Original size 694x1000

DIY-практики как способ самовыражения в панк-моде

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 1000x666

Punks and flag

Рубрикатор

big
Original size 1000x658

Punk giving the V sign to a policeman, London / Nils Jorgensen / 1983

/1/ Концепция /2/ Зарождение DIY-культуры в панк-роке /3/ Главные DIY-практики и их значение /4/ Заключение

Концепция

Панк-мода 1970-х годов, родившаяся на улицах Лондона, — это яркий феномен визуальной культуры, где DIY-практики («сделай сам») стали мощным инструментом самовыражения и протеста. В условиях экономического кризиса и социальных потрясений молодежь использовала рваную одежду, булавки и патчи, чтобы бросить вызов буржуазным нормам и коммерческой моде.

Original size 900x603

Members of the British punk band GBH at Birmingham International Arena in Birmingham / 1982

post

Актуальность темы связана с влиянием панк-моды на формирование уникального образа Лондона как столицы уличной моды. Также панк-культура и DIY продолжают вдохновлять современные тренды и стили, подчеркивая ценность уникальности внешнего вида.

В отличие от исследований, сосредоточенных на известных дизайнерах или современных интерпретациях панка, данная работа фокусируется на аутентичных DIY-практиках обычных участников субкультуры 70-х и 80-х годы. Эти практики, воплощающие явление анти-стиля и сопротивление доминирующей моде, позволяют глубже понять, как визуальные элементы выражали протест и формировали идентичность субкультуры и её участников. Исследование значимо, так как оно раскрывает, как DIY стал способом сопротивления массовой культуре, предлагая альтернативный взгляд на моду как на социальное заявление.

2. Jordan / 1977

Ключевой вопрос исследования: как DIY-практики в панк-моде 1970-х годов в Лондоне служили инструментом самовыражения и протеста против социальных норм? Гипотеза может быть сформулирована следующим образом: DIY-практики, такие как рваная одежда, булавки и аксессуары, были не просто визуальными элементами, а центральным механизмом самовыражения, позволяя панкам создавать уникальные образы, которые выражали антикапиталистический протест.

post

Для исследования были выбраны визуальные и текстовые материалы, которые отражают DIY-практики в лондонской панк-моде, избегая акцента на профессиональных дизайнерах или современных воспроизведениях и переосмыслениях стиля панк. Основные критерии выбора данных опирались на историческую точность (материалы должны относиться к 1970–1980 годам), фокус внимания сосредоточен на DIY-практиках (рваная одежда, булавки, граффити, шипы, самодельные аксессуары, коллажи и другое), а также на аутентичность субкультуры (предпочтение артефактам, созданным самими панками). Визуальные материалы включают фотографии панков на улицах Лондона, фанатские зины, созданные панками, а также экспонаты из архивов мировых музеев. Текстовыми источниками выступают академические статьи и книги, описывающие особенности культуры панков и моды Лондона, рассматриваемого периода. Такой подход позволяет сосредоточиться на подлинной субкультурной эстетике, исключая коммерциализированные или поздние интерпретации.

How to Look Punk / 1977

post

Исследование структурировано в два ключевых логически связанных раздела, чтобы раскрыть роль DIY-практик в панк-моде. Каждый раздел подкрепляется визуальными примерами и теоретическим анализом, создавая целостную картину влияния DIY на панк-культуру. Первый раздел — «Зарождение DIY-культуры в панк-роке», погружает в социокультурный контекст Лондона 1970-х: экономический спад, безработица и молодежный бунт, породившие панк-рок и DIY как ответ на коммерческую моду. Второй раздел — «Главные DIY-практики и их значение», анализирует ключевые элементы: рваную одежду, булавки, граффити, шипы, аксессуары, а также их символику как инструмент протеста и самовыражения.

Зарождение DIY-культуры в панк-рок

Панк-рок 1970-х годов в США и Великобритании был основан на DIY-культуре, которая радикально, но только на время, изменила как музыкальную сцену, так и моду, отвергая коммерческие тренды. Экономический кризис и безработица в Великобритании, а также засилье массовой культуры в США подтолкнули молодежь к созданию уникального и запоминающегося стиля, вдохновенного группами вроде Sex Pistols и Ramones.

1. Debbie Juvenile / Ray Stevenson / 1977 2. Jamie Reid, Sophie Richmond, Vivienne Westwood, Ray Stevenson

Особенностью DIY-моды в панке, основанной на идеях антикапитализма, был принцип «любой может это сделать», что побуждало молодых людей к индивидуальному творчеству без профессиональных навыков, а иногда и достаточных знаний. Панк-стиль выражал протест против общества потребления, так как создавался вручную или с минимальными затратами: рваная одежда, булавки, кожаные куртки, коллажи на футболках и другие яркие визуальные атрибуты, позволяли панкам выразить себя и отделиться от консервативного общества. Практически DIY-мода, во многом, проявлялась через кастомизацию: фанаты перешивали старую одежду, добавляли нашивки и трафаретные надписи, вдохновленные самодельными фанзинами, такими как Sniffin’ Glue, которые также использовали коллажную эстетику.

How to Look Punk / 1977

Дизайнеры, такие как Вивьен Вествуд, сотрудничавшая с Sex Pistols, популяризировали панк-стиль, но их работы всё ещё стоили дорого для обычной молодежи. Поэтому именно DIY-культура сделала стиль панк таким доступным, позволяя каждому создавать уникальный образ и выражать свои взгляды через одежду. Панк-концерты в клубах и подвалах стали площадками для демонстрации DIY-моды, укрепляя субкультурные сообщества. DIY-культура в панк-моде повлияла на гранж, уличную моду и современные тренды. Панки демократизировали моду и вдохновили ярких дизайнеров на эксперименты с кастомизацией.

1. Policemen stop two punks in the street during the Stop the City demonstration in London / 1984 2. Punks at the Roxy London / Richard Braine / 1977

Главные DIY-практики панк-культуры в моде

2. The Vortex / Derek Ridgers / 1977

Деконструкция

Ari Up at The Vortex / Derek-Ridgers / 1977

Деконструкция в панк-моде включала намеренное разрушение традиционной одежды: разрывы, порезы, грубые швы или необработанные края на футболках, джинсах и куртках. Панки разрезали одежду ножницами или бритвами, сшивали куски вручную, создавая хаотичный, «разрушенный» вид. Например, футболки могли быть порваны на плечах или груди, а края оставались рваными для подчеркивания небрежности.

1. The Punk Rock / Jim Jocoy / 1977-1980 2. Ladies of the 70s

Деконструкция символизировала протест против коммерческой моды и буржуазной эстетики, воплощая анти-стиль. Она отражала социальный хаос и экономический кризис 1970-х годов в Лондоне, выражая бунт против капиталистической системы.

Булавки, шипы и цепи

How to Look Punk / 1977

Панки использовали булавки, шипы и цепи как функциональные и декоративные элементы. Булавки скрепляли рваную одежду или служили украшениями (например, в ушах или на губах). Шипы и заклёпки прикреплялись к кожаным курткам, а цепи навешивались на брюки или ремни, создавая агрессивный, милитаристский вид. Эти предметы часто добывались из домашнего обихода или дешёвых магазинов.

1. A £1 Punk / Paul Hartnett / 1984 2. Courtesy of Shirley Baker Estate / Mary Evans

Original size 1000x670

Punks hanging out on the Kings Road / Ted Polhemus / 1983

How to Look Punk / 1977

Эти элементы усиливали шокирующий эффект, подчёркивая бунтарский дух панков. Булавки и цепи символизировали опасность и протест, превращая повседневные предметы в модные заявления. DIY-подход делал эти аксессуары доступными, позволяя панкам выражать индивидуальность без коммерческих затрат.

Original size 1000x654

Punks at the Roxy London April / Richard Braine / 1977

Нашивки, патчи и значки

1. Sheila Rock / The Guardian 2. A punk with a Denis the Menace badge / Ted Polhemus / 1980s

Панки нашивали на одежду патчи из ткани, кожи или старых материалов, часто с грубыми стежками. Нашивки могли включать лозунги, логотипы панк-групп (например, Sex Pistols), анархистские символы или абстрактные узоры. Они прикреплялись к курткам, брюкам или сумкам, также как и тематические значки, создавая эффект «коллажирования» одежды.

How to Look Punk / 1977

Нашивки служили средством самовыражения, позволяя панкам заявлять о своих убеждениях, музыкальных предпочтениях или принадлежности к субкультуре. Они подчёркивали стиль через яркие, эксцентричные комбинации и отказ от аккуратности.

1. Punk New Romantic Girl / Derek Ridgers / 1981 2. Punks / 1984

Трафаретная печать и граффити

Original size 1470x1176

1985, Chris Killip Gateshead music venue

Панки использовали трафареты, краску и маркеры для нанесения лозунгов, анархистских символов (например, знак «А»), названий групп или провокационных фраз на футболки, куртки и стены. Трафареты создавались вручную из картона, а надписи часто делались неровно, усиливая грубую эстетику.

2. Sex Pistols fans / 1977

Трафаретная печать и граффити были политическим и художественным актом, позволяя панкам выражать протест против капитализма, правительства или социальных норм. Эти практики делали одежду «голосом» субкультуры.

1. Street Culture 50 years of subculture style / Gavin Baddeley 2. Punks at the Roxy London / Richard Braine / 1997

Апсайклинг и коллаж

Апсайклинг и коллажи отражали подход осознанного потребления, позволяя панкам создавать моду из отходов, что усиливало личный стиль через эксцентричные комбинации. Эти практики отвергали стандарты пошива, и выражали творческую свободу, делая каждый образ уникальным.

Панки перерабатывали старую одежду, комбинируя разные ткани (тартан, кожу, хлопок) в одном предмете. Коллажи создавались путём сшивания обрезков грубыми стежками или склеивания, а также использования подручных материалов.

2. Street Culture 50 years of subculture style / Gavin Baddeley

Заключение

Практика DIY — одна идейных основ панк-культуры, возникшей в 1970-х годах как протест против социальных норм и консьюмеризма. В своем стиле панки использовали подручные материалы и техники для создания уникальной одежды, выражающей бунтарство, индивидуальность и антикоммерческий дух.

Эти методы не только сформировали визуальную идентичность панка, но и проникли в высокую и уличную моду, а также оставили свой след в философии устойчивой моды.

Bibliography
Show
1.

Arnold M., Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. — 1979.

2.

Breward C. et al. Fashioning London: Clothing and the Modern Metropolis. — Berg, 2004.

3.

Dagworthy W., O’Byrne R., Worsley Taylor A. «Style City» How London Became a Fashion Capital. — Frances Lincoln, 2009.

4.

McRobbie A. British Fashion Design: Rag Trade or Image Industry?. — Routledge, 2003.

5.

Polhemus T. Street Style: From Sidewalk to Catwalk. — 1994.

6.

Sabin R. (ed.). Punk Rock: So What? : The Cultural Legacy of Punk. — Routledge, 2002.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.

https://fishki.net/3227343-60-ottenkov-pank-roka.html (дата обращения: 27.05.2025)

9.10.11.12.13.14.

https://riotfest.org/2016/08/01/how-to-look-punk/ (дата обращения: 27.05.2025)

15.16.17.18.19.20.
DIY-практики как способ самовыражения в панк-моде
4
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more