
— Концепция — Видеоинсталляция: «Белый куб» «Черный бокс» — Интерактивный видеоарт — Потоковое вещание — Прямая трансляция — Вывод
Концепция
Видеоарт — это искусство, в котором используется видео и аудио-технологии для создания художественного высказывания, оно может быть абстрактное или натуралистическое, но в целом представляет собой экспериментальное искусство, которое использует видео как средство выражения. Видеоарт может быть показан в галерее, музее, на специальных мероприятиях, а также распространяться через телевидение или интернет-ресурсы.

Alfredo Jaar / The sound of silence / 2011
В своем визуальном исследовании я собираюсь рассмотреть принципы и способы экспонирования видеоарта. Видеоарт относительно новое явление в контексте глобального искусства, с самого момента его появления оно шло бок о бок с новыми технологиями и быстро завоевало внимание и уважение у публики, поэтому почти сразу из домашних закрытых показов, видеоарт переместился в пространство музея и медиа-среды. Мне стало интересно выделить основные формы работы с современной видеоарт экспозицией, рассмотреть какими выставочными приемами пользуются видеохудожники и как разное пространство (физическое и виртуальное) влияет на восприятие самой работы.
Nam June Paik / Electronic Superhighway: Continental U.S., Alaska, Hawaii / 1995
Изучая данную тему, я не нашла достоверных источников информации в полной мере отвечающих моей задаче исследования, поэтому, опираясь на разные текстовые источники, я самостоятельно выделила несколько видов работы с экспозицией видеоарта, такие как: видеоинсталляция «белый куб» и «черный бокс», интерактивный видеоарт, потоковое вещание и прямая трансляция.
«Белый куб» — экспонирование объекта в белых стенах музея; «Черный бокс» — объект демонстрируется в темном закрытом пространстве, коробке; Интерактивный видеоарт — формат экспозиции, в котором зритель может напрямую взаимодействовать с видеоработой; Потоковое вещание — демонстрация работы по телевидению; Прямая трансляция — демонстрация интерактивного видео-перформанса в режиме реального времени.
Nam June Paik / Nixon / 1965
Каждый из них я рассматриваю с точки зрения контакта зрителя с художественной работой, будь то прямое или косвенное взаимодействие с объектом экспонирования. Выявляю основные особенности каждого из видов и рассказываю о том, как экспозиция влияет на поведение и внимание зрителя в конкретных обстоятельствах.
При подборе материала я опиралась на уже упомянутые выше текстовые источники, а также собственный зрительский опыт, такой подход позволил мне охватить разнообразные примеры, которые подтверждают проведенное исследование. Моей основной задачей было выделить и рассмотреть форматы выставок и демонстрации современного видеоарта, понять как они влияют на зрителя и его восприятие работы в целом, а также понять в каких направлениях сегодня развиваются кураторские практики экспонирования видеоарта.
Видеоинсталляция
Видеоинсталляция — это форма современного видеоискусства, которая совмещает в себе видеотехнологии и инсталляцию. Основным элементом любой видеоинсталляции является видеообраз и пространство его экспозиции. Один из основных принципов, которым следуют художники при создании видеоинсталляции — это, как раз таки, использование пространства в качестве основного элемента нарративной структуры, именно поэтому видеоинсталляция определяется как пространственная композиция неразрывно взаимодействующая с пространством галереи. Формы видеоинсталляции внутри музейного пространства я разделила на два основных подтипа: экспонирование внутри «белого куба» и «черного бокса».
Matthew Barney / Contemporary Mythologies / 2009
«Белый куб»
Белый куб в контексте видеоинсталляции играет ту же роль, что и при экспонировании более традиционных форм искусства. Именно поэтому в таком формате выставки видеоработа зачастую висит на стене, совсем как картина, а зрители свободно перемещаются по пространству, иногда задерживаясь, чтобы пристальнее всмотреться в конкретный экран. В таком формате экспозиции очень тяжело предугадать, как поведет себя посетитель, куда он пойдет, что посмотрит и сколько времени проведет на выставке. Тем не менее художники нашли свои способы работать в таких условиях, добиваясь выразительности видео с учетом хаотичного зрительского восприятия.
Bruce Nauman / Video Corridor / 1970
Существует два основных принципа экспонирования видеоарта в «белом кубе»: цикличность и метамонтаж.
Nam June Paik /TV Buddha / 1974
«В стенах галерей и музеев видео транслируется в режиме повтора — финал произведения смыкается с его началом. Это важно с точки зрения организации выставочного процесса: видео помещается в одном пространстве с живописью и скульптурой, и оно должно встать в один ряд с ними, а значит — стать объектом, и единственным решением может быть фиксация в виде постоянного повтора. Цикличность сильно влияет на зрительское восприятие.» [1]
«Второе, не менее важное, условие, которое задает „белый куб“, заключается в том, что экраны, существуя по отдельности, включаются в экспозиционный микрокосм, и зритель волей-неволей получает информацию сразу с нескольких экранов, и в его сознании происходит как бы метамонтаж. Экранные образы отдельных произведений сливаются в образ выставки в целом, и каждое видео может выйти за собственные рамки, получив дополнительные смыслы через коммуникацию.» [2]
Vito Acconci / Air time / 1973
Такой формат экспонирование внутри «белого куба» подходит для видео, построенного по принципу «поток сознания», и отвечает идеям «нового нарратива».
«Автор не дает никакого объяснения происходящему на экране. Комментарии — редки, а если и имеются, то предстают в форме разрозненных, нередко скетчевых голосовых вставок, поражающих подчеркнутой деперсонализацией собственно авторского начала. Дробление изображений, рассогласованность монтажных переходов подчеркивают свободное членение несвязных мыслей, образов, смыслов, составляющих изобразительное целое видеоработ художников, напоминающих красочные коллажи из движущихся картинок в большей степени, нежели целостное экранное повествование. Они собраны в последовательность независимых единичных кадров и изображений, которые проблематично объединить каким-либо общим сюжетом, общей мыслью или идеей» [3]
Bruce Nauman / Video Corridor / 1970
Видео коридор с прямой трансляцией включает в себя два расположенных друг над другом телевизионных монитора связанные с камерой, первая установлена у входа в коридор, верхний монитор воспроизводит прямую трансляцию с камеры, а нижний монитор воспроизводит заранее записанные кадры пустого прохода под тем же углом.
Vito Acconci / Air time / 1973
По выставочному пространству разбросаны семь «станций»: каждая состоит из белого ящика, рядом с которым стоит белый табурет — внутри каждого ящика находится проигрыватель для аудиокассеты, ящик — радиостанция — звук перескакивает из ящика в ящик.
Nam June Paik /TV Buddha / 1974
В этой работе статуя Будды наблюдает за своим изображением на экране телевизора. Изображение на экране создается видеокамерой прямого эфира, направленной на статую Будды.
Брюс Науман / Антро-Социо / 1992
На трёх проекционных поверхностях и шести мониторах транслируется голова мужчины, которая постоянно вращается вокруг своей оси, а он параллельно поет: «КОРМИТЕ МЕНЯ/СЪЕШЬ МЕНЯ/АНТРОПОЛОГИЯ», «ПОМОГИТЕ МНЕ/ОБРЕДИТЕ МЕНЯ/СОЦИОЛОГИЯ» и «КОРМИТЕ МЕНЯ, ПОМОГИТЕ МЕНЯ, СЪЕМ МЕНЯ, СДЕЛАЙТЕ МНЕ ВРЕД».
«Черный бокс»
«Черный бокс» более новый и радикальный формат экспонирования видеоинсталляций, представляет собой небольшие кинозалы внутри которых, в полной темноте и тишине, транслируется видеоработа. Идея «черного бокса» по-своей сути близка к «белому кубу», только в отличии от второго «бокс» не дает посетителю разгуляться и самостоятельно выбирать путь просмотра, он намеренно отделяет зрителя от внешнего мира и концентрирует его внимание на одном большом экране.
Yang Fudong / East of Que Village / 2007
«„Черные боксы“ необходимы для демонстрации высококачественного видео, где важна каждая деталь, и от зрителя требуется максимальное внимание. Кроме того, „черный бокс“ необходим для демонстрации многоканальных видео, где зритель попадает в поле сразу нескольких экранов и, переключая свое внимание между ними, не должен отвлекаться.» [4]
Yang Fudong / The Fifth Night / 2010
«Пятая ночь» Ян Фудуна снята с нескольких точек зрения в один и тот же момент. Работа представлена в виде 7 параллельных экранов, соединенных в линию, имитирующих традиционную длинную китайскую картину.
Matthew Barney / Redoubt / 2019
Matthew Barney / RIVER OF FUNDAMENT / 2015
Alfredo Jaar / The sound of silence / 2011
Alfredo Jaar / The sound of silence / 2011
Закрытая алюминиевая конструкция, которая приглашает зрителя войти внутрь, свет у двери сигнализирует о том, когда людям разрешено войти в помещение. Оказавшись внутри сооружения, зритель просматривает 8-минутный фильм, немая видеоработа, которая медленно разворачивается в мрачную и разрушительную историю из реальной жизни.
Интерактивный видеоарт
Интерактивный видеоарт — это форма видеоарта, которая предполагает непосредственное взаимодействие зрителя с объектом видеотрансляции. Начиная с 1960-х годов видеоарт претерпел множество трансформаций, начиная с работ Нам Джун Пайка, которые представляли собой экспериментальные работы, использующие возможности видеотехнологий и сочетание видео с другими культурными дисциплинами, такими как театр, живопись и скульптура. Технологический прогресс не стоял на месте, видеоарт тоже развивался, новые видеотехнологии позволили добиться более высокого качества и разрешения, а также стали гораздо более доступными, так художники начали исследовать интерактивность видео.
Nam June Paik / Magnet TV / 1965
Изначально это взаимодействие было очень ограниченным, но ознаменовало новый этап в отношениях между художником и зрителем. В отличие от традиционного видеоарта, который может наблюдать большое количество зрителей и каждый из них получит примерно одно и то же впечатление, в интерактивном видеоарте по большей части речь идет об интимных отношениях между зрителем и произведением. На практике время для взаимодействия с интерактивным видео требует разное количество времени, поскольку разные пользователи будут работать с ним в своем темпе.
Работа представляет собой семнадцатидюймовый черно-белый экран, на котором располагается строительный магнит, двигая который узор на экране изменяется.
Jeffrey Shaw / Dirk Groeneveld / The Legible City / 1988
В работе этой мы видим начало интерактивного видео, когда посетитель выбирает скорость и различные направления движения, а также опыт прото-VR, в котором велосипедист движется в виртуальном мире.
Gary Hill / Tall ships / 1992
Tall Ships состоит из шестнадцати 4-дюймовых черно-белых видеомониторов расположенными под углом проекционными линзами, которые установлены в линию по центру потолка совершенно темного, похожего на коридор пространства. Когда зритель проходит по пространству, активируются электронные датчики, фигуры начинают приближаться к зрителю и взаимодействовать с ним.
First We Feel Then We Fall / Jakub Wróblewski / Katarzyna Bazarnik / 2017
Интерактивная видео адаптация романа Джеймса Джойса «Поминки по Финнегану».
Потоковое вещание
Потоковое вещание — форма экспонирования видеоарта через телевидение. Взаимоотношения видеоарта и телевидения насыщены огромным количеством работ, прерывание трансляций, выкуп рекламного времени и отдельные видеоарт каналы это все часть длинной истории взаимодействия видеоарта и ТВ. Но в теме о потоковом вещании я хочу, на примерах, выделить лишь прецеденты трансляции видеоарта на телевидении, как согласованной акции, способ воссоздания арт пространства внутри домашнего телевизора.
Gerry Schum / Land Art / 1969
Проект включает в себя 8 видеоработ созданные различными художниками. Герри Шим организовал трансляцию по телевидению серии видеоработ под названием «Landart». Данный проект состоял из работ различных видеохудожников, созданных специально для немецкого телевидения.
Joseph Beuys / Filz TV / 1970
В своей работе «Filz TV» Йозеф Бойс адаптировал для телевидения свою работу ранее поставленную для живой публики на фестивале «Хэппенинг» в Копенгагене.
Прямая трансляция
Прямая трансляция видеоарта относительно молодая форма взаимодействия зрителя с видеоконтентом. Прямая трансляция имеет те же характеристики, что и потоковое вещание, но добавляет еще две переменные. Прямая трансляция осуществляется через специальные платформы, такие как YouTube, Twitch и Facebook, которые обеспечивают связь между ведущим и аудиторией. В отличие от предыдущих методов телекоммуникаций, прямая трансляция определенно гораздо более демократична, а барьер доступа минимален.
В прямом эфире взаимодействие обычно вращается между удаленной аудиторией и всем, что транслируется, будь то актер или устройство. Аудитория, как правило, напрямую разговаривает со стримером, и стример зачастую напрямую отвечает на эти комментарии или инструкции. То есть прямая трансляция фактически является объединением двух выше описанных форм видеоарта: интерактивный и потоковое вещание.
Help Poppy Build the Computer / 2017
На видео демонстрируется девушка за столом с разными частями компьютера. Зритель может проголосовать и выбрать, какой фрагмент будет внедрен в компьютер следующим.
Shia LeBeouf / #ALLMYMOVIES / 2015
Трансляция которая длилась 72 часа подряд, пока актер сидел в кинотеатре и просматривал все фильмы, в которых он снимался в обратном хронологическом порядке.
Вывод
Подводя итог, можно точно сказать, что на данный момент существует множество различных способов экспонирования видеоарта, данное направление идет в ногу со временем и не боится задействовать в себе новые технологии, при этом не отрицая устоявшиеся каноны экспонирования. Видеоарт это всегда про погружение и направление внимания, именно поэтому видеоискусство так активно задействует современные способы коммуникации со зрителем, характерной особенностью видеоискусства является то, что зачастую, оно использует весь возможный потенциал как онлайн так и оффлайн экспозиции, чтобы в достаточной мере погрузить человека в свой проект.
Сноски