Original size 1140x1600

Виджеинг: видео-арт в режиме реального времени

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

⟶ Концепция

В современном обществе, где по причине стремительного развития технологий, общество с трудом потребляет контент, не сопровождающийся визуальной составляющей, где царствует многозадачность, виджеинг имеет место перспективно-развивающейся отрасли медиа-арта. Данный вид искусства является довольно молодым, однако, тем не менее, резво набирает популярность благодаря востребованности на разного рода мероприятиях. Он представляет собой создание видеоряда под музыкальное сопровождение в режиме реального времени. При помощи специального оборудования, виджей создает шоу, которое синхронизируется с идеей, концептом, ритмом мероприятия в целях достижения максимальной вовлеченности зрителей.

«Мы считаем, что виджеинг больше всего напоминает экспериментальный фильм. Каждый раз, когда вы делаете шоу, происходит эксперимент. В традиционном кинематографе фильм часто является способом отвлечься, создающим новую реальность. Живые визуальные эффекты — это улучшение нашей собственной реальности.» (виджеи JRS и MN)

Целью визуального исследования является последовательное изучение феномена быстрого развития популярности виджеинга, прослеживание его основных этапов становления, как полноценной отрасли медиа-арта на основе работ самых популярных виджеев, имеющих громкое имя.

⟶ С чего все началось?

Впервые виджеинг появился на музыкальных телеканалах (MTV) в 1980-е годы. Там видео-жокеи выступали скорее в роли телеведущих, представляющими музыкальные клипы и общающимися со зрителями. Их работа была похожа на работу радио-диджеев, но с добавлением визуального компонента. Они не создавали визуальный контент в реальном времени, а скорее выбирали и представляли уже готовые клипы.

Loading...
Loading...

В разные периоды истории MTV, на канале побывало множество знаковых виджеев, которые стали настоящими звездами. Однако самыми известными считаются Марта Куинн, одна из первых пяти виджеев MTV, известная своей заразительной энергией, Джей Джей Джексон, тоже принадлежащий «пятерке первых», который запомнился своим непринужденным стилем, Нина Блэквуд, Кен Оберлин, известный своими интервью с обычными людьми и Марк Гудман.

Loading...

Клубные виджеи

Loading...

В 1990-е годы появились первые виджеи, работающие на вечеринках, в клубах и на фестивалях электронной музыки. Виджеинг постепенно начал становиться неотъемлемой частью клубной культуры. Особую популярность получили виджеи Richard Long (RES) и Steve Reich — одни из первых, кто начал экспериментировать с визуалами в клубах. Однако общепринято считается, что у истоков виджеинга стоит Меррилл Алдигьери.

⟶ Первый виджей: Меррилл Алдигьери

У истоков виджеинга стоит Меррилл Алдигьери, продюсер, режиссер и художник, которая внесла огромный вклад в развитие новых музыкальных форм, расширение области кинематографа, и, самое главное, их синтеза. Именно она ввела термин «видеожокей»/ «виджей» в целях обозначения своего вида деятельности.

Original size 1750x1350

Справа — обложка фильма «Любовь среди мутантов», слева — Меррилл Алдигьери в 1986 году

Первый полнометражный видеофильм Меррилл «Любовь среди мутантов», в который она включила аналоговые компьютерные эффекты в сопровождении синтезатора, привлек внимание популярного танцевального нью-йоркского клуба «Hurrah». Он стал первым клубом, который сделал видеоинсталляцию центром клубной среды и, Алдигьери, получив разрешение на эксперименты, стала совмещать постоянный поток визуальных эффектов с музыкой диджея в реальном времени.

Loading...

За время работы в «Hurrah» Алдигьери сняла около 200 живых выступлений групп в жанре панка, новой волны, джаза и индастриала, которые в дальнейшем были представлены ею в автобиографическом фильме «Дневники VJ», ставшим дневником памяти ее пребывания в этом легендарном клубе.

Loading...
Loading...
Loading...

⟶ Рейв-культура

Рейв-культура, популярная в 1990-е годы оказала огромное влияние на развитие виджеинга. Видео-жоккеи начали использовать компьютерную графику, создавать психоделические визуальные эффекты, которые хорошо синхронизировались с жанровой музыкой. В то же время стали появляться первые программы для виджеинга, такие как VDMX и Resolume, которые значительно упрощали создание и микширование видео в реальном времени.

Loading...
Loading...
Loading...

Одними из легендарных виджеев «золотого века виджеинга» считаются VJ Anyone (Грант Синглтон), который известен своими психоделическими визуалами и использованием 3D-графики, VJ Spicelab (Джонни Декстер), являющийся одним из основателей легендарной виджей-команды «Hexstatic», известной своими инновационными работами и сотрудничеством с Massive Attack, VJ Coldcut (Мэтт Блэк и Джонатан Моррел, британский дуэт, известный использованием семплов и ремиксов в своих работах.

Loading...
Loading...
Loading...

⟶ Развитие виджеинга (2000-2010)

С наступлением 2000-х годов в силу технологического развития, у виджеев появились новые возможности: появилось программное обеспечение для виджеинга, возникли специализированные VJ-сообщества и фестивали. Виджеинг стал выходить за пределы клубной сцены, начал использоваться в театре, на выставках и других мероприятиях.

Loading...

Популярными в настоящее время виджеями считаются: Eclectic Method, британский дуэт, известный своими мэшапами из видеоклипов, фильмов и телешоу, Addictive TV, виджеи, создающие аудиовизуальные перформансы, сочетающие музыку и видео в реальном времени, работы которых часто использовались на крупных музыкальных фестивалях и мероприятиях, Vello Virkhaus, виджей, известный своими психоделическими визуальными шоу, сочетающими фрактальную геометрию, яркие цвета и абстрактные формы.

Loading...
Loading...
Loading...

В настоящее время виджеинг продолжает развиваться, появляются новые технологии и программное обеспечение, виджеи экспериментируют с различными форматами и жанрами, сотрудничают с музыкантами и другими художниками.

⟶ Фестиваль «Круг света»

Примером популярного в настоящее время является фестиваль «Круг света», ежегодное международное событие, которое проводится в Москве и других городах России. В рамках фестиваля проводятся световые шоу, видеомэппинг на зданиях, лазерные шоу и другие световые инсталляции. Каждое шоу сопровождается музыкальным сопровождением и часто рассказывает какую-либо историю, связанную с культурой, историей или современной жизнью.

Original size 1359x857
Original size 1460x869
Original size 1539x860

⟶ Вывод

В заключение, визуальный анализ виджеинга демонстрирует эволюцию этой формы искусства от авангардных экспериментов к устоявшейся практике с разнообразными стилями и подходами. Проанализировав историю виджеинга, я увидела, как это искусство отражает и формирует современные культурные и технологические тенденции. Виджеинг не только расширяет границы визуального искусства, но и открывает новые пути для креативного самовыражения, взаимодействия с аудиторией и создания уникальных мультимедийных опытов. В будущем виджеинг, безусловно, будет продолжать развиваться, вдохновляя новые поколения художников и зрителей на исследования и инновации в мире аудиовизуального творчества.

Современный виджеинг продолжает развиваться, интегрируя элементы дополненной и виртуальной реальности, интерактивных технологий и искусственного интеллекта. Сегодня виджеи могут создавать иммерсивные аудиовизуальные среды, которые не только развлекают, но и погружают зрителей в новые, многослойные миры, вызывая глубокие эмоциональные и интеллектуальные отклики.

Виджеинг: видео-арт в режиме реального времени
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more