
Содержание
Концепция «Half-Life» (1998) - Повествование сюжета - Использование скриптов - Искусственный интеллект «Half-Life 2» (2004) - Графика - Продвинутая физика - Лицевые анимации «Half-Life: Alyx» (2020) - Переход в VR Заключение Источники
Концепция
Основополагающей спецификой в отрасли создания видеоигр является существование уникальных «проектов-легенд», на основе опыта которых устанавливаются стандарты индустрии. Подобные «законодатели» обретают свой титул путём изобретения или переосмысления их разработчиками идей, концепций и механик, которые, в буквальном смысле, переворачивают всевозможные привычные представления.
Одной из таких «легенд» является серия игр «Half-Life» (от компании-разработчика «Valve»), которая на протяжении всего своего существования изобилует различными удачными решениями и нововведениями. Рассмотрим далее, что именно было привнесено с каждым выпуском очередной части.

Образ главного героя серии
«Half-Life» (1998)
Повествование сюжета
Что сделало «Half-Life» такой особенной, так это то, каким образом велось повествование. Вместо того, чтобы требовать погружения в лор путём чтения многих страниц текста или просмотра катсцен, игра сразу ставит вас на место учёного Гордона Фримена и рассказывает всю историю его глазами в режиме реального времени.
Действия игрока непосредственно приводят к основной сюжетной катастрофе «каскадного резонанса»
В игре также присутствует некоторая нелинейность сюжета в виде возможности выбора концовки: продолжения сотрудничества с таинственным мужчиной в сером костюме, или же гибель главного героя.
Момент выбора: согласиться и войти в портал, или же отказаться и погибнуть
Использование скриптов
Нельзя не отметить новаторское на то время использование заскриптованных событий. С их помощью удалось достичь ощущения наполненности окружающего мира. Путешествуя по окрестностям, возможно увидеть ученых в закрытых помещениях, пытающихся отбиться от хедкрабов, охранников, которых монстры затаскивали в воздуховоды, или битвы морских пехотинцев с инопланетянами. Плотность этих событий действительно помогла создать правдоподобный мир, который не казался статичным.
Заскриптованный момент атаки тентаклей на учёного
Пара сотрудников, с которыми возможно взаимодействовать путём «хулиганства» с их компьютером
Искусственный интеллект
Искусственный интеллект персонажей — одна из ключевых особенностей данной игры. Для каждого вида ИИ были разработаны собственные, уникальные варианты поведения и состояний. К примеру, при получении урона, солдаты были способны отступать и применять укрытия, периодически откидывая гранаты. Некоторые монстры даже обладали механикой обоняния, позволяющей находить среди локации лакомые для них свежие трупы.
Механика использования укрытий среди противоборствующих групп ИИ
Применение вражеским ИИ гранаты для выкуривания игрока из укрытия
Не все персонажи настроены одинаково агрессивно по отношению к Фримену. Среди прочих игр того времени, «Half-Life» — одна из первых, где появляется механика дружественных ИИ, способных следовать за главным героем и помогать ему сражаться с противниками.
Поддержка главного героя дружественным ИИ
Результат поддержки дружественным ИИ
«Half-Life 2» (2004)
Графика
Вторая часть серии вошла в историю благодаря применяемому в ней движку «Source», который явно опережал своё время за счёт большого количества возможностей.
Логотип игрового движка
«Half-Life 2» была одной из первых, где применялись сложные шейдерные эффекты, такие как отражение окружающего пространства от поверхности воды.
Демонстрация наличия отражений от поверхности воды
Взаимодействие эффектов огня с поверхностью воды
С последовательным развитием движка и его применением в следующих эпизодах «Half-Life 2» (и в частности бенчмарке «Half-Life 2: Lost Coast»), были добавлены: HDR-рендеринг, динамическое освещение, мягкие тени от объектов, многоядерный рендеринг и развитая система частиц.
Эффект применения технологии HDR в «Half-Life 2: Lost Coast»
Демонстрация динамического освещения в совокупности с HDR в «Half-Life 2: Lost Coast»
Продвинутая физика
Физическая составляющая «Source» была основана на движке «Havok», позволяющим рассчитывать симуляции взаимодействия различных объектов.
Демонстрационный уровень, показывающий возможности движка «Source»
Возможности движка позволили сфокусировать игровой процесс «Half-Life 2» на физическом взаимодействии объектов как в бою, так и при решении головоломок.
Вариант головоломки с использованием противовеса
При помощи гравипушки можно бросаться во врагов различными объектами, в том числе и взрывчаткой
Лицевые анимации
Качественная лицевая анимация персонажей была большой редкостью среди игр, выпущенных в 2004 году. В «Half-Life 2» она была воплощена в полной мере и с куда большим функционалом в виде технологии «Lip sync».
«Lip sync» — технология, позволяющая автоматически подставлять мимику лица и губ под речь персонажа. С её помощью можно создавать убедительные анимации путём малых трудозатрат. Также, «Lip sync» значительно упрощает процесс озвучки персонажей, так как актёрам не нужно стараться попадать под движения губ, достаточно просто укладываться по времени.
«Half-Life: Alyx» (2020)
Переход в VR
Спустя многие годы затишья со стороны разработчиков, в 2020 году на свет появляется VR-приквел второй части, который, по уже устоявшейся традиции, становится прорывным для всей игровой индустрии.
Скриншот из «Half-Life: Alyx»
Прорыв охарактеризован построением качественной сюжетной линии (с характерным стилем и атмосферой повествования серии) вокруг максимально интерактивной VR-среды, что в итоге образовало совершенно новый продукт. Подобный подход значительно отличается по уровню реализации от прочих проектов, где VR-составляющая зачастую добавлялась в качестве модификации уже существующей игры.
Момент появления «страйдера» на крыше здания
Игровой процесс в «Half-Life: Alyx» по-прежнему разделен между исследованием, решением головоломок и боем. Однако в силу особенностей взаимодействия игрока с виртуальным интерфейсом, сражения стали в меньшей степени походить на активное бегство с оружием в руках, обретая более медленный и методичный характер.
Перестрелка, где игроку приходится активно задействовать укрытие
Перезарядка оружия теперь осуществляется исключительно вручную
Процесс исследования локаций сопровождается высокой степенью интерактивности и детализированности окружающего мира. Всё это образует «иммерсивность» игрового процесса.
Взаимодействие с консолью, открывающей проход
Головоломка с переключением цепей питания
Заключение
Каждая часть «Half-Life» опирается на передовые для своего времени технологии, которые, при сбалансированной и корректной подаче, образуют уникальный опыт, выделяющий всю серию среди прочих проектов. Таким образом, можно говорить о том, что «Half-Life» заслуженно обладает статусом «легенды», которая оказала значительное влияние на мировую игровую индустрию.
Тематический постер с персонажами игры
Источники
1. URL: https://www.denofgeek.com/games/half-life-innovations-history/ [дата обращения: 17.11.22] 2. URL: https://www.gamespot.com/articles/greatest-games-of-all-time-half-life/1100-6171044/ [дата обращения: 17.11.22] 3. URL: https://stopgame.ru/blogs/topic/105455/chto_bylo_innovacionnogo_v_half_life_2 [дата обращения: 17.11.22] 4. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Source [дата обращения: 23.11.22] 5. URL: https://www.roadtovr.com/half-life-alyx-review/ [дата обращения: 23.11.22]