Original size 1140x1600

История видеоигр на примере серии «Half-Life»

PROTECT STATUS: not protected
131
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Содержание

Концепция «Half-Life» (1998) - Повествование сюжета - Использование скриптов - Искусственный интеллект «Half-Life 2» (2004) - Графика - Продвинутая физика - Лицевые анимации «Half-Life: Alyx» (2020) - Переход в VR Заключение Источники

Концепция

Основополагающей спецификой в отрасли создания видеоигр является существование уникальных «проектов-легенд», на основе опыта которых устанавливаются стандарты индустрии. Подобные «законодатели» обретают свой титул путём изобретения или переосмысления их разработчиками идей, концепций и механик, которые, в буквальном смысле, переворачивают всевозможные привычные представления.

Одной из таких «легенд» является серия игр «Half-Life» (от компании-разработчика «Valve»), которая на протяжении всего своего существования изобилует различными удачными решениями и нововведениями. Рассмотрим далее, что именно было привнесено с каждым выпуском очередной части.

big
Original size 1200x375

Образ главного героя серии

«Half-Life» (1998)

Повествование сюжета

Что сделало «Half-Life» такой особенной, так это то, каким образом велось повествование. Вместо того, чтобы требовать погружения в лор путём чтения многих страниц текста или просмотра катсцен, игра сразу ставит вас на место учёного Гордона Фримена и рассказывает всю историю его глазами в режиме реального времени.

Loading...
Original size 1280x800

Действия игрока непосредственно приводят к основной сюжетной катастрофе «каскадного резонанса»

В игре также присутствует некоторая нелинейность сюжета в виде возможности выбора концовки: продолжения сотрудничества с таинственным мужчиной в сером костюме, или же гибель главного героя.

Original size 1280x720

Момент выбора: согласиться и войти в портал, или же отказаться и погибнуть

Использование скриптов

Нельзя не отметить новаторское на то время использование заскриптованных событий. С их помощью удалось достичь ощущения наполненности окружающего мира. Путешествуя по окрестностям, возможно увидеть ученых в закрытых помещениях, пытающихся отбиться от хедкрабов, охранников, которых монстры затаскивали в воздуховоды, или битвы морских пехотинцев с инопланетянами. Плотность этих событий действительно помогла создать правдоподобный мир, который не казался статичным.

Original size 1920x1080

Заскриптованный момент атаки тентаклей на учёного

Original size 1366x768

Пара сотрудников, с которыми возможно взаимодействовать путём «хулиганства» с их компьютером

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект персонажей — одна из ключевых особенностей данной игры. Для каждого вида ИИ были разработаны собственные, уникальные варианты поведения и состояний. К примеру, при получении урона, солдаты были способны отступать и применять укрытия, периодически откидывая гранаты. Некоторые монстры даже обладали механикой обоняния, позволяющей находить среди локации лакомые для них свежие трупы.

Original size 720x480

Механика использования укрытий среди противоборствующих групп ИИ

Original size 720x480

Применение вражеским ИИ гранаты для выкуривания игрока из укрытия

Не все персонажи настроены одинаково агрессивно по отношению к Фримену. Среди прочих игр того времени, «Half-Life» — одна из первых, где появляется механика дружественных ИИ, способных следовать за главным героем и помогать ему сражаться с противниками.

Original size 1200x900

Поддержка главного героя дружественным ИИ

Original size 2560x1440

Результат поддержки дружественным ИИ

«Half-Life 2» (2004)

Графика

Вторая часть серии вошла в историю благодаря применяемому в ней движку «Source», который явно опережал своё время за счёт большого количества возможностей.

Original size 1920x1080

Логотип игрового движка

«Half-Life 2» была одной из первых, где применялись сложные шейдерные эффекты, такие как отражение окружающего пространства от поверхности воды.

Original size 1920x1080

Демонстрация наличия отражений от поверхности воды

Original size 1920x1080

Взаимодействие эффектов огня с поверхностью воды

С последовательным развитием движка и его применением в следующих эпизодах «Half-Life 2» (и в частности бенчмарке «Half-Life 2: Lost Coast»), были добавлены: HDR-рендеринг, динамическое освещение, мягкие тени от объектов, многоядерный рендеринг и развитая система частиц.

Original size 1280x720

Эффект применения технологии HDR в «Half-Life 2: Lost Coast»

Original size 5400x4320

Демонстрация динамического освещения в совокупности с HDR в «Half-Life 2: Lost Coast»

Продвинутая физика

Физическая составляющая «Source» была основана на движке «Havok», позволяющим рассчитывать симуляции взаимодействия различных объектов.

Original size 854x480

Демонстрационный уровень, показывающий возможности движка «Source»

Возможности движка позволили сфокусировать игровой процесс «Half-Life 2» на физическом взаимодействии объектов как в бою, так и при решении головоломок.

Original size 4548x2844

Вариант головоломки с использованием противовеса

Original size 7680x4320

При помощи гравипушки можно бросаться во врагов различными объектами, в том числе и взрывчаткой

Лицевые анимации

Качественная лицевая анимация персонажей была большой редкостью среди игр, выпущенных в 2004 году. В «Half-Life 2» она была воплощена в полной мере и с куда большим функционалом в виде технологии «Lip sync».

Loading...

«Lip sync» — технология, позволяющая автоматически подставлять мимику лица и губ под речь персонажа. С её помощью можно создавать убедительные анимации путём малых трудозатрат. Также, «Lip sync» значительно упрощает процесс озвучки персонажей, так как актёрам не нужно стараться попадать под движения губ, достаточно просто укладываться по времени.

«Half-Life: Alyx» (2020)

Переход в VR

Спустя многие годы затишья со стороны разработчиков, в 2020 году на свет появляется VR-приквел второй части, который, по уже устоявшейся традиции, становится прорывным для всей игровой индустрии.

Original size 1920x1080

Скриншот из «Half-Life: Alyx»

Прорыв охарактеризован построением качественной сюжетной линии (с характерным стилем и атмосферой повествования серии) вокруг максимально интерактивной VR-среды, что в итоге образовало совершенно новый продукт. Подобный подход значительно отличается по уровню реализации от прочих проектов, где VR-составляющая зачастую добавлялась в качестве модификации уже существующей игры.

Original size 854x480

Момент появления «страйдера» на крыше здания

Игровой процесс в «Half-Life: Alyx» по-прежнему разделен между исследованием, решением головоломок и боем. Однако в силу особенностей взаимодействия игрока с виртуальным интерфейсом, сражения стали в меньшей степени походить на активное бегство с оружием в руках, обретая более медленный и методичный характер.

Original size 854x480

Перестрелка, где игроку приходится активно задействовать укрытие

Original size 854x480

Перезарядка оружия теперь осуществляется исключительно вручную

Процесс исследования локаций сопровождается высокой степенью интерактивности и детализированности окружающего мира. Всё это образует «иммерсивность» игрового процесса.

Original size 854x480

Взаимодействие с консолью, открывающей проход

Original size 854x480

Головоломка с переключением цепей питания

Заключение

Каждая часть «Half-Life» опирается на передовые для своего времени технологии, которые, при сбалансированной и корректной подаче, образуют уникальный опыт, выделяющий всю серию среди прочих проектов. Таким образом, можно говорить о том, что «Half-Life» заслуженно обладает статусом «легенды», которая оказала значительное влияние на мировую игровую индустрию.

Original size 2560x1080

Тематический постер с персонажами игры

Источники

1. URL: https://www.denofgeek.com/games/half-life-innovations-history/ [дата обращения: 17.11.22] 2. URL: https://www.gamespot.com/articles/greatest-games-of-all-time-half-life/1100-6171044/ [дата обращения: 17.11.22] 3. URL: https://stopgame.ru/blogs/topic/105455/chto_bylo_innovacionnogo_v_half_life_2 [дата обращения: 17.11.22] 4. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Source [дата обращения: 23.11.22] 5. URL: https://www.roadtovr.com/half-life-alyx-review/ [дата обращения: 23.11.22]

История видеоигр на примере серии «Half-Life»
131
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more