
Стремление к хаосу
концепция
В 1920–1930-е годы в Москве, на волне революционных преобразований и идей советского авангарда, активно строились дома-коммуны — архитектурные и социальные эксперименты, призванные воплотить утопическую концепцию «нового советского человека». Эти здания отражали идеалы коллективизма, функциональности и минималистичности, стремясь перестроить не только быт, но и сознание людей.
Конструктивизм, зародившийся в СССР в 1920-е годы, отвергал декоративность и «искусство ради искусства», провозглашая принципы утилитарности, строгой геометрии и отсутствия лишних украшений. Дома-коммуны стали ярким воплощением этих идей, вдохновлённых концепцией «дома — машины для жилья» Ле Корбюзье. Их проектировали как пространства, где быт максимально обобществлялся, а индивидуальность растворялась в коллективе. Такие дома должны были воспитывать нового человека — продуктивного, свободного от мелкобуржуазных привычек и сосредоточенного на общем деле.
Интерьеры этих домов были предельно минималистичны: никаких украшений, только функциональная мебель и простые формы. Это соответствовало идеологии конструктивизма, где эстетика рождалась из рациональности, а не декора. Архитекторы верили, что лаконичная среда поможет жильцам отказаться от «старого быта» и индивидуализма. Однако реальность оказалась иной.
Уже в 1930 году газета «Рабочая Москва» публиковала критические статьи, описывающие, как жильцы дома на Шаболовке привозили иконостасы, старую мебель и другие личные вещи, нарушая правила коммунального быта. Люди украшали комнаты «буржуазными» элементами, возвращая в дома индивидуальность и разрушая изначальную идею архитекторов.
Так, из попытки создать систему, проядок и четкие правила родился хаос, повлекший за собой неизбежное разрушение идеологии конструктивизма.
В своем проекте я хочу посмотреть на дома-коммуны через призму энтропии — философия трактует ее как символ перехода от порядка к хаосу, она помогает осознать, что любое состояние неизбежно меняется и распадается, переходя к более хаотичному. Многие философские теории интерпретируют энтропию как движущую силу изменений, рассматривая ее как основу всех процессов во вселенной.
Так и жильцы, привнося в строгие пространства личные вещи и декор, показали, что человеческая потребность в индивидуальности сильнее идеологических установок.
Конструктивистские дома-коммуны остались символом эпохи, когда архитектура пыталась перестроить не только города, но и души людей, но потерпела неудачу в борьбе с их стремлением к личному.


«стремление к хаосу», горошко анна, 2025 г.






«стремление к хаосу», горошко анна, 2025 г.