
Рубрикатор
1. Концепция 2. Особенности повествования 3. Архетипические герои 4. Особенности композиции и работа со светом 5. Символизм 6. Заключение
Концепция
Переосмысление опыта прошлого является несомненной особенностью человеческой культуры и искусства. Общество всегда стремилось изучать и анализировать различные явления в истории предков, чтобы сделать выводы и применить их в настоящем. Кинорежиссеры не являются исключением из этого правила. Они часто обращаются к культовым жанрам и приемам прошлого в своих работах, чтобы создать что-то новое и уникальное.
Ярким примером такого переосмысления является творчество Дэвида Линча. Линч — один из наиболее заметных представителей современного американского кинематографа, создающего фильмы, которые часто не подходят под стандарты жанров. Его сюрреалистический и атмосферный стиль покоряет зрителей на протяжении десятилетий, а такие фильмы, как «Синий бархат» и «Малхолланд Драйв», стали классикой.

«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
Однако один из аспектов творчества Линча, который часто остается незамеченным, — это использование им образов фильмов-нуар — жанра американского кино, возникшего в 1940-х и 1950-х годах и характеризующегося мрачными и угрюмыми темами, циничным мировоззрением и нелинейной структурой повествования. От самых ранних работ до последних, Линч включал в свои фильмы отличительные черты этого жанра в качестве одновременно и дани уважения, и переосмысления.
В данном визуальном исследовании будут рассмотрены способы, с помощью которых фильмы Линча взаимодействуют с тропами фильмов-нуар, подрывают их, и как это способствует его уникальному кинематографическому видению.
Основная гипотеза визуального исследования заключается в том, что Дэвид Линч использует элементы нуара не просто как декорации или стилистику, а как средство создания своего уникального кинематографического видения. Он переосмысляет их и использует для создания более глубоких и уникальных смыслов.
Визуальные материалы исследования — кадры из фильмов — отбираются по принципу сопоставления классических голливудских фильмов нуар 1940-х — 1950-х годов и фильмов Линча, где можно найти элементы нуара.
В качестве текстового материала для анализа в исследовании используются как классические работы по теории кино, так и современные исследования творчества Дэвида Линча, в том числе интервью с самим режиссером, чтобы получить его собственную точку зрения на использование элементов классических фильмов нуар в своих фильмах.
Принцип структурирования материала будет заключаться в разделении на четыре основных раздела: особенности повествования, архетипические образы героев, особенности композиции и работа со светом, символизм. В каждом из разделов фильмы Линча будут визуально сравниваться и сопоставляться с классическими голливудскими нуар-кинокартинами.
Особенности повествования
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
Одно из наиболее заметных сходств между фильмами Линча и классическими произведениями в жанре нуар — это особенности повествования. Кинокартины Дэвида Линча известны своим нетрадиционным построением сюжета, которое бросает вызов традиционному линейному повествованию. Например, в «Малхолланд Драйв» фильм начинается с автокатастрофы, а затем перескакивает назад во времени, чтобы исследовать события, которые привели к ней.
«Двойная страховка» («Double Indemnity», реж. Б. Уайлдер, 1944 г.)
«Двойная страховка» («Double Indemnity», реж. Б. Уайлдер, 1944 г.)
Аналогично, в «Двойной страховке» повествование начинается с эпизода, в котором главный герой получил ранение, а затем перемещается в прошлое, чтобы показать, что привело к такому исходу.
Однако, прием нарушения фабулы в классическом нуар встречается не так часто: обычно картина следует более прямой структуре повествования, с четким сюжетом. Главный герой часто является детективом или морально неоднозначным антигероем, который должен ориентироваться в коррумпированном мире, полном опасностей и обмана. В то же время, в фильмах Линча часто присутствуют несколько главных героев и меняющиеся точки зрения, что создает ощущение двусмысленности и неопределенности.
Архетипические герои
Еще одно сходство — использование архетипических персонажей: роковой женщины, детектива и героя-искателя.
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
В фильмах Линча часто фигурирует роковая женщина, соблазнительная и манипулирующая мужчинами, которая ведет главного героя по темному пути. В фильме Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» персонаж Дайна Селвин может рассматриваться как классическая представительница этого архетипа. Дайна — актриса, испытывающая трудности, которая вступает в отношения с более успешной актрисой по имени Камилла. Когда в отношениях героин происходит крах, Дайана заказывает убийство своей подруги.
«Двойная страховка» («Double Indemnity», реж. Б. Уайлдер, 1944 г.)
«Двойная страховка» («Double Indemnity», реж. Б. Уайлдер, 1944 г.)
В классических фильмах нуар одной из культовых роковых женщин является Филлис Дитрихсон в фильме «Двойная страховка», упоминаемом ранее. Филлис — соблазнительная и манипулирующая женщина, которая убеждает страхового агента помочь ей убить мужа ради денег по страховке. Она хитра и безжалостна, и в конечном итоге приводит к гибели всех, кто ее окружает.
«Синий бархат» («Blue Velvet», реж. Д. Линч, 1986 г.)
«Синий бархат» («Blue Velvet», реж. Д. Линч, 1986 г.)
Другой пример роковой женщины в творчестве Линча — Дороти Валленс в фильме «Синий бархат». Дороти — лаунж-певица, которая вступает в связь с преступником по имени Фрэнк Бут. Она одновременно уязвима и опасна, впутывает главного Джеффри Бомонта в криминальную историю. Однако, образ Дороти отличается от типичного образа роковой женщины. Девушка скорее является жертвой обстоятельств, а не зачинщицей конфликта.
«Твин Пикс» («Twin Peaks», реж. Д. Линч, 1990–1991 г.)
Аналогично, и в фильмах Линча, и в классических фильмах-нуар часто фигурирует образ детектива или следователя, который пытается раскрыть тайну или преступление. В сериале Дэвида Линча «Твин Пикс» действует агент ФБР Дейл Купер, которому поручено расследовать убийство Лоры Палмер. Купер — классическая фигура детектива, с острым умом и быстрыми инстинктами. Он также обладает глубокой интуицией, часто полагаясь на свои сны и видения, чтобы вести расследование.
«Мальтийский сокол» («The Maltese Falcon», реж. Дж. Хьюстон, 1941 г.)
В классических фильмах нуар одной из самых знаковых фигур детектива является Сэм Спейд, сыгранный Хамфри Богартом в «Мальтийском соколе». Спейд — жесткий, бесстрастный частный детектив, которого нанимает таинственная женщина, чтобы найти ценную статуэтку. Он сообразителен и находчив, но при этом обладает циничным мировоззрением и жестким характером.
«Синий бархат» («Blue Velvet», реж. Д. Линч, 1986 г.)
Также в фильмах-нуар часто встречается образ героя-искателя. Этот персонаж, как правило, мужчина-протагонист, который движим чувством морального долга или личными амбициями, чтобы раскрыть правду о преступлении или тайне, однако он не всегда является детективом или полицейским. Такой герой часто является несовершенным человеком с темным прошлым, которого преследуют его собственные демоны и который пытается найти искупление. Обычно им движет желание поступить правильно, даже если это означает риск для собственной жизни или репутации. Как герой-искатель может рассматриваться персонаж Джеффри Бомонта в фильме Линча «Синий бархат». Джеффри — студент колледжа, который оказывается втянутым в темный преступный и коррупционный мир, когда обнаруживает в поле отрезанное ухо. Он смел и решителен, рискует собственной безопасностью, чтобы выяснить правду о случившемся.
«Глубокий сон» («The Big Sleep», реж. Г. Хоукс, 1946 г.)
Классическим примером героя-искателя также является Филип Марлоу, сыгранный Хамфри Богартом в фильме «Глубокий сон». Марлоу — частный детектив, которого нанимает богатая семья для расследования схемы шантажа. Он умен и находчив, но при этом имеет твердый моральный кодекс, которого он придерживается. Он готов подвергнуть себя опасности, чтобы защитить других и отстоять справедливость.
Особенности композиции и работа со светом
«Синий бархат» («Blue Velvet», реж. Д. Линч, 1986 г.)
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
«Двойная страховка» («Double Indemnity», реж. Б. Уайлдер, 1944 г.)
«Глубокий сон» («The Big Sleep», реж. Г. Хоукс, 1946 г.)
«Шоссе в никуда» («Lost Highway», реж. Д. Линч, 1997 г.)
Еще одной чертой, сближающей фильмы Линча с классическими нуар-картинами, является работа с светотенью и постановкой кадра. Одна из наиболее заметных особенностей фильмов Линча — использование освещения для создания ощущения таинственности и напряженности, что является ключевым элементом классического фильма-нуар. В своих работах, таких как «Синий бархат» и «Малхолланд Драйв», Линч окрашивает сцены в глубокие, черные тона и дополняет их ярким, высококонтрастным освещение, подчеркивая темную изнанку общества, которая часто исследуется в жанре нуар.
«Синий бархат» («Blue Velvet», реж. Д. Линч, 1986 г.)
«Мальтийский сокол» («The Maltese Falcon», реж. Дж. Хьюстон, 1941 г.)
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
«Синий бархат» («Blue Velvet», реж. Д. Линч, 1986 г.)
Также, в связи с технологическими особенностями, работа со светотенью в фильмах Линча и классических фильмах нуар отличается тем, что Линч часто использует цветное освещение, которое еще больше акцентирует внимание зрителя на детали и психологическое состояние героев.
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
Еще один ключевой элемент визуального стиля Линча — использование композиции и кадрирования для передачи психологического состояния героев и эмоционального напряжения. В фильме «Шоссе в никуда» Линч часто задерживается на лицах персонажей, подчеркивая их внутреннее смятение и растерянность. Он нередко использует экстремальные крупные планы и дезориентирующие ракурсы камеры, чтобы создать ощущение дислокации и тревоги, что также является распространенным приемом в классическом фильме нуар.
«Шоссе в никуда» («Lost Highway», реж. Д. Линч, 1997 г.)
«Двойная страховка» («Double Indemnity», реж. Б. Уайлдер, 1944 г.)
Символизм
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
Наконец, как в фильмах Линча, так и в классических фильмах-нуарах используется символизм и образы снов, чтобы создать ощущение тайны и интриги. Символизм, используемый Линчем, часто весьма абстрактный и открытый для интерпретации. Например, в фильме «Малхолланд Драйв» синий ключ и коробка, которые появляются в фильме, никогда не объясняются полностью, оставляя зрителям возможность сделать собственные выводы об их значении.
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
Помимо символизма, в фильмах Линча часто встречаются эпизоды снов, стирающие границы между реальностью и фантазией. Эти сцены могут быть очень абсурдными и дезориентирующими, в них персонажи и обстановка меняются и трансформируются неожиданным образом. Например, в фильме «Малхолланд Драйв» последовательность снов главной героини представляет собой причудливый танцевальный номер, который, кажется, отражает ее подсознательные желания и страхи.
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
«Синий бархат» («Blue Velvet», реж. Д. Линч, 1986 г.)
Аналогично, повторяющийся образ отрезанного уха в «Синем бархате» является мощным символом насилия и коррупции, но его значение остается открытым для интерпретации.
«Двойная страховка» («Double Indemnity», реж. Б. Уайлдер, 1944 г.)
«Глубокий сон» («The Big Sleep», реж. Г. Хоукс, 1946 г.)
Классический фильм-нуар, с другой стороны, как правило, больше полагается на визуальные подсказки и мотивы, которые более непосредственно связаны с сюжетом. Например, использование теней и слабого освещения в таких фильмах, как «Двойная страховка» или «Мальтийский сокол», часто используется для создания ощущения опасности и напряжения. Аналогично, использование дождя и тумана в этих фильмах можно рассматривать как визуальное представление моральной двусмысленности и эмоциональных потрясений персонажей.
Заключение
«Синий бархат» («Blue Velvet», реж. Д. Линч, 1986 г.)
Таким образом, в своих кинокартинах Дэвид Линч часто обращается к приемам, образам и особенностям, характерным для классических голливудских фильмов-нуар. Однако, стиль Линча не просто копирует эстетику нуар, а развивает её черты, создавая более глубокие и уникальные смыслы.
Chris Rodley. Lynch on Lynch. New York: Faber and Faber. 2005. 336 с.
Paul Schrader. Notes on Film Noir // Film Comment. № 8. 1972.
Анжелика Артюх. Нуар: голос из прошлого // Искусство кино. 2007. № 5.
Михаил Трофименков. Любить тревогу: О фестивале «Film noir. Другая сторона Голливуда» в Санкт-Петербурге // Журнал «Коммерсантъ Weekend». 2011. № 4.
Сергей Каптерев. Билли Уайлдер. Запоздалый некролог // Киноведческие записки. 2005
Яков Лурье. Фильмы Дэвида Линча: стилистика, образность, авторская манера // Артикульт. № 9. 2013. С. 32-41
«Глубокий сон» («The Big Sleep», реж. Г. Хоукс, 1946 г.)
«Двойная страховка» («Double Indemnity», реж. Б. Уайлдер, 1944 г.)
«Малхолланд Драйв» («Mulholland Drive», реж. Д. Линч, 2001 г.)
«Мальтийский сокол» («The Maltese Falcon», реж. Дж. Хьюстон, 1941 г.)
«Синий бархат» («Blue Velvet», реж. Д. Линч, 1986 г.)
«Твин Пикс» («Twin Peaks», реж. Д. Линч, 1990–1991 гг.)
«Шоссе в никуда» («Lost Highway», реж. Д. Линч, 1997 г.)