Original size 1240x1750

Личное-мифологическое в творчестве Алисы Горшениной

PROTECT STATUS: not protected
10
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

РУБРИКАТОР

1. Концепция 2. Биография 3. Текстиль 4. Русское инородное 5. Внучка Тамерлана 6. Дневник северных вод 7. Как умирают океаны и рождаются горы 8. Коробка в форме сердца 9. Самоискусствление 10. Huarealism 11. Вывод 12. Источники

КОНЦЕПЦИЯ

Алиса Горшенина — одна из самых известных и примечательных уральских художниц как внутри своего региона и целой страны, так и за их пределами. Мультидисциплинарная художница практикует работу в значительном спектре дисциплин: от живописи и графики до объектов из ткани (текстильных скульптур и масок), видеоарта и цифровых коллажей. Ее сфера увлечений и направленностей в творчестве не ограничивается методами и сюжетами, которые составляют ее характерный и мгновенно узнаваемый образ, она постоянно экспериментирует с новыми техниками и материалами.

Творчество Алисы Горшениной — отражение ее самой. Все ее работы имеют личную основу и неразрывно связаны с мыслями и чувствами художницы, ее видением мира и себя самой. Сама Алиса придумала к такому подходу пару персональных терминов: - «самоискусствление» — единение артиста и его творчества, прямая ассоциация трудов с конкретным человеком - «huarealism» — мифический мир, который построила вокруг себя Алиса, и сама же стал его неотъемлемой частью

big
Original size 1400x928

Alice Hualice by Jack Davison and Nell Kalonji, 2020

Особенность и своеобразие творчества уральской художницы базируется на репрезентации волнующих ее тем, окружающих ее как внешне так и внутренне и оказывающих на нее серьезное влияние. Образы и персонажи, которых она создает, отсылают к мифологии, славянской и уральской, но это не существующие легенды, а результат воображения. Данный мотив взят из кросскультурного наследия Алисы, переплетения нескольких культур внутри и снаружи ее личности.

Однако в ее творчестве есть и устоявшиеся архаичные образы — солнце, луна, звезды, река и тому подобное. Помимо этого художнице свойственен символизм и фольклор, словотворчество и интуитивный подход: создать новую работу, а потом проанализировать истоки это задумки и развить ее в новое звучание.

Alice Hualice by Jack Davison and Nell Kalonji, 2020

Цели исследования:

1. Рассмотреть основные темы и мотивы: мифологию, фольклор, искусство через призму отображения внутреннего мира 2. Исследую отдельные работы и целые проекты, изучить ключевые техники и материалы, с которыми работает художница (к примеру, обращение к сюрреализму) 3. Проанализировать идеи и ценности, которые Алиса вкладывает в свое искусство: как она показывает свои личные мысли и переживания, а также видит само искусство

БИОГРАФИЯ

Художница из Нижнего Тагила, творчество которой охватывает огромный диапазон жанров: от живописи и графики до текстильных скульптур, видеоарта и цифровых коллажей. Кроме этого в работах встречаются эксперименты с керамикой, деревом и металлом, но все же главным медиумом является текстиль.

Основными темами, к которым обращается художница, стали фольклор и мифология, в частности уральская. Также в ее работах часто присутствует образ деревни и обращение к своей истории, детству, семье.

0

Арт-группа SECONDHAND на фестивале «Этномир» в здании бывшего ДК Железнодорожников, 2015 (1)/Проект «УЗПИ», созданный в рамках фестиваля «Этномир» в здании бывшего ДК Железнодорожников, 2015 (2-3)

Алиса начала свое творчество, будучи студенткой худграфа Нижнетагильского социально-педагогического института РГГУ, а также в составе арт-группы SECONDHAND. Тогда в ее искусстве присутствовали на сегодняшний день не характерные индустриальные мотивы.

ТЕКСТИЛЬ

Причудливые текстильные скульптуры, любопытные маски и целые диковинные наряды — визитная карточка уральской художницы.

Хоть Алиса и работает в множестве направлений, не ограничивая себя одним жанром, чаще всего ее ассоциируют именно с текстильным искусством. Сама художница «ласково называет это „нервным шитьем“ [1]. Все текстильные работы она шьет вручную и не дает примерять никому кроме членов семьи и близких друзей.

Витрувианская женщина, 2018/Уставшая женщина, 2018

Работы, нашедшие сильный отклик у посетителей выставочных экспозиций:

- «Витрувианская женщина» или «Я» (новое название). Эта работа точно говорит, о том, что творчество художницы — ее отражение.

- «Уставшая женщина» — автопортрет Алисы, воплощенный в трудный для нее период. «Понятный и всем знакомый образ» [2] откликается у зрителей как собственный.

0

Из серии «Рожденный быть искусством», ферма Sondre Green в норвежской деревне Норезунд, 2018

Проект «Рожденный быть искусством» для Алисы был первым опытом участия в резиденции. Цель проекта — осмыслить влияние привычного места работы на внутренний мир и его отражение в творчестве.

Работы, сделанные в резиденции, показывают самобытность искусства Алисы, как в новой и совершенно незнакомой обстановке художница смогла найти контакт с пространством резиденции, но ее собственный стиль остался неизменным.

0

IGO, 2020 (1-2)/Семейная выставка «IGO» в галерее «Новая искренность», Москва, 2020 (3)

Проект, посвященный коммуникации с семьей и работе вместе с близкими родственниками.

Семейная выставка «IGO» состоялась в галерее «Новая искренность» в Москве, 2020 году. На ней были представлены как личные, так и совместные проекты Алисы, ее родителей, племянников и старшей сестры.

0

Инсталляция «Галя» на выставке IGO в галерее «Новая искренность», Москва, 2020 (1-4)/Инсталляция «Галя» на выставке номинантов 2-й Московской Арт Премии, парк «Зарядье», Москва, 2021 (5-8)

Один из проектов, связанных с семьей и детством.

Мистический образ бабушки по маминой линии, с которой художница была наиболее близка в раннем возрасте. Работа — набор ассоциаций и воспоминаний, «некий сакральный образ, основанный на реальном человеке». [3]

РУССКОЕ ИНОРОДНОЕ

0

Цифровой фотоколлаж «Русское инородное», 2017-2019

«Для России деревня — это что-то инородное. Забытое, никому не нужное. Но при этом оно до сих пор существует, и на это нельзя закрывать глаза.» [4]

Original size 2480x1010

Цифровой фотоколлаж «Русское инородное», 2017-2019

Один из самых знаковых проектов художницы, состоящий из работ многих жанров: цифровых фотоколлажей, видеоарта, текстильных скульптур и масок, а также двух экспозиций, охватывающих все эти труды вместе.

Проект связан не со сказкой или мифом, а с самим образом казалось бы умирающей деревни в масштабах всей страны. «Русское инородное» — об ощущениях самой художницы, ее видения и представления об обществе и среде, ее месте в искусстве и культуре.

«В ДЕРЕВНЕ ЛЮДИ ПОНЯЛИ МОИ РАБОТЫ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОПЫТНЫЕ ИСКУССТВОВЕДЫ» [5]

0

Афиша к выставке «Русское инородное» в деревне Якшина, 2019 (1)/Без названия из серии «Русское инородное», 2019 (2)/Выставка «Русское инородное» в деревне Якшина, 2019 (3-8)

Образ проекта появился у Алисы после экспедиции в деревню Якшина, в которой она родилась. Там же прошла и первая выставка, охватившая всю деревню. Работы были размещены деликатно по всей местности, дополнив ее, но не вторгаясь в чужое пространство.

0

«Русское инородное» на 2-й Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», Музей «Гараж», Москва, 2020/Кровные связи, 2020

ВНУЧКА ТАМЕРЛАНА

Original size 2480x1200

Башкирская художественная экспедиция, 2020/Автопортрет на Долгих горах, 2020

«Автопортрет на Долгих горах. Горы находятся между двух рек — Сакмара (башкирская река) и Урал (уральская река). Я как и эти горы, связываю внутри себя несколько культур.» [6]

Интерпретация башкирского головного убора, 2020

Дедушка по папиной линии — еще одна загадочная фигура на семейном дереве Алисы Горшениной. Его личность была скрыта долгие годы, и это дало на тот момент маленькой девочке возможность для полета фантазии.

«Внучка Тамерлана» — исследование своих корней и происхождения через призму народного творчества и собственной интерпретации фольклора в искусстве. Проект рассказывает о поиске идентичности Алисы через новообретенное знание о собственных истоках — родовой фамилии и кровных родственниках.

Original size 2480x965

Башкирская художественная экспедиция, 2020

ДНЕВНИК СЕВЕРНЫХ ВОД

Выставка «Дневник северных вод» стала результатом трехнедельной экспедиции Алисы по Русскому Северу в процессе пребывания в архангельской арт-резиденции ARKA. С собой художница взяла несколько старых работ и личных вещей, которые в незнакомом месте обрели новое звучание или впервые стали объектами искусства.

0

Женщина Волосы-Река, 2021/Архангелиса, 2021/Райские птицы, 2021

Одной из ключевых работ стала маска «Женщина волосы-река». С одной стороны, это автопортрет, а с другой — игра в ассоциации. Касание волос и созерцание реки являются для художницы синонимом спокойствия. Так возник образ реки из волос.

Равным образом можно отметить Архангелису, «залётную птицу, с Урала. Такие обычно с приходом холода на юг летят, а она на север.»[7] Ее имя — игра слов, соединение имени и названия города, символ обживания на новом месте. Она «родилась» благодаря захваченному на всякий случай пальто. К нему были пришиты звезды и птичьи крылья.

Original size 2480x1130

Эскизы к работам из серии «Дневник северных вод», 2021

Пальто стало ведущим мотивом поездки и всего проекта, характерной деталью для многих образов: оно пригодится и «местным русалкам на зимовку» [8], а также поможет тебе с новыми интерпретациями уже существующих идей.

«Вся эта выставка — это будто история о том, как трансформировалось моё пальто на Севере, и я вместе с ним.» [9]

0

Путешествие по Русскому Северу в рамках арт-резиденции Центра современного искусства ARKA, Архангельск, 2021

Образ с ветками, прорастающими из рук, не новый мотив в творчестве Алисы. Но данная работа имела особое значение. Позже она узнала, что образ дерева жизни довольно распространен в славянской мифологии, и она не первая, кто к нему пришел.

Original size 2480x900

Экспозиция «Дневник северных вод», Архангельский краеведческий музей, Архангельск, 2021

0

Экспозиция «Дневник северных вод», Архангельский краеведческий музей, Архангельск, 2021

КАК УМИРАЮТ ОКЕАНЫ И РОЖДАЮТСЯ ГОРЫ

В проекте «Как умирают океаны и рождаются горы» Алиса исследует древний мир, «когда Урал, Республику Коми и Башкортостан покрывали воды некогда существовавшего Уральского океана». [10] Художницу сильно поразило сведение, о том, что нынешняя территория лесов и полей раньше представляла собой морское дно. Данная работа — эксперимент с избытком личных фантазий, создание собственной мифологии.

Там, где живут коми, раньше жила чудь, 2021

Вследствие экспедиции по ландшафтам Республики Коми, а также изучения культурно-исторического контекста родилась серия работ «Там, где живут коми, раньше жила чудь». Посещая национальный парк «Югыд ва» Алиса примерила на себя образ чуди, загадочного народа Коми, а позже воплотила свое переосмысление этой идентичности.

Original size 2480x1000

Иллюстрации из серии «Как умирают океаны и рождаются горы», 2021

0

1-я Коми биеннале «Новое открытие Севера», Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар, 2021

Проект включает в себя серию иллюстраций, где художница объединяет свой образ с обличием древних существ, которых видела в геологическом институте Коми. Также она воссоздала эти фигуры в гипсовых слепках в форме древних артефактов. [11]

0

1-я Коми биеннале «Новое открытие Севера», Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар, 2021

КОРОБКА В ФОРМЕ СЕРДЦА

Образ сердца — символ боли. Через язык искусства Алиса не в первый раз говорит нам, что у нее на сердце и душе.

0

Коробка в форме сердца, 2023 (1)/Холодную землю грею, 2023 (2)/Холодная земля греет, 2023 (3)/Процесс создания работ (4-5)

Корни-сосуды — элемент заглавной работы, подгляденный художницей у природы и получивший дальнейшее развитие в новом толковании.

Сердце, кровеносная система и слезы — центральные символы выставки. Обычно недоступные взгляду или сокрытые от него, их образы говорят нам о переживаниях, потаенных эмоциях и чувствах.

0

Внутри Алисы, 2023 (1)/Тело плачет, 2023 (2)/Из серии «Как на самом деле выглядит кровеносная система», 2023 (3-8)

Телесность неоднократно присутствует в произведениях Алисы. Этот образ всегда фигурирует как личный, отображение самой художницы внутри ее искусства. «Тело — форма, через которую можно очень многое сказать.» [12]

0

Время исчисляется слезами, 2023 (1-4)/Слёз на три ведра и блюдце, 2023 (5)/Внутри Алисы, 2023 (6)

Сердце и сосуды, разрастающиеся от него — основной символ и первое, что видит зритель на экспозиции выставки «Коробка в форме сердца». Все остальные работы имеют неразрывную связь с заглавной, но равноценно удаленны от нее как интерпретация ключевого образа.

0

Персональная выставка «Коробка в форме сердца», VLADEY Space, Москва, 2023

САМОИСКУССТВЛЕНИЕ

0

Без названия из серии «Самоискусствление», 2019 (1-5)/Amon Ra my daddy, Venus is my mother, Mokosh is my sister, Buddha is my brother, Jesus is my best friend, 2019 (6)

Самоискусствление — это выдуманное слово, понятие, обозначающее неразрывную связь между артистом и его творчеством. Алиса применяет его для всех работ, которые можно надеть, с которыми можно испытать физический контакт.

Алиса неоднократно подчеркивает, что имеет тесную связь со своими произведениями: они являются ее частью, а она сама — часть мира, который создает. Так выражается ценный для художницы постулат приватности.

0

Персональная выставка «Самоискусствление», музей ART4, Москва, 2020

У работ нет личных концепций или трактовок, но они сами и выставочная экспозиция посвящены размышлению о границах, чужих и собственных.

0

Без названия из серии «Самоискусствление», 2019 (1-4)/Я самка дельфина, 2019 (5)

HUAREALISM

Huarealism — личный мир Алисы Горшениной, который она кропотливо создавала длительное время.

0

Без названия из серии «Huarealism», 2020 (1,3)/Без названия из серии «Huarealism», 2021 (2)

Переплетение национальностей и культур (славянских и башкирских корней) внутри художницы, помогло ей создать собственный удивительный мир и воплотить его в жизнь через иллюстрации, текстильные скульптуры и маски, цифровое искусство и многое другое.

Ее творчество — бесконечная энциклопедия мистических существ и диковинных персонажей. Все они — разные стороны самой Алисы, призванные отразить разные части ее личности и рассказывающие свою историю.

0

Глаза водой наполнены, 2020 (1)/Без названия из серии «Huarealism», 2020 (2)/Райские птицы не говорят по-русски, 2021 (3-4)

ВЫВОД

Самобытность творчества Алисы Горшениной базируется на неразрывной связи творчества и его создательницы. Каждый мотив, образ, персонаж или символ имеет за собой увлекательную историю, будь то расплывчатое детское воспоминание, насущные проблемы, философские вопросы, животрепещущие темы или неутомимый исследовательский интерес. В совокупности с занимательными техниками работ, практикой «старых и новых ремесел», складывается неповторимый и аутентичный образ, который, как и хотела художница, напрямую отсылает к ней самой.

ИСТОЧНИКИ

Bibliography
Show
1.

Алиса Горшенина/Alice Hualice (https://alicehualice.com/)

2.

«Я живу в ожившем мифе»: интервью с Алисой Горшениной (https://vladey.net/ru/news/168)

3.

Алиса Горшенина. Мастер-класс Tired Woman (https://yeltsin.ru/affair/alisa-gorshenina-master-klass-tired-woman/)

4.

Алиса Горшенина. Интервью — Experiment photogallery (https://experiment.gallery/viewing-rooms/alisa-gorshenina-intervyu-2/)

5.

ALICE HUALICE. САМОИСКУССТВЛЕНИЕ (https://www.art4.ru/show/alice-hualice-/?ysclid=lwca2m2skv582306937)

6.

Alisa Gorshenina. Samoiskusstvlenie (https://russianartarchive.net/en/catalogue/event/EBVVD)

7.

Алиса Горшенина (alice hualice) (https://artguide.com/people/3655)

8.

«И звали меня Архангелиса»: в Гостиных дворах открылась выставка «Дневник северных вод» Алисы Горшениной (https://region29.ru/2021/10/17/616abb47ab928f9eff7c3832.html?ysclid=lws582rgps782774857)

9.

«Самое хрупкое, что у меня есть, — это мое сердце»: художница Алиса Горшенина — о новой выставке во Vladey Space (https://www.buro247.ru/culture/arts/3-apr-2023-alica-gorshenina-new-exhibition.html)

10.

Алиса Горшенина: «Я говорю о переживаниях» (https://yeltsin.ru/news/alisa-gorshenina-ya-govoryu-o-perezhivaniyah/)

11.

Алиса Горшенина КОРОБКА В ФОРМЕ СЕРДЦА (https://vladey.net/ru/exhibitions/gorsheninaheartbox)

Image sources
Show
1.

Алиса Горшенина, «Русское инородное», 2020 г. (https://mainexponat.ru/gorshenina_russkoe_inirodnoe)

2.3.

«Я живу в ожившем мифе»: интервью с Алисой Горшениной (https://vladey.net/ru/news/168)

4.

Алиса Горшенина. Интервью — Experiment photogallery (https://experiment.gallery/viewing-rooms/alisa-gorshenina-intervyu-2/)

5.

Алиса Горшенина/AliceHualice (https://alicehualice.com/proecty)

6.

ALICE HUALICE. САМОИСКУССТВЛЕНИЕ (https://www.art4.ru/show/alice-hualice-/?ysclid=lwca2m2skv582306937)

7.

Алиса Горшенина. Коробка в виде сердца (https://vladey.net/ru/exhibitions/gorsheninaheartbox)

Личное-мифологическое в творчестве Алисы Горшениной
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more