
Рубрикатор
- Концепция
- Форма, подчинённая потоку, аэродинамика - Одежда адаптированная к движению - Аксессуары скорости - Одежда адаптированная для транспорта - Рекламная эстетика движения
- Заключение
- Список библиографических источников - Список источников изображений
Концепция
Развитие транспорта в XX веке — автомобилей, авиации, железных дорог, а позже и космических программ — оказало мощное влияние не только на быт и мышление, но и на визуальные формы одежды. Менялся не просто образ жизни, а само восприятие тела в пространстве: динамика, поток, движение стали новой нормой. Мода отреагировала на это созданием силуэтов, тканей, аксессуаров и конструкций, адаптированных к скорости — и одновременно её символизирующих. [2]
Мода и транспорт в XX веке соединяются не буквально, а образно: в глянце, на подиуме, в рекламе, на улицах.
Как скорость и техника становятся стилем, а одежда — отражением эпохи движения

Форма, подчинённая потоку

В моду приходит аэродинамика — как визуальная идея. Силуэты становятся обтекаемыми, гладкими, вытянутыми. Из одежды исчезают лишние детали, выступы, складки — они «срезаются» так же, как лишнее сопротивление у машины. Это форма, рассчитанная не на статичность, а на движение. [5]
Фото: Vogue MARCH 15, 1940


1905 Image: Hulton Archive Woman’s Brocade Cocoon Coat, c. 1929; Missouri Historical Society, St. Louis 1952-076-0002; Courtesy of the Missouri Historical Society, St. Louis
Ключевые визуальные признаки:
- Гладкие, плотные, блестящие ткани (винил, нейлон, пластик)
- Облегающие формы, повторяющие контур тела
- Комбинезоны — как символ полного подчинения форме
- Минимум швов, декора, «модульная» или «футуристическая» архитектура вещи


Olivier Theyskens SPRING 1999 READY-TO-WEAR


McQueen FALL 1997 READY-TO-WEAR Balenciaga SPRING 1998 READY-TO-WEAR


Chanel FALL 1994 READY-TO-WEAR Gucci SPRING 1999 READY-TO-WEAR


Calvin Klein Collection FALL 1999 READY-TO-WEAR Chalayan FALL 1995 READY-TO-WEAR


A BRIEF HISTORY OF FASHION’S LOVE AFFAIR WITH CARS Alaïa FALL 1992 READY-TO-WEAR


Chanel SPRING 1996 READY-TO-WEAR Chanel FALL 1994 READY-TO-WEAR
Аэродинамический крой — это не просто красиво, это визуальная стратегия сжатия, выносливости, скорости, будущего. Одежда, созданная «по ветру», начинает говорить не о прошлом, не о традиции, а об ускорении времени и преодолении границ. [5]
Это мода, в которой скорость становится формой: форма — суженная, минимализированная, блестящая, натянутая. Не для покоя — для действия.
Тело в дороге: одежда, адаптированная к движению

Скорость как реальность, которая напрямую повлияла на функциональные особенности одежды. Мода стала откликаться на конкретные условия движения: сидение в машине, воздействие ветра, пыли, скорости, необходимости лёгкого входа/выхода, доступа к телу и защите от внешней среды. [9]
Это сформировало целый пласт одежды, которую можно назвать «дорожной» — по задаче, крою и визуальной логике.
Jan. 25, 1907 Motor car enthusiasts in fancy dress at the Liverpool Motor Show.

Основной адаптацией к длительным поездкам стали:
- увеличенные рукава и защита от ветра, особенно в начале 20 века - укороченные верха - ремни, придерживающие одежду
Фото: Vogue history of 20th century fashion by Jane Mulvagh


1903 Image: The Print Collector 1900 Rolls-Royce cofounder Charles Stewart Rolls, in costume as a police officer, writes a ticket for a man dressed in motoring clothes.


1910’s Fashion 3 audrainauto museum 1900 Jonathan Kirn/Corbis


Pat O’Reilly models a Burberry car coat. Photo: Jimmy Sime/Central Press 'Penelope Tree, 1969', photograph by David Bailey, published in American Vogue, 1 August 1968.


Simone wears fashion by Venet, photograph by Melvin Sokolsky, River Seine, Paris, American Harper’s Bazaar, March 1963. Jean Shrimpton, New York, 1962', photograph by David Bailey, published in Americ


John Galliano SPRING 1993 READY-TO-WEAR Yohji Yamamoto FALL 1995 READY-TO-WEAR


Anna Sui FALL 1998 READY-TO-WEAR Miu Miu SPRING 1999 READY-TO-WEAR


Chanel FALL 1994 READY-TO-WEAR Miu Miu SPRING 1999 READY-TO-WEAR

Визуально эта одежда говорит о функции, устойчивости, мобильности. Она лишена декоративности, но в этом — её эстетическая сила. Со временем эта логика входит в уличную и повседневную моду — не потому, что все сидят в кабинах, а потому что движение становится метафорой времени. [4]
Дорожная одежда становится формой современной мобильной субъективности — всегда в пути. [4]
Фото: Vogue MARCH 15, 1940
Аксессуары скорости

Аксессуары, изначально созданные для защиты, фиксации и комфорта в транспорте, постепенно стали визуальными кодами новой скорости. Они формируют не только силуэт, но и характер образа — динамичный, собранный, техно-ориентированный. В них функция становится формой, а защита — стилистическим заявлением. [1]
Фото: Vogue history of 20th century fashion by Jane Mulvagh

Очки в этом контексте — не про зрение. Это шлем для лица, элемент визуального «укрытия».
Фото: A man at the wheel of his car dressed in a driving coat and goggles. Photo: National Motor Museum


Vogue history of 20th century fashion by Jane Mulvagh Vogue history of 20th century fashion by Jane Mulvagh 1965


Photo 1920-1940
Голливудская актриса Дорин Синклер с маленькой собачкой в открытой машине, обе в очках-авиаторах.

Шлем становится символом полного встраивания тела в машину. Даже без мотоцикла или кабины он считывается как «готовность к движению». [1]
Фото: 1905 Image: Hulton Archive


Vogue history of 20th century fashion by Jane Mulvagh
Сумка превращается в икону мобильного тела — она как бы всегда «собрана»


Archives Louis Vuitton Malletier, Paris


Archives Louis Vuitton Malletier, Paris UCCI STORE IN FLORENCE, 1980 | © ARCHIVIO FOTO LOCCHI FIRENZE


Samsonite Vintage Advertising 1940s-1960s


Samsonite Vintage Advertising 1940s-1960s
Важна не практичность, а сигнал готовности. Очки, шлем, сумка — как продолжения тела в состоянии движения. Они объединяют два уровня:
-технический (защита, крепление, упаковка) -визуальный (обтекаемость, скорость, сжатие)
Так появляется фигура человека, который не стоит — он уже в движении, даже если просто идёт по городу. [1]
Машина как часть тела — визуальная культура контроля
Если одежда XX века всё больше подчиняется идее движения, то один из самых выразительных визуальных сюжетов — это слияние тела с машиной. Это не метафора, а буквально читаемый визуальный сценарий: человек встроен в конструкцию, он — часть механизма. Это можно проследить в нескольких знаковых образах: гоночный комбинезон, униформа пилотов .[7]

Силуэт гонщика визуально считывается как единица действия — всё подогнано, зафиксировано, ни одной лишней детали. [7]
Фото: Vogue history of 20th century fashion by Jane Mulvagh

Пилот в моде XX века — это не романтик, а рационализированное тело в машине, и этот образ влияет и на униформу, и на моду. [3]
Фото: Модель в комбинезоне Yves Saint Laurent, 1968 Vogue 2019


Чарльз и Энн Линдберг в Германии, 1932 Vogue 2019 Марга фон Этцдорф в Германии, 1932 Vogue 2019


Дайана Росс в Лондоне, 1983 Vogue 2019 Модель в комбинезоне Schiaparelli, 1939 Vogue 2019


Модель в комбинезоне Courrèges, 1962 Vogue 2019 Модель в комбинезоне Schiaparelli, 1939-1943 Vogue 2019


Chanel SPRING 1992 READY-TO-WEAR Chanel FALL 1995 COUTURE
Образ «человека в машине» меняет представление о теле:
Его очерчивают, усиливают, защищают Визуально появляется собирательный силуэт: обтянутый, сжатый, под капюшоном или шлемом
Эта фигура — не герой-спортсмен и не дэнди. Это техно-гражданин XX века: мобильный и защищённый [3]
Рекламная эстетика движения

Если одежда адаптировалась к транспорту функционально, человечество встроило машину в визуальный код идентичности, то мода как система визуального производства превратила транспорт в сюжет. В рекламе, fashion-съёмках, кампаниях и показах XX века сам образ движения становится полноценной стилистической фигурой. [6]
Фото 1905 Image: Hulton Archive

Автомобиль — символ статуса, скорости и власти Рекламные кампании размещают фигуру модели в салоне, на капоте, в движении. Это создаёт образ «контроля пространства». [6] [10]
Фото 1910 Image: Hulton Archive


Vogue FEBRUARY 1, 1940 Vogue JANUARY 15, 1940


Vogue JANUARY 15, 1940 1910 Image: Hulton Archive


Vogue MARCH 1, 1940 Vogue FEBRUARY 1, 1940


Illustration of Vogue Magazine in 1935 Vogue Vogue 1954 Jacques Boucher 1954

Поезд — эстетика путешествия, движения между мирами Часто используется в съёмках как метафора перехода, трансформации. [6] [10]
Vogue JANUARY 1, 1940
Транспорт и движение — не просто функциональный фактор в одежде XX века, а визуальный миф, повторяемый снова и снова:
В формах — через крой, обтекаемость В аксессуарах — как символ «готовности» В образах — как нарратив преодоления, трансформации, статуса.
A woman sits behind the wheel of an automobile, wearing driving gloves. Photo: Hulton Archive
Одежда, адаптированная к дороге, становится одеждой эпохи. А дорога, в свою очередь, становится сценой для демонстрации стиля — не как завершённого образа, а как движущегося процесса.
Заключение

Транспорт XX века оказал глубокое и многогранное влияние на визуальную культуру моды. Скорость, движение и функциональность перестали быть лишь техническими характеристиками — они стали ключевыми визуальными и смысловыми кодами, которые формируют силуэт, выбор материалов и аксессуаров, а также общую эстетику одежды. [11]
Фото: Woman poses in front of a car Zoltan Glass1930s
Мода, адаптированная к условиям движения, отражает не только прагматизм и удобство, но и стремление к визуализации самой идеи скорости — через аэродинамичные формы, утилитарные детали, иконичные аксессуары. Гонщики и пилоты показывают, как одежда становится неотъемлемой частью тела и техники, создавая новые типы визуальной идентичности. [7]

Рекламные кампании и fashion-съёмки усиливают мифологию движения, превращая дорогу и транспорт в сцену для демонстрации стиля и социального статуса. В конечном счёте, скорость в моде — это не только физическое движение, но и символ постоянного перехода, перемен и технологического прогресса, который находит своё выражение в визуальном языке одежды XX века. [6]
Фото: Vogue Magazine Cover — 1959 Constantin Joffé1959
20th and 21st Century Fashion Accessories Fashion Highlights from the Museum of Fine Arts, Boston // Google Arts and Cultures URL: https://artsandculture.google.com/story/20th-and-21st-century-fashion-accessories-museum-of-fine-arts-boston/JgXhibnLhFg1KA?hl=en (дата обращения: 20.05.2025).
Aerodynamics and Streamline Design // Art History Unstuffed URL: https://arthistoryunstuffed.com/aerodynamics-as-streamline-design-1930s-part-one (дата обращения: 20.05.2025).
Catsuits, Boilersuits, and Racing Suits // The Vintagent URL: https://thevintagent.com/2017/06/13/catsuits-boilersuits-and-racing-suits (дата обращения: 20.05.2025).
Google Arts and Cultures // A DRIVING OF FASHION URL: https://artsandculture.google.com/story/a-driving-of-fashion-shanghai-auto-museum/lQUheFql-2bmJg?hl=en (дата обращения: 20.05.2025).
Malizia F., Blocken B. Cyclist aerodynamics through time: Better, faster, stronger //Journal of Wind Engineering and Industrial Aerodynamics. — 2021. — Т. 214. — С. 104673.
Selling Style II: The History of Fashion Marketing in the 20th Century // Wilson College Communications URL: https://textiles.ncsu.edu/news/2019/07/selling-style-ii-the-history-of-fashion-marketing-in-the-20th-century (дата обращения: 20.05.2025).
The Evolution of Motorcycle fashion // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=Kk6LeXKlKCY&ab_channel=bart (дата обращения: 20.05.2025).
The Evolution of Motorcycle fashion // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=Kk6LeXKlKCY&ab_channel=bart (дата обращения: 20.05.2025).
The Evolution of Travel Clothes By Stefan Loble // BUFF WORKS URL: https://shop.bluffworks.com/blogs/journal/the-evolution-of-travel-clothes?srsltid=AfmBOopqJO7WCN82bhX5OO7T-asixN8YX1pF2p8pR4c4tr8DHwIBMDSK& (дата обращения: 20.05.2025).
Travel gear for globetrotters throughout the 20th Century // Europeana URL: https://www.europeana.eu/en/stories/travel-gear-for-globetrotters-throughout-the-20th-century? (дата обращения: 20.05.2025).
Wheels, Reels & Automobiles — Fashion History // University of fashion URL: https://www.universityoffashion.com/lessons/wheels-reels-automobiles (дата обращения: 20.05.2025).
Automobilist Clothing: Fashion on the Fast Track. Mashable. URL: https://mashable.com/feature/automobilist-clothing (дата обращения: 22.05.2025).
Cars Changed Clothes: How Driving Transformed Fashion / A. Harnish. Racked, 26.02.2018. URL: https://www.racked.com/2018/2/26/16988506/cars-clothes-driving-gloves-coats-shoes-goggles (дата обращения: 21.05.2025).
How Did Louis Vuitton Become the Partner of Travelers in History. L’Officiel Singapore. URL: https://www.lofficielsingapore.com/fashion/how-did-louis-vuitton-become-the-partner-of-travelers-in-history (дата обращения: 24.05.2025).
Mahon, B. New Exhibition Shows How Driving Influenced Fashion. WWD, 24.03.2021. URL: https://wwd.com/eye/lifestyle/feature/new-exhibition-shows-how-driving-influenced-fashion-1234829106/ (дата обращения: 24.05.2025).
Mulvagh, J. Vogue History of 20th Century Fashion. London: Viking, 1988. 240 с.
Victoria and Albert Museum. 100 Years of Fashion Photography. URL: https://www.vam.ac.uk/articles/100-years-of-fashion-photography (дата обращения: 23.05.2025).
Vogue Archive — Main Archive Page. Vogue. URL: https://archive.vogue.com/issue (дата обращения: 23.05.2025).
Vogue Archive — November 1950 Issue. Vogue. URL: https://archive.vogue.com/issue/19501101 (дата обращения: 24.05.2025).
Vogue Runway — Fashion Shows. Vogue. URL: https://www.vogue.com/fashion-shows (дата обращения: 24.05.2025).
Women Take the Wheel: 1900s Fashion. Audrain Automobile Museum. URL: https://www.audrainautomuseum.org/women-take-the-wheel/1900s-fashion (дата обращения: 22.05.2025).
Women Take the Wheel: 1910s Fashion. Audrain Automobile Museum. URL: https://www.audrainautomuseum.org/women-take-the-wheel/1910s-fashion (дата обращения: 21.05.2025).
Women Take the Wheel: 1920s Fashion. Audrain Automobile Museum. URL: https://www.audrainautomuseum.org/women-take-the-wheel/1920s-fashion (дата обращения: 23.05.2025).