Original size 1140x1600

Город по плану. Сетка, линия, парабола, центрическая композиция.

479
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Безусловно, каждый город имеет свою определенную структуру, обусловленную историей его появления. Существует мнение, что многие города, особенно основанные в древние эпохи, развивались хаотично. Они расширялись, относительно главного места в городе по мере необходимости, в зависимости от нужд его жителей, преобладания разных видов деятельности в городе или от сложившихся внешних обстоятельств — различных конфликтных ситуаций, войн, всевозможных природных катаклизмов.

Однако, с древних времен, люди поняли, что структура строения города может быть использоваться на его же благо, структурировав систему города, можно, к примеру, упростить передвижение жителей, сделать многие места доступнее и благоприятнее. От планировки города также зависит удобство его жителей, обеспечение их комфорта.

Грамотно продумав, как будет функционировать и в дальнейшем развиваться город, можно заранее избавиться от множества возможных возникнувших затруднений.

Например, можно заранее продумать, как облегчить жизнь людей в городе, продумать, где они будут жить, не мешая друг другу, как добираться до места работы так, чтобы не возникало проблем с транспортом, и где отдыхать в нерабочее время, чтобы при этом каждому жителю было комфортно. Или как создать город, в котором население бы располагалось равномерно, не стремясь переселиться в определенную его часть, создавая тем самым создавая множество проблем Как рассчитать возможный скачек прироста населения  в городе и, используя планировку города, быть готовым  к этому наилучшим образом?

Существует множество ситуаций, когда особенности структуры города продумываются изначально, люди заранее планируют город, ориентируясь на какие — либо нужды, делают его наиболее практичным, с их точки зрения. Можно сказать, что у спланированного города есть заранее заложенная задача — это не просто место, в котором обеспечивается место для жизни людей, планировка может отвечать на более глубокие вопросы, решать дополнительные задачи, помогать предусмотреть будущее заранее и предвидеть возможные возникнувшие трудности.

Тема использования определенных планов при создании городов актуальна до сих пор. В наше время новые города безусловно создаются для решения разных появившихся задач, к примеру: отдельные курортные города, города, формирующиеся вокруг предприятий или мест добычи природных ресурсов, даже города, созданные для формирования полноценной рабочей среды для людей занимающихся одной сферой деятельности, нацеленные на развитие этой индустрии.

Каждая из структур планировки города может быть использована для его пользы. В зависимости от того, какой целью город был создан, можно изначально определить какая из сеток в наибольшей степени подходит по назначению, для выполнения поставленных задач.

Сетка в структуре города. Примеры использования

Original size 2480x848

Сетчатый план застройки г. Мохенджо-даро, Пакистан, 2600 г. до н. э.

Существовавший еще в 2600 году до н.э, город цивилизации Инда — Мохенджо-даро, является одной  из первых застроек, имеющих сетчатый план. Город, один из крупнейших в то время, был поделен на блоки, которые в свою очередь были поделены на кварталы.

Интересно, что тогда в Мохенджо-даро также уже существовали водоснабжение и сеть канализаций.

Original size 2480x848

Современные фото остатков г. Мохенджо-даро, Пакистан, около 2500 г. до н. э. / Современные фото остатков г. Хараппа, Пакистан, около 3500 г. до н. э.

Original size 2480x840

Останки столицы южной Месопотамии, г. Урук, Ирак 4200 г. до н. э.

Original size 0x0

Очертания построек Хейт-эль-Гураб (рабочая деревня) г. Гиза, Египет, около 2500 г. до н. э.

Original size 2480x848

Совремнные фото останков Дейр-эль-Медин (рабочая деревня Аль-Карна), провинция Нью-Вэлли, Египет, 1506-1493 гг. до н. э.

Египетские «рабочие деревни», расположенные в Гизе и Дейр-эль-Медине были созданы для ремесленников, участвовавших в масштабных постройках.

«Рабочая деревня» в Гизе, использовалась ремесленниками, строившими гробницы и пирамидальные комплексы Хафре, Менкауре, Хуфу Другая «Рабочая деревня», Дейр-эль-Медин была предназначена для проживания людей, участвовавших в постройке Долины царей и Долины цариц.

Original size 2480x1089

Раскопки «Потерянного Золотого города», г. Луксор, Египет, XIV в. до н. э. / Карта северной части г. Сиркап, Пакистан, около 180 г. до н. э.

Original size 2480x881

Смоделированное пространство г. Вавилон, Месопотамия, 1895 г. до н. э.

Вавилон также имел сетчатую планировку. Правитель Хаммурапи перестраивал город, превратив его из маленького городка в полноценный город, достойный своего правителя.

В период 1792-1750 гг. до н. э. были расширенны городские стены, возведены общественные здания и прорыты оросительные каналы. Улицы города были сделаны широкими, прямым и пересекались под прямым углом.

Original size 2480x848

Макет г. Прине, Сёке, Турция, XI в. до н. э. / Очертания построек г. Прине, Сёке, Турция, XI в. до н. э.

Original size 2480x1487

Карта г. Милет, провинции Айдын, Турция, 1450-1100 гг. до н. э. / Карта г. Пирей, Греция, около 2600 г. до н. э.

Важно также сказать о появлении «Регулярной планировки», одним из первых примеров применения регулярной планировки является город Милет, провинции, сейчас располагающейся в, Турции и построенный около 1450-1100 годов до н.э (Также можно отметить, к примеру, город Пирей в Греции).

Гипподам, крупный древнегреческий градостроитель заложил основные идеи которых необходимо придерживаться в новой планировке: город разделяет прямоугольная сель улиц, разбитая на кварталы, сам город делится на три части (общественную, частную и священную), все ключевые для города здания занимали участок, равный кварталу.

Original size 2480x1213

Планировка города, утвержденная по плану Као Гун Цзи, 770-476 г. до н. э.

В период «Весны и Осени» (770-476 г. до н. э.) в Китае существовало специальное руководство — Као Гун Цзи, в нем были прописаны стандарты, которых необходимо было придерживаться в различных ремеслах, также и в структуре столицы.

Согласно Као Гун Цзи: «Когда строят столицу, город должен строиться по форме клыка (четырехсторонней ортогональной формы) с тремя воротами с каждой стороны. Внутри города девять продольных и девять поперечных улиц, каждая из них шириной в 9 повозок».

Original size 2480x747

Смоделированное пространство г. Кёнджу, Единая Силла, 668 г. / Воссозданный макет г. Кёнджу, Единая Силла, 668 г.

Original size 2480x924

Вид на г. Нагоя, Япония, 199 г. / Гравюрная карта г. Киото, Япония, XIX в.

Original size 2480x880

Вид сверху на район Исшикари, Хоккайдо, Япония, 1868 г.

Ухоженный ряд деревьев занимает огромную территорию к северу от города Саппоро. Такой городской лес способствовал тому, чтобы город стал более пригодным для прогулок, для жизни. Подобное нововведение помогло удалить загрязняющие вещества из воздуха и воды, и способствовало озеленению и оживлению районов.

Original size 2480x747

Вид на г. Пусан, Южная Корея, 1876 г. / Карта г. Пусан, Южная Корея, 1876 г.

Original size 2480x747

Вид на «Бастиду» г. Монпазье, Франции, 1284 г. / Автор рисунка Кит Годар, план «Бастиды» г. Монпазье, Франции, 2006 г.

Original size 2480x950

Вид на г. Вильнёв д’Аверон, Франция, 1231 г. / Автор Вим Бурефин, Кадастровый план, г. Эльбург Нидерланды, 1830 г.

Новые европейские города проектировались с использованием сетчатой планировки, начиная с уже с 12 века, чаще всего это применялось при постройке Бастид на юге Франции в 13 и 14 веках. Многие новые города были созданы на основе древних римских колониальных сетчатых планов.

Original size 2480x1387

Вид сверху на «Пласа Майор» г. Мадрид, Испания, 932 г.

Римская модель городской застройки по сетке также активно распространилась в испанских поселениях с XV века, после перекочевав и в испанские колонии в Америке. А в XVI веке, король Испании Филипп II, законом утвердил использовать сетчатую планировку застройки во всех колониях Испании.

По закону закреплялось, что у любого города должна быть квадратная или прямоугольная центральная площадь и восемь основных улиц, идущих от ее углов. Интересно, что данная структура повторяет обычаи, ранее находившихся в Америке древних индейский цивилизаций.

Original size 2480x1033

Вид сверху на г. Барселона, Испания, 133 г. до н. э. / Вид сверху на г. Валенсия, Испания, 138 г. до н. э. / Вид сверху на г. Эльче, Испания, 1871 г.

Original size 2480x1420

Карта г. Сан-Кристобаль-де-ла-Лагуна, Канарские острова, 2022 г. (Город основан в 1496 году.) / Подробная карта г. Сан-Хуан, Пуэрто-Рико, 2022 г.

Original size 2480x1033

Вид сверху на г. Гвадалахара, Мексика, 1542 г. / Вид сверху на г. Ла-Плата, Аргентина, 1882 г.

Original size 2480x824

Вид на старую часть г. Мангейм, Германия, 1607 г. / Вид на г. Эдинбург, Шотландия, 1633 г.

План сетки стал популярным с началом эпохи Возрождения в Северной Европе. В 1606 году недавно основанный город Мангейм в Германии стал первым городом эпохи Возрождения, нанесенным на план сетки.

Позже появился Новый город в Эдинбурге и почти весь центр города Глазго, а также множество запланированных сообществ и городов в Австралии, Канаде и США.

Original size 2480x1248

Пользователь Isomorphism3000, «Великая американская сетка», Сравнение двадцати американских сетчатых планировок городов, 2011 г.

Ранние города в США, не имели сетчатой планировки, однако еще в дореволюционные времена многие города увидели явные преимущества в подобной планировке.

Город Филадельфия, построенный в 1682 году Томасом Холмом является одним из первых масштабных примеров применения сетки. Успех планировки Филадельфии привел к появлению множества подобных городов на территории всех США.

Original size 2480x881

Томас Холм, «План города Филадельфия в провинции Пенсильвания в Америке», г. Филадельфия, США, 1683 г. / Вид на г. Филадельфия, США, 1683 г.

Original size 2480x1033

Вид сверху на г. Галвестон, Техас, США, 1816 г. / Вид сверху на г. Сан-Франциско, США, 1776 г. / Вид сверху на г. Нью-Йорк, США, 1624 г.

Original size 2480x746

Вид сверху на г. Санкт-Петербург, Россия, 1703 г. / Вид сверху на г. Санкт-Петербург, Россия, 1703 г.

Первым запланированным городом в России является Санкт-Петербург, основанный в 1703 г. Перед постройкой города были тщательно изучены планировки европейских городов, того времени. Созданием плана Санкт-Петербурга занимался Доменико Трезини, именно он разработал первый генеральный план город.

Васильевский остров в Санкт-Петербурге представляет собой стандартный сетчатую план — 3 продольных проезда, пересеченных 30 поперечными улицами.

Original size 2480x881

Вид сверху г. Мельбурн, Австралия, 1842 г. / Автор планировки Эдвард Джолли, Вид на г. Крайстчерч, Новая Зеландия, 1856 г.

Сетчатая планировка распространена по всему миру и активно используется в градостроительстве.

Original size 2480x881

Вид сверху на г. Кейптаун, ЮАР, 2016 г. /Вид сверху на «Неформальную» территорию ДРК, Намибия, 1990 г.

Сетка в структуре города. Преимущества и недостатки

Безусловным преимуществом сетчатой планировки является то, что при подобной системе полностью заполняется имеющееся пространство, а также сохраняется порядок и структура. Границы каждого участка всегда четко обозначены, все поделено, а каждый участок обладает наилучшим возможным расположением, по отношению к улицам. Однако количество задействованной земли напрямую зависит от разряженности строительных блоков, чем больше блок, тем меньше пересекающих его улиц занимают пространство. В такой же степени важна и ширина самих проходящих улиц, то, сколько потенциальной жилой территории они занимают.

Однообразная сетка города часто сбивает людей с толку, поскольку в такой среде труднее ориентироваться даже используя карту. В городах такого типа также зачастую встречается ситуация, когда все общественные центры и жизненно важная инфраструктура сосредоточены на одной или нескольких главных улицах.

Сетчатая планировка также обеспечивает более комфортное и безопасное передвижение пешеходов и автомобилей, поскольку дороги сходятся друг с другом только под прямым углом.

Однако из-за прямого рисунка дорог, люди склонны отдавать предпочтение передвижению на машинах, экономя время, при этом нанося больший вред окружающей среде. К тому же при передвижении, постоянные светофорах сбивают ритм передвижения. Также по статистике большинство дорожных происшествий происходит именно на перекрестках.

Из важных нюансов, хотелось бы заметить, что, сетка в планировке не имеет возможности переориентироваться под разную высотность территории, создавая труднодоступные места, к примеру в частях города на склонах или горной местности. То же самое происходит и с природными объектами, находящимися в городской зоне, сетчатая планировка не предусматривает наличия водоемов, природного леса.

Линия в структуре города. Введение в структуру

Населенный пункт, выстроенный в одну длинную линию называется — линейное поселение. Линии в структуре города как планировка часто появляются в том случае, когда город образован у какой-то природной преграды, к примеру побережья, горной или холмистой местности, ж/д пути, сконцентрированные в одной части города общественные пространства. В случае побережья, город часто получает выгоду за счет такой структуры, располагаясь ближе всего к главной точке: береговой линии, порту. В подобной ситуации, город традиционно располагается параллельно реке, для того, чтобы направлять приходящий ветер от жилых зон к промышленным.

Всего можно выделить три основные группы типов линии в структуре города: «линейные города», «полосовые города», «коридоры урбанизированной застройки».

Original size 2480x593

Вид останков г. Чатал-Хююк, Турция, 7000 г. до н. э. / Архитектор Артуро Сория и Мата, план района Сьюдад-Линеаль г. Мадрид, Испания, 1882 г.

Original size 2480x1880

Вид на г. Остербрух, Германия, 1823 г. / Карта г. Остербрух, Германия, 1823 г.

Original size 2480x1026

Карта г. Кобулети, Грузия, 1930 г.

Также часто небольшие города и поселения образуются около трасс или других транспортных путей. Такие населенные пункты называют: линейный поселок или уличный поселок.

Другим типом являются небольшие города, формирующиеся относительно прибрежной линии.

Original size 2480x950

Архитектор Тони Гарнье, эскиз города «Cité Industrielle»(Промышленный город), 1917 г. / Ле Корбюзье, план и макет «Ville Radieuse» («Сияющий город»), 1924 г.

Идея линейных городов была широко обсуждаема в начале прошлого века, многие советские архитекторы считали линейные поселения моделью будущего, которая, как утверждалось, обеспечивал достаточно гибкую форму, чтобы охватить постоянное расширение производственных линий.

Также Ле Корбюзье, вдохновленный районом Сьюдад-Линеаль, Сориа-и-Мата, разработал план города, «Ville Radieuse» («Сияющий город»), где отображались различные геометрические линии и расположение ключевых городских видов деятельности, в такой форме, чтобы отражать распределение функций в человеческом теле. Эта планировка считается «утопической», поскольку он идеализирован, проект так и не был воплощён в жизнь, однако радикально повлиял на дальнейшее развитие дальнейшее развитие градостроительства, осветив новое видение, да этого никак не применяемое.

Original size 2480x881

Вид на г. Волгоград, Россия, 1589 г. / Архитектор Иван Леонидов, «Линейный городской проект Магнитогорска», 1930 г.

Original size 2480x881

Смоделированное пространство г. Линия, ОАЭ, 2022 г. / Смоделированное пространство г. Линия, ОАЭ, 2022 г.

Современный проект — город линия в ОАЭ сейчас находится на этапе постройки. Город представляет собой одну прямую линию, протяженностью 170 км, внутри города будет находиться все для комфортной жизни горожан.

Существует и другой известный проект линейного города, авторства Питера Эйзенмана и Майкла Грейвса, являющегося единой постройкой, которая, остался только на планах.

Original size 2480x1263

Питер Эйзенман и Майкл Грейвс, План проекта «Линейный город», г. Нью-Джерси, США, 1965 г. / Питер Эйзенман и Майкл Грейвс, Эскиз проекта «Линейный город», г. Нью-Джерси, США, 1965 г.

Линия в структуре города. Преимущества и недостатки планировки

В линейной планировке, структурно невозможно нарушить внутреннюю симметрию и те линии, которые располагаются ближе всего к главной. Центральный фрагмент обладает слишком сильной концентрирующей силой, потому, даже создавая другие места притяжения людей, нельзя исправить их постепенного притока в центр.

Зачастую транспортные артерии и все, что с ними напрямую связано, являются ключевыми фрагментами в структуре города. Линейный город может расширяться в обе стороны, постоянно создавая новую инфраструктуру, при этом не видоизменяя уже исторически сложившуюся структуру, к тому же линейная планировка обладает необычайной гибкостью.

Но все же, стоит заметить, что чрезмерное расширение линейной планировки приводит к снижению эффективности продольных дорожных артерий города. Также, из-за линейности города, становятся труднодоступными некоторые его участки, а значит качество жизни там ухудшается, сам город разделяется на отдельные районы, теряя свою целостность, ему не хватает централизованности. Если в городе отсутствуют магистрали, то некоторые его участки, фактически оторваны от основного города.

Исторически, города с линейной планировкой, возникли из-за природно-топографических обстоятельств, однако сама концепция структуры линии в городе является относительно современной идеей и ее реализация вполне возможна в наше время. Линейную форму застройки можно считать уместной в тех случаях, когда она является связующим звеном более сложной структуры.

Парабола в структуре города. Введение в структуру

Парабола в планировке города встречается не так часто, как другие структуры. Самым известным примером применения параболической сетки можно считать один из вариантов плана реконструкции Москвы в СССР.

Проект «Большая Москва» был направлен на то, чтобы видоизменить историческую планировку города, упорядочить зонирование, изменить места сосредоточения инфраструктуры и людей, специализировать отдельные районы под появившиеся нужды государства. Один из самых известных планов по реконструкции Москвы, был представлен выдающимся советским архитектором Н. А. Ладовским.

В 1932 году «парабола» Ладовского появилась как раз в проекте по реконструкции Москвы. Многие сразу оценили необычность задумки и ее оригинальность, однако в глазах власти, проект не был востребованным, поскольку в сталинском Генеральном плане, планировалось продолжать развивать кольцевую структуру города.

Original size 2480x1263

Н. Ладовский, план реконструкции Москвы («Парабола»), г. Москва, Россия, 1932 г. / Константинос Доксиадис, генеральный план г. Исламабад, Исламская Республика Пакистан, 1960 г.

(1 — промышленная зона; 2 — жилая территория; 3 — направление развития города)

Original size 2480x1026

Лусио Коста, Оскаром Нимейером и Жоакимом Кардозо, Спутниковое изображение г. Бразилиа, Бразилия, 1960 г.

Также, безусловно, существуют планировки, в которых параболическая структура обусловлена особенностями ландшафта.

Парабола в структуре города. Преимущества и недостатки планировки

К сожалению, структура параболы в планировке так и не получила широкого распространения, считаясь нереалистичной и не сообразной, в мире не так много примеров подобных городов. Многие архитекторы в наше время исследуют параболическую структуру, так, что в будущем, возможно мы увидим нечто подобное.

Безусловным преимуществом параболической структуры города является его приближенность к реальному расширению города, ведь в реальной жизни он не может расти строго пропорционально, механически. К тому же планировки с параболой не создает такую нагрузку на транспортную систему, как, к примеру, схожая с ней радиально-кольцевая система. Также данная система позволяет развивать город в определенном направлении, позволяя дальнейшие слияние нескольких городов.

Из возможных недостатков структуры, можно привести усложнение структуры города, которое делает передвижение по пространству не таким интуитивным.

Центрическая композиция в структуре города. Введение в структуру

В центрической композиции, априори присутствует центр, он может являться как центром в прямом смысле — центральной точкой, так и условным центром, вокруг которого на равноудалённом расстоянии располагаются другие элементы структуры города. Чаще всего, если город запланирован, в середине располагается деловой центр города, либо исторический центр.

В древние времена множество городов разрасталось хаотично, отталкиваясь от центрального места, здания или постройки (крепости, храма, дворца). Традиционно, сначала города формировались внутри образующего места, в его стенах, а затем выходили за пределы.

Существуют также, конечно, и распланированные центрические композиции, когда у города имеется центральная площадь для собрания людей или опять же, некое ключевое место.

Центрическая композиция в структуре города. Примеры использования

Original size 2480x1224

г. Делхи-3, комплекс в Средней Азии, Туркменистан и северо-восточный Иран, 1490 г. до н. э. / Воссозданный исторический план г. Багдад, Ирак, 762–766 г.

Original size 2480x847

Вид на крепость Треллеборг, г. Слагельсе, Дании, 980 г. / Вид с воздуха на кольцевую крепость викингов, г. Аггерсборг, Швеция, 980 г.

Original size 2480x1037

Вид на круглую деревню Мехкалтитан, г. Сантьяго Икскуинтла, Мексика, XIX в. / Архитектор Александр Таманян, плана развития г. Ереван, Армения, 1924 г.

Original size 2480x1356

Автор Эбенезер Ховард, Оригинальный план «Города Сада», 1902 г.

Проект Эбенезера Ховарда, «Город Сад» также, как и радиальной город Ле Корбюзье, считается утопическим проектом.

Подобные проекты, можно различать среди других по признаку стремления достижения невозможной цели, сосредоточенности на одной общей идее. Подобные проекты полезны тем, что, даже не будучи реализованными, они демонстрируют текущие проблемы и пытаются предложить новое видение их решения. Это мотивирует других архитекторов думать развиваться в том же направлении, стремиться решиться поднятую проблему осуществимыми способами.

Original size 2480x1033

Вид сверху на жилищный проект «Al Falah» г. Абу-Даби, ОАЭ, 2010 г. / Вид на Триумфальную арку, г. Париж, Франция, 259 г. до н. э. / Вид сверху на г. Пальманова, Италия, 1593 г.

Центрическая композиция в структуре города. Преимущества и недостатки планировки

Безусловно, у городов с центрической композицией есть положительные стороны. Из-за формы города, у его улиц всегда сохраняется прямая, свободная линия движения. Также большое количество людей могут проживать близко к центру, поскольку относительно центру находится большая, равно удаленная площадь застройки. У города существует четкий центр, от которого дальше все произрастает, также сразу понятно формирование инфраструктуры, она также располагается в центре. Город имеет большой потенциал к расширению, поскольку преимуществом центрической композиции является то, что застройка может распространяться во всех направлениях.

Однако при подобной планировке велика вероятность перегруженности центра города, поскольку все жизнеобразующие центры находятся в одном месте. Также для большей мобильности городу безусловно необходимы радиальные линии и кольца. В городе создается проблема интенсивности заселения площади, в центре априори может проживать меньшее количество людей, чем на его ответвлениях, невозможно распределить это по другому, из-за планировки города.

Общий вывод

Многие культуры в разное время создавали, иногда совершенно противоположные по виду планировки городов, однако, безусловно есть то, что их объединяет, они все имеют характерную особенность. В основе планировки всех городов, лежит относительно простая геометрия: сетка, линия, круг. К тому же, в каждом случае все стремится к оптимизации: передвижения, ориентирования, улучшения функционирования городских структур, увеличения потенциального количества жилого пространства, не лишней будет отметить и важность визуальной составляющей, о которой также безусловно заботятся.

Многие из рассмотренных планировок изначально, зародившиеся в одном лишь месте, спустя время распространились по всему миру. Безусловно очень часто, это связано с захватом территорий, колонизацией, но все это послужило поводом совершенствовать города, делать их более пригодными для людей и для необходимых государствам нужд государства, создавать структуру, которую потом можно многократно воссоздавать.

В разных частях света, часто в планировании города изначально учились на своих ошибках, кропотливо продумывали наилучшую структуру, передавая опыт через поколения, для дальнейшего улучшения планировки города, его оптимизации.

За всю многовековую историю, человечество испробовало множество различных планов для постройки города, создавая удивительные эксперименты, города, поражающие воображение своей необычность. Но все эксперименты времени никто, пока что не пришел к общему, оптимальному варианту, каждое место в мире имеет свои условности, нюансы, а значит и каждый план будет иметь свои особенности, которые архитекторам необходимо продумывать.

Город по плану. Сетка, линия, парабола, центрическая композиция.
479
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more