

Фрагмент из клипа Glass Animals — Pools (Official Video), режиссер Rafael Bonilla, альбом ZABA, 2014 г.
Концепция
Пластилиновая покадровая анимация является отличным инструментом не только для мультипликатора, но и для музыканта, потому что позволяет создавать в клипах, и демонстрировать зрителям, фантастические миры, отражающие глубинный смысл песни, не прибегая к помощи сложных спецэффектов. В отличие от других видов, где используется бумага, предметы быта или 2D-графика, при работе с пластилиновой анимацией возникает дополнительная переменная — текстура. Кто-то может предположить, что того же возможно достигнуть и благодаря 3D-графике, однако только ручная работа с пластилином помогает добиться совершенно уникального визуального эффекта — характерного «подрагивающего» движения.
— Ваша любимая игрушка в детстве? — Пластилин. — Что из него получалось? — Всё Фрагмент из интервью Виктора Цоя от 16 — 17 марта 1990 года
Думая об этом особом материале для творчества, во всех его смыслах, нельзя не вспомнить приведенный выше фрагмент из интервью Виктора Цоя, так как именно эти слова отражают его философию свободы творчества и самовыражения. Как каждый кусочек пластилина, хранящий отпечатки пальцев своего создателя, музыка хранит отпечатки души своего композитора и исполнителя. Наверное для многих музыкантов такой вид визуального ряда для клипа ассоциируется с чем-то живым, близким, и способным на бесконечные изменения, как и сама музыка.
Кадр из клипа Elton John, Dua Lipa — Cold Heart (PNAU Remix) (Official Video), режиссер Raman Djafari, 2D-художник Katie Spangenberg, сингл, 2021 г.
Наиболее интересными в данной области являются клипы 21 века, потому что именно в это время можно наблюдать удачный синтез новых технологий и классической пластилиновой анимации. При отборе материала был проведен анализ, в результате которого удалось выделить несколько типов персонажей в соответствии с их ролью и характером взаимодействия с окружающим миром, а также степенью абстрактности изображаемого. Такое разделение помогает наиболее полно продемонстрировать широкие возможности пластилиновой покадровый анимации для музыкальных клипов.
Категории клипов, приведенные в исследовании: 1. Пластилин и человек — клипы, сочетающие съемку и анимацию 2. Пластилиновая реальность — название полностью соответствует визуальной составляющей 3. Метаморфозы — переходная категория, где человеческие персонажи и обычная действительность начинают претерпевать изменения 4. «Кроличья нора» — частично реальный персонаж попадает в фантастическую реальность 5. Монстр и жизнь — герой клипа является необычным существом с демоническими чертами, но помещен в стандартную бытовую среду города. 6. Альтернативная реальность — и персонаж, и окружающая среда представляют собой изменяющуюся непостоянную абстрактную форму, иногда с отдаленными антропоморфными чертами
Пластилин и человек
Кадры из клипа GUNSHIP — Tech Noir, художник-аниматор Lee Hardcastle, альбом GUNSHIP, 2015 г.
В этой категории видео фантастический мир пластилина и реальный мир пересекаются. Клип группы GUNSHIP — Tech Noir является примером с самым активным использованием CGI-графики, которая помогает подчеркнуть переход из реального в сказочное.
Кадр из клипа GUNSHIP — Tech Noir, демонстрирующий освещение
В клипе также присутствует характерное для киберпанка освещение, пластилиновая мультипликация условно «пародирует» кинематограф, это дополняется персонажами из фильмов и фрагментами реальной съемки.
Сравнение кадров из клипа GUNSHIP — Tech Noir и из фильма «Бегущий по лезвию 2049» режиссер Denis Villeneuve, 2017 г.
Использование спецэффектов в этом случае еще больше сближает пластилиновую анимацию и кинематограф.
Кадр из клипа GUNSHIP — Tech Noir
Кадр из клипа GUNSHIP — Tech Noir
Пластилиновая реальность
Клип Shawn Ford — What Happens Next? , художник-аниматор Yvonne Haugen, 2014 г.
В этой категории клипов, пластилиновая анимация уже не пытается связать видео и реальность с помощью отсылок к существующим фильмам, реальной съемки и актеров, она и есть реальность. Мы смотрим на полноценную сюжетную линию, происходящую в городе. В отличие от предыдущего раздела, здесь редко встречается дополнительное использование компьютерной графики. Среди подобных клипов чаще всего можно встретить следующие типы — персонаж-певец и персонаж-киногерой. В первом случае это может быть музыкальная группа, выступающая на сцене или пластилиновый солист. Второй случай можно сравнить с просмотром мелодрамы или драмы (не блокбастера или фантастики, потому что в этой категории анимация наиболее приближена к реальности)
Кадр из клипа Who Is She? — MoviePass, художник-аниматор Violet Crabtree, альбом Goddess Energy, 2023 г.
Персонажи из клипа Who Is She? — MoviePass
Персонаж из Клипа Shawn Ford — What Happens Next?
Даже если в этой категории и могут встречаться небольшие элементы сверхъестественного, это все равно будет привязано к реальности (как в данном случае, к празднику Хэллоуина).
Кадр из клипа Who Is She? — MoviePass
Метаморфозы
Фрагмент из клипа Giangrande — Free to Roam [Official Video], режиссер, художник-аниматор Gianluca Maruotti, альбом Beauty at Closing Time, 2018 г.
Наверное одна из самых глубоких по смыслу категорий. Здесь зритель находится на грани реальности и фантастики. Можно проследить метафору духовной трансформации человека и общества с течением времени. Мы все еще видим фрагменты узнаваемого мира и человеческих героев, однако уже присутствует элемент активных преобразований.
Кадры из клипа Giangrande — Free to Roam [Official Video]
В клипе Giangrande — Free to Roam, режиссера и аниматора Gianluca Maruotti, встречается идея масок, которые люди вынуждены носить в обществе. Условно видеоряд можно разделить на два мира — реального равнодушного (даже приглушенные цвета это подчеркивают) и волшебного мира детских фантазий (красочных, где самая главная ценность — дружба).
Кадры из клипа Giangrande — Free to Roam, показывающие мир реальности
Кадры из клипа Giangrande — Free to Roam, показывающие мир фантазий
Похожую идею маскирования и духовной трансформации можно встретить и в клипе Far Caspian — Pet Architect, режиссера Alistair Nicholls.
Кадр из клипа Far Caspian — Pet Architect, режиссер и художник-аниматор Alistair Nicholls, 2023 г.
Кадр из клипа Far Caspian — Pet Architect, режиссер и художник-аниматор Alistair Nicholls, 2023 г.
Фрагмент из клипа Giangrande — Morning Dew (Official Video), режиссер, художник-аниматор Gianluca Maruotti, альбом Beehives of Resistance, 2021 г.
«Кроличья нора»
Кадр из клипа Elton John, Dua Lipa — Cold Heart (PNAU Remix) (Official Video), режиссер Raman Djafari, 2D-художник Katie Spangenberg, сингл, 2021 г.
Наилучшим образом эту категорию описывает фраза «Кроличья нора», которая встречается в статье интернет-журнала Vice о клипе Glass Animals — Pools (Official Video). Как Алиса в книге Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес», мы все глубже и глубже проваливаемся в волшебный красочный мир. Здесь наблюдается активное сочетание пластилина с другими материалами, такими как бумага, ткань, дерево, а также 2D-графика. Наиболее ярким примером является клип Elton John, Dua Lipa — Cold Heart (PNAU Remix) (Official Video) режиссера Raman Djafari, потому что он демонстрирует использование разных анимационных техник.
Кадр из клипа Elton John, Dua Lipa — Cold Heart (PNAU Remix) (Official Video), режиссер Raman Djafari, 2D-художник Katie Spangenberg, сингл, 2021 г.
Кадр из клипа Elton John, Dua Lipa — Cold Heart (PNAU Remix) (Official Video), режиссер Raman Djafari, 2D-художник Katie Spangenberg, сингл, 2021 г.
Помимо включения дополнительных материалов в среде клипа, здесь встречается и два вида персонажей — пластилиновые диско-танцоры и 2D-артисты.
В качестве еще одного примера можно привести клип The Shins — The Rifle’s Spiral режиссера Jamie Caliri.
Кадр из клипа The Shins — The Rifle’s Spiral, режиссер Jamie Caliri, альбом Port of Morrow, 2012 г.
Кадр из клипа The Shins — The Rifle’s Spiral, режиссер Jamie Caliri, альбом Port of Morrow, 2012 г.
Для сравнения возможностей использования разных материалов для большего визуального разнообразия в пластилиновых клипах далее приведено сравнение кадров из трех клипов.
Первый фрагмент — Elton John, Dua Lipa — Cold Heart (PNAU Remix) (Official Video) Второй фрагмент — The Shins — The Rifle’s Spiral Третий фрагмент — Glass Animals — Pools (Official Video)
Фрагмент из клипа Glass Animals — Pools (Official Video), режиссер Rafael Bonilla, альбом ZABA, 2014 г.
Монстр и жизнь
Фргамент из клипа Paristetris — Sponge Ideas, режиссура и анимация Katarzyna Nalewajka & Paulina Szewczyk, альбом Honey Darlin', 2011 г.
Несмотря на то, что в этой категории становится довольно трудно провести четкую грань между реальностью и вымыслом из-за общего сюрреализма происходящего, здесь все же можно выделить основные черты, помогающие отличить этот тип клипов от других:
В качестве примера можно привести клип Ape School — «Trust No Ratboy», в котором наблюдается смелое сочетание разных текстур, как например бумага, вата, искусственные цветы. Именно это поддерживает реальность окружающей среды, при том, что главный персонаж клипа — монстр.
Коллаж из фрагментов клипа Ape School — Trust No Ratboy, Boiled Records, альбом Hog Heaven, 2023 г.
В противоположность предыдущему видео, в клипе Paristetris — Sponge Ideas, даже по-прежнему узнаваемые предметы начинают приобретать демонические черты.
Пример бытовых предметов в клипе Paristetris — Sponge Ideas
Кадры из клипа Paristetris — Sponge Ideas
Главный герой из клипа Paristetris — Sponge Ideas
Альтернативная реальность
Кадр из клипа Grizzly Bear — Ready, Able, режиссер Allison Schulnik, альбом Veckatimest, 2009 г.
Все сильнее и сильнее начинается трансформация изначального образа человека, от которого, как от основной точки отсчета, было начато исследование. Если в прошлой категории клипов, даже у монстров еще узнаются человеческие черты лица и формы тела, здесь все дальше и дальше художники-аниматоры уходят в абстрактное изображение персонажа. Окружающая среда в клипе также больше удаляется от реального мира, а сюжет обретает фантастичность.
Кадры из клипа Grizzly Bear — Ready, Able, демонстрирующие среду клипа
Кадр из видео Grizzly Bear — Ready, Able, показывающий, какими изображаются персонажи в данной категории музыкальных пластилиновых клипов
Встречаются менее абстрактные, но все же и не человеческие изображения главного героя, как в клипе Portugal. The Man — All Your Light.
Персонаж в клипе Portugal. The Man — All Your Light (Animated Version), режиссер Justin Kramer & Lee Hardcastle, альбом In the Mountain in the Cloud, 2011 г.
Персонаж в клипе Portugal. The Man — All Your Light (Animated Version)
Заключение
Почему данный вид покадровой анимации приобрел популярность среди музыкантов в качестве способа решения визуальных задач? После анализа визуального ряда в первую очередь хочется отметить метафорическую близость двух разных процессов — творчества художника-аниматора и создания музыкального произведения. Помимо этого, пластилин является материалом, из которого в буквальном смысле можно слепить все что угодно, оставляя при этом место для фантазии зрителя и множества интерпретаций, как в визуальном ряду, так и в смысле песни.
Кадр из титров клипа Giangrande — Free to Roam [Official Video], режиссер, художник-аниматор Gianluca Maruotti, альбом Beauty at Closing Time, 2018 г.
Б. А. Машковцев. Словарь-справочник современных анимационных терминов. URSS, 2015
Л. Малюкова. Сверхкино. Современная российская анимации, Ассоциация анимационного кино, 2012
Цитата Виктора Цоя о пластилине (https://tsitatki.ru/tsitata-tsoya-pro-plastilin/?ysclid=lp7cailqew268234455)
Статья Артема Миндрина. Ведьмин котёл, рок-концерт и слияние домов в пластилиновой подборке 5 клипов. 2023 (https://media.2x2tv.ru/5-klipov-plastelin/)
Ссылка на источники изображений https://docs.google.com/document/d/1L7-hPMHAOcwXBTf8Zrlgc5d9O2P0O6I4_Ab5uIV-QAo/edit?usp=sharing