Original size 736x1002

Как Кэмерон критикует и поощряет колониализм с помощью «Аватара» 2009 года

PROTECT STATUS: not protected
138
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Как Джеймс Кэмерон одновременно критикует и поощряет колониализм с помощью фильма «Аватар» 2009 года и преподносит массовому зрителю метамодернизм с точки зрения понятного всем гуманизма.

Введение

Противостояние — одна из ключевых форм, на которой построен не только кинематограф, но и вообще мир. Практически всегда в фильмах есть добро и зло, неважно, каким образом они представлены. «Аватар» Кэмерона, вышедший в 2009 году, (Avatar, 2009) предлагает зрителю именно эту старую-добрую концепцию, дополняя её абсолютно разными дискурсами: от эскапизма до современного международного сообщества как модели поведения. Однако, особо важной проблемой, которую поднимает Кэмерон, является колониализм.

В этом эссе я бы хотела рассмотреть «Аватар» Кэмерона с призмы деколониальной теории, попутно разбираясь, почему метамодерн как эпоха сопутствует усилению эффекта любви зрителей к «Аватару» — фильму, критикующему колониализм. Для этого анализа я буду прибегать к текстам «Ориентализм и выставочный порядок» Тимоти Митчелла (Митчелл, 2016) и «Пять лиц угнетения» Ирис Марион Янг (Young, 2004) и другие.

big
Original size 1080x1350

Афиша к фильму «Аватар», 2009 год

Мономиф продолжает традицию

Итак, прекрасная сказка Кэмерона o вреде колониализма рассказывает, как бывший морпех Джейк Салли (Сэм Уортингтон), ставший инвалидом, летит на планету Пандора в лагерь людей по добыче минерала. На добыче этого камушка корпорация зарабатывает бешеные деньги, помогая Земле спастись от экологического кризиса. На Пандоре человек может находиться только в кислородной маске или в обличии коренного населения на’ви — аватаре — в котором будет пребывать его сознание. Так, помещая себя в специальную камеру, Джейк превращается каждый день в трёхметрового на’ви. Его миссия — уговорить поселение на’ви уйти жить в другое место, чтобы люди могли разворотить самые большие залежи с ископаемыми.

Original size 3840x5760

Постер к фильму «Аватар», 2009 год

Проходя тернистый путь героя — он же мономиф — Джейк Салли проходит все этапы становления новой личности. Мономиф — это концепция преображения героя, разработанная Джозефом Кэмпбеллом и описанная в его книге «Тысячеликий герой» в 1949 году (Campbell, 2008). Всего в разработанной схеме Кэмпбелла 12 пунктов, которые герой должен пройти для перерождения. В «Аватаре» можно найти их всех: начиная от иллюстрации обыкновенного мира, заканчивая образом богини-матери — природы, с помощью которой он возвращается героем. Получается, что с точки зрения сюжета, Кэмерон не привносит в кинематограф ничего нового. Всё также у нас есть мономиф, любовная линия и финальная битва, что свидетельствует o продолжении идей колониализма.

Как взгляд на выставку

Не смотря на соблюдение всех правил в отношении нарратива, даже прямого цитирования этих правил, картина Кэмерона позволяет прочувствовать специальную «выставочность» мира Пандоры, нарратива и героев. В статье «Ориентализм и выставочный порядок» Тимоти Митчелл (Митчелл, 2016) описывает взгляд на мир, как на выставку, приводя в пример Всемирные выставки в Париже конца XIX века. На этих выставках египтяне и их культура были представлены как экзотическое развлечение для глаза европейца. Но зайдем издалека. По Митчеллу, деление на «западное» и «незападное» — уже признак колониализма.

«Сведение мира к системе объектов было устроено так, что их тщательная организация заставляла их отсылать к некоему более значительному смыслу — например, к Истории, Империи или Прогрессу.»

(Митчелл, 2016, с. 21)

И ведь правда, в «Аватаре» мы видим исключительно смыслы — Колониализм, Природа, Герой и многое другое. Все персонажи и нарратив вместе сводятся к объекту как таковому. Вот, у нас есть Джейк Салли и он объект, отсылающий к Истории (отдельно своей и человечества в целом), Империи (колонизирующие люди и колонизируемые на’ви) или Прогрессу (он перемещается из тела в тело с помощью машины). А вот, мы видим Нейтири, любовь Джейка из цивилизации на’ви, которая отсылает к этим же вещам, но с противоположной позиции. Получается, что от фактора системы образов как отсылок, ни режиссёр, ни тем более зрители не смогли отойти. Этот эффект усиливается сюжетным решением борьбы между людьми и на’ви, который заставляет смотрящего выбрать сторону коренного населения Пандоры.

Original size 1200x674

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год

Митчелл также выделяет три аспекта уверенности эпохи колониализма. Первый — реализм репрезентации, то есть репрезентация не отличается от того, как бы мы видели происходящее взаправду. Только исходя из этого пункта уже видно, что применение в «Аватаре» камер 3D и огромного количества компьютерной графики, дарит зрителю это ощущение реальной репрезентации. Второй аспект — наличие грани между реальностью и репрезентации. Надежность построенного Кэмероном мира заключается в намеренном различии между людьми и на’ви и во внешности, и в понимании мира, и моральных ценностей, что дарит вымышленному миру право быть репрезентацией и фантастикой одновременно. Третий аспект — сопровождение репрезентации планами. В случае фильма этими планами являются и рекламная компания, на которую у «Аватара» ушло 150 млн. долларов, и афиши, и цифровые технологии, которые к фильму в кинотеатрах ставили специально, иногда даже в долг. Таким образом, фильм Кэмерона — не что иное как продолжение философии «мира-как-выставки» по Митчеллу, которая только поощряет колониализм.

Original size 1200x800

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год

Более того, зритель всегда будет объективировать среднестатистического коренного жителя Пандоры просто потому, что ассоциировать себя с другим видом, пусть и человекообразным, крайне сложно. В любом случае, сначала народ на’ви воспринимается нами как дикари, варвары, нецивилизованные чужаки. Конечно, следуя за хронометражем, мы проникаемся бытом и ценностями прекрасных жителей Пандоры, но скорее в силу противопоставления с представленной непривлекательной реальностью человека. То есть, как бы мы не старались, объективация через призму «дикарства» не может отпустить зрителя.

Original size 1181x664

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год

И что же мы имеем теперь? Нас обманули? А как же явная метафора и критика вторжения США в Ирак, Вьетнам и Афганистан? «Аватар» действительно критикует политику колониализма. Конечно, видя в первый раз образы на’ви, считывается отсылка к коренному населению Америки. Режиссёр вообще напрямую показывает нам историю Покахонтас (Pocahontas, 1995), просто с более счастливой концовкой, нежели реальная история в XVII веке. Напомню, что Покахонтас — индейская принцесса — спасла приехавшего за золотом колонизатора Джона Смита, когда его хотели казнить в плену. Конечно, в нарративе «Аватара» продолжается отсылка на политику США, когда военные силы были введены на Ближний Восток и Азию, но уже не ради золота, а ради нефти. Получается, что репрезентация реальных войн на почве колониализма в «Аватаре» не может выйти за рамки мира-как-выставки по Митчеллу. И в итоге мы получаем фильм, который будто критикует проблему, продолжая её создавать.

Сила интерпритации

«Сами образы, как говорит Марта Рослер о фотографиях, „глупы“ [немы]; их значение строится в паутине интерпретаций, которые мы даем им с помощью технологии — например, звука, монтажа — для передачи контекста, повествования и субъективности». [примерный перевод]

(Rabinowitz, 1994, p. 17)

В вопросе образности и реальности обратимся к тексту Полы Рабиновиц «They must be represented» 1994 года (Rabinowitz, 1994). В нем автор пишет o документальном кино, но какие-то вещи для анализа художественного фильма всё равно можно почерпнуть.

К примеру, цитата из книги Рабиновиц об образах дарит свободу в анализе смыслов даже в киноленте. «Паутина интерпретаций» — феномен, сопровождающий «Аватар» и в образах, и в сюжете, и в концепции выставки. Из-за того, что в фильме очень много тем, o которых режиссёр высказывается через образы, мы по-разному их считываем.

Так, многие читают в нарративе не только противостояние колонизаторов и коренных народов, а, например, борьбу фэнтези и киберпанка как жанров. Эти направления в современной трактовке будто борются за внимание зрителя, а для Кэмерона, видимо, «побеждает» фэнтези в силу более мягкого, доброго образа и частых хэппи-эндов. В итоге, субъективное понимание фильма ставится на первый план относительно контекста, в котором находится человек, образуя у тысячи людей тысячу разных интерпретаций.

Original size 1920x1080

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год

Новый виток эпохи

«Аватар» стоит на грани эпох. С одной стороны, фильм можно отнести к постмодерну (Постмодернистский фильм, без даты). Здесь вам и «перекройка» старых сюжетов из разных мифологий в новую историю, и интертекстуальность (отсылки к войне в Ираке и 11 сентября), и гиперрефлексия (рефлексия опять же над военными событиями и «путём героя»), и эклектизм (фетишизация науки и милитаризма — двух основных движущих сил сегодня). Ещё одними из значимых характеристик постмодерна также являются ирония и хаос (Чернышева, 2022). Но вот здесь «Аватар» переступает постмодерн и становится метамодерном. Это противоборство эпох внутри фильма просто потрясает.

Original size 1920x1080

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год

Манифест метамодерна, на мой взгляд, хорошо структурировал художник Люк Тернер в своем труде Metamodernism: A Brief Introduction (Turner, 2011). На фундаментальный вопрос философии «кто такой человек» у метамодернизма ответ пока что не четко сформированный, но если коротко, то человек должен колебаться, чтобы было движение. Кэмерон придерживается этой трактовки. Так, мы видим противостояние между любым противоположным, в том числе «Я» и «Другой», как процесс борьбы сил и колебания, а значит движения вперёд ради нахождения истины.

Хаос, присущий постмодерну, в метамодерне стремится стать измеряемым. Это прослеживается особенно сильно в эпизоде падения дерева, у подножия которого располагалась деревня на’ви. Мы буквально меряем страшную и беспорядочную ситуацию жертвами и стремимся узнать, кто конкретно пострадал и как.

«Современные технологии позволяют увидеть события с множества позиций, что позволяет быть футуристом и ностальгировать по прошлому одновременно.»

(Обломова, 2021)

По этому пункту метамодерна тоже вопросов нет. Режиссёр прямо излагает очень давнюю проблему колониализма, но из будущего. Используя технологии не только внутри нарратива, но и снаружи — компьютерная графика, специальные камеры и 3D.

Ирония, конечно, проявляется в диалогах между героями, но слишком уж эпичные получился «Аватар», чтобы считать его насмешкой над той же политикой США. Серьезность высказывания отдельно сильно подчёркивается хронометражем, заставляющим зрителя полностью погрузиться в мир Пандоры и перестать видеть шутку вокруг. Этот эффект усугубляется ещё и тем, что главный герой — инвалид, и ирония становится неуместной в силу общественных норм. Так, Кэмерон соблюдает все характеристики метамодернизма, которые на данный момент изложены в чётких рамках и мы можем наблюдать стык постмодерна и метамодерна.

Гуманизм как теория

Ирис Марион Янг в статье «Пять лиц угнетения» 1990 года (Young, 2004) вводит категории, на которые опирается угнетение: эксплуатация, маргинализация, бессилие, культурный империализм и насилие. Эти критерии могут проявляться сразу вместе, что только усиливает степень угнетения.

Начнём с самой очевидной характеристики — насилие. Конечно, на экране при просмотре «Аватара» мы видим насилие и угрозы расправы повсеместно в лагере людей. Это качество становится чуть ли не языком, на котором говорят люди, а наличие военной техники и «солдафонов» только усиливает тревожность от увиденного. Всё военное планируется использовать для «мягкой силы», к которой в XXI веке человек уже привык, но что-то идёт не по плану и мы видим смерть как результат угнетения.

Original size 1500x920

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год

Следующий пункт — культурный империализм. Его зритель ощущает именно из-за противопоставления культур людей и на’ви. Группа учёных, в составе которой находится главный герой, не применяет этот вид угнетения. А вот остальные люди пытаются навязать свои устои и точку зрения на ситуацию местным жителям планеты. Ярким примером такого рода угнетения — желание истребить божество на Пандоре. В силу христианской и англо-саксонской культуры, как превалирующей, различие в вере между людьми и на’ви становится катализатором начала насилия. Для человека Бог невидим, неосязаем, ты можешь только верить или не верить. В то время как божество Эйву на Пандоре можно измерить, увидеть, понять и ощутить.

Original size 3840x2160

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год

Бессилие также проявляется в «Аватаре» по-разному, но один из главных примеров — инвалидность Джейка Салли. Мы видим, что в мире людей он угнетен: техника, жилье, высота размещения такой нужной на Пандоре кислородной маски или фильтра не подходит колясочнику. В результате, мы видим бессилие как критерий угнетения не только по отношению к другому биологическому виду, но и к своему. В эту категорию также можно отнести противостояние пули и стрелы, нам до конца кажется бессильным войско на’ви, ведь оружие людей априори сильнее.

Ещё одно «лицо» угнетения — маргинализация — предстаёт во всей красе. Люди считают коренные народы на порядок ниже себя. Это проявляется в том, как они говорят o на’ви. Для людей этот народ всего лишь дикари, неравные человеку.

Original size 1920x1080

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год

И, наконец, эксплуатация как видимый критерий угнетения. Угнетение эксплуатацией, как и бессилие, ярче выражено по отношению к самому главному герою. Он перерабатывает, записывает впечатления на камеру и доносит сведения o стратегическом расположении деревни на’ви по поручению администрации.

Итак, угнетенны в этом фильме по всем пунктам жители Пандоры и их союзники среди людей, что считывается зрителем как повод проявить симпатию, а в отношении остальных людей и системы испытывать, наоборот, отталкивающие чувства. Так, мы видим антоним угнетения, гуманизм, как центральную концепцию и даже предлагаемое «лекарство» от колониализма.

Подводя итоги

Таким образом, гуманизм угнетённых формирует наше понимание, кто «добрый», а кто «злой». Он также становится понятным проводником в метамодернизм для зрителя, попутно критикуя колониализм и угнетение в целом. Однако, конечно, не выйдя из вековой системы мира-как-выставки по Митчеллу сложно воспринять борьбу фильма со своей же концепцией. Получается, что Джеймс Кэмерон критикует колониализм в силу нарратива, персонажей и их действий, спецэффектов и технологий съемки, но при этом строит критику на уже известных и принятых принципах колониализма у зрителей. Нельзя сказать, насколько такой подход правильный или неправильный. На примере феминистской теории мы видим, что так и зарождается аргументация проблемы — Лаура Малви в статье «Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф» 1975 года (Малви, 1975) пишет, что понять проблему роли женщины в кино можно только с помощью уже известных патриархальных приёмов.

Важна сама попытка проявления критики для массового зрителя. Но возможен ли в настолько массовом кинематографе уход от колонизаторского взгляда — вопрос, на который еще предстоит ответить, в частности Кэмерону, когда мир увидит продолжение культового «Аватара».

Original size 1920x1080

Кадр из фильма «Аватар», 2009 год

Библиография

Книги:

— Campbell, J. (2008) The hero with a thousand faces. Novato, CA: New World Library.

— Rabinowitz, P. (1994) They must be represented: The Politics of Documentary. London: Verso.

— Young, I.M, Heldke and L.M., O’Connor, P. (2004) «Chapter 2. Five Faces of Oppression» in «Oppression, privilege, and resistance: Theoretical perspectives on racism, sexism, and heterosexism». Boston: McGraw-Hill, pp. 39—65

Интернет-ресурсы:

–– Мальви, Л., (1975). Лаура Мальви. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф. Hse.ru. Available at: (Accessed: December 9, 2022)

— Митчелл, Т. (2016) Ориентализм и выставочный порядок, Colta.ru. Colta. Available at: https://www.colta.ru/articles/raznoglasiya/10801-orientalizm-i-vystavochnyy-poryadok (Accessed: December 9, 2022).

— Обломова, O. (2021) Метамодернизм как новое слово в искусстве, которое… еще не сказали! , 4brain. Available at: https://4brain.ru/blog/metamodernizm-kak-novoe-slovo-v-iskusstve-kotoroe-esche-ne-skazali/ (Accessed: December 9, 2022).

— Постмодернистский фильм (без даты). HISOUR История культуры. HISOUR. Available at: https://www.hisour.com/ru/postmodernist-film-34573/ (Accessed: December 9, 2022).

— Чернышева, А. (2022) Премодерн, модерн, постмодерн, метамодерн: где тут мы?. Ревизор.ру. Available at: https://www.rewizor.ru/society/stati/premodern-modern-postmodern-metamodern-gde-tut-my/ (Accessed: December 9, 2022).

— Avatar (2009) IMDb. IMDb.com. Available at: https://www.imdb.com/title/tt0499549/ (Accessed: December 9, 2022).

— Pocahontas (1995) IMDb. IMDb.com. Available at: https://www.imdb.com/title/tt0114148/ (Accessed: December 9, 2022).

— Turner, L. (2011) The Metamodernist Manifesto: Luke Turner, METAMODERNIST // MANIFESTO. Available at: http://www.metamodernism.org/ (Accessed: December 9, 2022).

Изображения

— Аватар (без даты). Аватар — фото: кадры. Кинопоиск. Available at: https://www.kinopoisk.ru/film/251733/stills/ (Accessed: 10 December 2022)

— Аватар (без даты). Аватар — фото: обложки. Кинопоиск. Available at: https://www.kinopoisk.ru/film/251733/covers/ (Accessed: 10 December 2022)

— Аватар (без даты). Аватар — фото: посетры. Кинопоиск. Available at: https://www.kinopoisk.ru/film/251733/posters/ (Accessed: 10 December 2022)

— Аватар (без даты). Аватар — фото: скриншоты. Кинопоиск. Available at: https://www.kinopoisk.ru/film/251733/screenshots/ (Accessed: 10 December 2022)

Как Кэмерон критикует и поощряет колониализм с помощью «Аватара» 2009 года
138
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more