Original size 1116x1576

Ori и Hollow Knight: почему эти похожие игры не судятся?

PROTECT STATUS: not protected
3
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

План исследования:

0. Введение

  1. Анализ юридической базы — какие именно игровые элементы защищает авторское право? 1.1) Что охраняется 1.2) Что Не охраняется
  2. Детальное сравнение Hollow Knight и Ori 

3. Вывод

Введение

Игровая индустрия до сих пор периодически ломает голову над вопросом: где проходит грань между вдохновением и откровенным плагиатом? В данном исследовании мы рассмотрим и сравним два культовых примера — Hollow Knight и Ori. Обе игры — эталонные метроидвании. Обе окутаны меланхоличной атмосферой, населены похожими героями и построены на единой формуле: исследуешь мир, находишь способности, открываешь новые пути

Как человек, далёкий от игровых форумов и горячих споров, я изначально восприняла на веру обвинения в адрес Ori, звучавшие от поклонников Hollow Knight. И моя реакция была предсказуемой: «Да это же калька! Как Ori вообще избежала суда?» В этом исследовании я намерена выяснить, почему Hollow Knight и Ori мирно сосуществуют в одном жанре, несмотря на бросающиеся в глаза сходства

Почему это актуально и интересно? Во-первых, инди-сцена последнего десятилетия бурлит, как котёл: тысячи студий, от крошечных команд до уверенных середнячков, ежегодно выпускают игры, балансируя между оммажем и копированием. Юридические тонкости для них — вопрос выживания: у многих просто нет ресурсов на судебные баталии. Во-вторых, громкие иски вроде Palworld vs. Pokémon показывают, как шатко равновесие между заимствованием и оригинальностью. Один неверный шаг — и компания оказывается в эпицентре скандала. Как человеку, в целом увлечённому игровой индустрией, мне крайне важно разобраться в этом вопросе и чётко понимать границу между обоснованной критикой и беспочвенными обвинениями

Цель данного исследования — найти ответы на ключевые вопросы: Где проходит та самая невидимая грань, превращающая творческое заимствование в плагиат? Почему одни игры с заметными сходствами становятся объектами многомиллионных исков, а другие — признанными эталонами жанра? И как законодательство регулирует заимствование визуального стиля, игровых механик и общей атмосферы?

Чтобы найти ответы, мы последовательно пройдём два исследовательских этапа:

  1. Анализ юридической базы — какие именно игровые элементы защищает авторское право?
  2. Детальное сравнение Hollow Knight и Ori — от художественного оформления до базовых механик;

Особый акцент мы сделаем на визуальных и геймплейных параллелях — они станут нашими главными ориентирами в поиске той самой границы, где заканчивается законное вдохновение и начинается недопустимое копирование. Для наглядного сравнения были подобраны изображения, максимально отражающие ключевые объекты и игровое окружение. Однако следует учитывать, что обе игры изначально разрабатывались для широкоэкранных форматов и хто в обеих играх маленький размер персонажа сочетается с масштабными локациями, поэтому часть иллюстраций может демонстрировать неидеальное качество

1. Анализ юридической базы

Для начала внесем ясность, почему эти две игры вообще можно сравнивать, не боясь запутаться в законодательстве. Несмотря на то, что Hollow Knight разработан в Австралии, а Ori — в Австрии, оба государства подчиняются Бернской конвенции, которая объединяет 178 стран-участниц, включая Австралию и Австрию. Согласно статье 2(1) конвенции, защищаются «литературные и художественные произведения», включая игры, а это значит, что персонаж Ори охраняется в Австралии так же, как и в Австрии. Кроме того, Соглашение TRIPS (ВТО, 1994) в статье 9 гарантирует защиту кода игры и ассетов во всех странах-участницах.

1.1 Что охраняется

Original size 1601x607

Hollow Knight (2017) / Ori and the Blind Forest (2015)

Прежде всего, это персонажи — их уникальный дизайн, анимации и имена. Например, Призрак из Hollow Knight — чёрно-белый рыцарь с рогатой головой, и Ори — белый дух с большими глазами, ушами и хвостом.

Также авторским правом охраняются и другие элементы  — код (движок Ori на Unity, а HK — на C++), ассеты (текстуры в форматах .png, .psd, 3D-модели .fbx), сюжет, диалоги, саундтреки и звуковые эффекты.

1.2 Что Не охраняется

Авторское право не распространяется на игровые механики как таковые — они считаются общим достоянием игровой индустрии

Ori and the Blind Forest (2015) дабл прыжок / Hollow Knight (2017) дабл прыжок (монаршьи крылья)

Яркий пример — дабл-прыжок, ставший неотъемлемой частью жанра метроидвания. Эта механика встречается и в Ori, и в Hollow Knight, и в десятках других платформеров — от классического Castlevania до современных инди-игр.

Причина такого подхода проста: если бы базовые игровые механики можно было запатентовать, это парализовало бы развитие жанров. Представьте, если бы одна студия получила эксклюзивные права на использование, скажем, системы сохранения прогресса или инвентаря — это сделало бы создание новых игр невозможным без бесконечных судебных тяжб.

2. Детальное сравнение Hollow Knight и Ori

При всем своем внешнем сходстве как представителей жанра метроидвания, Hollow Knight и игры серии Ori демонстрируют как общие черты, так и принципиальные различия в визуальном стиле и игровом дизайне, при этом показывая любопытные направления эволюции жанра.
Для объективного сравнения стоит рассматривать эти проекты с учётом хронологии их выхода: Ori and the Blind Forest (2015), Hollow Knight (2017) и Ori and Will of the Wisps (2020). Такой подход позволяет проследить не только их индивидуальные особенности, но и взаимное влияние.

В обеих играх в дизайне персонажей используют белую цветовую гамму и большие тёмные глаза — но это распространённые приёмы в дизайне, особенно в платформерах, где важно визуальное выделение героя на фоне окружения. Однако их силуэты, стилистика анимации и общее художественное исполнение настолько различны, что даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять: это совершенно разные образы.

Hollow Knight впечатляет своей мрачной готической эстетикой — четкие контуры персонажей, напоминающие старинные гравюры, преобладание приглушенной цветовой палитры с активным использованием черного цвета

Original size 1920x1080

Hollow Knight (2017) Грязьмут

Hollow Knight (2017) Забытое перепутье / Окраина Грязьмута

Hollow Knight (2017) Зеленая тропа / комната с амулетом Живокрови

Original size 1000x563

Hollow Knight (2017)

В отличие от Hollow Knight, первая Ori покоряет совсем иной эстетикой — это живая акварельная сказка с переливающимися яркими, насыщенными красками

Ori and the Blind Forest (2015)

Original size 1920x1080

Ori and the Blind Forest (2015)

Ori and the Blind Forest (2015)

Что касается пространственных решений, здесь прослеживается интересная эволюция. И первая Ori, и Hollow Knight строго придерживаются классического 2D-формата (несмотря на использование 3D-моделей в разработке) и эффективно используют трёхслойную композицию пространства. В обеих играх средний план остаётся основной игровой зоной, а передний и задний — работают на атмосферу, не мешая геймплею. Камера сохраняет чёткий боковой ракурс, а действие разворачивается в одной плоскости

Original size 2650x1400

Однако вторая часть Ori: Ori and the Will of the Wisps начал аэкспериментировать с 3D-элементами: теперь объекты и боссы могут перемещатся между планами, создавая дополнительную глубины. Это добавило игре кинематографичности

Original size 800x556

Ori and the Blind Forest (2015)

Геймплейные различия между первой Ori и Hollow Knight особенно показательны. Blind Forest делает упор на изящный, почти акробатический платформинг, с множеством его вариаций, где главное — точность и скорость перемещения. Тогда как в Hollow Knight платформинг остается достаточно традиционным

Ori and Blind Forest (2015)

Hollow Knight (2017) / Ori and Blind Forest (2015)

Но зато Hollow Knight предлагает сложнейшие схватки с десятками уникальных противников, требующие безупречного тайминга, тогда как в Ori боевая система проста

Hollow Knight (2017)

Ori and Blind Forest (2015) / Hollow Knight (2017)

Will of the Wisps заметно переработал боевую систему, явно вдохновляясь успехом Hollow Knight. Появились различные стили атак, разнообразное оружие, возможность кастомизировать подход к бою, более сложные противники

0

Ori and the Will of the Wisps (2020) копье, лук, меч, бумеранг, молот, лассо

Ori and the Will of the Wisps (2020)

Так же во второй части, Ori and the Will of the Wisps появились новые персонажи, явно перекликающиеся с обитателями Hallownest (мир HK)

Торговец Твиллен / Пожиратель Ног

Original size 1240x520

Ori and the Will of the Wisps (2020) / Hollow Knight (2017)

Картограф Корнифер / Люпо

Original size 1240x520

Hollow Knight (2017) / Ori and the Will of the Wisps (2020)

Персонаж странник Токк / Квиррел

Original size 1241x520

Подобно своим аналогам из Hollow Knight, они встречаются в разных уголках карты. Добавился и центральный хаб — деревня с NPC, явно навеянная Грязьмут из HK.

Если первая часть Ori и Hollow Knight были почти противоположны в своих подходах (один — платформер с элементами боя, другой — боевик с элементами платформинга), то Will of the Wisps частично перенял черты HK, сохранив при этом свою уникальность. Это не делает одну игру лучше другой — скорее, показывает, как жанр метроидвании может развиваться в разных направлениях, предлагая игрокам разнообразные впечатления, за счет заимствования

Вывод

Авторское право обладает достаточной гибкостью, позволяя играм сохранять творческую близость и использовать схожие художественные приемы и игровые механики, не теряя при этом своей уникальности. В индустрии инди-разработки сложилась особая культура взаимного уважения — вместо судебных разбирательств создатели предпочитают закрывать глаза на возможные заимствования, даже не всегда безупречные с этической точки зрения. Такой подход, основанный на доверии и творческой солидарности, приводит к неожиданному парадоксу: именно эти условно «нечестные» заимствования зачастую становятся катализатором жанровой эволюции. В результате метроидвания как жанр обогащается удивительным разнообразием проектов, где каждая новая игра, вдохновляясь предшественниками, находит собственный путь развития, трансформируя общие элементы в нечто уникальное

Bibliography
Show
1.

Hollow Knight [Электронный ресурс]: [офиц. сайт игры]. — URL: https://store.steampowered.com/app/367520/Hollow_Knight/ (дата обращения: 20.05.2025).

2.

Hollow Knight [Электронный ресурс] // Вики по игре Hollow Knight. — URL: https://hollowknight.fandom.com/ru/wiki/Hollow_Knight (дата обращения: 20.05.2025).

3.

Hollow Knight [Электронный ресурс] // Wikipedia. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Hollow_Knight (дата обращения: 20.05.2025).

4.

Ori and the Blind Forest [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ori_and_the_Blind_Forest (дата обращения: 20.05.2025).

5.

Ori and the Blind Forest [Электронный ресурс]: [офиц. сайт игры]. — URL: https://store.steampowered.com/app/261570/Ori_and_the_Blind_Forest/?l=russian (дата обращения: 20.05.2025).

6.

Игровой процесс Ori and the Blind Forest [Видеозапись] // YouTube. — URL: https://youtu.be/TbITk_Gq41Q?si=VKlxloQNI_ (дата обращения: 17.05.2025).

Image sources
Show
1.2.

https://ru.riotpixels.com/games/hollow-knight/screenshots/12/ (дата обращения: 17.05.2025)

3.4.5.6.7.8.9.10.

https://gabestore.ru/game/ori-and-the-blind-forest#gallery-1 (дата обращения: 17.05.2025)

11.12.13.14.15.16.

Screenshot_HK_Hollow_Knight_Beta_30.webp (дата обращения: 17.05.2025)

17.

Скриншоты и гифки сделаные самостоятельно

18.

https://youtu.be/TbITk_Gq41Q?si=VKlxloQNI_owOJMO (дата обращения: 21.05.2025)

19.

20.https://rutube.ru/video/3196a68ea5687aa9802704e6409dcd22/ (дата обращения: 21.05.2025)

20.

21.https://rutube.ru/video/3196a68ea5687aa9802704e6409dcd22/ (дата обращения: 17.05.2025)

21.

23.https://hsedesign.ru/project/99a9ce0d265c4539b8988b6b9eb768e5 (дата обращения: 18.05.2025)

Ori и Hollow Knight: почему эти похожие игры не судятся?
3
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more