

Punks and flag
Рубрикатор

Punk giving the V sign to a policeman, London / Nils Jorgensen / 1983
/1/ Концепция /2/ Зарождение DIY-культуры в панк-роке /3/ Главные DIY-практики и их значение /4/ Заключение
Концепция
Панк-мода 1970-х годов, родившаяся на улицах Лондона, — это яркий феномен визуальной культуры, где DIY-практики («сделай сам») стали мощным инструментом самовыражения и протеста. В условиях экономического кризиса и социальных потрясений молодежь использовала рваную одежду, булавки и патчи, чтобы бросить вызов буржуазным нормам и коммерческой моде.
Members of the British punk band GBH at Birmingham International Arena in Birmingham / 1982

Актуальность темы связана с влиянием панк-моды на формирование уникального образа Лондона как столицы уличной моды. Также панк-культура и DIY продолжают вдохновлять современные тренды и стили, подчеркивая ценность уникальности внешнего вида.
В отличие от исследований, сосредоточенных на известных дизайнерах или современных интерпретациях панка, данная работа фокусируется на аутентичных DIY-практиках обычных участников субкультуры 70-х и 80-х годы. Эти практики, воплощающие явление анти-стиля и сопротивление доминирующей моде, позволяют глубже понять, как визуальные элементы выражали протест и формировали идентичность субкультуры и её участников. Исследование значимо, так как оно раскрывает, как DIY стал способом сопротивления массовой культуре, предлагая альтернативный взгляд на моду как на социальное заявление.


2. Jordan / 1977
Ключевой вопрос исследования: как DIY-практики в панк-моде 1970-х годов в Лондоне служили инструментом самовыражения и протеста против социальных норм? Гипотеза может быть сформулирована следующим образом: DIY-практики, такие как рваная одежда, булавки и аксессуары, были не просто визуальными элементами, а центральным механизмом самовыражения, позволяя панкам создавать уникальные образы, которые выражали антикапиталистический протест.

Для исследования были выбраны визуальные и текстовые материалы, которые отражают DIY-практики в лондонской панк-моде, избегая акцента на профессиональных дизайнерах или современных воспроизведениях и переосмыслениях стиля панк. Основные критерии выбора данных опирались на историческую точность (материалы должны относиться к 1970–1980 годам), фокус внимания сосредоточен на DIY-практиках (рваная одежда, булавки, граффити, шипы, самодельные аксессуары, коллажи и другое), а также на аутентичность субкультуры (предпочтение артефактам, созданным самими панками). Визуальные материалы включают фотографии панков на улицах Лондона, фанатские зины, созданные панками, а также экспонаты из архивов мировых музеев. Текстовыми источниками выступают академические статьи и книги, описывающие особенности культуры панков и моды Лондона, рассматриваемого периода. Такой подход позволяет сосредоточиться на подлинной субкультурной эстетике, исключая коммерциализированные или поздние интерпретации.


How to Look Punk / 1977

Исследование структурировано в два ключевых логически связанных раздела, чтобы раскрыть роль DIY-практик в панк-моде. Каждый раздел подкрепляется визуальными примерами и теоретическим анализом, создавая целостную картину влияния DIY на панк-культуру. Первый раздел — «Зарождение DIY-культуры в панк-роке», погружает в социокультурный контекст Лондона 1970-х: экономический спад, безработица и молодежный бунт, породившие панк-рок и DIY как ответ на коммерческую моду. Второй раздел — «Главные DIY-практики и их значение», анализирует ключевые элементы: рваную одежду, булавки, граффити, шипы, аксессуары, а также их символику как инструмент протеста и самовыражения.
Зарождение DIY-культуры в панк-рок
Панк-рок 1970-х годов в США и Великобритании был основан на DIY-культуре, которая радикально, но только на время, изменила как музыкальную сцену, так и моду, отвергая коммерческие тренды. Экономический кризис и безработица в Великобритании, а также засилье массовой культуры в США подтолкнули молодежь к созданию уникального и запоминающегося стиля, вдохновенного группами вроде Sex Pistols и Ramones.


1. Debbie Juvenile / Ray Stevenson / 1977 2. Jamie Reid, Sophie Richmond, Vivienne Westwood, Ray Stevenson
Особенностью DIY-моды в панке, основанной на идеях антикапитализма, был принцип «любой может это сделать», что побуждало молодых людей к индивидуальному творчеству без профессиональных навыков, а иногда и достаточных знаний. Панк-стиль выражал протест против общества потребления, так как создавался вручную или с минимальными затратами: рваная одежда, булавки, кожаные куртки, коллажи на футболках и другие яркие визуальные атрибуты, позволяли панкам выразить себя и отделиться от консервативного общества. Практически DIY-мода, во многом, проявлялась через кастомизацию: фанаты перешивали старую одежду, добавляли нашивки и трафаретные надписи, вдохновленные самодельными фанзинами, такими как Sniffin’ Glue, которые также использовали коллажную эстетику.


How to Look Punk / 1977
Дизайнеры, такие как Вивьен Вествуд, сотрудничавшая с Sex Pistols, популяризировали панк-стиль, но их работы всё ещё стоили дорого для обычной молодежи. Поэтому именно DIY-культура сделала стиль панк таким доступным, позволяя каждому создавать уникальный образ и выражать свои взгляды через одежду. Панк-концерты в клубах и подвалах стали площадками для демонстрации DIY-моды, укрепляя субкультурные сообщества. DIY-культура в панк-моде повлияла на гранж, уличную моду и современные тренды. Панки демократизировали моду и вдохновили ярких дизайнеров на эксперименты с кастомизацией.


1. Policemen stop two punks in the street during the Stop the City demonstration in London / 1984 2. Punks at the Roxy London / Richard Braine / 1977
Главные DIY-практики панк-культуры в моде


2. The Vortex / Derek Ridgers / 1977
Деконструкция


Ari Up at The Vortex / Derek-Ridgers / 1977
Деконструкция в панк-моде включала намеренное разрушение традиционной одежды: разрывы, порезы, грубые швы или необработанные края на футболках, джинсах и куртках. Панки разрезали одежду ножницами или бритвами, сшивали куски вручную, создавая хаотичный, «разрушенный» вид. Например, футболки могли быть порваны на плечах или груди, а края оставались рваными для подчеркивания небрежности.




1. The Punk Rock / Jim Jocoy / 1977-1980 2. Ladies of the 70s
Деконструкция символизировала протест против коммерческой моды и буржуазной эстетики, воплощая анти-стиль. Она отражала социальный хаос и экономический кризис 1970-х годов в Лондоне, выражая бунт против капиталистической системы.


Булавки, шипы и цепи


How to Look Punk / 1977
Панки использовали булавки, шипы и цепи как функциональные и декоративные элементы. Булавки скрепляли рваную одежду или служили украшениями (например, в ушах или на губах). Шипы и заклёпки прикреплялись к кожаным курткам, а цепи навешивались на брюки или ремни, создавая агрессивный, милитаристский вид. Эти предметы часто добывались из домашнего обихода или дешёвых магазинов.


1. A £1 Punk / Paul Hartnett / 1984 2. Courtesy of Shirley Baker Estate / Mary Evans
Punks hanging out on the Kings Road / Ted Polhemus / 1983


How to Look Punk / 1977
Эти элементы усиливали шокирующий эффект, подчёркивая бунтарский дух панков. Булавки и цепи символизировали опасность и протест, превращая повседневные предметы в модные заявления. DIY-подход делал эти аксессуары доступными, позволяя панкам выражать индивидуальность без коммерческих затрат.
Punks at the Roxy London April / Richard Braine / 1977
Нашивки, патчи и значки


1. Sheila Rock / The Guardian 2. A punk with a Denis the Menace badge / Ted Polhemus / 1980s
Панки нашивали на одежду патчи из ткани, кожи или старых материалов, часто с грубыми стежками. Нашивки могли включать лозунги, логотипы панк-групп (например, Sex Pistols), анархистские символы или абстрактные узоры. Они прикреплялись к курткам, брюкам или сумкам, также как и тематические значки, создавая эффект «коллажирования» одежды.


How to Look Punk / 1977
Нашивки служили средством самовыражения, позволяя панкам заявлять о своих убеждениях, музыкальных предпочтениях или принадлежности к субкультуре. Они подчёркивали стиль через яркие, эксцентричные комбинации и отказ от аккуратности.


1. Punk New Romantic Girl / Derek Ridgers / 1981 2. Punks / 1984
Трафаретная печать и граффити
1985, Chris Killip Gateshead music venue
Панки использовали трафареты, краску и маркеры для нанесения лозунгов, анархистских символов (например, знак «А»), названий групп или провокационных фраз на футболки, куртки и стены. Трафареты создавались вручную из картона, а надписи часто делались неровно, усиливая грубую эстетику.




2. Sex Pistols fans / 1977
Трафаретная печать и граффити были политическим и художественным актом, позволяя панкам выражать протест против капитализма, правительства или социальных норм. Эти практики делали одежду «голосом» субкультуры.


1. Street Culture 50 years of subculture style / Gavin Baddeley 2. Punks at the Roxy London / Richard Braine / 1997
Апсайклинг и коллаж


Апсайклинг и коллажи отражали подход осознанного потребления, позволяя панкам создавать моду из отходов, что усиливало личный стиль через эксцентричные комбинации. Эти практики отвергали стандарты пошива, и выражали творческую свободу, делая каждый образ уникальным.


Панки перерабатывали старую одежду, комбинируя разные ткани (тартан, кожу, хлопок) в одном предмете. Коллажи создавались путём сшивания обрезков грубыми стежками или склеивания, а также использования подручных материалов.


2. Street Culture 50 years of subculture style / Gavin Baddeley
Заключение
Практика DIY — одна идейных основ панк-культуры, возникшей в 1970-х годах как протест против социальных норм и консьюмеризма. В своем стиле панки использовали подручные материалы и техники для создания уникальной одежды, выражающей бунтарство, индивидуальность и антикоммерческий дух.
Эти методы не только сформировали визуальную идентичность панка, но и проникли в высокую и уличную моду, а также оставили свой след в философии устойчивой моды.


Arnold M., Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. — 1979.
Breward C. et al. Fashioning London: Clothing and the Modern Metropolis. — Berg, 2004.
Dagworthy W., O’Byrne R., Worsley Taylor A. «Style City» How London Became a Fashion Capital. — Frances Lincoln, 2009.
McRobbie A. British Fashion Design: Rag Trade or Image Industry?. — Routledge, 2003.
Polhemus T. Street Style: From Sidewalk to Catwalk. — 1994.
Sabin R. (ed.). Punk Rock: So What? : The Cultural Legacy of Punk. — Routledge, 2002.
https://blogs.bl.uk/sound-and-vision/2016/06/punk-in-76-camden-town-and-the-making-of-more-on.html (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.3ammagazine.com/musicarchives/2004/nov/interview_paul_simonon.html (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.bittoproperties.com/anto.aspx?wbbl=brr539743204&cid=146&m=2&g=14 (дата обращения: 27.05.2025)
https://culturacolectiva.com/en/lifestyle/fashion/sex-punk-boutique-vivienne-westwood/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.documentjournal.com/2019/07/before-boris-there-was-thatcher-youth-revolt-in-70s-london/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://fatgirltales.net/2016/05/14/things-only-old-school-punks-will-understand/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://fashionlawjournal.com/the-punk-movement-rebellion-and-subversion-in-fashion/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://fishki.net/3227343-60-ottenkov-pank-roka.html (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.historyworkshop.org.uk/music-sound/punk-in-the-1970s/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.pasqualetarantinopiscitelli.com/2015/12/18/punk-safe-pin/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://thepacepress.org/11353/columns/fashion-columns/fashion-history-around-the-world-punk/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://punk77.co.uk/punk-fashion-youre-not-going-out-looking-like-that/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.redbull.com/us-en/check-these-amazing-vintage-punk-photos (дата обращения: 27.05.2025)
https://riotfest.org/2016/08/01/how-to-look-punk/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.sandiegouniontribune.com/2015/06/15/el-lder-de-los-sex-pistols-recupera-la-ira-en-sus-nuevas-memorias/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.standard.co.uk/lifestyle/rebel-rebel-the-new-punk-dress-code-a3278471.html (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.vice.com/en/article/never-before-seen-images-of-londons-punk-scene/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.vogue.com/slideshow/spring-2017-ready-to-wear-christopher-kane (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.washingtonpost.com/news/in-sight/wp/2014/09/26/post-archive-punk-fashion-in-1980s-london/ (дата обращения: 27.05.2025)
https://www.wmagazine.com/gallery/derek-ridgers-punk-london-1977-women-style (дата обращения: 27.05.2025)