

В середине 1970-х зарождается панк-культура, которая отвергает устоявшиеся нормы в творчестве и резко отвечает на коммерциализацию рок-музыки. В новом жанре формируется особый визуальный язык, создаются работы, которые становятся основополагающими для всего направления.
На волне переосмысления массовой культуры, в 1976 году создается журнал «Punk», оформление которого вдохновлено андеграундными комиксами, а в качестве основных стилистических приемов используются базовые техники скрапбукинга, зинов и DIY (Do-It-Yourself), свойственные всему течению в целом. «Punk» можно назвать отправной точкой в формировании стилистики альтернативных комиксов.
С годами жанр эволюционирует, авторы раскрывают в своих графических романах все более личные темы, превращая альтернативный комикс не только в протест, но и в высказывание о субъективном опыте, внутренних переживаниях. Особый вклад в развитие направления вносят женщины-комиксистки, которые создают свои работы в формате личного дневника, используя творчество в качестве инструмента репрезентации и рефлексии.

«Punk», Джон Холмстром, Гед Данн, Легс Макнил, 1976
В данном визуальном исследовании можно проследить путь развития DIY-эстетики и скрапбукинга в альтернативном американском комиксе. Как панк-культура и андерграунд породили новый художественный язык, который до сих пор находит отражение в работах многих современных авторов, и как эта стилистика менялась, обретая новые формы, используя различные техники.
Тема была выбрана исходя из интереса к необычной форме изложения в комиксе, а также использованию приемов скрапбукинга и DIY, которые придают текстурность и складываются в особенное цветовое сочетание, создавая уникальные художественные решения.
«Punk», Джон Холмстром, Гед Данн, Легс Макнил, 1976
Рубрикация визуального исследования основана на хронологическом развитии направления: работа разделена на ключевые моменты и события, отразившиеся в художественной стилистике или даже идеологии альтернативных комиксов, созданных в данной эстетике.
Визуальный материал подбирался по принципу отражения основных стилистических приемов в том или ином комиксе. Рассматриваются различные техники иллюстраций, оформления текста, композиционного размещения на страницах. В фокусе находятся авторы, чьи работы стали поворотными, знаковыми для направления. В исследовании используются графические романы Линды Барри, Алин Комински-Крамб, Роберта Крамб и других.
В качестве текстовых источников использовались статьи, помогающие раскрыть используемое в работе понятие или прояснить исторический контекст, а также интервью авторов, дополняющие анализ.
Зин (фанзин) — малотиражный журнал, который изготавливался из простых материалов. В нем авторы придерживаются идеологии DIY («сделай сам»), присущей панк-движению.
«Guilty of What?», Крис Лоу, 1982
Панк-зины являются основой в формировании стилистики альтернативных комиксов. Техники, используемые в их оформлении, становятся базовыми для авторов, создающих графические романы. Первые фанзины посвящаются музыке, исполнителям, концертам и служат средством информирования для фанатов.


«Flex Your Head», Авторство неизвестно, 1980
Основным принципом в дизайне зина становится DIY-техника «cut and paste» («вырежи и наклей»). Используются различные газетные вырезки, фото, рисунки. Текстовые блоки хаотично расположены по странице. Разнообразные шрифты, рукописные и набранные на печатной машинке, являются частью одной композиции.


«Punk», Джон Холмстром, Гед Данн, Легс Макнил, 1976
Ключевым в истории создания визуального канона жанра также становится уже упомянутый журнал «Punk», который основали Джон Холмстром, Гед Данн и Легс Макнил. В своем альманахе авторы не только пишут о музыкальной сцене, но и собирают работы начинающих комиксистов, которым чаще всего не удается опубликовать свои графические романы.
«Punk», Джон Холмстром, Гед Данн, Легс Макнил, 1976
Иллюстративный стиль «Punk» также противоречит привычным канонам массовой культуры. Персонажи упрощаются, а их черты намеренно искажаются, приобретая максимально гротескный и преувеличенный вид. Выбор именно такого подхода к изображению можно обусловить авторским видением: иллюстрации на обложках и внутри журнала зачастую рисуются самим Холмстромом, который создавал работы для андеграундного комикса в карикатурной стилистике.
«Punk», Джон Холмстром, Гед Данн, Легс Макнил, 1976
Комиксные зарисовки, выполненные все в том же карикатурном стиле, зачастую описывали абсурдные сюжеты. В этих историях изображались отталкивающие и непристойные для массовой культуры персонажи, которые по-черному шутили на злободневные темы. Также частым приемом становится визуализация звука, которая используется нарочито часто, поддерживая атмосферу хаоса и провокационности.
«Punk», Джон Холмстром, Гед Данн, Легс Макнил, 1976
Отражением DIY-культуры в «Punk» служат не только дизайн страниц, но и непосредственные инструкции по созданию собственных предметов искусства. Зачастую нужно вырезать из журнала необходимую форму, а после сложить и склеить из нее какое-либо изделие. Использование некого интерактивного элемента вовлекает читателя в процесс творчества, делая из него не просто потребителя, а причастного к искусству и панк-движению соучастника.
«Punk», Джон Холмстром, Гед Данн, Легс Макнил, 1976
Таким образом, панк-культура и причастные к ней творческие издания, такие как фанзины и некоммерческие журналы, порождают совершенно новое направление, которое в течении многих лет будет трансформироваться и эволюционировать. Созданный визуальный язык станет фундаментом для многих авторов, которые будут использовать его приемы и техники для своих работ.
Ранние панк-зины и журналы были первым и основным этапом в формировании эстетики альтернативных комиксов. Если в них авторы выражали протест, который можно назвать коллективным, призывающим присоединиться к движению, то последующие работы становятся персональным высказыванием. Комиксы становится автобиографией, в котором их создатели размышляют о внутреннем мире и социальных рамках.


«Weirdo», Роберт Крамб, 1981 и 1989
«Weirdo», Роберт Крамб, 1981
В 1981 году Роберт Крамб, который уже успел стать одним из главных лиц андеграундного искусства, основывает журнал «Weirdo», вдохновленный, по словам самого автора, панк-зинами и мужскими журналами 40-х и 50-х годов. [8]. В этой антологии собраны комиксы только начинающих авторов и непрофессионалов, а также опытных карикатуристов и художников.


«Weirdo», Роберт Крамб, 1983
Эстетика «Weirdo» сосредотачивалась на гиперболизации, абсурдности и хаотичности. Рисовка варьируется от примитивно-простых форм до достаточно натуралистичного изображения, а также коллажа из фотографий. Однако в этой беспорядочности присутствует некая фильтрация: в подборку попадали комиксы, соответствующие общему настроению яркого, в некотором смысле грубого и противоречащего высказывания.


«Weirdo», Роберт Крамб, 1981
Сюжеты сосредоточены на автобиографии публикуемых авторов, их травматическом опыте и психологических проблемах, черном юморе, протесту против социальных норм, сексуальности и табу. Противоречие возвышенности и идеальности, отсылающее к идеологии панк-культуры, а также истории, рассказанные в комиксах, стирают границу между произведением и читателем. Каждая работа — откровение, которым делится автор, и его исповедь важнее навыков в рисовании и аккуратности иллюстрации.
«Twisted sisters», Алин Комински-Крамб, Диана Нумин, 1994
Творческий путь Алин Комински-Крамб, как и многих альтернативных комиксистов, начался в «Weirdo», в котором она делала как небольшие зарисовки, так и полноценные работы, а позже была ответственной за его редакцию. Одним из важнейших для направления изданий становится «Twisted sisters»: графический роман, созданный совместно с Дианой Нумин и другими художницами.
Ранее комиксистки публиковались в Wimmеn’s Comix — антологии, полностью созданной женщинами, рассказывающей о феминизме и сексуальности. «Twisted sisters» следуют идеологии предыдущего издания, однако высказывания становятся более откровенными и личными для самих Алин и Дианы.


«Twisted sisters», Алин Комински-Крамб, Диана Нумин, 1994
«Twisted sisters», Алин Комински-Крамб, Диана Нумин, 1994
Иллюстративная стилистика комикса многообразна и отсылает к панк-зинам: персонажи все также гиперболизированы и местами несимметричны.
Разные авторы используют собственные художественные приемы, однако общее настроение протеста идеальности сохраняется. В иллюстрациях используются жесткие и грубые штрихи, детализированность и заполнение страницы небольшими рисунками и орнаментами, а также разнообразные техники — гравюра, выполненная тушью, отпечатанные краской фигуры и текст.
«Twisted sisters», Алин Комински-Крамб, Диана Нумин, 1994
Темы, которые поднимает «Twisted sisters» также являются противоположными тем, что раскрываются в комикс-индустрии, состоящей преимущественно из мужчин. В графическом романе фигурируют две героини — ДиДи и Банч, которые являются некими отражениями Алин и Дианы. Через их образы авторы рассказывают о собственной жизни, бытовых проблемах и внутренней неуверенности.
Также одними из важнейших аспектов, которые репрезентируются в «Twisted sisters», являются табуированные темы о женской физиологии, насилии, сексуальности. На страницах комикса показываются героини с психологическими проблемами и биологическими процессами, происходящими в их теле, которые делают их живыми, сближая с читательницами. Образы доведены до гротескного максимума, делая их более понятными и легкими для восприятия.
«Мои комиксы больше основаны на сюжете, чем на искусстве: искусство должно подчиняться сценарию» — Алин Комински-Крамб [2]


«Self Loathing Comics», Алин Комински-Крамб, 1995
«Self Loathing Comics» становится сольным проектом Алин Комински-Крамб, в котором она достигает пика в автобиографичности. Если в «Twisted sisters» комиксистка использует героиню Банч, от лица которой она ведет повествование о собственной жизни, то в этом графическом романе она изображает саму себя, добиваясь верха откровенности и честности перед читателем.
«Self Loathing Comics», Алин Комински-Крамб, 1995
Алин в своем комиксе использует разнообразные стилистики в изображении персонажей. Для самой себя художница выбирает абсурдность и гротескность, подчеркивающую ее самокритичность и некоторую неуверенность в себе.
Также используются реалистичные изображения, графичные силуэты, приближенные к иллюстрации в классическом комиксе.
Баллоны оформлены от руки, и зачастую заполняют большую часть фрейма, будто бы стесняя героиню, добавляя тревожности и клаустрофобии. Штриховка также передает хаотичность и внутреннюю неопределенность, которую испытывает Алин.


«Self Loathing Comics», Алин Комински-Крамб, 1995
В своем комиксе художница фокусируется на личностном опыте: в «Twisted sisters» присутствует автобиографичность, однако произведение больше сосредоточено на идеологии феминизма, когда в «Self Loathing Comics» Комински-Крамб изображает собственные проблемы. На страницах находят отражение комплексы по поводу внешнего вида: они показаны как через текст, так и через гиперболизирование образа персонажа. Также Алин задумывается о роли женщины в патриархальном мире, говорит о своем нелегком творческом пути.
В конечном итоге, изначально наследуя общность и солидарность от панк-культуры, Комински-Крамб приходит к открытию нового аспекта в альтернативном комиксе: автобиографичности и рефлексии. Графический роман преобразуется в некий личный дневник, в котором можно смело высказывать собственные страхи, комплексы и стыд.
«One! Hundred! Demons!», Линда Барри, 2002
Линда Барри наследует идеологию автобиографичности, а также использует концепцию личного дневника. Более того, оформляя свои работы она возводит в абсолют подмеченную в панк-зинах и ранних альтернативных комиксах стилистику скрапбукинга, коллажа и DIY.


«What It Is», Линда Барри, 2008


«What It Is», Линда Барри, 2008
Одними из главных работ, посвященных собственному опыту, становятся «One! Hundred! Demons!» и «What It Is». В этих комиксах Линда использует множество художественных приемов, однако основным можно назвать коллаж. Композиции состоят из фотографий, рисунков, наклеек, тканей и многого другого. Иллюстрации выполнены в упрощенной, будто детской и намеренно небрежной, стилистике. Текст оформляется в баллоны, а также выходит за его рамки, вписываясь во всю страницу, под стать стилистике дневника.


«What It Is», Линда Барри, 2008
Отличительной деталью работ Барри является цвет: в комиксах-предшественниках иллюстрации были в основном черно-белыми, а красочность обретали лишь обложки. Такая технология скорее использовалась в целях экономии, была вынужденным стилистическим решением в силу труднодоступности цветной печати. Однако не отметить этот аспект в произведениях Линды сложно, так как используемая палитра является мощным художественным приемом, который передает атмосферу ностальгии и детской радости.
«One! Hundred! Demons!», Линда Барри, 2002
«What It Is», Линда Барри, 2008
Также немаловажной частью в работах Барри становятся творческие упражнения для и читателя и инструкции по созданию каких-либо поделок. Интерактивные элементы отсылают к панк-зинам, в которых они нередко использовались. Однако в фанзинах они скорее становились способом вовлечения в движение, выражением коллективного протеста. У Линды упражнения носят более терапевтический характер: в них читателю необходимо написать, нарисовать что-либо, сосредотачиваясь на себе и своих ощущениях. Художница проводит арт-терапию, тем самым проживая в комиксе не только свой опыт, но и предлагая каждому осмыслить свой собственный.
Таким образом, Линда Барри переосмысливает технику, зародившуюся в панк-зинах, превращая протест в рефлексию. Комиксистка использует интерактивность и доступность для создания пространства самопознания, в котором читатель становится главным героем.


«What It Is», Линда Барри, 2008
Темы, затрагиваемые Линдой в ее работах, также носят характер самопознания и терапии. Графические романы художницы сосредоточены на ее прошлом, детских и взрослых психологических травмах, которые прорабатываются с помощью творчества. К примеру, в «One! Hundred! Demons!» Барри воссоздает упражнение, в котором необходимо нарисовать сотню демонов, чтобы одолеть их. Каждый из них в комиксе олицетворяет одну из сложностей, с которой сталкивалась художница. Показывая читателям свой опыт борьбы с внутренними демонами, Линда Барри подает пример самотерапии и смелости взглянуть страхам в лицо.
Альтернативный комикс в эстетике панк-зинов проходит путь от протестных, абсурдных изданий в «Weirdo» и солидарно-феминистских «Twisted sisters» до автобиографического графического романа «Self Loathing Comics» и терапевтических работ Линды Барри. Коллективность и призыв трансформируются в рефлексию и психологизм, становясь сильным инструментом для разговора через творчество на темы стыда, страхов, комплексов и травм.
Эстетика, выработанная в раннем альтернативном комиксе, продолжает развиваться и в цифровых графических романах. Важнейшим аспектом, который был вынесен из рукотворных зинов и комиксов, становится тематика рефлексии и проживания собственного травматического опыта.


«Can’t We Talk About Something More Pleasant?», Роз Част, 2014
Одним из самых наглядно демонстрирующих эту концепцию примером можно назвать работу Роз Част «Can’t We Talk About Something More Pleasant?», в которой она рассказывает о последних годах жизни родителей. Рисовка в комиксе намеренно упрощенная и немного небрежная, что отсылает к работам Крамб и Барри. Текст чаще всего оформляется вручную, однако в некоторые моменты его прерывают печатные буквы, что напоминает подход к созданию фанзинов.


«Can’t We Talk About Something More Pleasant?», Роз Част, 2014
Наследием зин-культуры также является работа с фотографией и коллажом. В работе Част такой прием используется как документальное подтверждение действительности, а также создание некого архива о угасшей жизни близких людей.


«Can’t We Talk About Something More Pleasant?», Роз Част, 2014
В «Can’t We Talk About Something More Pleasant?» Роз прорабатывает свой травматический опыт через творчество, как это делали Комински-Карамб и Барри. Она рассказывает о непростых отношениях с родителями в кризисный период, а также о большой психологической нагрузке. С помощью создания комикса художница переживает боль, структурируя и разбирая ее на составляющие.


«Can’t We Talk About Something More Pleasant?», Роз Част, 2014
Роз Част, как и Линда Барри, применяет «дневниковый» подход. Она оставляет записи на всю страницу, рассказывая о своих чувствах, тревогах и моральных дилеммах. Однако развороты комиксистки более структурированы: в них Роз старается усмирить хаос, происходящий вокруг и не дать тревоге овладеть ей полностью.
«Covid Hygiene», Джиллиан Тамаки, 2020
Еще одним примером репрезентации наследия культуры альтернативных комиксов могут послужить цифровые проекты Джиллиан Тамаки, созданных в реалиях пандемии. В них художница применяет автобиографичность и «дневниковость», помещая их в формат коротких веб-работ.


«Pandemic diary», Джиллиан Тамаки, 2020
Основным элементом стилистики комиксов Тамаки является вертикальная композиция, которая напоминает ленту социальных сетей, которые становятся единственным способом общения во время изоляции.
Сама работа выглядит как сборник заметок: зарисовки, список продуктов, рассказы и размышления о буднях во время пандемии. Текст расположен хаотично, что подкрепляет эффект личного дневника.


«Pandemic diary», Джиллиан Тамаки, 2020
Веб-комикс Тамаки служит некой документацией происходящих событий, который имеет для нее личную ценность.
Помимо опыта, которым Джиллиан делиться с читателем, художница задает вопросы и просит выполнить небольшие задания. Интерактивный элемент отсылает к работам Линды Барри, а также фанзинам.
«Can’t We Talk About Something More Pleasant?», Роз Част, 2014
Современный альтернативный комикс творчески перенимает наследие фанзинов, Крамб и Барри. Используя основные приемы скрапбукинга и DIY, авторы внедряют их в цифровое пространство, создавая уникальные автобиографические работы.
Эстетика скрапбукинга и DIY, зародившаяся в панк-зинах 1970-х, трансформировалась от коллективного протеста до автобиографического высказывания. Пройдя этот путь, альтернативный комикс утвердился как инструмент рефлексии и терапевтических творческих практик. Графические романы Алин Комински-Крамб и Линды Барри, а также антология «Weirdo» показали, что искусство доступно каждому, кто хочет поделиться собственным опытом.
Современные авторы адаптируют созданный язык к веб-пространству и широко применяют наследие DIY-культуры, доказывая актуальность эстетики рукотворности и «дневниковости» в новых медиа, а также закрепляя за ней статус инструмента документальности и рефлексии.
Эволюция панк-зинов в цифровую эпоху// CyberLeninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-pank-zinov-v-tsifrovuyu-epohu/viewer (дата обращения: 19.11.2025).
Aline Kominsky-Crumb on Her Life and Work in Comics// Artforum. URL: https://www.artforum.com/columns/aline-kominsky-crumb-on-her-life-and-work-in-comics-251611/ (дата обращения: 19.11.2025).
Can’t We Talk About Something More Pleasant? // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Can%27t_We_Talk_About_Something_More_Pleasant%3F (дата обращения: 19.11.2025).
Punk (magazine)// Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Punk_(magazine) (дата обращения: 19.11.2025).
Punk zine// Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Punk_zine (дата обращения: 19.11.2025).
The beginnings of punk rock// 2×2tv. URL: https://media.2x2tv.ru/the-beginnings-of-punk-rock/ (дата обращения: 19.11.2025).
Twisted Sisters (comic)// Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Twisted_Sisters_(comic) (дата обращения: 19.11.2025).
Weirdo (comics)// Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Weirdo_(comics) (дата обращения: 19.11.2025).
«Punk», Джон Холмстром, Гед Данн, Легс Макнил, 1976 — 1979
«Guilty of What?», Крис Лоу, 1982
«Flex Your Head», Авторство неизвестно, 1980
«Weirdo», Роберт Крамб, 1981 — 1993
«Twisted sisters», Алин Комински-Крамб, Диана Нумин, 1994
«Self Loathing Comics», Алин Комински-Крамб, 1995 — 1997
«One! Hundred! Demons!», Линда Барри, 2002
«What It Is», Линда Барри, 2008
«Can’t We Talk About Something More Pleasant?», Роз Част, 2014
«Covid Hygiene», Джиллиан Тамаки, 2020
«Pandemic diary», Джиллиан Тамаки, 2020