Original size 1140x1600

Сюрреализм в кинематографе Дэвида Линча

44
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

СОДЕРЖАНИЕ 1.СЮРРЕАЛИЗМ В КИНЕМАТОГРАФЕ 2.МЕТОД ЛИНЧА 3.ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ 4.ЗВУК И МУЗЫКА 5.ОСОБЕННОСТИ СЪЕМКИ 6.ИТОГ

«Сюрреализм — чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить — или устно, или письменно, или любым другим способом — реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений» А. Бретон «Первый Манифест сюрреализма» (1924)

Манифест сюрреализма был опубликован в 1924 году Андре Бретоном и стал основополагающим документом для движения сюрреализма. В манифесте было заявлено, что сюрреализм — это автоматический метод письма и рисования, который позволяет выразить подсознательное и бессознательное.

Этот манифест стал основой для развития таких форм искусства как кинематограф, литература, живопись и театр. Сюрреализм в кинематографе проявляется в необычных образах, неожиданных переходах между сценами и странных деталях, которые создают атмосферу загадочности и таинственности.

Сюрреализм, сформировавшийся в кинематографе имеет глубокие корни в теории психоанализа Зигмунда Фрейда. Фрейд и его последователи утверждали, что подсознательное и бессознательное играют важную роль в жизни человека, и что сны являются проявлением этих скрытых частей личности. Одним из первых режиссёров сюрреалистов является испанец Луис Бунюлэль, в его фильмографии отражены основные особенности поэтики сюрреализма: стирание границы между сном и реальностью, создание шокирующих образов и сочетание, на первый взгляд несочетаемых вещей.

Дэвид Линч — режиссёр которого часто сравнивают с Бунюэлем. Линч, несмотря на то то сам себя таковым не считает, как минимум является идейным продолжателем традиции кинематографического сюрреализма. В своих фильмах, таких как например «Малхолланд драйв» и «Шоссе в никуда» он разрушает традиционное линейное повествование, погружает зрителя в уникальный, «странный» мир, используя различные как сценарные так и визуальные приемы.

В его работах часто присутствуют мотивы сновидений и бессознательного, а также элементы мистики, но несмотря на это, главными героями у Линча всегда остаются обыкновенные люди, режиссёра интересует мотив столкновения обыденности с непостижимым а зрителю это позволяет сильнее сопереживать персонажу и глубже проникнуться историей. Линч в своих фильмах также экспериментирует с звуком и музыкой, создавая уникальные звуковые ландшафты, которые усиливают производимый на зрителя эффект «погружения в сон наяву».

В данном исследовании я попытаюсь провести параллель между творческим подходом Дэвида Линча и направлением сюрреализм. В ходе исследования, на примерах фильмографии режиссёра, будут разобраны примеры подхода режиссёра к работе со сценарием, визуальные приемы и примеры работы со звуком, в частности совместной работы с Анджело Бадаламенти.

Основную часть иллюстраций составляют кадры из фильмографии Линча, также используются кадры из фильмов Бунюэля, Кокто и Рэя.

1.Сюрреализм в кинематографе

Одним из самых ярких представителей сюрреализма в кино считается испанский режиссер Луис Бунюэль, его фильм андалузский пес, работает по принципам манифеста сюрреалистов, воспроизводя образы из подсознательного. Также стоит отметить таких режиссеров как Жан Кокто и Ман Рэй.

Original size 1280x775

Андалузский пес (1929) реж. Луис Бунюэль

Original size 1000x652

Кровь Поэта (1932) реж. Жан Кокто

Original size 1280x720

Морская Звезда (1928) реж. Ман Рэй

С творчеством этих режиссеров часто сравнивают работы Дэвида Линча, хотя сам Линч от этого сравнения открещивается, говоря что вдохновляется исключительно образами из жизни, очевидно что как с работами Бунюэля, Кокто, Рэя так и с манифестом сюрреализма творческий подход Линча имеет большое количество сходств.

Original size 1332x941

«Голова-ластик» (1977) реж. Дэвид Линч

2.МЕТОД ЛИНЧА

Original size 2048x1365

Сальвадор Дали (1904 — 1989)

В своей автобиграфии «Комната Снов» Линч рассказывает о важной роли трансцендентальной медитации в его жизни и творчестве. Линч работая над фильмом черпает вдохновение из бессознательного, в которое погружается во время регулярных медитаций, про это он также пишет в книге «Поймать большую рыбу», в этом подходе мы можем заметить сходство с методом художник-сюрреалиста Сальвадора Дали, который черпал идеи для своих работ из снов.

Original size 1500x600

Дэвид Линч на съемках «Диких Сердцем» (1990)

3.ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПОВЕСТВОВАНИЯ

Отсутствие четкой повествовательной линии — в фильмах линча, за редким исключением, очень сложно от начала до конца проследить за линией повествования, из-за этого у зрителя появляется ощущение запутанности, например в фильме «Малхолланд Драйв», по одной из многочисленных «фанатских» теорий вторая часть повествования происходит во сне главной героини, на это намекает большое количество деталей, но никто не сообщает об этом напрямую.

Original size 1600x900

«Малхолланд Драйв» (1999) реж. Дэвид Линч

Образы доминируют над сюжетом — самым ярким примером служит последний на данный момент полнометражный фильм Линча «Внутренняя Империя», огромный хронометраж которого буквально соткан из образов и метафор, при этом понять что же происходит на экране, без углубления в анализ крайне тяжело. Одним из образов — шоу Кролики, встроенный в фильм пугающий мини-сериал, показывающий небольшие истории про семью кроликов.

Original size 1500x844

«Кролики» фрагмент из фильма «Внутренняя Империя» (2006) реж. Дэвид Линч

Логика сновидений — или отсутствие видимой логики как таковой. В фильмах Дэвида Линча, как и во сне, может произойти все что угодно, главный тезис характеризующий творческий подход режиссёра.

Original size 1322x872

«Шоссе в Никуда» (1997) реж. Дэвид Линч

4.Анджело Бадаламенти

Важным элементом уникальной атмосферы в фильмах Линча играет музыкальное сопровождение, за авторством композитора Анджело Бадаламенти, сотрудничавшего с режиссёром в большинстве культовых работ. Мягкое обволакивающее звучание композиций Бадаламенти затягивает в себя и погружает зрителя в сон наяву.

Original size 1256x957

Анджело Бадаламенти (1937-2022)

Loading...

Также Линч пользуется «гостевыми номерами», в его работах появляются музыканты, разной степени известности. Чаще всего это происходит в моменты проникновения «странных» вещей в обыденность. Например в фильме «Маллхоланд Драйв» в сцене где исполняется песня «Crying» в какой-то момент исполнительница Ребека Дель Рио падает в обморок, но композиция продолжает играть.

Loading...

Также Линч часто использует вариации на популярные композиции, как оммаж американской поп-культуре. Например в открывающей сцене фильма «Синий Бархат» играет композиция Бобби Винтона Blue Velvet, в честь которой и назван фильм. А в концовке «Диких Сердцем» актер Николас Кейдж «исполняет» песню Love me Tender Элвиса Пресли.

Loading...
Loading...

5.Особенности визуальных приемов

Мультиэкспозиция- Линч использует это прием для совмещения двух реальностей, настоящего мира и бессознательного мира сновидений.

Original size 1280x591

«Твин Пикс» (1990) реж. Дэвид Линч

Original size 1280x591

«Голова-ластик» (1977) реж. Дэвид Линч

Original size 3840x2160

«Малхолланд Драйв» (1999) реж. Дэвид Линч

Крупный план — в фильмах Линча часто используется крупный план на лицах персонажей, для создания пугающего ощущения у зрителей пропорции лиц могут искажаться, используются необычные ракурсы.

Original size 1280x591

«Твин Пикс» (1990) реж. Дэвид Линч

Original size 1280x591

«Человек слон» (1980) реж. Дэвид Линч

Original size 3840x2160

«Твин Пикс» (1990) реж. Дэвид Линч

Original size 3840x2160

«Твин Пикс» (1990) реж. Дэвид Линч

Красный цвет — Линч также использует красный цвет для маркировки опасности, как тревожный знак или знак нахождения в другой реальности. В фильме «Синий Бархат» например красный цвет противопоставляется синему, как символу спокойствия, это сравнение появляется на протяжении всего фильма, начиная с открывающей сцены с розами на фоне синего неба, сразу после которого мы видим пугающую сцену с отрезанным ухом.

Original size 3840x2160

«Шоссе в Никуда» (1997) реж. Дэвид Линч

Original size 3840x2160

«Твин Пикс» (1990) реж. Дэвид Линч

Original size 1920x1080

«Синий бархат» (1986) реж. Дэвид Линч

6.Итог

В данном исследовании мы попытались сравнить работы Дэвида Линча с определением «сюрреализм». Путем анализа фильмографии режиссёра и разбора кинематографических приемов были выявлены особенности, подтверждающие связь между направлением сюрреализм как в кинематографе, так и в целом и работами Линча. Дэвид Линч — один из самых уникальных и запоминающихся режиссеров нашего времени, его экспериментальный подход к съемке и освещению создает уникальные визуальные эффекты, а нелинейная структура и символизм создают атмосферу загадочности захватывающую зрителей.

Фильмография Андалузский пес (1929) реж. Луис Бунюэль Кровь Поэта (1932) реж. Жан Кокто Морская Звезда (1928) реж. Ман Рэй «Голова-ластик» (1977) реж. Дэвид Линч «Человек слон» (1980) реж. Дэвид Линч «Синий бархат» (1986) реж. Дэвид Линч «Твин Пикс» (1990) реж. Дэвид Линч «Шоссе в Никуда» (1997) реж. Дэвид Линч «Малхолланд Драйв» (1999) реж. Дэвид Линч «Внутренняя Империя» (2006) реж. Дэвид Линч

Bibliography
Show
1.

Суд Линча // СЕАНС URL: https://seance.ru/story_tags/david_lynch/(дата обращения: 23.05.2023)

2.

Жижек, Славой «Искусство смешного возвышенного. О фильмах Дэвида Линча». / Славой Жижек. — Москва: Европа, 2011. — 168 с. (дата обращения: 23.05.2023)

3.

Silencio: Картине «Малхолланд драйв» Дэвида Линча — 20 лет // TimeOut: сайт. — URL: https://www.timeout.ru/feature/malholland-drajv-20-let (дата обращения: 23.05.2023)

4.

Как снимает Дэвид Линч // Кинопоиск: сайт. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=DWUP-04_5fU&t=13s (дата обращения: 23.05.2023)

Image sources
1.2.

Скриншоты кадров из фильмов сделаны автором.

Сюрреализм в кинематографе Дэвида Линча
44
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more