Original size 1140x1600

Сенсорный поворот и мультисенсорные художественные практики

PROTECT STATUS: not protected

Границы языка человека — не границы его мира, как утверждал Витгенштейн. Наши чувства возникли раньше языка и выходят далеко за его пределы

Дэвид Хоуз (из эссе «Расширяющаяся область сенсорных исследований», 2013)

big
Original size 1228x648

Что такое мультисенсорность

big
Original size 540x350

Марьям Тузани, фильм «Адам», 2019

С точки зрения нейробиологии, мультисенсорность это способность мозга интегрировать информацию от разных органов чувств для создания целостного восприятия окружающего мира.

В искусствоведении мультисенсорность это подход, при котором произведения искусства воздействуют на несколько органов чувств одновременно.

    Органы чувств — Виды внешних ощущений
  1. Глаза — Зрение
  2. Уши — Слух
  3. Нос — Обоняние
  4. Язык — Вкус
  5. Кожа — Тактильность
  6. Вестибулярный аппарат и проприоцепторы — Проприоцепция

Что такое сенсорный поворот

Дэвид Хоуз

Сенсорный поворот начался в конце 1980-х годов. Это тенденция, при которой художники и исследователи обращают внимание на различные формы чувственного восприятия, выходя за пределы зрения.

Констанс Классен и Дэвид Хоуз показали, что сенсорные системы формируются культурой и исторически изменяются:

  • В Индии прикосновение играет более значимую роль и воспринимается иначе чем в России
  • В Средневековье обоняние было важнее, чем сегодня

Что такое мультисенсорное искусство

Мультисенсорное искусство включает:

1. Ольфакторное искусство

2. Искусство телесных практик и перформанса

3. Реляционное искусство

Формула мультисенсорного искусства:

1. Смещает ли автор фокус с зрительного восприятия?
2. Усиливает ли художник влияние на несколько видов внешних ощущений, не считая зрение?
3. Потеряла бы работа концептуальное и эмоциональное воздействие без сенсорной активации?

Если на три вопроса вы получили ответ «да» — работа мультисенсорна

Какие методы используют художники

Вернуть в детство

Эрнесто Нето, СолнцеСилаОкеанЖизнь, 2020

Тактильность, проприоцепция, обоняние

Original size 1440x1080

Эрнесто Нето, СолнцеСилаОкеанЖизнь (SunForceOceanLife), 2020

Original size 780x519

Эрнесто Нето, Celula Nave, 2004

Олафур Элиассон, Очень большой ледяной пол, 1998

Чувство температуры, проприоцепция

Original size 480x387

Олафур Элиассон, Очень большой ледяной пол (The very large ice floor), 1998

Вывести на природу

Random International, Комната дождя, 2012

Слух, обоняние

Original size 2500x1667

Random International, Комната дождя (Rain Room), 2012

Loading...

Олафур Элиассон, Ваш слепой пассажир, 2010

Проприоцепция, слух

Original size 1920x1280

Олафур Элиассон, Ваш слепой пассажир (Din blinde passager), 2010

0

Олафур Элиассон, Ваш слепой пассажир (Din blinde passager), 2010

Погрузить в виртуальную реальность

teamLab, Рисунок на водной глади, созданный танцем Кои и людей — Бесконечность, 2016–2018

Тактильность, чувство температуры

Original size 2048x1365

teamLab, Рисунок на водной глади, созданный танцем Кои и людей — Бесконечность (Drawing on the Water Surface Created by the Dance of Koi and People — Infinity), 2016–2018

Loading...

Marshmallow Laser Feast (Barnaby Steel, Ersin Han Ersin, Robin McNicholas), Глазами животных, 2015

Тактильность, слух, проприоцепция

Original size 2048x1362

Marshmallow Laser Feast (Barnaby Steel, Ersin Han Ersin, Robin McNicholas), Глазами животных (In the Eyes of the Animal), 2015

0

Восприятие лягушки, комара, совы

Marshmallow Laser Feast (Barnaby Steel, Ersin Han Ersin, Robin McNicholas), Глазами животных (In the Eyes of the Animal), 2015

Забрать чувство

Тиль Бодекер, Думай иначе, 2020

Тактильность, проприоцепция

Тиль Бодекер (Till Bödeker), Думай иначе (Think outside the box), 2020

Марина Абрамович, Генератор, 2014/2017

Тактильность, проприоцепция, обоняние

0

Марина Абрамович, Генератор, 2014/2017

Заключение

Когда мы уделяем внимание не только зрению, восприятие искусства и жизни в целом становится ярче и глубже

Формула мультисенсорного искусства:

1. Смещает ли автор фокус с зрительного восприятия?
2. Усиливает ли художник влияние на несколько видов внешних ощущений, не считая зрение?
3. Потеряла бы работа концептуальное и эмоциональное воздействие без сенсорной активации?

Если на три вопроса вы получили ответ «да» — работа мультисенсорна

Original size 2480x2000
Сенсорный поворот и мультисенсорные художественные практики
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more