
Рубрикатор
1. Почему Феллини? 2. Вечный поиск 3. Цирк и театральность 4. Религия 5. Образ женщины 6. Заключение
Почему Феллини?
Федерико Феллини одна из самых значительных фигур в истории не только итальянского кинематографа, но и мирового кинематографа в целом. Он известен своими оригинальными и дерзкими идеями, языком и нестандартным видением жизни и мира. Одной из ключевых черт его творчества является использование одних и тех же тем и мотивов, которые его больше всего волнуют и словно создают исключительную вселенную Феллини, в которой можно проследить ход мыслей автора и их изменение. Именно поэтому в этом визуальном исследовании мне бы хотелось более детально рассмотреть основные темы и образы, которые возникают в фильмах Федерико Феллини.
Вечный поиск
Герои Феллини кардинально отличаются друг от друга, но все они объединены общей чертой: поиском, цели которого часто одинаковы, поскольку сам Феллини является участником этого вечного процесса. Режиссер наделяет героев глубокой чувственной душой, которая стремится найти своё место в мире, ответы на мучающие вопросы и понять смысл жизни. При этом он помещает их далеко от ответов, в неподходящее окружение, подкидывает им людей и события, которые все больше раздражают их душу и толкают на поиск. Есть ли любовь? Существует ли чудо? Кто такая идеальная женщина? Где мое место в этом мире? Ответы на эти вопросы ищут герои Феллини.
Любовь
Любовь для большинства героев Феллини необходимо важная часть жизни. Она избавляет их от чувства одиночества и придаёт счастья личной жизни. Так, в поисках любви находится как Джельсомина, которая надеется, что Дзампано на самом деле любит ее, так и Кабирия, которая пережила не одно предательство из-за денег.

Кадры из фильмов «Дорога» (La Strada, реж. Ф. Феллини, 1954), «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria, реж. Ф. Феллини, 1957).
Несмотря на то, что герои так и не находят любовь и ответов, зритель же понимает, что любовь все же существует и это видно по Дзампано, который впервые показывает свою слабость и слезы после смерти Джельсомины, и в улыбке Кабирии, в душе которой эта любовь продолжает кипеть и рождает в героине надежду на чудо.
Кадры из фильмов «Дорога» (La Strada, реж. Ф. Феллини, 1954), «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria, реж. Ф. Феллини, 1957)
Чудо
Чудо у Феллини — это то, что может изменить жизнь к лучшему, то что может дать ответы на любые вопросы. Для каждого человека чудо имеет свое значение, так для героев Феллини чудо имеет разный смысл. Для Кабирии это любовь и счастье, о котором она просила у Мадонны, для жены разгульного Марчелло — ответная любовь мужа, а для самого Марчелло это собственное счастье, и наконец возможность найти своё место в мире.
Кадры из фильмов «Дорога» (La Strada, реж. Ф. Феллини, 1954), «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, реж. Ф. Феллини, 1960).
Идеальная женщина
Большинство мужских героев Феллини озадачены непонимание образа идеальной женщины, возможно они имеют своё видение идеала: это заботливая хозяйка, напоминающая мать, обворожительная хладнокровная любовница или сексуальная манящая незнакомка.
Кадры из фильмов «Амаркорд» (Amarcord, реж. Ф. Феллини, 1973), «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, реж. Ф. Феллини, 1960), «Город женщин» (La Città Delle Donne, реж. Ф. Феллини, 1980).
Но Феллини помещает героев в ситуации, в которых эти идеалы подвергаются разрушению, тогда мужчин бросает от одной дамы к другой, их окружает огромное разнообразие женщин и они тонут в этих образах, в поисках той самой. Более того герои настолько не могут определится, что обилие образов отражается в их снах.
Кадры из фильмов «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, реж. Ф. Феллини, 1960), «8 ½» (8 ½, реж. Ф. Феллини, 1963).
Также женские образы влияют на понимание любви и его изменение, из-за чего герои ищут не только идеальный женский образ, но и ассоциирующийся с ним идеал любви, несмотря на нахождение в узаконенных отношениях.
Кадры из фильмов «8 ½» (8 ½, реж. Ф. Феллини, 1963), «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, реж. Ф. Феллини, 1960).
Место в мире
Найти своё место в мире стремится каждый герой Феллини. Их окружение часто сменяется, но ни одно не даёт нужного душевного спокойствия и умиротворения. Сами герои порой не понимают, чего они хотят и где их место, поэтому они вынуждены делать тяжёлые выборы полагаясь на свой внутренний голос, и часто они обжигаются о свой выбор. Так, Джельсомина, которая хочет быть с Дзампано и чувствует себя нужной рядом с ним, ломается под суровым и жёстким характером Дзампано и теряет свое душевное спокойствие.
Кадры из фильма «Дорога» (La Strada, реж. Ф. Феллини, 1954).
Или Марчелло. Выбравшись из бедности, стремится окружить себя роскошью, но даже здесь он не чувствует себя спокойно из-за чего продолжает тонуть в разврате и богатом окружении, стремясь быть на одном уровне с богачами, пока не ударяется о жестокое самоубийство друга.
Кадры из фильма «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, реж. Ф. Феллини, 1960).
Цирк и театральность
В каждый фильм Федерико Феллини включает цирк, театральность и гиперболизацию. Так он разделяет границу между миром героя и реальностью, к которой привык зритель. Цирк помогает более глубоко прочувствовать внутренний мир персонажа и словно заглянуть в его мысли и переживания, поскольку за каждым театральным и гиперболизированным элементом Феллини скрывает отдельный смысл и символ.
Так Феллини гиперболизирует поведение героев в «Амаркорде», «Дороге» или «Ночах Кабирии», он словно выворачивает душу главных героев наизнанку и выставляет ее напоказ. Поэтому зритель легко может прочувствовать героя, его внутренний мир, увидеть контраст между персонажами и понять почему одни герои подходят окружению, а другие находятся в поиске и не чувствуют себя на своём месте.
Кадры из фильмов «Амаркорд» (Amarcord, реж. Ф. Феллини, 1973), «Дорога» (La Strada, реж. Ф. Феллини, 1954), «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria, реж. Ф. Феллини, 1957).
Режиссер может использовать цирк для отделения границ между реальностью, сном и мыслями как он сделал это в «8 ½» и «Городе женщин». Зритель не сразу понимает, что видит сон, но когда мама резко превращается в жену или с неба на героя спускается огромный божественный образ идеальной женщины, в которую из автомата стреляет обычная девушка, зритель окончательно убеждается, что он находится в голове персонажа и видит его подсознание.
Кадры из фильма «8 ½» (8 ½, реж. Ф. Феллини, 1963).
Кадры из фильма «Город женщин» (La Città Delle Donne, реж. Ф. Феллини, 1980).
Иногда Феллини использует циркачество символично для изображения отдельных сцен, чтобы через них передать свою идею, и зачастую он для этого использует танцы и хороводы. Так, например, в фильме «8 ½» заключительная сцена хоровода символизирует цикличность жизни героя и его провал в попытке изменить себя: он переживал поиски себя, своего счастья, своей цели и идеала не только личного, но и женского: он жил и с любовницей, и с женой, при этом идеалом для него являлась другая женщина. Гуидо не решился на перемены, оборвал поиски и прекратил съёмки несуществующего фильма. Он снова ворвался в хоровод своей привычной жизни.
Кадры из фильма «8 ½» (8 ½, реж. Ф. Феллини, 1963).
Кадр из фильма «8 ½» (8 ½, реж. Ф. Феллини, 1963).
Религия
Еще одна важная тема у Феллини. Это личная связь с богом, способ успокоить душу, возможность найти ответы и подсказки, как это представлено в диалоге Гвидо со священником, и попросить помощь у Мадонны в минуты отчаяния, как это делает Кабирия, которая уже устала искать свое счастье и решается попросить о чудное у Мадонны.
Кадры из фильмов «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria, реж. Ф. Феллини, 1957), «8 ½» (8 ½, реж. Ф. Феллини, 1963).
Однако, часто Феллини использует религию, чтобы метафорично донести свои взгляды на современное общество, которое забывается во лжи, разврате, цинизме и поверхностном отношении к религии, и заставить зрителей задуматься о своих поступках.
Кадр из фильма «Амаркорд» (Amarcord, реж. Ф. Феллини, 1973).
Особенно ясно это видно в фильме «Сладкая жизнь». Сцена с пролетающим Иисусом над Римом, подвешенном к вертолёту, напоминает людям о том, что Бог все видит и мы — зрители как и эта пролетающая статуя будем наблюдать весь ужас творящийся на земле.
Кадр из фильма «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, реж. Ф. Феллини, 1960).
Феллини словно корит людей за их желание славы, слепоту и разгульную жизнь, что заметно в сцене ложного прибытия Мадонны: папарацци быстро развели шоу из этого события, а люди, которые буквально за день до этого грешили, слепо бегают за детьми, выпрашивая у Мадонны счастья и прощения. Ливень, который оборвал мероприятие словно возглас Бога с просьбой о прекращении такого страшного шоу.
Кадры из фильма «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, реж. Ф. Феллини, 1960).
Образ женщины
Для Феллини образ женщины является уникальным и загадочным. Все женщины разнообразны и каждая включает в себя огромное количество различных образов: заботливая мать, любящая жена, сексуальная актриса, веселая любовница, легкомысленная девушка, ярая феминистка и сильная женщина и все эти образы встречаются в его картинах. Он словно хочет найти идеальную формулу качеств женщин и погружает мужских героев с повышенным либидо и выраженной психологической маскулинностью в женский омут, чтобы найти эту формулу.
Кадры из фильмов «Амаркорд» (Amarcord, реж. Ф. Феллини, 1973), «Город женщин» (La Città Delle Donne, реж. Ф. Феллини, 1980), «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, реж. Ф. Феллини, 1960)
Но ответ можно найти только в фильме «Город женщин», в котором Феллини доносит свою идею о том, что мир женщин огромен, беспощаден и разнообразен, а мужчина в этом мире слаб и немощен. Героя окутывает множество женщин, он тянется то к одной, то к другой, но все еще не видит того идеала. Пока на грани встречи с ним не понимает, что на самом деле никакого идеала нет, ведь все женщины по-своему прекрасны.
Кадры из фильма «Город женщин» (La Città Delle Donne, реж. Ф. Феллини, 1980).
Он как истинный итальянец снимает фильмы о силе женщин и эта сила в каждой героине выражена в разных чертах. Так, например, Кабирия независимая, упорная и смелая девушка и в этом ее сила: она до конца будет бороться за свое счастье и благополучие, несмотря на любые трудности.
Кадры из фильма «Ночи Кабирии» (Le notti di Cabiria, реж. Ф. Феллини, 1957).
Сила Сильвии из «Сладкой жизни» заключается в ее красоте: она настолько обворожительна, что все за ней бегают, сравнивая ее с богиней красоты, несмотря на то, что ее слабость в глупости и легкомыслии.
Кадры из фильма «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita, реж. Ф. Феллини, 1960).
Сила тобаконистки из «Амаркорда» в ее обворожительных и пышных формах, а сила Джельсомины в невероятной эмпатии и доверчивом детском характере.
Кадры из фильмов «Дорога» (La Strada, реж. Ф. Феллини, 1954), «Амаркорд» (Amarcord, реж. Ф. Феллини, 1973).
Заключение
Федерико Феллини — режиссер, который создал свою собственную вселенную с образами и темами, которые действительно его интересуют и волнуют. Поэтому в каждом фильме можно проследить изменения в его видении мира и разные размышления, основанные на одних и тех же идеях.