Original size 480x700

Значение образа собаки в живописи в период с XV до XVII века

PROTECT STATUS: not protected
44
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

РУБРИКАЦИЯ

1.Концепция 2. Образ собаки и её функции в живописи 3.Трансформация образа собаки в живописи XV–XVII века на примере Европейских стран. (Возрождение, Маньеризм, Барокко, классицизм) 4.Период Возрождения 5. Период Маньеризма 6. Период Барокко 7. Период Классицизма 8. Заключение 9. Источники

КОНЦЕПЦИЯ

Темой данного визуального исследования является значение образа собаки в живописи в период с XV до XVII века, его значение и трансформация. Причиной выбора именно этого направления стала моя любовь к животным. Поскольку всю жизнь меня окружали собаки, в процессе изучения истории искусств у меня возникли закономерные вопросы: Какая роль отведена этим животным в живописи? Для чего их изображали? Была ли у них какая-либо функция или они изображались просто для полноты картин? Мне кажется, эта тема затрагивает и может интересовать не только меня, но и других людей, поскольку собаки популярные домашние животные, которых мы видим ежедневно, но никогда не задумываемся, какое значение имеет этот образ, который кажется для нас таким обыденным.

Чтобы приступить к данному изучению следует обратиться к истокам жанрам анималистики, процессу его зарождения и трансформации образов животных сквозь века.

Ни для кого не секрет, что человек с давних времён исследует и познает мир вокруг себя, отражая его потом через живопись, в том числе и животных. Но какое у них значение? Что пытаются нам показать художники через их образы? Животные — это неотъемлемая часть жизни, что мы можем наблюдать каждый день с древних времён. В палеолитическом искусстве первобытных людей образ животных в большинстве своем угрожающий, подавляющий, могущественный.

В период Мезолита значение меняется, так как люди начинают больше осваивать окружающий мир и приручают первых зверей — собак, которые вскоре становятся верными компаньонами для человека. В культуре древних цивилизаций образы животных являются неотъемлемой частью мифологии и визуального языка. К примеру, в древнем Египте основы мифологии является антропоморфные животные. Бог Анубис (покровитель мертвых) изображается с головой собаки и участвует в обрядах, связанных с загробным миром.

В свою очередь, в древнегреческой и древнеримской мифологии собака сопровождала некоторых героев сюжетов, например, Диана-богиня природы и охоты, в мифах чаще всего была в сопровождении этого животного. В средние века, через антропоморфные образы животных (в том числе и собак) в нравоучительных сценках и сюжетах раскрываются человеческие пороки, показываются грехи, и таким образом можно наблюдать морально-этическое воспитание людей через визуальный язык и художественные образы.

В выбранных временных рамках данного визуального исследования, я взяла именно XV–XVII века, так как хотела проанализировать значение и трансформации образа собаки в расцвет живописи, начиная с Ренессанса (Возрождение) и заканчивая Классицизмом.

ОБРАЗ СОБАКИ И ЕЁ ФУНКЦИИ В ЖИВОПИСИ

Собака является неоднозначным символом. С одной стороны, она может она может олицетворять собой дружбу, верность, бдительность и храбрость. Но с другой стороны, данное животное могло быть символом зла, зависти и травли. Например, на Востоке собака — хищное воровское существо, а в светской иконографии она считается верным другом человека.

Трансформация образа собаки в живописи XV–XVII века на примере Европейских стран

В изображении животного можно выделить четыре основные функции, которые меняются с течением времени: -Религиозный символ; -Басенно- нравоучительный, где звери наделялись человеческими характерами и пороками. (средние века); -Светское искусство, в котором животные начинают присутствовать на портретах и жанрово-бытовых сценах, например Ян ван Эйн «Портрет четы Арнольфини». (XVв);  — Реалистическое изображение (XVIIв).

ВОЗРОЖДЕНИЕ (РЕНЕССАНС)

0

Портрет четы Арнольфини / Ян ван Эйк / 1434

На полотне изображена супружеская пара, которая держится за руки, а у их ног стоит маленькая собачка. Данное животное может иметь несколько символических значений в этой картине, и первым из них является супружеская верность. Вторым смыслом, заложенным в изображение, может стать страсть и желание пары завести ребенка. Третий символ показывает благосостояние семьи. Четвертое значение является не символическим, а прямым: собака является частью семейного портрета.

Original size 1137x849

Сиджизмондо Малатеста перед Святым Сигизмундом / Пьеро делла Франческа / 1451

В левой части картины изображены Святой и молящийся, а справа от них лежат две борзые собаки. С одной стороны, в религиозных изображениях эти животные часто являются символами зла, но параллельно с этим у них есть также и положительная коннотация. Белая собака обращена в сторону молящегося, тем самым изображая верность и преданность. А направление взгляда и напряжение позы черной собаки символизируют бдительность и настороженность.

Original size 500x739

Две венецианки / Витторе Карпаччо / 1490

На картине изображены две дамы, отдыхающие на террасе, одна из них играет с двумя собаками. Первое животное находится у ног венецианки, что символизирует супружескую верность, так как в верхней части картины изображена сцена охоты, где, скорее всего, сейчас находятся их мужья. Вторая собака выглядывает из левого нижнего угла картины и держит в зубах палку, что свидетельствует о бдительности. Её вытянутая морда чем-то напоминает волчью, что по другой версии может ассоциировать эту даму с образом куртизанки.

0

Молодой рыцарь / Витторе Карпаччо / 1501

На картине главным действующим лицом является рыцарь. Детали в картине помогают узнать его историю. Смею предположить, что собаки, расположенные по обе стороны от рыцаря изображены в разные временные промежутки жизни молодого человека. Слева собака, сопровождающая воина, скорее всего на битву, символизирует преданность и храбрость. В то время как оскалившийся пес, сидящий справа, позади главного героя, может означать подлость, злость, поражение или даже гибель самого рыцаря уже после боя.

Original size 600x431

Венера Урбинская / Тициан Вечеллио / 1538

На холсте изображена Девушка, в ногах которой лежит маленькая, спящая собачка. Питомец Венеры может символизировать не только супружескую преданность, но и спокойствие.

0

Охотники на снегу / Питер Брейгель Старший / 1565

На картине в первую очередь бросаются в глаза охотники с собаками, которые скорее всего возвращаются из леса. Здесь животные, опять же, являются символами охоты и преданности хозяевам.

МАНЬЕРИЗМ

0

Портрет дамы в красном платье / Якопо Понтормо / 1532

На холсте изображена дама в красном платье, на её руках сидит маленькая собачка. На портретах того времени собаки часто изображались как символ благородного происхождения и высокого социального статуса владельца животного, а также отражали сдержанность и скромность.

Original size 480x700

Диана-охотница / Мастер школы Фонтенбло / 1550

На картине изображена Диана со своей собакой, бегущей у ее ног. Животное является символом охоты, преданности и силы, а также неизменным спутником богини.

Original size 488x545

Аллегория благоразумия / Тициан Вечеллио / 1550—1565

На картине изображены три головы человека и три головы животных, среди которых есть собака. Здесь это животное символ будущего. На мой взгляд это связано с тем, что собака — прирученное существо, относительно молодое, по сравнению с другими олицетворяет собой прогресс.

0

Воздвижение Креста / Питер Пауль Рубенс / 1610

На картине изображена сцена воздвижения креста, олицетворяющая собой предательство Иисуса. Собака, расположенная в левом нижнем углу, символизирует собой причиненное зло и людскую подлость.

БАРОККО

Original size 1089x625

Охота на кабана / Франс Снейдерс / 1630-е

На полотне изображена сцена охоты, что может отсылать нас к богине Диане из римской мифологии. Картина показывает противоборство стаи собак и кабана.

Original size 1105x697

Портрет Джеймса Стюарта / Антонис ван Дейк / 1632

На картине изображен Джеймс Стюарт и его любимая собака, которая спасла его наставника от кабана во время охоты. Таким образом питомец может символизировать отвагу, храбрость и преданность своему хозяину.

Original size 1050x772

Цепная собака / Паулюс Поттер / 1650-1652

На данной картине изображен портрет собаки крупным планом, что является довольно необычным для живописи того периода. Пес изображен напряженным: уши прижаты, задние ноги расставлены, а тело немного устремлено вперед. Собака символизирует силу, храбрость, бдительность и настороженность.

Original size 717x899

Инфант Фелипе Просперо / Диего Веласкес / 1659

На холсте изображен Фелипе Просперо с маленькой собачкой. Предполагаю, что питомец является символом детства и игр главного героя полотна, а также знатного рода.

КЛАССИЦИЗМ

Original size 525x376

Царство Флоры / Никола Пуссен / 1631

В картине за основу взят миф про Адониса. Он находится справа со своими собаками, которые также являются героями легенды и его верными спутниками.

Original size 800x593

Пейзаж / Никола Пуссен / 1651

На полотне изображен пасту и собака, лежащая рядом с ним, а также пасущийся скот. Пес символизирует чуткость, бдительность и преданность хозяину.

Original size 800x582

Венера и Адонис / Пуссен / 1594-1665

В данной картине также взят миф про Адониса, именно по этой причине присутствует собака. Пес символизирует с одной стороны охоту, но с другой стороны страсть в отношениях героя и Венеры.

Original size 800x621

Аполлон и Дафна / Никола Пуссен / 1660

На картине проиллюстрирован миф, где Купидон доказывает свою мощь. Собаки по центру полотна, с одной стороны, символизируют преданность любви Аполлона к Дафне, но с другой животные указывают на роковое развитие сюжета: героям не суждено быть вместе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследование помогло осознать, что собака является не просто дополнительной деталью в картине, а полноценным персонажем, со своим значением и символикой, имеющим отдельное место в искусстве. В каждом временном промежутке мы можем наблюдать свои характерные особенности трактовки образа данного животного. В период возрождения собака зачастую является частью светских портретов с символическим значением (супружеская верность, преданность, храбрость, зло и т. д.), а также жанровых сцен и сюжетов (придворных или народно-бытовых, в том числе охоты). У некоторых художников периода возрождения данное животное встречается в качестве графических исследований, эскизов и натурных набросков (Дюрер, Да Винчи и т. д.).

В маньеризме мы можем больше всего наблюдать религиозные и мифологические сюжеты, в которых коннотация образа животного напрямую зависит от содержания сцен. В портретах данного периода образ собаки имеет более прямое нежели скрытое значение. В период барокко изображение этого животного становится еще более реалистичным, перед нами оказывается самостоятельный персонаж и в некоторых случаях даже главный герой в картине. В классицизме в связи с обращением к античности собака встречается реже, и скорее как один из второстепенных героев древних мифов.

Таким образом, функции собаки в живописи трансформируются от басенно-нравоучительной (средние века и миниатюры) к светскому искусству с элементом жанровых сцен и далее к реалистическому значению (XVII век).

Bibliography
Show
1.

Анубис — бог древнего Египта // dzen URL: https://dzen.ru/a/XpzzgXwc2QO3aCmC?sid=151508966221466061 (дата обращения: 14.10.2023).

2.

Барокко Жемчужина неправильной формы // Артхив URL: https://artchive.ru/encyclopedia/29~Baroque (дата обращения: 12.11.2023).

3.

Верность, статус и жизненная философия. Собака как символ в искусстве/ Сидельникова Е. [Электронный ресурс] // Артхив URL: https://arthive.com/encyclopedia/4238~Loyalty_status_and_worldview_The_dog_as_an_artistic_symbol (дата обращения: 20.10.2023).

4.

Возрождение Эпоха Ренессанса. Философия, живопись, мировоззрение/ Фролкова А.// Артхив URL: https://artchive.ru/encyclopedia/4241~The_Renaissance (дата обращения: 11.11.2023).

5.

Классицизм // Артхив URL: https://artchive.ru/styles/classicism#works (дата обращения: 12.11.2023).

6.

Маньеризм Все о красоте жеста // Артхив URL: https://artchive.ru/encyclopedia/105~Mannerism (дата обращения: 11.11.2023).

7.

Орел В. Е. Культура, символы и животный мир. — Харьков: Гуманитарный центр, 2013. — 592 с.

8.

Северное Возрождение // Артхив URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3771~Northern_Renaissance (дата обращения: 11.11.2023).

9.

Что зашифровано в символах «Аллегории благоразумия» Тициана: Версии и споры о картине великого художника [Электронный ресурс] // Культурология URL: https://kulturologia.ru/blogs/040620/46596/ (дата обращения: 28.10.2023).

Image sources
Show
1.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/53/The_Arnolfini_portrait_%281434%29.jpg/420px-The_Arnolfini_portrait_%281434%29.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

2.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3a/Vittore_carpaccio%2C_due_dame_veneziane.jpg/375px-Vittore_carpaccio%2C_due_dame_veneziane.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

3.4.

/ [Электронный ресурс] //https://arthive.net/res/media/img/oy800/work/590/357717@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

5.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/Pieter_Bruegel_d._%C3%84.106b.jpg/518px-Pieter_Bruegel_d.%C3%84._106b.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

6.

/ [Электронный ресурс] //https://arthive.net/res/media/img/oy1000/work/c93/275264@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

7.8.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Titian_-Allegorie_der_Zeit.jpg/488px-Titian-_Allegorie_der_Zeit.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

9.

/ [Электронный ресурс] //https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/52/Peter_Paul_Rubens_-De_kruisoprichting.JPG/502px-Peter_Paul_Rubens-_De_kruisoprichting.JPG: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

10.

/ [Электронный ресурс] //https://arthive.net/res/media/img/oy800/work/af3/268106@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

11.

/ [Электронный ресурс] //https://arthive.net/res/media/img/oy800/work/58d/442389@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

12.

/ [Электронный ресурс] //https://ic.pics.livejournal.com/arabena/14736440/351799/351799_original.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

13.

/ [Электронный ресурс] //https://arthive.net/res/media/img/oy1000/work/6a6/309498@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

14.15.

/ [Электронный ресурс] //https://arthive.net/res/media/img/oy800/work/4ff/253801@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

16.17.

/ [Электронный ресурс] //https://sr.gallerix.ru/_UNK/3575090783/970672955.jpg: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

18.

/ [Электронный ресурс] //https://arthive.net/res/media/img/oy800/work/14f/137062@2x.webp: [сайт]. — URL: (дата обращения: 17.11.2023).

Значение образа собаки в живописи в период с XV до XVII века
44
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more