.akamai.steamstatic.com/store_item_assets/steam/apps/1002300/header.jpg?t=1621853752
Изображение, электронный ресурс — URL: https://img.itch.zone/aW1nLzEwNzMyMjcwLnBuZw==/original/IXD3OG.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/thumb/Artwork6.png/1920px-Artwork6.png?3544fc
Изображение, электронный ресурс — URL: https://images.steamusercontent.com/ugc/2292958473546541682/ACD17C6E7E28D2D9C047416460117144C206FE2C/?imw=5000&imh=5000&ima=fit&impolicy=Letterbox&imcolor=%23000000&letterbox=false
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Book_gro-goroth.png?505baf
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Traces_of_Sylvian.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Book_sylvianTERMINA.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Book_vinushka2.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Moon.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Book_moon.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Book_alllmer.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://cs13.pikabu.ru/post_img/big/2024/05/25/6/1716627339117829090.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://i.ytimg.com/vi/NO3U7wiaZa0/sddefault.jpg
Видео, электронный ресурс — URL: https://youtu.be/6lLtw3ejnGs
Изображение, электронный ресурс — URL: https://shared.akamai.steamstatic.com/store_item_assets/steam/apps/1002300/header.jpg?t=1621853752
Изображение, электронный ресурс — URL: https://cdnb.artstation.com/p/assets/images/images/064/645/351/large/magnus-seim-olsen-f-hs.jpg?1688423911
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Kaiser.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Logic1.png
Изображение, электронный ресурс — URL: https://fearandhunger.wiki.gg/images/Machine_god.png