Original size 1140x1600

Disco Elysium: текстовый нарратив как инструмент Mimicry

PROTECT STATUS: not protected
5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 3840x1446

Официальная иллюстрация. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Рубрикатор

1. Концепция 2. Особенности текста в Disco Elysium 2.1. Полифония и система навыков 2.2. Художественный язык 3. Роль воображения игрока 4. Mimicry в цифровых играх на примере Disco Elysium 4. Выводы

Концепция

big
Original size 3840x1446

Официальная иллюстрация. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Disco Elysium — нестандартная CRPG, одна из главных особенностей которой — акцент на объёмном и многогранном текстовом нарративе. Текст как медиум, наравне с визуальным языком, занимает одно из главных мест среди инструментов, на которых строится взаимодействие игрока с миром игры.

Именно через текстовые механики, связанные с выбором действий и вариантов ответа в диалогах, а также через чтение само по себе формируется уникальный игровой опыт. Благодаря обилию художественных средств выразительности нарратив в Disco Elysium близок по форме к литературному произведению, что отличает игру от других представителей жанра и позволяет судить об уникальном способе погружения в роль. Говоря о роли, уместно обратиться к mimicry — одному из понятий, введённых Роже Кайуа, и рассмотреть, как его реализация через текстовый нарратив в Disco Elysium определяет индивидуальный игровой опыт.

Согласно Кайуа, Mimicry — это такой тип игр, основная черта которого — подражание, принятие игроком определённой условной роли. На этом принципе завязаны и современные ролевые игры, в том числе компьютерные.

Соприкасаясь с миром игры, игрок действует опосредованно — через персонажа, как правило, имеющего определённый набор характеристик. В Disco Elysium этим персонажем является Гаррье (Гарри) Дюбуа, полицейский, впавший в амнезию в результате пьянства и очнувшийся в незнакомой гостинице. Важно, что амнезия главного героя «уравнивает» его с игроком в степени осведомлённости о воображаемом мире, в котором разворачиваются события, и тем самым усиливает иммерсивность. Более того, 24 навыка, которыми обладает Гарри, также являются полноценными действующими лицами, образующими полифонию, способными к диалогу и даже конфликту с героем и между собой.

Original size 1920x1080

Скриншот. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

По мере продвижения по сюжету перед игроком встаёт выбор: он может как заняться расследованием дела, порученного Гарри, так и попытаться узнать о его прошлом и мире, в котором происходят события. Следуя по этим направлениям, иногда пересекающимся друг с другом, игрок совершает множество выборов и проверок, механика которых реализована через текст.

Original size 1920x1080

Диалог. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Вариативность выбора позволяет не только «отыграть» роль своего персонажа, но и сформировать личность главного героя такой, какой её пожелает видеть игрок. На неё может повлиять как степень развития определённых навыков или выборы, напрямую определяющие события, так и решения игрока, не продиктованные стремлением вызвать конкретные события.

Один из ярких примеров — решение использовать или не использовать при прохождении алкоголь и наркотические вещества, зависимостью от которых страдает Гарри. Оно не влияет на финал игры, но позволяет игроку сделать выбор, исходя из собственных желаний вне зависимости от того, продиктованы они личными убеждениями, любопытством или желанием эксперимента.

Original size 1919x722

Скриншот. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Особенности текста в Disco Elysium

Текстовый нарратив в Disco Elysium включает в себя несколько основных составляющих. Это диалоги Гарри с окружающими людьми и его взаимодействие с различными предметами, реплики навыков и полилог между ними, а также описания окружения, дополняющие визуальную часть игры. Все эти составляющие высоко вариативны, что не только делает Disco Elysium реиграбельным, но и позволяет реализовать mimicry, придавая больший вес репликам и действиям игрока.

Полифония и система навыков

Original size 1125x1039

Навыки, доступные для развития. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Original size 1914x1080

Окно выбора архетипа героя. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Уникальность игры и полифонический характер повествования во многом определены системой навыков. Они разделены на несколько групп: интеллект, психика, физиология и моторика.

Распределение баллов между навыками напрямую влияет на индивидуальный опыт игрока, определяет характер Гарри и его стиль расследования. Более того, каждый отдельный навык является полноценным персонажем со своим характером, манерой речи и идеологией. Навыки способны вступать в диалог с главным героем и конфликтовать между собой в стрессовых ситуациях. Каждый из них сообщает не объективную реальность, но свою интерпретацию происходящего, и выбор того, какой из интерпретаций доверять, остаётся за игроком.

Original size 1920x1080

Допрос Клаасье. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

К примеру, во время допроса Клаасье Сила Воли оказывается единственным навыком, уловившим, что женщина — не та, за кого себя выдаёт, но все остальные навыки считают иначе. Допрос может закончиться арестом Клаасье в том случае, если игрок решит довериться Силе Воли, но это необязательно. Таким образом, полифония способствует усилению mimicry, заставляя игрока рассуждать и принимать решения, ставя себя на место главного героя.

Художественный язык

Original size 1680x1050

Описание сцены. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Disco Elysium представляет собой постмодернистский, ярко стилизованный текст. Нарратив включает элементы нуара и гротеска, метафоры, сатиру, философскую рефлексию. Для повествования характерна частая смена тона.

Original size 1920x1080

Диалог. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Все эти элементы задают уникальную для игры атмосферу и передают дух пространства, в котором разворачиваются события. Выразительный художественный язык, использованный для подачи сюжета, и сам является способом усилить иммерсивность истории. Художественный текст можно назвать главным связующим звеном между игроком и героем, механизмом превращения чтения в акт принятия роли.

Original size 1920x1080

Реконструкция сцены из прошлого с помощью навыка «Визуальный анализ». Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Original size 1920x1080

Реконструкция сцены из прошлого с помощью навыка «Визуальный анализ». Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Не менее важна описательная часть нарратива. Текст в данном случае исполняет те функции, которые не может выполнить изображение — раскрывает исторический, социальный и политический контекст, стоящий за игровыми локациями. Он становится не только дополнением визуального языка, но и важным инструментом погружения, знакомящим зрителя с миром игры.

Роль воображения игрока

Original size 1920x1080

Диалог. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Одно из главных преимуществ текстового нарратива — способность задействовать собственное воображение зрителя, чтобы вовлечь его в игру.

Original size 2560x1440

Скриншот. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

В Disco Elysium фокус смещён скорее на текст, чем на визуальную составляющую, а потому игра оставляет значительное пространство для интерпретации и игры воображения. Текст снимает ограничения визуального представления и позволяет воспринимать мир шире, чем это возможно в графически ориентированных играх.

Original size 1920x1080

Сцена встречи с островалийским фазмидом. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Метафоричные и абстрактные описания способствуют активному участию игрока в процессе создания мира и позволяют ему не просто прикоснуться к миру игры, но воссоздать и пережить его внутри себя. Такая вовлечённость есть ни что иное, как проявление mimicry — свобода интерпретации ведёт к куда более активному погружению, приближая его к самостоятельному творческому процессу.

Mimicry в цифровых играх на примере Disco Elysium

Original size 1919x722

Скриншот. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

На примере всех перечисленных особенностей можно увидеть, что понятие mimicry по Роже Кайуа, созданное при исследовании доцифровых (преимущественно ритуальных и театрализованных) игр, применимо к цифровым играм и может быть так же ярко выражено в них. Disco Elysium — пример особенно яркого проявления mimicry, так как эта игра, как и доцифровые игры, предполагает активную работу воображения в сам момент игры.

Многие же современные цифровые игры отличаются крайне подробной графикой, которая предполагает более однозначную интерпретацию, но снижет роль воображения в игровом процессе.

Original size 3840x2160

Официальная иллюстрация. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Выводы

Таким образом, текстовый нарратив в Disco Elysium и реализуемый через него принцип mimicry являются ключевыми элементами, формирующими индивидуальный опыт игрока. За счёт полифонического и художественно насыщенного текста создаются такие условия, в которых игрок не просто добровольно принимает и исполняет роль Гарри Дюбуа, но и формирует её в соответствии со своими желаниями.

Original size 1919x722

Скриншот. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Текстовые механики позволяют максимально интернализировать этот процесс, дают игроку самостоятельно изобрести такого героя, которому он будет сопереживать. Индивидуальный опыт становится результатом взаимодействия трёх факторов: художественного языка, вариативных механик и субъективного восприятия игрока.

Реализация mimicry через текст активно задействует воображение и за счёт этого делает игровой опыт более гибким, глубоким и уникальным, чем в играх, ориентированных на визуальную составляющую.

Original size 3840x1446

Официальная иллюстрация. Disco Elysium (ZA/UM, 2019)

Bibliography
Show
1.

Кайуа P. Игры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры // Сост., пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. — М.: ОГИ, 2007. — 304 с.

2.

Ветушинский А. С. Игродром. Что нужно знать о видеоиграх и игровой культуре. // М.: Бомбора, 2021. — 272 с.

3.

Шибаев Максим Валерьевич DISCO ELYSIUM: МОРФОЛОГИЯ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО НАРРАТИВА // Артикульт. 2022. № 3 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/disco-elysium-morfologiya-polifonicheskogo-narrativa (дата обращения: 15.11.2025).

4.

Disco Elysium And The Quest To Conquer Consciousness // Javy Gwaltney URL: https://www.javygwaltney.net/disco-elysium (дата обращения: 15.11.2025).

5.

Disco Elysium // Wikipedia URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Disco_Elysium (дата обращения: 15.11.2025).

Disco Elysium: текстовый нарратив как инструмент Mimicry
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more