
«Но что это такое? Это первый вопрос, который мне обычно задают, когда я начинаю говорить о зинах. Мой первый — и, вероятно, правильный — импульс — передать стопку зинов и предоставить задающему вопрос самому решать».
Стивен Данкомб, профессор медиакоммуникаций и культуры, автор книги про зины «Записки из подполья»
РУБРИКАТОР
(1) Введение (2) История возникновения за рубежом (3) Панк-зин –– желание быть услышанным (4) Фем-зин –– свобода слова (5) Отечественная история возникновения (6) Современные зины и их цели (7) Площадки для популяризации (8) Заключение
Двадцатый век породил множество новых направлений в разных сферах искусства и дизайна. Именно в эти годы произошло знаковое событие в книгопечатании — период перехода от машин, помогающих лишь частично при создании книги, к полностью автоматическим типографиям. Печатные издания стали более простыми в производстве, а, следовательно, и более тиражированными. В 1920-е полки магазинов уже вовсю пестрели огромным количеством выпусков таких известных журналов, как Vogue, Cosmopolitan. На это же время пришелся расцвет золотого века жанра научной фантастики, который быстро стал популярен в англоязычных странах. Количество фанатов росло, а значит, издательское искусство требовало новых форм для самовыражения и общения внутри сообщества. Решением стал выпуск зинов, соответствующих духу того времени.
Зин (англ. zine, от magazine) — общее название для разного вида независимых изданий авторских работ, «самиздат». Особенность формата подразумевает полное отсутствие рамок и границ для самовыражения. Содержание зина целиком зависит от фантазии автора, тираж выпускается самостоятельно и не подвержен влиянию редакторов или издательств.
Именно за счёт печати ограниченного количества зинов авторы противостояли культуре потребления, зародившейся позже в 1960-х–1970-х годах в Америке и после распространившейся в Европе. Ей были свойственны такие явления, как тиражирование и мейнстрим. Авторы большинства зинов продолжили отвергать идею массового производства журналов, что рождало конфликт в обществе. Поэтому поначалу зины ассоциировались только с бунтарством. Так, малотиражность стала одной из главных характеристик зина как жанра.
Зин не стоит путать с книгой художника и журналом, хоть название и произошло от части слова magazine (англ. журнал).
Зин имеет весомые отличия от глянцевых журналов, начиная от адресата — не массе, а отдельным социальным группам, — и заканчивая неограниченными методами создания и отсутствием цензуры.
Книга художника — ещё один жанр, с которым путают зин из-за одинаковой свободы в процессе. Однако в первом направлении с самого начала его появления внимание концентрировалось на персональном стиле художника, демонстрации его работ и личной истории, в то время как зин изначально имеел более социальную направленность и отражал изменения, происходящие в обществе. Кроме того, книга художника служила для визуальной демонстрации искусства, а зин делал упор на передачу информации. В современном мире эти два понятия все чаще переплетаются друг с другом.
Я выбрала эту тему, основываясь на личной симпатии к искусству книги и факте отсутствия исследования полной истории зина в интернете. Мне было интересно узнать про развитие зина как жанра, в котором свободолюбивые авторы отражали эпоху.
Моё исследование рассматривает историю становления зина как самостоятельного формата. Цель работы — понять правильную последовательность преобразований подобных изданий с 1930-х и до наших дней, узнать, как формировалась зин-культура, и выявить, какие особенности делают её уникальной.
Последовательность разделов составлена в соответствии с историческими этапами развития искусства зина — начиная с зарубежной и отечественной историй возникновения, заканчивая определением места жанра в современности и площадок для его развития.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Первый зин — «Комета» — появился в 1930 году. Он был создан Рэймондом Артуром Палмером и Клубом научной корреспонденции в США. Это небольшое издание состояло из научно-популярных статей и материалов. Главным преимуществом «Кометы» среди других научно-популярных журналов стало появление раздела с читательскими письмами. Фанаты с большим интересом обсуждали теории о космосе и Вселенной, знакомились друг с другом и находили людей со схожими интересами благодаря обсуждениям на страницах издания. Возможность стать соавтором, принять участие в формировании издания стала новаторской и привлекла публику.
Рэймонд Артур Палмер и Клуб научной корреспонденции «Комета», 1930
В 1940-е годы ведущей темой для зинов стала научная фантастика. Знаковым стала серия «Futuria Fantasia», издателем которой был Рэй Бредбери. На момент выхода первого выпуска ему было 18 лет. Издание просуществовало недолго, всего один год. За это время вышло четыре номера, в создании которых приняли участие такие авторы, как Ханнес Бок, Форрест Дж. Акерман, Генри Каттнер, Дэймон Найт и Роберт А. Хайнлайн. Несмотря на маленький бюджет серии фанзинов, Брэдбери смог улучшить верстку и качество повествования всех выпусков, чем внес свой вклад в становление фанзина как жанра.
Рэй Бредбери, Ханнес Бок, Форрест Дж. Акерман, Генри Каттнер, Дэймон Найт и Роберт А. Хайнлайн «Futuria Fantasia», 1939–1940
В 1950-е годы в центре внимания оказалась фолк-музыка. Ли Хоффман — редакторка, художница и создательница ряда книг в жанрах научной фантастики — была заметной фигурой в этой области и издавала такие фолк-зины как «Bad Day at Lime Rock», «Caravan» и «Quandry». Издания предлагали читателю погрузиться в широкий спектр тем — фолк-зины включали в себя не только биографию, историю музыки, обзоры пластинок и концертов, но и страстные дебаты, сплетни о фолк-сцене в США и Англии.
Обложка зина «Bad Day at Lime Rock», 1959
Обложка и разворот «Caravan», 1957; Обложки и развороты «Caravan», 1960
Обложка «Gardeloo», 1959; Обложка «Gardeloo», 1960
Отличительной особенностью «Caravan» была первая и часто единственная публикация популярных мелодий с полными текстами и нотной записью.
Развороты «Caravan», 1960
В 1960-е–1970-е гг. появилось больше независимых копировальных и печатных мест, что стало поворотным моментом в развитии производства зинов. Теперь мечта выпустить тираж в несколько копий дешево и быстро стала осуществимой. Эксперименты с цветом, форматом и размером стали появляться чаще, ведь возможность быстро исправить ошибку, возникшую в процессе печати, стала доступнее. Большое влияние на исследование рамок возможного внутри жанра оказала эстетика и философия DIY — «Do It Yourself». Это вид деятельности, при котором человек создает изделия самостоятельно, не прибегая к помощи промышленного производства. Эта философия подразумевает самодостаточность и самостоятельность, свободу в реализации авторского видения. Так, многочисленные эксперименты, реализованные в эти годы позволили относить искусство изготовление зинов к одной из форм DIY.
Обложки первых фанзинов, 1960––1970
В связи с расцветом и актуализацией фанзина как самостоятельного жанра, Расс Шовене — один из самых активных основателей научно-фантастического фандома — ввел термин «фанзин» и определил рамки этого понятия. Издания стали выпускаться для людей из самых различных фандомов и обретать статус атрибута, определяющего истинного ценителя. Теперь фанзины состояли не только из новостей и переписок внутри сообщества, но и из любительских артов, фанфиков. Так, успех «Кометы», «Futuria Fantasia», «Caravan» и прочих стал основой для появления и распространения фанзина как самостоятельного жанра, который произвел настоящий фурор и обрел полярность в 1940-е––1980-е годы.
ПАНК-ЗИН –– ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ
На этот же период пришелся расцвет двух знаковых музыкальных направления — рока и панка. Они стали центром культуры зинов и популяризировали её, сумев привлечь внимание ещё большего количества аудитории. Одними из самых популярных фанзинов стали «Sniffin’ Glue», «Bondage» и «48 Thrills». Их появление исходит от желания людей разных субкультур быть услышанными, провозгласить свои взгляды на мир и придать им большей убедительности с помощью оформления правил своей социальной группы в зин-манифесты. Большинство рок-н-ролл и панк изданий тогда выходило в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Лондоне. Они сохранили свою популярность вплоть до 2000-х.
Обложки панк-зинов «48 Thrills!», 1977; «Maximum Rocknroll», 1982; «Sniffin' Glue», 1997
«Зины — это не люди, критикующие СМИ. Это не люди, бойкотирующие СМИ. Это люди, которые говорят: „Нам это не нравится! [СМИ] не освещают нашу культуру. Они не используют голос, который мы считаем подлинным“. Поэтому я собираюсь сделать это сам».
Стивен Данкомб, «Записки из подполья
Обложки зинов «Punk Magazine», 1978
ФЕМ-ЗИН –– СВОБОДА СЛОВА
Появление фем-зинов тесно связано с развитием феминистского движения «Riot Grrrl» в 90-е годы. Изначально оно возникло в панк-роке и выражалось в динамичных музыкальных композициях. Тяга обратить внимание на проблемы социального неравенства и набирающий популярность формат зинов соединились воедино и стали основным источником фем-просвещения. В изданиях подобной направленности освещались вопросы равноправия, расовых конфликтов, борьбы за права человека и права меньшинств.
«Мы, девушки, жаждем пластинок, книг и зинов, которые обращены к нам, которые мы можем прочувствовать полностью и которые могут быть понятны нами по-своему».
Цитата из манифеста Riot Grrrl
Обложка зина «Riot Grrrl», 1991
Развороты зина «Riot Grrrl», 1991
Фотографии черно-белых цветов, хаотичная композиция, несоблюдение классических правил верстки — всё это отражало стремительные изменения в социуме и беспорядки, творившиеся вокруг. Среди знаковых зинов движения «Riot Grrrl» можно выделить «Jigsaw», «Bikini Kill» и «Riot Grrrl».
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Предшественниками зинов в России можно назвать издания поэтов-футуристов. Сборники стали широко распространяться в 1910-е–1920-е годы с самого начала формирования движения. Футуристические книги издавались малым тиражом, печатались вручную и содержали авторские рисунки, мысли и ремарки — это роднит их с современным понятием зинов. Основные приемы — динамика текстовых блоков, яркая цветовая палитра, необычные формы. Зины и зин-манифесты отражали принципы футуристов — отказ от старых норм и пассивности, восхищение техническим прогрессом, акцент на динамику, быстрый темп городской жизни.
Давид Бурлюк «½ века», 1932
Давид Бурлюк «½ века», 1932
Термин «самиздат» появился позже — в 1940-е–1950-е годы. Это процесс неофициального создания и распространения произведений, не прошедших цензуру. Книги, чье содержание было запрещено властями, поначалу распространялись тайно — из рук в руки и только в кругу знакомых. Само название «самиздат» — изначально «самсебяиздат» — появилось благодаря поэту и переводчику Николаю Глазкову. Так он иронично подписывал свои сборники тиражом в три-четыре экземпляра по аналогии с «госиздатом».
Разворот и обложка литературного альманаха «Измизм», 1944
Среди журналов первыми признаются литературные альманахи «Голубой бутон» и «Измизм». Первый был выпущен студентами ленинградского филологического факультета в ноябре 1952 года, второй был задуман московскими первокурсниками режиссерского факультета ВГИКа в 1944 году. Для молодежных объединений была важна атрибутика, которая говорила о принадлежности того или иного студента к движению, согласию с правилами и взглядами кружка.
Обложка журнала «Рокси» № 15, 1990; Обложка журнала «Рокси» № 12, 1987; Обложка журнала «Рокси» № 14, 1988
Известные литературные произведения русской классики — «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, стихотворения А. А. Ахматовой, «Москва — Петушки» В. В. Ерофеева — существовали раньше лишь в формате самиздата и передавались из рук в руки.
Нелегально выпускали эзотерические сборники, кулинарные рецепты и музыкальные фанзины. Как и за рубежом, они обрели большую популярность в СССР. Самыми знаковыми стали «Рокси», «Ухо», «Зеркало» — издания об иностранной и советской рок-музыке.
Алексей Крученых «Тайные пороки академиков», 1916
Василий Каменский «Нагой среди одетых», 1914
Независимых авторов преследовали и жестоко наказывали за выпуск самиздата. Советская власть ввела жесткий контроль использования копировальной и печатной техники. Однако интерес людей к запрещенному рос и самиздата становилось все больше, скрупулезно следить за его распространением стало гораздо сложнее. После распада СССР контроль ослаб, а потом и вовсе исчез в связи с ослаблением цензуры в государстве.
Появление и развитие самиздата в СССР можно отнести к отечественной истории зин-культуры, так как он был тоже преимущественно издавался с помощью ручных техник, отличался от тиражированных журналов того времени независимостью издания, освещением актуальных тем.
СОВРЕМЕННЫЕ ЗИНЫ И ИХ ЦЕЛИ
Появление интернета на время приостановило широкое распространение зинов — все необходимое можно было найти в сети, а фанатские переписки перешли на форумы. Но в 2010-х формат зина был переосмыслен, теперь он стал восприниматься как уникальный объект искусства и коллекционирования и начал издаваться с различными целями.
Invalid Books «Снился Сон», 2021
«Invalid Books» — издание, поддерживающее работы людей с ментальными особенностями. Организаторы публикуют работы и устраивают тематические выставки в своем пространстве «Invalid House». В зинах часто прослеживаются любовь к уличному искусству и путешествиям по России. Так, книга «Снился Сон» представляет собой сборник фотографий из путешесткий по постсоветскому пространству. Цель фото-зина — переосмысление привычного формата альбома, передача ощущений свободы и хаоса, которые дарит человеку улица.
Liars Collective «New Nature», 2023
«Liars Collective» — одноименный зин петербургского бренда, находящегося на стыке искусства и дизайна. Основа — юмор, игра с типографикой, малотиражность, фокус на молодую креативную целевую аудиторию.
Зины «Liars Collective» — это манифесты с объяснением концепции и правил новой линейки одежды с целью продвижения бренда среди молодежи.
Kiosk «Ideal Science Prints», 2023
«Kiosk» — независимое лондонское издательство, специализирующееся на самиздатовских журналах и книгах от молодых художников и дизайнеров. Цель деятельности платформы — дать возможность начинающим креаторам высказаться и зарекомендовать себя в профессиональном сообществе.
Sarah Hotchkiss «High Contrast», 2022
В Сан-Франциско находится студия дизайна и печати «Colpa Press», которая издает зины по искусству, а также ряд журналов, посвященных рейв-культуре. «Colpa Press» проводит художественные книжные ярмарки с 2016 года с целью продолжать утверждать формат зина как уникальный объект искусства.
Популярный зин — «Высокий контраст», представляет коллекцию из восьми картин Сары Хочкисс. Девушка использует особенность формата зина как площадку для создания высококонтрастных бумажных изображений, оказывающих гипнотизирующий эффект на зрителя.
Васса Уманская «На стене», 2023
Лёша Ельшин «35 mm», 2023
Зины сейчас часто исследуют необычные феномены или служат в качестве личного фотоальбома.
Иногда они создаются без конкретной цели. Стимулом может стать желание попробовать себя в новом жанре или повеселиться, а может и проектное задание в вузе.
ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ
Большой вклад в развитие современной российской зин-культуры вносит московская галерея «Граунд», в стенах которой регулярно проводятся Граунд зин-фесты. Это первый в России фестиваль малотиражных авторских книг. Масштабное мероприятие, где зины — формат для высказываний молодых художников, фотографов и дизайнеров. Подать заявку может каждый желающий.
«ГРАУНД Зин Фест», 2023
Для того, чтобы все больше людей узнавали про зин-культуру, «Манеж» — крупнейшее экспозиционное пространство в центре Петербурга — объявил об открытии собственной библиотеки зинов. Фото с посещений доказывают, что интерес к авторским изданиям есть у людей любых возрастов.
Открытие библиотеки зинов «Манеж», 2023
«NIZINA» — проект о культуре самиздата в России. У инициативы есть онлайн-платформа в виде телеграм-канала и группы вконтакте. Организаторы устраивают воркшопы по созданию зинов, в которых может принять участие любой желющий. Сейчас «NIZINA» пытаются воплотить уникальную идею — сделать передвижную библиотеку зинов и выставлять её в различных пространствах по всей России, чтобы делать самиздат более открытым и доступным.
Фестиваль зинов и фотокниг «NIZINA», 2022
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многочисленные эксперименты сформировали в искусстве создания зинов свойства жанра, которые актуальны в зин-культуре до сих пор. Во-первых, зин все еще может содержать в себе сочетание разных типов бумаги, непривычные для книг элементы — вышивку, листы пластика, металла и другое. Во-вторых, важным аспектом стало отсутствие рамок: автор сам определяет содержание и тематику, ведь выпуск зина по-прежнему редко сопровождается техническим заданием издателя. В-третьих, формат зина дарит возможность высказываться вне институций и правил. Любая ошибка расценивается как новаторство и заявка на появление отличительного приема. И конечно, маленький тираж при выпуске издания.
Благодаря современным зиноделам и новой волне популярности зин-культуры формат остается актуальным и в наше время, постоянно преобразовываясь и развиваясь.
Stephen Duncombe Notes From Underground: Zines and the Politics of Underground Culture [Текст] / Stephen Duncombe — 1-е изд. —: Microcosm Publishing Bloomington Portland, 1997 — 246 c.
Julie Bartel From A to zine [Текст] / Julie Bartel — 1-е изд. — United States: American Library Association, 2004 — 152 c.
Алла М., Кристина С. От андеграунда до современного искусства: какой путь проделали зины и где они представлены сегодня? / Алла М., Кристина С. [Электронный ресурс] // Объединение: [сайт]. — URL: https://obdn.ru/articles/ot-andegraunda-do-sovremennogo-iskusstva-kakoy-put-prodelali-ziny-i-gde-oni-predstavleny-segodnya (дата обращения: 16.11.2023).
Неизвестный автор Cut and paste: зин-культура / Неизвестный автор [Электронный ресурс] // Вконтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/@nccaspb-zin-kultura (дата обращения: 18.11.2023).
Рэймонд Артур Палмер и Клуб научной корреспонденции, фанзин «Комета» https://thumbs.peoplesgdarchive.org/static/media-items/image/18610/upto-2880x2124/62fbdff2/@2x/Screen%20Shot%202022-08-16%20at%30.16.2011%20AM.png? tgt=webp (дата обращения 16.11.23)
«Futuria Fantasia» № 1, 2,3,4 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/52/Futuria_Fantasia%2C_no._1_cover.jpg, https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/ab/Futuria_Fantasia%2C_no._2_cover.jpg, https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/31/Futuria_Fantasia%2C_no._3_cover.jpg, https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/22/Futuria_Fantasia%2C_no._4_cover.jpg (дата обращения 17.11.23)
Обложки первых фанзинов https://kimon.hosting.nyu.edu/physical-electrical-digital/items/show/1393 (дата обращения 16.11.23)
Обложка зина «Riot Grrrl» https://yiaramagazine.files.wordpress.com/2021/01/punk-lune-1.png (дата обращения 16.11.23)
Развороты зина «Riot Grrrl» https://hearnebraska.org/wp-content/uploads/files/RiotGrrrls.jpg (дата обращения 16.11.23)
«Punk Magazine» https://www.skillademia.com/wp-content/uploads/2023/08/EqoJCQTgU-rNUgPO0Vfv7Spz6Rol-CSZ4qZfaF__NN26DVyGN2cb9L7qh6eQpXCmHSuVHkS0RSnBXgV8zZcbnC4mDgl1dNE4P3JWIV4ds6rpks54VYYONc3sm36fpTuN70flZ9zZeU4kH404ci9R1ts.png (дата обращения 17.11.23)
«Sniffin' Glue» https://www.skillademia.com/wp-content/uploads/2023/08/AAornjBDChARTfSS6gZEI39PQxJir5UiABHZO3yT-IKc30ALx_V-dkccQaiJYvThV-FfaRYIR983yFxPMnc7gzeJ6v7dZXCPldXtfchzftY-WPu3HKFZ-eAD7IFZfdyutYi9w0IDR54s4DV0KFfvzS4.png (дата обращения 17.11.23)
«48 Thrills!» https://sun9-40.userapi.com/impg/Tk4uPiJg43DE7aoBAM05LsooZwHDkgRU8vMvog/Ar4e-t4S4iw.jpg?size=1280x1792&quality=95&sign=a8d46bb1fe8304373bf2eda609abbc02&type=album (дата обращения 17.11.23)
«Maximum Rocknroll» https://www.skillademia.com/wp-content/uploads/2023/08/XqakgnFdhKxZ0qqnyZgxErZouubVkc1-p3yqqFcmps_BgKNYbLhLmIESCvi0PSKhda1gaqWOJGjR9XHqnvdTVjCfS8Rhjpaa9VM7uvbh8QxNqUfK79F7ikdMWWmFJUzgTUGuE7F0ydiWiTwO-NQAYs8.png (дата обращения 17.11.23)
Обложка зина «Bad Day at Lime Rock» https://sun9-33.userapi.com/impg/j1Sq3FSe6nEENCBB1PIawqCbjw8QGVDvNm96hQ/ai0NVSyNbwM.jpg?size=776x1016&quality=95&sign=b60643367c043549bd6038d7a080cf48&type=album (дата обращения 18.11.23)
Обложки и развороты «Caravan» https://swco-ir.tdl.org/collections/1ee36f35-acef-4df4-9a1d-06a2cdd5737a (дата обращения 19.11.23)
Обложки «Gardyloo» https://swco-ir.tdl.org/search?query=gardyloo&spc.page=1 (дата обращения 19.11.23)
Давид Бурлюк «½ века» http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3458-burlyuk-d-d-1-2-veka-izdano-k-pyatidesyatiletiyu-so-dnya-rozhdeniya-poeta-new-york-izd-marii-n-burlyuk-1932#mode/inspect/page/3/zoom/4 (дата обращения 20.11.23)
Обложки журнала «Рокси» № 15, № 12, № 14 https://vk.com/wall-33743708_87968 (дата обращения 21.11.23)
Алексей Крученых «Тайные пороки академиков» http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3500-kruchenyh-a-a-taynye-poroki-akademikov-b-m-1916#mode/inspect/page/15/zoom/4 (дата обращения 21.11.23)
Василий Каменский «Нагой среди одетых» http://elib.shpl.ru/ru/nodes/3173-kamenskiy-v-v-nagoy-sredi-odetyh-izdanie-rossiyskih-futuristov-m-1914#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения 21.11.23)
Invalid Books «Снился Сон» https://invalidbooks.com/tproduct/388006434-305953919926-snilsya-son (дата обращения 21.11.23)
Liars Collective «New Nature» https://liars.co/stuff/tproduct/578257914-158085481271-zine-liars-new-nature (дата обращения 21.11.23)
Kiosk «Ideal Science Prints» https://shop.k-i-o-s-k.com/wp-content/uploads/2019/02/idealscience-07-1024x884.png (дата обращения 21.11.23)
Sarah Hotchkiss «High Contrast» https://sarahhotchkiss.com/High-Contrast (дата обращения 21.11.23)
«ГРАУНД Зин Фест» https://img08.rl0.ru/afisha/2370x1578q65i/s2.afisha.ru/mediastorage/e0/6c/b543bb750b3948ea9388ba7e6ce0.jpg (дата обращения 21.11.23)
Открытие библиотеки зинов «Манеж» https://manege.spb.ru/wp-content/uploads/2023/07/88.jpg (дата обращения 21.11.23)
Фестиваль зинов и фотокниг «NIZINA» https://drugoigorod.ru/wp-content/uploads/2022/09/xE9TFDDnfsugc2b4HkY7bLYU7oD0Nl3KWRHV72UN7qQjakn3q9gGTh0l8kdLPJVV6r5tWM1rfelSNRr7muPWSkf9.jpeg (дата обращения 21.11.23)