Original size 1140x1680

Образ деревни в советском кинематографе 1920-1960х

PROTECT STATUS: not protected
7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

В советское время деревенская жизнь претерпевала крупные изменения. Первые колхозы появились уже в 1918 году, еще во время РСФСР, но большой популярностью не пользовались. А вот в конце 1920-х было принято решение о переводе сельского хозяйства на коллективное производство. Конечно, эти изменения привычной жизни не были очень тепло встречены в деревнях и селах, ведь они происходили не добровольно: с началом «сплошной коллективизации» фактически ушла возможность добровольного объединения товарных хозяйств. Вместе с этим все больше людей стремилось в город за новыми возможностями, оставляя родные деревни.

big
Original size 3500x579

«Дом на Трубной» (1928, реж. Борис Барнет)

Советский кинематограф играл огромную роль в культуре СССР и являлся отражением историко-культурного контекста. Именно через советские фильмы мы сейчас можем почувствовать настроение эпохи и его изменения глазами современников. При этом деревня в советских фильмах — настоящий простор противоречий. С одной стороны образ деревни по-прежнему содержал в себе смыслы, связанные с традициями и богатой культурой, а с другой — деревня воспринималась как пространство, отстающее от повсеместного прогресса и требующее преобразований.

Советское кино являлось мощным инструментом пропаганды (особенно в период до оттепельного кино), из-за чего было сложно насытить образ деревни «правильными» символами: деревенская связь с природой конфликтовала с официальной индустриализацией и урбанизацией, активно происходящей в Советском Союзе.

Образ деревни был неоднозначен, и потому он менялся от фильма к фильму. Вместе с образом деревни менялись сюжеты, визуальные решения и личности героев, из-за чего в разные исторические периоды Советского Союза мы видим разное представление сельской жизни. Кроме того, с течением времени и развитием кинематографа в СССР фильмов о деревнях стало больше по количеству, что связано не только с развитием техники и упрощением кинопроизводства, но изменением взгляда на деревенскую жизнь.

Именно поэтому интересен вопрос эволюции представления сельской жизни в кинематографе: на примере образа деревни хорошо видны изменения в культуре общества и особенности исторических периодов СССР.

Главным вопросом этого исследования является эволюция образа деревни в советском кинематографе: как менялось представление через призму кинематографа образа деревни и его восприятие, а также как влияли исторические события на представление образа деревни. Период с 1920-е по 1960-е был выбран не случайно: именно в это время жизнь деревень претерпевает самые большие изменения.

Для удобства восприятия и повествования исследование разделено по историческим периодам, в каждом из которых рассматривается 1-2 фильма разных режиссеров, в которых фигурирует или является центральной темой образ деревни. В анализе каждого фильма выделяются мотивы и настроение, которое свойственно представлению сельской жизни в этой кинокартине. Также для анализа были выбраны текстовые источники, описывающие образ деревни в советском кинематографе и характеризующие периоды советского кино.

Рубрикатор

Концепция (1) Немое кино (2) Сталинская эпоха (3) Оттепельное кино Вывод

Немое кино

Дом на Трубной

Original size 3500x579

«Дом на Трубной» (1928, реж. Борис Барнет)

«Дом на Трубной» (1928, реж. Борис Барнет)

Деревенский мотив в фильме «Дом на Трубной» является не ключевой фигурой, а вспомогательным элементом в сюжете: основное действие происходит в городе.

Параня, всю жизнь прожившая в деревне, теряется в большом городе. Кадры, где она ищет нужный адрес и пробирается через толпу, подчеркивают ее неуместность в Москве.

Original size 3500x579

«Дом на Трубной» (1928, реж. Борис Барнет)

Original size 3500x788

«Дом на Трубной» (1928, реж. Борис Барнет)

Гусь, которого взяла с собой Параня, еще сильнее подчеркивает разницу между прогрессом в деревне и городе. Деревенскому жителю кажется совершенно разумным взять гуся с собой в большой город, но на самом деле он там только мешается.

«Дом на Трубной» (1928, реж. Борис Барнет)

В итоге умения Парани пригождаются и она вливается в ритм городской жизни, находя свое место в Москве, социализируясь.

В этом фильме деревня предстает перед нами как место, отстающее от прогресса, которое проигрывает в сравнении с городом.

Original size 3500x788

«Дом на Трубной» (1928, реж. Борис Барнет)

Земля

Original size 3500x548

«Земля» (1930, реж. Александр Довженко)

«„Землю» я задумал как произведение, предвещающее начало новой жизни на селе. Но уничтожение кулачества как класса и коллективизация — события исключительной политической важности, происшедшие, когда фильм был готов, перед самым его показом, — сделали мой голос слишком слабым и недостаточным.»

А. Довженко

Original size 3500x788

«Земля» (1930, реж. Александр Довженко)

В фильме «Земля» все внимание сосредоточено на переменах деревенской жизни. Коллективизация наводит в деревне новые порядки, и деревня становится настоящим полем боя старого уклада жизни и нового.

«Земля» (1930, реж. Александр Довженко)

«Отвергая хаос прошлого, советское кино утверждает космос грядущего. „Старое и новое“ („Генеральная линия“, 1929) Сергея Эйзенштейна и „Земля“ (1930) Александра Довженко нацелены отобразить грандиозный процесс перестройки мироздания — не более и не менее.» (Филимонов, 2014)

Original size 3500x548

«Земля» (1930, реж. Александр Довженко)

Несмотря на то, что в фильме есть персонажи, которые противятся коллективизации, основная масса героев выступает за изменения.

Но фильм несет в себе идеологическую повестку не только за счет демонстрации поддержки коллективизации, но и за счет общего духа и сплоченного труда жителей деревни: на кадрах часто изображена толпа или совместный труд людей.

«Земля» (1930, реж. Александр Довженко)

Original size 3500x548

«Земля» (1930, реж. Александр Довженко)

Original size 3500x788

«Земля» (1930, реж. Александр Довженко)

Важной особенностью этого фильма являются крупные долгие кадры лиц героев. Это добавляет фильму драматичности.

Original size 3500x788

«Земля» (1930, реж. Александр Довженко)

Одиночество противников коллективизма становится буквальным: Хома бежит по полю один, намереваясь спасти свою землю от коммунистов.

Сталинская эпоха

Крестьяне

«Мы хотим сделать сценарий о колхозе. Вернее, о людях, строящих колхоз, и о людях, мешающих его строить.» (сценарная заявка фильма «Крестьяне»)

Original size 3500x788

«Крестьяне» (1935, реж. Фридрих Эрмлер)

Кадры все еще сосредоточены вокруг темы колхоза: внимание акцентируется на Варваре, заботящейся о свиньях.

«Крестьяне» (1935, реж. Фридрих Эрмлер)

Но фокус смещается не на прославление коллективизации, а на противостояние врагу — кулакам. Поэтому во многих кадрах внимание либо композиционно акцентируется именно на Герасиме, либо он находится в кадре один.

Original size 3500x548

«Крестьяне» (1935, реж. Фридрих Эрмлер)

Original size 3500x788

«Крестьяне» (1935, реж. Фридрих Эрмлер)

Во время кульминации кадры становятся темнее. Действия происходят ночью, темные кадры добавляют драматичности.

Original size 3500x548

«Крестьяне» (1935, реж. Фридрих Эрмлер)

Оттепельное кино

С началом эпохи оттепельного кинематографа в центр сюжета встали истории людей, а не политический посыл, что сыграло свою роль на визуальном образе деревни в фильмах.

Когда деревья были большими

Original size 3500x788

«Когда деревья были большими» (1961, реж. Лев Кулиджанов)

Большую часть кадров этого фильма составляют кадры дальнего и среднего плана с элементами пейзажа и интерьера. Это погружает зрителя в окружающую героев среду — деревню.

Original size 3500x548

«Когда деревья были большими» (1961, реж. Лев Кулиджанов)

Original size 3500x788

«Когда деревья были большими» (1961, реж. Лев Кулиджанов)

Также кадры демонстрируют совместный труд героев и бытовую жизнь.

Original size 3500x548

«Когда деревья были большими» (1961, реж. Лев Кулиджанов)

Важными элементами кадра являются стада животных.

«Когда деревья были большими» (1961, реж. Лев Кулиджанов)

Зачастую на экране оказываются сразу несколько персонажей, которые обыденно и живо взаимодействуют друг с другом. Так зритель сближается с персонажами, а значит, что и с окружающим героев пространством.

Original size 3500x788

«Когда деревья были большими» (1961, реж. Лев Кулиджанов)

Original size 3500x548

«Когда деревья были большими» (1961, реж. Лев Кулиджанов)

Живет такой парень

Original size 3500x788

«Живет такой парень» (1964, реж. Василий Шукшин)

«Я хотел сделать фильм о красоте чистого человеческого сердца, способного к добру. Мне думается, это самое дорогое наше богатство — людское.»

В. Шукшин

Original size 3500x548

«Живет такой парень» (1964, реж. Василий Шукшин)

Original size 3500x788

«Живет такой парень» (1964, реж. Василий Шукшин)

В фильме «Живет такой парень» герои всегда находятся в окружении деревенских пейзажей, интерьеров или в окружении природы. Интерьерам домов уделяется особое внимание: легкий беспорядок, посуда, декоративные статуэтки и фоторамки приближают к нам героев, подчеркивая их индивидуальность.

Original size 610x442

«Живет такой парень» (1964, реж. Василий Шукшин)

Original size 3500x788

«Живет такой парень» (1964, реж. Василий Шукшин)

Мы видим простую, обычную жизнь людей, узнаем о ней кусочками, отрывками. Каждый герой — настоящий и человечный, и поэтому деревня тоже становится близкой нам.

«Живет такой парень» (1964, реж. Василий Шукшин)

Как в фильме «Когда деревья были большими», трогательности образу деревни добавляют кадры пейзажной съемки и кадры животных.

Original size 3500x548

«Живет такой парень» (1964, реж. Василий Шукшин)

Original size 3500x788

«Живет такой парень» (1964, реж. Василий Шукшин)

Вывод

Образ деревни меняется с течением времени: в немом кино и фильмах сталинской эпохи тема деревни была сосредоточена на идеях коллективизма, что объясняется историческим контекстом (на рубеже 1920-1930х годов происходила коллективизация); с началом оттепели образ деревни смягчился и стал связан с героями в контексте их самой обычной жизни. Благодаря этому образ деревни эволюционировал из «поля боя старых и новых порядков» в личное и родное, теплое для советского человека.

Изменение образа деревни ощущается и в визуале фильмов. В фильмах немого кино больше разнообразия в кадрах, они ощущаются четче и резче за счет короткой длительности и более темных тонов. С развитием образа деревни в фильмах кадры стали демонстрировать пейзажи, животных, взаимодействия людей, а сами кадры стали длиннее. Повествование стало плавнее за счет композиции кадров: чаще всего в кадре присутствует несколько персонажей и объектов, в том время как в немом кино фокус в кадре был направлен на одного персонажа или толпу, реже — на двух персонажей.

Эти особенности также подчеркивают изменения в образе деревни и колхоза, превращая село в кино в близкое и знакомое место, а не политическое пространство.

Bibliography
Show
1.

Земля // Культура.рф URL: https://www.culture.ru/live/movies/297/zemlya (дата обращения: 22.11.2024).

2.

«Ну все, ребята, конец!» // Журнал «Сеанс» URL: https://seance.ru/articles/nuvse-rebyata-konec/ (дата обращения: 23.11.2024).

3.

О людях, мешающих строить колхоз // Чапаев URL: https://chapaev.media/articles/2491 (дата обращения: 22.11.2024).

4.

Послесловие к фильму «Живет такой парень» // Чапаев URL: https://chapaev.media/articles/10118 (дата обращения: 23.11.2024).

Image sources
1.

Кадры из фильма «Крестьяне» // Чапаев URL: https://chapaev.media/films/88 (дата обращения: 23.11.2024).

2.

«Дом на Трубной» (1928, реж. Борис Барнет)

3.

«Земля» (1930, реж. Александр Довженко)

4.

«Крестьяне» (1935, реж. Фридрих Эрмлер)

5.

«Когда деревья были большими» (1961, реж. Лев Кулиджанов)

6.

«Живет такой парень» (1964, реж. Василий Шукшин)

Образ деревни в советском кинематографе 1920-1960х
7
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more