Original size 1140x1600

стремление к хаосу

PROTECT STATUS: not protected
10

Стремление к хаосу

концепция

В 1920–1930-е годы в Москве, на волне революционных преобразований и идей советского авангарда, активно строились дома-коммуны — архитектурные и социальные эксперименты, призванные воплотить утопическую концепцию «нового советского человека». Эти здания отражали идеалы коллективизма, функциональности и минималистичности, стремясь перестроить не только быт, но и сознание людей.

Конструктивизм, зародившийся в СССР в 1920-е годы, отвергал декоративность и «искусство ради искусства», провозглашая принципы утилитарности, строгой геометрии и отсутствия лишних украшений. Дома-коммуны стали ярким воплощением этих идей, вдохновлённых концепцией «дома — машины для жилья» Ле Корбюзье. Их проектировали как пространства, где быт максимально обобществлялся, а индивидуальность растворялась в коллективе. Такие дома должны были воспитывать нового человека — продуктивного, свободного от мелкобуржуазных привычек и сосредоточенного на общем деле.

Интерьеры этих домов были предельно минималистичны: никаких украшений, только функциональная мебель и простые формы. Это соответствовало идеологии конструктивизма, где эстетика рождалась из рациональности, а не декора. Архитекторы верили, что лаконичная среда поможет жильцам отказаться от «старого быта» и индивидуализма. Однако реальность оказалась иной.

Уже в 1930 году газета «Рабочая Москва» публиковала критические статьи, описывающие, как жильцы дома на Шаболовке привозили иконостасы, старую мебель и другие личные вещи, нарушая правила коммунального быта. Люди украшали комнаты «буржуазными» элементами, возвращая в дома индивидуальность и разрушая изначальную идею архитекторов.

Так, из попытки создать систему, проядок и четкие правила родился хаос, повлекший за собой неизбежное разрушение идеологии конструктивизма.

В своем проекте я хочу посмотреть на дома-коммуны через призму энтропии — философия трактует ее как символ перехода от порядка к хаосу, она помогает осознать, что любое состояние неизбежно меняется и распадается, переходя к более хаотичному. Многие философские теории интерпретируют энтропию как движущую силу изменений, рассматривая ее как основу всех процессов во вселенной.

Так и жильцы, привнося в строгие пространства личные вещи и декор, показали, что человеческая потребность в индивидуальности сильнее идеологических установок.

Конструктивистские дома-коммуны остались символом эпохи, когда архитектура пыталась перестроить не только города, но и души людей, но потерпела неудачу в борьбе с их стремлением к личному.

«стремление к хаосу», горошко анна, 2025 г.

Original size 3360x2240
Original size 4800x3200
Original size 3360x2240
Original size 4800x3200
Original size 4800x3200

«стремление к хаосу», горошко анна, 2025 г.

стремление к хаосу
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more