Original size 1140x1600

Выставочные практики Люси Липпард: феминизм в искусстве

PROTECT STATUS: not protected
103
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Выставочные практики Люси Липпард: феминизм в искусстве

big
Original size 1100x550

Сью Форд Люси Р. Липпард посетила галерею Юинга, Мельбурн, 1975

Рубрикатор

1 Концепция

2 Важнейшие выставки

3 Роль феминизма в кураторских практиках Липпард

4 Влияние на кураторскую мысль: последователи

4 Заключение

5 Список источников

Феминизм — это идеология, система ценностей, революционная стратегия и образ жизни. Поэтому феминистское искусство является заведомым гибридом по необходимости.

Люси Липпард

Концепция

Люси Липпард — американская писательница и журналистка, арт-критик, активистка, а также куратор. Она сыграла ключевую роль в развитии концептуального искусства в Нью-Йорке в 1960-х и 1970-х годах и активно участвовала в движении феминистского искусства. На протяжении своей долгой карьеры она опубликовала более двадцати книг, курировала около пятидесяти выставок, написала множество эссе и статей, которые актуальны по сей день. Она также является политическим и культурным активистом, помогая формировать группы, в том числе Специальный комитет женщин по искусству и Коалицию работников искусства. В последние годы она сосредоточила свою работу на ландшафте, культуре и искусстве американского юго-запада, куда она переехала в 1990-х годах.

Примерно с середины шестидесятых годов в искусстве появляется новая тенденция, которую американские критики Джон Чэндлер и Люси Липпард обозначили как «дематериализация арт-обьекта».

Многие годы в своих работах куратор Люси Липпард исследовала историю концептуального искусства и тенденцию утрачивания значения материальной формы в произведениях искусства, этот феномен куратор и называла «дематериализация арт-объекта». Дематериализация искусства стала возможна во многом благодаря использованию художниками новых медиа, таких как фотография, видео, аудио, компьютерные технологии и так далее. Люси Липпард связывает использование новых медиа с попыткой демократизации современного искусства, ведь искусство теперь перемещается художником самостоятельно, или в нем самом, а не через запоздалые, путешествующие по разным городам, выставкам.

Исследуя ее творчество, я ставлю задачу найти ответы на вопросы: что объединяет работы Липпард, что служило для нее основой вдохновения и как она повлияла на выставочную деятельность в целом. Как выглядят сейчас последователи автора, какие работы они создают, с чем ассоциируются работы куратора и как Липпард описывала и осмысляла свое творчество.

В данном визуальном исследовании мной отобран материал, который раскрывает особенности творчества Липпард. Ее собственные работы, а также те, на которые она оказала определенное влияние, созданные последователями куратора. В процессе будут также рассмотрены работы, отдельно отобранные Липпард для ее личных выставок.

Основой для текстового материала и размышлений стали тексты самой Люси Липпард, которые она публиковала с 1976 по 2014 года, а так же тексты исследователей творчества куратора.

Важнейшие выставки Липпард

Первая выставка Липпард прошла в 1966 году и называлась «Эксцентричная абстракция». Так Липпард выразила свой интерес к концептуальному искусству и феминизму. Выставка оказалась спорной для представителей художественного мира не только из-за феминистских мотивов, но и из-за того, что в то время должность критика, которым была Липпард, не могла совмещаться с должностью куратора выставок.

Original size 600x426

Эксцентричная абстракция, 1966

Original size 2000x1578

Эксцентричная абстракция, 1966

Loading...

Одна из важнейших выставок «Шесть лет» посвящена изучению определяющего влияния новаторской книги Люси Р. Липпард «Шесть лет» на зарождающееся движение концептуального искусства. Данный проект сама автор считает лучшим в своей карьере. «Шесть лет», опубликованный в 1973 году, одновременно каталогизировал и описывал развитие практики концептуального искусства в конце шестидесятых и начале семидесятых годов и в настоящее время широко считается важным справочным изданием того периода.

Original size 351x428

Люси Р. Липпард, Шесть лет: дематериализация арт-объекта из 1966–1972

Original size 2480x951

Материализация «Шести лет»: Люси Р. Липпард, 2012

«Концептуальное искусство для меня означает работу, в которой идея имеет первостепенное значение, а материальная форма вторична, легка, эфемерна, дешева, проста или „дематериализована“.

Люси Липпард

Люси Липпард писала, что в концептуальном искусстве «монотонная или чрезвычайно простая на вид картина и совершенно „тупые“ объекты существуют как во времени, так и в пространстве». Такие произведения требуют большего участия зрителя, несмотря на их кажущуюся враждебность, которая является не столько враждебностью, сколько отчужденностью и сдержанностью. Больше времени необходимо потратить на переживание и созерцание работы без подробностей, поскольку зритель привык сосредотачиваться на деталях и получать впечатление от произведения с помощью этих деталей.

Original size 1064x929

Взгляд на «Материализацию „Шести лет“: Люси Р. Липпард и появление концептуального искусства», 2012. Вверху: Элис Адамс, Большой алюминий, 1965

Original size 2480x1350

Материализация «Шести лет»: Люси Р. Липпард и появление концептуального искусства, 2012

Отражая растущую приверженность Липпард политической активности, особенно ее растущую приверженность феминизму в 1970-х годах, «Материализация шести лет» заканчивается эпилогом: ее новаторской выставкой женщин-концептуалистов 1973 года. Представленная сразу после периода, охватываемого «Шестью годами», эта выставка продемонстрировала место феминизма в движении концептуального искусства, а также его влияние на Липпард и многих ее художников.

Original size 2480x1141

Контрольный список для говорящих томов: книги женщин-художников, 1980

Увлечение Липпард феминизмом возникло из ее растущего понимания пересечения искусства с политикой и социальной практикой. Ее активный подход к протесту против недопредставленности женщин-художников, а также ее критический голос в многочисленных эссе и книгах, посвященных феминистским проблемам, и защита отдельных женщин-художников принесли ей значительное место среди критиков и историков искусства в феминистском движении.

Original size 1622x1086

Выставка «Шоу дикого искусства» 17 января — 14 марта 1982 г. Архивы MoMA PS1, II.A.347. Музей Архив современного искусства, Нью-Йорк. INPS1.322.1.

Original size 2480x1037

«До и включая ее пределы», Кэроли Шнеманн, 1973

Original size 1622x1086

Выставка «Шоу дикого искусства» 17 января — 14 марта 1982 г. Архивы MoMA PS1, II.A.347. Музей Архив современного искусства, Нью-Йорк. INPS1.322.1.

Original size 2480x814

557, 087 Сиэтл: выставка, организованная Люси Р. Липпард, Художественный музей Сиэтла, Сиэтл, США, 1969

Original size 2480x1350

Выставка «Когда отношения обретают форму», 1969

Original size 600x447

Валенсия, Калифорния, путешествие по США и Европе, 1973-1974

Original size 1622x1086

Выставка «Шоу дикого искусства» 17 января — 14 марта 1982 г. Архивы MoMA PS1, II.A.347. Музей Архив современного искусства, Нью-Йорк. INPS1.322.1.

Original size 2480x1350

Люси Липпард, Нэнси Сперо, 1971

Роль феминизма в кураторских практиках Липпард

В начале 1971 года феминизм второй волны все еще находился в зачаточном состоянии, и женщины-художницы только начинали организовывать продолжающееся движение за равное представительство. Курирование выставки Липпард было актом активизма, но она понимала, что перемены будут происходить медленно и будут встречать сопротивление со всех сторон.

Неоднократно выслушивая заявления о том, что женщин, занимающихся концептуальным искусством, не существует, Липпард решила внести ясность. В 1973 году она организовала итоговую выставку «Числа»; в этом участвовали только женщины-художники, и он иллюстрировал сложные отношения между концептуальным и феминистским искусством. Шоу под названием c. 7500, получил свое название от населения Валенсии, где находится Калифорнийский институт искусств, его первое место проведения, и посетил ряд учреждений по всей территории Соединенных Штатов, прежде чем завершить свое выступление в Лондоне.

Original size 874x874

Люси Липпард C. 7500: выставка, организованная Люси Р. Липпард, 1974

Original size 2480x951

Инсталляционный вид выставки 955 000, 1970 г.; организован Люси Р. Липпард, 2012

Original size 1024x1279

Выражения I (Исследование движений лица), 1972, Руки (две версии), 1970–72 и Уши, 1970–71. Справа в углу видны «100 идентичных рисунков», 1969, Нэнси Уилсон Китчел.

Original size 2500x1651

Инсталляционный вид выставки «Фоторепортаж», 1970-е

Original size 2480x1350

Инсталляционный вид выставки «Информация» 2 июля 1970 г. — 20 сентября 1970 г. Фотоархив. Архив Музея современного искусства, Нью-Йорк. IN934.30. Фотография Джеймса Мэтьюза.

Люси Липпард упоминала, что курировала выставку женщин-художников, у которых никогда раньше не было персональных выставок. Эта выставка «Двадцать шесть современных женщин-художников» открылась в Музее современного искусства Олдрича в Риджфилде, штат Коннектикут, в начале 1971 года.

Сегодня широко считается, что это была первая феминистская выставка в Соединенных Штатах, и она ознаменовала дебют нескольких неизвестных художников, которые впоследствии стали звездами, среди которых Мэри Хейлманн, Ховардена Пинделл и Адриан Пайпер.

Original size 1200x1236

Выставка Люси Липпард «Двадцать шесть современных женщин-художников», 1971 год, в Музее современного искусства Олдрича.

Влияние на кураторскую мысль: последователи

Сейчас в мире организовано множество кураторских объединений, которые продолжают мысли Липпард. Один из таких примеров — «Феминистские мастерские им. Люси Липпард», кураторско-художественнй коллектив, организованный в Москве Анной Терешкиной и Анастасией Вепревой. Их выставка «А как же любовь?» повествует историю проектов участниц/ков, которые представляют собой противоречивые голоса в голове главной героини, обозначая различные ситуации, в которых она оказалась. На момент сбора проектов ни один из них не был завершен и дорабатывался совместными усилиями всех участников во время сессионного блока.

Original size 2480x951

Выставка «А как же любовь?», координаторы: Анастасия Вепрева, Анна Терешкина и Полина Заславская, 2015

Original size 960x319

Выставка «Утварь 365», Полина Заславская, 2013–2016

Original size 1620x1080

Предоставлено Джесси Унтрахт-Оакнер/Новый музей Эндрю Рассета, 2013

Выставка Queensize демонстрирует как через все залы проходит своего рода линия менструальной крови, состоящая из 100 красных тарелок и символизирующая, по мнению авторки Кики Смит, жизненный/репродуктивный цикл женщины. Линия проходит через условную жизнь, всё больше «отягощаясь» проблемами. От изумительного видео Ринеке Дейкстра Annemiek, February 11, 1997, на котором девочка-тинейджер подпевает популярной танцевальной песне, через проституток Марлен Дюма к третьей секции, посвященной смерти в контексте политического аспекта феминной идентичности.

Original size 1500x1230

Выставка Queensize, вид экспозиции // Фото: me Collectors Room Gallery

Loading...

Луис Буржуа — еще одна женщина, которая ассоциирует свои работы с деятельностью Липпард. Ее работы были включены в выставку Люси Липпард «Эксцентричная абстракция». После Луис создала не одну свою персональную выставку, которые были посвящены теме сознательного и бессознательного.

Original size 2480x951

Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: Клетки», 2015

Original size 688x550

Луиз Буржуа «I Have Been to Hell and Back», 2015

Original size 1600x900

Выставка «Служба времени», 2020

Заключение

Деятельность Люси Липпард связана с феминистским искусством и его защитой, а также с концептуальным искусством. Ее работы сосредоточены на искусстве и художественных концепциях, которые существуют вне собственности, превращения в товар и досягаемости традиционных художественных институтов. Определение искусства у Липпард широкое, и ее переход от концептуализма к феминизму и к ленд-арту и американскому ландшафту демонстрирует, как ее личная политика повлияла на ее подход к письму и выставкам.

Можно сказать, что Липари оказала значительное влияние на историю кураторских практик. Она первая обозначила в своих работах проблему дематериализации в развитии концептуального искусства. Поднимая и анализируя в своих работах тему феминизма, она развивает мысль о том, что феминистское искусство не менее интеллектуально чем концептуализм.

Несомненно, у Липпард есть собственного подход к кураторским проектам, критике, творческому сотрудничеству и политической активности, который она с уверенностью транслирует в массы.

Список источников

Bibliography
Show
1.

Дематериализация арт-объекта концептуального искусства в свидетельствах Люси Липпард, 2013. С. 30-33. (дата обращения: 20.04.2023)

2.

Гендерная теория и искусство. Антология, 1970-2000. С. 162-175 (дата обращения: 20.04.2023)

3.4.

Lippard L. R. Six Years: The Dematerialization of the Art Object from 1966 to 1972.

5.

Lippard L. R. What to Say about Seth? Artforum. February 11, 2014. URL: http://artforum.com/passages/id=45178. (дата обращения: 30.04.2023)

6.

Люси Липпард. Боль и радость рождения заново: европейский и американский женский боди-арт. // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970—2000. — М.: 2005 (дата обращения: 01.05.2023)

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.

https://thefalmouthconvention.com/wp-content/uploads/31.jpg (дата обращения: 28.04.2023)

19.20.21.22.23.24.25.26.

https://www.moma.org/calendar/exhibitions/4257? (дата обращения: 27.04.2023)

27.28.29.30.31.32.33.34.35.
Выставочные практики Люси Липпард: феминизм в искусстве
103
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more