
РУБРИКАТОР
КОНЦЕПЦИЯ
В своём исследовании я обращаюсь к теме связи звука и изображения в музыкальных видеоклипах. Я выбрала её потому, что во многих работах, особенно связанных с электронной музыкой, видеоряд напрямую реагирует на трек: его настроение, ритм и внутреннюю структуру. Мне важно понять, как режиссёры приходят к тем или иным решениям и каким образом музыка влияет на визуальный ряд: какие элементы рождаются из отдельных инструментов, как звук задаёт движение камеры, ритм монтажа или поведение героев и графики, например, генеративной, абстрактной. Эта тема кажется актуальной, потому что сегодня аудиовизуальное искусство развивается особенно активно, а клипы уже давно стали одним из ключевых форматов, где музыка и изображение соединяются в единую систему, которая работает на то, чтобы помогать им раскрывать друг друга.
Для исследования я отбираю только те видеоклипы, в которых визуальный ряд не просто сопровождает музыку, а формируется ею. Это могут быть работы, основанные на анимации, генеративных эффектах или точном монтаже, который подчёркивает структуру трека. Я не рассматриваю клипы со случайным или сюжетно-ориентированным изображением, а выбираю те, где музыка явно «ведёт» визуальный ряд, влияя на детали, динамику и общую атмосферу. Такой подход позволяет сосредоточиться на механизмах связи между звуком и изображением, а не на повествовании или актёрской игре.
Структурировать исследование я планирую по принципу разделения клипов на группы в зависимости от того, как именно в них проявляется влияние звука на видеоряд. Каждая глава будет посвящена одному типу взаимодействия. Первая группа объединяет клипы, где ключевым инструментом становится монтаж, и изображение подчиняется ритму и повторам. Во вторую входят работы, построенные на генеративной или цифровой графике, где форма напрямую реагирует на звук. Третья группа включает клипы, в которых музыка задаёт движение пространства и камеры. Такое разделение позволяет сравнить разные способы, с помощью которых звук формирует изображение, и рассматривать каждый клип не отдельно, а в рамках общей системы аудиовизуальных решений. Если какой-либо клип использует несколько принципов одновременно, я отмечу это внутри соответствующей главы.
Ключевой вопрос исследования: как звук влияет на построение визуального ряда в музыкальном видеоклипе? Моя гипотеза состоит в том, что в клипах, связанных с электронной музыкой, звук становится не просто сопровождением, а основной силой, формирующей изображение. Иными словами, визуальный ряд в подобных работах можно рассматривать как прямое продолжение звукоряда.
ВВЕДЕНИЕ
«Слушая то или иное произведение, подсознание подкидывает в мозг человека картинки и изображения схожие с теми, что внутренне чувствует человек <…> Видеоклипы нового формата созданы именно для этого, они помогают человеку „увидеть“ звук, ведь не всегда одной фантазии достаточно для этого» [2].
Мы привыкли к тому, что клип является иллюстрацией сюжета песни, передаёт её атмосферу.
Но в электронных жанрах всё иначе: режиссёры «переводят» звуковые элементы в изображение, создают между ними связь. Таким образом, во многих клипах электронных музыкантов визуальный ряд не просто сопровождает трек, а подчиняется ему.
Именно поэтому электронные клипы интересны для исследования: они позволяют увидеть, как музыка становится источником изменения картинки, абстрактных образов, движения. Это помогает рассматривать видеоклип как самостоятельное аудиовизуальное произведение.
ЗВУК КАК МОНТАЖ
«Степень монтажности или, другими словами, степень клиповости в нашу эпоху зашкаливает» [4].
В музыкальных клипах монтаж часто используется для того, чтобы зритель, может, не увидел, но почувствовал звук. Одним из основных приёмов являются склейки — они совпадают, например, с ударом барабана (как в клипе на песню Voodoo Ray), и изображение начинает отражать структуру трека.
A Guy Called Gerald — Voodoo Ray (1988)
Squarepusher — Come On My Selector (2013)
Кадр может меняться не только в зависимости от тех или иных инструментов, но и в зависимости от напряжения музыки. Так, например, в клипе «Come On My Selector» кадр меняется почти каждую секунду, создавая ощущение небольшой тревоги, которое чувствуется и в треке, ведь он насыщен звуками — в основном ударными.


James Blake — Loading (2023)
В клипе «Loading» склеек почти нет, но режиссёр находит другое решение, чтобы передать вызванное сатурацией звука напряжение — наложение видеорядов друг на друга.
ЗВУК КАК ГРАФИКА
Во многих клипах графика выступает главным инструментом визуализации музыки, однако монтаж всё ещё продолжает играть большую роль. Графика позволяет напрямую показать, как работает электронный звук: абстрактные формы могут вибрировать, расширяться, ломаться или менять цвет вместе с ним — в точке появления определённого инструмента или ритма.
Aphex Twin — T69 Collapse (2018)
«„T69 Collapse“ сопровождается беспокойным, напоминающим коллаж видеорядом с зашифрованными репликами, вставками с узнаваемым рыжим лицом Ричарда Д. Джеймса и множеством ярких мигающих цветов. Их настолько много, что видео пришлось убрать из запланированного показа на Adult Swim, так как оно не прошло тест Хардинга на фоточувствительную эпилепсию» [1].


Aphex Twin — Blackbox Life Recorder 21f (2023)
Клипы Aphex Twin сделаны с большим вниманием к звуку — он в его музыке тяжёлый, как будто бьющий по голове, и это отражается на картинке: она чересчур яркая, сложная, постоянно меняющаяся.
В других клипах с похожим «тяжёлым» звучанием видеоряд остаётся почти таким же динамичным и насыщенным, следующим каждому удару, каждой мелодии.


Autechre — Gantz Graf (2002)


Drexciya — Andreaen Sand Dunes (2012)
В клипах с более спокойной музыкой графика ведёт себя немного по-другому — она не утяжеляет звучание, не подчёркивает его сложность, а позволяет нам раствориться в нём.
Future Sound Of London — Cascade (1994)


Bonobo — Flutter (2010)
Важной становится игра с светом и цветом, она визуализирует плавный переход от одной мелодии к другой, постепенное изменение тональности трека.


Orbital — Doctor Who (1999)
ЗВУК КАК ДВИЖЕНИЕ
Одним из самых важных произведений в этом разделе является клип известного французского режиссёра — Мишеля Гондри. Посредством кропотливой работы он визуализировал абсолютно все звучащие в треке инструменты, и чем длиннее звук, тем больше экранного времени занимает объект, который его отражает.
«Видеоклип представляет собой непрерывный кадр, снятый из окна быстро движущегося поезда, проезжающего через города и сельскую местность. Однако здания и объекты за окном появляются точно в такт различным ритмам и музыкальным элементам композиции» [3].
Four Tet — She Moves She (2003)
В других клипах движение остаётся главным сопровождается эффектами (в «She Moves She») или графикой (в «Flicker»).


Porter Robinson — Flicker (2014)
Особенно заинтересовал меня клип «'Verbal'» — эффект трясущейся камеры подчёркивает напряжение звука в треке, она отдаляется, когда оно спадает, и приближается, когда оно становится особенно сильным.
ВЫВОД
Анализ выбранных видеоклипов показывает, что в аудиовизуальной среде звук может становиться основой для построения изображения.
Разные режиссёры используют собственные способы визуализации музыки — через точный ритмический монтаж, генеративную цифровую графику или пространственные смещения камеры. Несмотря на различие подходов, во всех случаях изображение существует не отдельно от музыки, а вместе с ней, помогая усилить её звучание.
Decoding the bonkers new Aphex Twin video ‘T69 Collapse’ // DAZED. URL: https://www.dazeddigital.com/music/article/40944/1/decoding-the-bonkers-new-aphex-twin-video-t69-collapse (дата обращения: 19.11.2025).
Львовская Е. М. Музыкальные видеоклипы как новое кино // «Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации» (Социальный инженер–2019). Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. Часть 5. — М.: РГУ им. А. Н. Косыгина, 2019. — С. 107–111.
The Chemical Brothers: Star Guitar // IMDb. URL: https://www.imdb.com/title/tt6692450/ (дата обращения: 19.11.2025).
Шеметова Татьяна Николаевна. Клиповая культура или некоторые подходы к описанию музыкального клипа // Наука телевидения. 2010. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klipovaya-kultura-ili-nekotorye-podhody-k-opisaniyu-muzykalnogo-klipa (дата обращения: 19.11.2025).
https://youtu.be/j7vxHOCeiQ4?si=5b8WPr_KoBrtUipu (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/MWCSw_cNxKc?si=f5C65F-IuBDp20sS (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/_9wPK3NvQtg?si=A6JdTW9Dn7MyzmSO (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/SqayDnQ2wmw?si=lItjA6dtT_cz2ziz (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/e_Ue_P7vcRE?si=h4M5ecTX7bVgVHo9 (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/ev3vENli7wQ?si=_HtwdnCMJwP8-gTT (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/btOstAZFJTI?si=kqSQpFhVaPJAojk0 (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/WVRAPIXzb1o?si=5QLHcj8NdHVQz04B (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/KQ2nXdYAkYI?si=7w2dvLnvVjefDpix (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/-H_o6ncUz3g?si=P22ZM9_M71L9fB4d (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/CWTAOwgTbu4?si=RHIsjsFEFVTki3VP (Дата обращения 17.11.2025)
https://youtu.be/D1sZ_vwqwcE?si=dKMqPzDc8YTpwJYK (Дата обращения 17.11.2025)