Original size 1140x1600

Феномен света: трансформация функционального в художественное

PROTECT STATUS: not protected
5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
  1. Концепция
  2. Истоки художественного использования света
  3. Свет как материал в минимализме и постминимализме
  4. Неон и световые тексты
  5. Свет в иммерсивных и цифровых инсталляциях
  6. Заключение

Концепция

Свет является фундаментальной категорией визуального восприятия и человеческого опыта, но в современном искусстве XX–XXI веков он обретает статус не только инструмента, но и полноценного выразительного медиума. Выбор данной темы обусловлен необходимостью осмысления того, как свет — от утилитарного источника видимости — превращается в материал, язык и даже субъекта художественного высказывания. Тема особенно актуальна в условиях цифровизации визуального поля и возрастания роли иммерсивных, световых и мультимедийных форматов.

Принцип отбора визуального материала основывается на репрезентативности: в исследование включены произведения, в которых свет выступает не как вспомогательный элемент композиции, а как её структурный, а нередко и единственный компонент. Основное внимание уделено художникам и дизайнерам, радикально пересматривающим статус света — от Баухауса до цифровых инсталляций. В числе ключевых фигур — Ласло Мохой-Надь, Дэн Флавин, Джеймс Таррелл, Джулио Ле Парк, teamLab, Отто Пине, Брюс Науман и другие.

Структурирование исследования строится по принципу перехода от исторических и философских оснований феномена к его визуально-художественной трансформации в разных медиумах: от световых объектов и кинетических инсталляций до неоновых текстов и цифровых алгоритмических форм. Исследование организовано по тематическим рубрикам, каждая из которых раскрывает один из аспектов светового высказывания: свет как материал, свет как текст, свет как пространство, свет как перцептивное переживание.

Выбор текстовых источников подчинён критерию интердисциплинарности: используются философские и теоретические работы, манифесты художников (Мохой-Надь, Таррелл), кураторские тексты и интервью. Это обеспечивает аналитическую глубину и позволяет трактовать свет не только как физическое, но и как культурное, перцептивное и политическое явление.

В исследовании предпринята попытка понять каким образом художники трансформируют функциональные источники света (лампы, неон, проекции, лазеры и пр.) в самостоятельные художественные формы. Исследование также раскрывает, как свет воздействует на зрителя, пространство и восприятие времени.

Ключевой вопрос исследования: в какой момент и по каким художественным механизмам свет утрачивает сугубо функциональное назначение и становится выразительным, самостоятельным элементом художественного языка?

Гипотеза заключается в том, что переход света из утилитарной в художественную плоскость связан с изменением парадигмы восприятия: свет становится не тем, что позволяет видеть, а тем, на что направлено восприятие. Он превращается в материал и субъект художественного опыта, обладающий смысловой, пространственной и перцептивной автономией.

Истоки художественного использования света

Светопространственный модулятор, Ласло Мохой-Надь. Скульптура, 1930

«Свето-пространственный модуль» — это кинетическая скульптура из металлических пластин, сеток и прутьев, вращающихся при помощи моторного механизма. Подсвеченные прожекторами элементы создают сложные игры света и тени, проецирующиеся на стены и окружающее пространство. Свет, в данном случае, перестаёт быть вспомогательным и становится главным элементом восприятия — его движение, ритм, искажения становятся тем, что «смотрит» зритель.

Loading...

Одной из ключевых, но часто недооцениваемых фигур в формировании светового искусства является Томас Вилфред — художник датского происхождения, живший и работавший в США. Он разработал уникальную художественную форму под названием Lumia — «живопись света», в которой свет не служит для освещения объекта, а становится самим объектом искусства.

В 1920-х годах Вилфред сконструировал инструмент Clavilux (от лат. clavis — клавиша и lux — свет), который позволял создавать абстрактные световые композиции, напоминающие музыку по своей временной природе. Эти произведения не имели ни сюжета, ни фигуративного изображения, но были рассчитаны на длительное созерцание — свет медленно перетекал, создавая образы, которые невозможно было зафиксировать.

Original size 2600x3273

Устройство № 86 из серии Clavilux Junior (первая модель Clavilux для дома), Томас Вилфред, 1930

«Углубленное изучение», соч. 152, Томас Вилфред, 1959 «Люмиа Сюита», соч. 158, Томас Вилфред, 1963-64

Свет как материал в минимализме и постминимализме

Original size 1110x740

Женщина, стоящая перед работой Дэна Флавина, без названия (новатору Wheeling Peachblow), 1968, MoMA

Дэн Флавин — один из наиболее влиятельных представителей минимализма, радикально изменивший представление о свете как художественном материале. С 1963 года он использует исключительно готовые флуоресцентные лампы, отказываясь от традиционного художественного производства в пользу стандартных индустриальных объектов.

Одна из ключевых особенностей произведений Флавина — это их ситуативность. Свет не просто присутствует в пространстве — он формирует его, окрашивает стены, создаёт «цветовые поля» и иллюзорные архитектурные барьеры.

«Зелёное пересекает зелёное» (посвящается Питу Мондриану, которому не хватало зелёного), 1966 Без названия, Дэн Флавин, 1969

«Кто-то может не думать о свете как о чем-то само собой разумеющемся, но я так думаю. И, как я уже сказал, это самое простое, открытое и непосредственное искусство, какое вы когда-либо встречали»

Дэн Флавин, 1987

Также Флавин активно обращается к истории искусства. В своей работе «Monument» for V. Tatlin он отсылает к нереализованному, но оказавшему значительное влияние проекту памятника III Интернационалу — утопическому символу коммунистической революции, разработанному русским художником-конструктивистом Владимиром Татлиным в 1920 году.

Свет здесь утрачивает свою утилитарную функцию освещения, превращаясь в концептуальный знак — в алюзию, в форму исторической памяти. Индустриальный материал становится средством рефлексии: свет в этих работах — не столько физическое явление, сколько носитель идеи, воспоминания и культурного кода.

Original size 1472x1470

«Монумент Татлину», Дэн Флавин, 1964

В работах Джеймса Тарелла свет сам по себе становится объектом созерцания. Таррелл тщательно конструирует пространства, в которых зритель буквально погружается в свет, воспринимая его не как средство, а как явление, обладающее плотностью, текстурой и даже чувственностью.

В работах Alta White (1967) и Afrum Pale Blue (1968), которые относятся к серии Projection Pieces, световой объём парит в темноте, создавая иллюзию формы без физического тела. Это радикальный сдвиг: свет становится нематериальной скульптурой.

Альта Белая, Джеймс Таррелл, 1967 Афрум в нежно-голубом, Джеймс Таррелл, 1968

Хулио Ле Парк (1928), один из участников группы GRAV (Groupe de Recherche d’Art Visuel), видел своей задачей не создание «произведения» в классическом смысле, а провокацию восприятия, в которой свет выступает как активный, изменчивый агент. Его интерес сосредоточен на вовлечении зрителя, расшатывании визуальной стабильности и превращении света в инструмент интерактивной игры.

В отличие от художников, использующих свет для моделирования формы, Ле Парк превращает свет в энергию восприятия, в силу, способную вызвать у зрителя потерю ориентации, иллюзию движения, оптическое смещение. Его работы не требуют интерпретации — они требуют участия.

Loading...

Серия кинетических работ (1960–70-е), в которых свет проецируется на вращающиеся зеркальные поверхности, рассеивается и преломляется. Эта «живая» световая среда дестабилизирует привычное восприятие: зритель не просто видит объект, но попадает в перманентно меняющееся поле света, в котором невозможно зафиксировать устойчивую форму.

«Свет в движении», Хулио Ле Парк, 1962

Loading...

Отто Пине, представитель ZERO-группы, обращается к свету как к элементу, способному символизировать свободу, воздух и обновление. В своих «световых рельефах» и инсталляциях (например, Lichtballett, 1961) он использует вращающиеся источники света и проекционные механизмы для создания динамического светового поля. Свет в его практике неразрывно связан с воздухом, движением и эфемерностью.

«Световой балет», Отто Пине, 1961

Неон и световые тексты

Свет в искусстве конца XX века приобретает не только визуальную, но и лингвистическую нагрузку. Художники используют неон как носитель текста, превращая свет в носителя смысла и иронии.

Брюс Науман соединяет эстетику коммерческих вывесок с философским высказыванием. В его работе «The True Artist Helps the World by Revealing Mystic Truths» (1967) неон становится критикой саморефлексии художника и институциональной роли искусства.

Original size 1240x1200

«Истинный художник помогает миру, раскрывая мистические истины», Брюс Науман, 1967

В других произведениях, таких как «Raw War» (1970) или «Human Nature / Life Death / Knows Doesn’t Know» (1983), неон приобретает агрессивный, тревожный характер, демонстрируя, как визуальная привлекательность света может скрывать внутреннюю амбивалентность и даже угрозу. Здесь свет превращается в парадоксальный медиум: он притягивает, но одновременно дестабилизирует восприятие.

Original size 0x0

«Raw War», Брюс Науман, 1970

«Human Nature / Life Death / Knows Doesn’t Know», Брюс Науман, 1983

Дженни Хольцер занимает особое место среди художников, работающих со светом, превращая его в политически и социально заряженное высказывание. Работа Хольцер «Blue Purple Tilt» (2007) объединяет тексты, созданные на протяжении всей её карьеры, от ранних проектов «Truisms» и «Survival» до анонимных манифестов «Inflammatory Essays». Эти тексты представлены с помощью семи ярко светящихся светодиодных панелей, которые создают насыщенное визуальное пространство, погружая в него зрителя. У Хольцер свет — это оружие текста. Он не просто освещает, а освещает смысл.

Original size 692x388

«Одна из причин, по которой я так долго работаю со светодиодами в том, что свет и слова воздействуют на тело. Это может вызвать головокружение; это может символизировать бесконечный поток информации и вопрос: „как мне это обработать?“ Это способно лишить ощущения опоры — я стараюсь использовать отражения именно для этого». Дженни Хольцер

Также интересна работа «Red Yellow Looming» (2004) — это бегущие строки из красных и жёлтых светодиодов, расположенные в виде наклонной, почти давящей плоскости, которая заполняет пространство экспозиции. Тексты быстро движутся по экрану, иногда сливаются, мерцают или обрываются, создавая ощущение тревожной перегрузки.

Тексты в «Red Yellow Looming» взяты из документов, связанных с военными действиями и нарушениями прав человека. Здесь свет — не «прекрасное оформление», а механизм психологического воздействия.

«Red Yellow Looming», Дженни Хольцер, 2004

Свет в иммерсивных и цифровых инсталляциях

В цифровую эпоху свет выходит за пределы объектов и становится интерактивной средой.

Олафур Элиассон в «The Weather Project» (2003) исследует коллективное восприятие, создавая гигантское искусственное солнце. Зрители становятся частью работы, реагируя на её масштаб и иллюзорность.

«Проект погоды», Олафур Элиассон, 2003

TeamLab создаёт иммерсивные цифровые инсталляции, где свет реагирует на присутствие зрителя. Проекты вроде Borderless (2018) создают опыт слияния тела и света, где границы между субъектом и объектом размываются. Здесь свет перестаёт быть фоном и становится «живым» агентом восприятия.

Loading...

«The Infinite Crystal Universe», teamLab, 2018

Рефик Анадол использует алгоритмы машинного обучения для генерации световых образов. В проекте Machine Hallucinations (2019) он визуализирует работу искусственного интеллекта через динамичные световые структуры, предлагая новый тип цифровой абстракции.

Loading...

Заключение

Анализ художественного использования света в XX–XXI веках показывает, что свет перестаёт быть вспомогательной величиной. Он становится материалом, текстом, пространством, интерфейсом. Его художественная значимость заключается не только в зрелищности, но в способности вызывать философское, чувственное и политическое размышление.

Таким образом, свет перестаёт только освещать — он начинает высказываться. Современное искусство делает видимым саму структуру восприятия, используя свет не как иллюстрацию, а как исследование.

Bibliography
Show
1.

Bell T., Govan M. Dan Flavin: The Complete Lights, 1961–1996. — New Haven: Yale University Press, 2004.

2.

Jacobson-Leong D. R. Destabilizing cultural assumptions: language and images in the art of Jenny Holzer: дис. … PhD. — University of Oregon, 1993.

3.

Jankowski M. James Turrell: The Level of Illumination // Faculty of Humanities, University of Amsterdam. — 2016. — № 4.

4.

Лиховцева А. В. Абстрактное искусство света: генезис и формы световых объёмных инсталляций // Запись и воспроизведение объёмных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях. — 2020. — Т. 17.

5.

Orgeman K. Lumia: Thomas Wilfred and the art of light. — New Haven: Yale University Press, 2017.

6.

Стебаков М. С. «Световой реквизит для электрической сцены» как поиск новой формы кино // Артикульт. — 2024. — № 2 (54). — С. 50–60.

7.

Blue Tilt [Электронный ресурс] // Art Institute of Chicago. — Режим доступа: https://www.artic.edu/artworks/190590/blue-tilt (дата обращения: 21.05.2025).

Image sources
Show
1.2.3.

https://www.moholy-nagy.org/art-database-gallery/ (дата обращения: 20.05.25)

4.

https://vimeo.com/111650264 (дата обращения: 20.05.25)

5.

https://americanart.si.edu/exhibitions/lumia (дата обращения: 20.05.25)

6.

https://www.moma.org/audio/playlist/289/348 (дата обращения: 20.05.25)

7.

https://www.guggenheim.org/artwork/1305 (дата обращения: 20.05.25)

8.

https://www.moca.org/collection/work/monument-for-v-tatlin (дата обращения: 20.05.25)

9.10.11.

http://www.julioleparc.org/tablet/lumi%C3%A8res.html (дата обращения: 21.05.25)

12.13.14.

https://www.flickr.com/photos/louis_cypher/50641736637 (дата обращения: 21.05.25)

15.16.

https://youtu.be/kahh0ze6Nf4?si=qpM_AXYEy_eKyLQ3 (дата обращения: 21.05.25)

17.18.19.

https://www.teamlab.art/w/infinite_crystaluniverse/ (дата обращения: 21.05.25)

Феномен света: трансформация функционального в художественное
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more