
Рубрикация
1. Концепция 2. От модернистского порядка к визуальному шуму 3. Коллаж 4. Нарушение иерархии 5. Типографическая нестабильность 6. Заключение
Концепция
Современная визуальная культура существует в условиях непрерывного информационного шума — переполненности изображениями, знаками и сообщениями, которые всё чаще теряют чёткость и стабильность значений. В графическом дизайне феномен визуального шума приобретает особое значение: он перестаёт быть лишь помехой и превращается в выразительный инструмент. Если модернистская традиция середины ХХ века стремилась к чистоте, нейтральности и функциональной ясности визуальной коммуникации, то начиная с 1960–70-х годов дизайнеры всё чаще сознательно нарушают этот порядок, вводя в свои работы визуальный шум, который делает зрителя активным участником коммуникации.
Особое место в формировании этого подхода занимает нидерландский графический дизайнер Ян ван Торн, который превратил визуальный шум в метод идеологической критики и социального анализа. Его практика демонстрирует, что дизайн может не только передавать информацию, но и выявлять скрытые механизмы власти, влияния и манипуляции, встроенные в визуальную среду.
1986 году Ян ван Торн заявил: «Хаос — это неотъемлемая реальность, которая постоянно напоминает нам об иррациональном, эмоциональном и трудноописуемом опыте реальности вербальными средствами. Я вижу свою задачу в том, чтобы с помощью визуальных средств дать представление об этом поле напряжения» [1].
«Ян ван Торн — редкий пример дизайнера, построившего долгую карьеру и добившегося международного признания, поставив под вопрос ограниченность роли дизайнера, как её традиционно понимают. Он — интеллектуал и практик, неутомимый самоучка, называющий себя „поздним стартёром“. К концу тридцатых лет жизни, имея за плечами большой опыт, он сформулировал свои идеи о дизайне и начал создавать работы, отражающие его зрелые взгляды». [2]
В своих работах Ян ван Торн отражает современное общество, многослойное и противоречивое. Визуальный шум дизайнера становится не ошибкой, а способом говорит правду, заставив зрителя самостоятельно задуматься об обозначенных темах.
От модернистского порядка к визуальному шуму
Голландский дизайн ХХ века развивался на пересечении социального идеализма, рациональности модернизма и гуманистического подхода к визуальному языку.
После Второй Мировой войны Нидерланды стали одним из центров европейского модернизма. Особенностью этого направления является упор на функциональность, логическую структуру и визуальную чистоту. В 1950–60-е годы дизайнер считался не автором, а служителем информации. Визуальный язык стремился быть нейтральным, а формы подчинялась функции.
Эстетика упорядоченности отражала веру в прогресс, рациональность и технологии послевоенного общества.
К концу 1960-х годов социальная и политическая обстановка изменились: страна столкнулась со студенческими протестами, ростом левых движений и критикой общества потребления. Молодое поколение голландский дизайнеров, в число которых входит Ян ван Торн, поставили под сомнение нейтральную позицию дизайнера.
В 1972 году между Вимом Кроувелом, который являлся одной из главных фигур голландского модернизма, и Ян ван Торном состоялась легендарная дискуссия в музее Fodor, которая впоследствии стала символом столкновения двух мировоззрений.
Вим Крауэл и Ян ван Тоорн в Музее Фодор, Амстердам. Фото Wilco Geuren, 1972 г.
Вим Кроувел защищает принцип объективности в дизайне. Он считает, что дизайнер не должен навязывать свое видение в работах, поскольку зрителю будет труднее понять нужное сообщение. Такой подход обусловил чистоту дизайна Вима Кроувела: рациональную модульную систему, четкую визуальную иерархию и стандартизированную типографику.
«Графический дизайн состоит из процесса упорядочивания в интересах ясности и прозрачности информации. Это должно основываться на конкретных принципах, потому что сама по себе ясность и прозрачность не ведут к качественной информации» [3].
Вим Кроувел. Плакат «Architectuur», 1959 г. / «Vormgevers», 1968 г. / «Hiroshima», 1957 г.
Для Яна ван Торна же «эта механическая отрешенность является иллюзией». Он утверждает, что дизайн не может быть нейтральным, потому что дизайнер всегда действует из определенной позиции: социальной, этической или политической. Ян ван Торн считает задачей дизайнера — не предлагать зрителю готовый смысл, а вовлечь в осмысление. Именно поэтому он вводит в коммуникацию визуальный шум (фрагменты, помехи и противоречия), посколько они заставляют читателя смотреть, думать и интерпретировать.
«Я не верю, что дизайнер может занять, как вы говорите, позицию нейтрального посредника. Действия, которые вы совершаете, происходят через вас, и вы являетесь субъективной связью. Но вы отрицаете эту субъективность, что означает: вы рассматриваете свою профессию как чисто нейтральную» [4].
Ян ван Торн. Каталог выставки «Museumjournaal», серия 24 05, 1979 г.
Коллаж
Ян ван Торн. Обложка «Museumjournaal», серия 24 02, 1979 г. / Обложка «Museumjournaal», серия 24 03, 1979 г. / Обложка «Museumjournaal», серия 25 02, 1980 г.
Коллаж является одним из центральных методов визуального мышления Яна ван Торна. Дизайнер использует коллаж для вовлечения зрителя в процесс интерпретации работы, тем самым превратив его из пассивного получателя в активного участника коммуникации.
Ян ван Торн «People calendar», 1972 г.
Календарь для типографической фирмы Mart. Spruijt 1972–1973 годов представляет собой эксперимент в образе визуального мышления. Ян ван Торн переосмысляет общество и роль человека в нем.
«Мой календарь для Spruijt—это эксперимент, на который нужно смотреть, а не читать. У него есть порядок, но это порядок с изюминкой. Вы чувствуете, что что-то происходит» [5].
Календарь построен на приеме фотомонтажа. На его страницах — портреты как простых людей разных возрастов, так и моделей нижнего белья, покупателей, марширующих солдат, знаменитостей. Ян ван Торн вырезает из с намеренной небрежностью и накладывает их друг на друга. Связь между вырезанными портретами неочевидна: они кажутся случайно найденными, но в совокупности образуют картину повседневной реальности 1970-х годов.
Фотографии, взятые из газет, рекламы, репортажей и личных источников, теряют свою самостоятельность и превращаются в части большого визуального потока. Ян ван Торн использует прием визуального журнализма: он отбирает, кадрирует, фрагментирует и растрирует изображения. На фотографиях заметен след фотокопии, зернистость, шум и дефекты печати. Ян ван Торн намеренно сохраняет эти следы, что нарушает привычную чистоту изображения.
Такое намеренное разрушение целостного изображения формирует визуальный язык, в котором коллаж служит способом показать, из чего состоит современная реальность, где индивидуальность растворяется в потоке образов, а визуальный шум становится естественным состоянием коммуникации.
Ян ван Торн. Серия почтовых марок «Politicians 1980», 1980 г.
Каждая из марок, созданная Яном ван Торном в 1980 году представляет миниатюрный фотомонтаж. Лица нидерландских политиков изображены крупным планом и частично выходят за рамки марки, что нарушает традиционную статичность портрета.
Композиция каждой марки построена на фрагментации портретов, наложения текста и дополнительных графических элементов. На фоне изображений — кресла председателя парламента. Его расположение относительно портретов отражает позиции, которые занимали партии в парламенте Нидерландов в 1980 г.
«Будет преувеличением назвать эти марки критическим высказыванием, однако они безусловно доказывают, что даже самые элементарные формы графической коммуникации могут быть наполнены неожиданными слоями смысла и личной точкой зрения 1980» [6].
Особое значение имеют цветовые решения. Они демонстрируют политические ориентации изображенных фигур. Для либерала выбраны национальные цвета: красный, белый и синий, для христианского монархиста — светло-оранжевый и синий, символы династической стабильности и веры, для социалиста — красный, традиционно выражающий идеалы борьбы и равенства.
Надпись «nederland» движется вправо, а стоимость марки написана крупным шрифтом и каждый раз меняет свое расположение, что придает динамику композиции. Смещения текста и цифр нарушают визуальное равновесие, что отражает стремление Яна ван Торна показать, что политическая ситуация может быть пространством дискуссии, а не стабильного порядка.
Ян ван Торн. Плакаты из серии «Люди и среда», 1981 г.
В плакатах для выставки «Man and Environment» Ян ван Торн исследует отношения между человеком, медиа и пространством. Название постера созвучно цитате Пабло Пикассо «Je ne cherche pas, je trouve» [7], что переводится как «Я не ищу, а нахожу». Эта фраза в плакатах звучит как ирония: в современном мире дизайнер больше не ищет смыслы, он буквально подбирает из с поверхности.
Постеры построены на единой графической основе: портрете итальянской актрисы Софи Лорен и ее сына. Ян ван Торн использует прием повтора (как в работах художника поп-арта Энди Уорхола), чтобы привлечь внимание к роли дизайнера как «формирователя публичных коммуникаций и к печати как к средству, основанному на многократном воспроизведении изображения» [8].
Ян ван Торн. Плакат из серии «Люди и среда», 1981 г.
Фрагменты фотографии актрисы с сыном, наполненные настоящими эмоциями и улыбками, окружают их изображение, заимствованное из медиапространства. Увеличенные глаза Софи Лорен превращаются в маску, скрывающую её подлинный взгляд.
Софи Лорен — символ кинематографической красоты и материнства, однако Ян ван Торн лишает её образ искренности и жизненности. Он превращает эту знаменитую фигуру в медиа-фрагмент, один из бесконечных визуальных образов, циркулирующих в массовой культуре.
В этом плакате шум является не просто эстетическим приёмом, а формой разоблачения: он нарушает гладкость восприятия, заставляя зрителя осознать, что за внешней гармонией медийного образа скрыта пустота и отчуждение.
Ян ван Торн. Плакат «La lutte continue», 1989 г.
Плакат был создан Яном ван Торном в рамках кампании, посвящённой Году прав человека. Название «La lutte continue» («Борьба продолжается») отражает идею непрерывного сопротивления властным системам и утверждает активную позицию человека перед лицом бюрократии, технологии и идеологии.
Композиция плаката построена на напряжении между изображением и текстом. В центре изображены две сцепленные руки, выполненные в разных фактурах и цветах. Они символизируют не идеализированное единство, а момент взаимодействия противоположных сил. Вокруг композиции хаотично разлетаются слова, создавая метафору зашумлённой коммуникации современного общества, в котором смысл искажается системой власти.
В интерпретации Ян ван Торна коллаж и визуальный шум становятся метафорой сопротивления: столкновение разнородных элементов выражает непрекращающуюся борьбу человека с системной властью и право на сохранение собственного голоса.
Нарушение иерархии
Ян ван Торн «Museumjournaal», серия 23 02, 1978 г. / «Museumjournaal», серия 23 04, 1978 г.
Приём нарушения иерархии у Яна ван Торна направлен на разрушение привычной логики визуального чтения, унаследованной от модернистского дизайна. Вместо чётко выстроенного порядка, состоящего из заголовка, изображения и подзаголовка, он создаёт равноправные элементы, где ни один слой не доминирует и не задаёт единственный вариант восприятия. Визуальная композиция превращается в открытую систему, в которой текст может быть менее заметным, чем изображение, а второстепенный фрагмент — важнее главного.
Ян ван Торн. Плакат из серии «Люди и среда», 1982 г.
Плакат «Mens en Omgeving» из этой серии демонстрирует, как Ян ван Торн сознательно разрушает традиционную композиционную иерархию. Дизайнер сталкивает эстетику конструктивизма, документальные изображения и текстовые элементы, создавая напряжение между разнородными визуальными кодами.
Композиция лишена как визуального, так и смыслового центра. Зритель сталкивается с множеством конкурирующих элементов: фрагментами советского агитационного плаката, западными фотографиями, диагональными геометрическими формами и текстовыми блоками разного масштаба, которые перекрывают друг друга и нарушают привычный порядок чтения.
Столкновение разных исторических стилей и визуальных языков превращается у Яна ван Торна в способ показать борьбу за внимание зрителя в современном медиапространстве, где ни один смысл не может претендовать на доминирующее положение.
Ян ван Торн «Museumjournaal», серия 24 06, 1979 г.
Содержание обложки Museumjournaal Serie связано с темами феминизма, институциональной критики и телесности. Ян ван Торн демонстрирует фрагментированность репрезентации женщин в медиапространстве, показывая, как их образы разрываются на отдельные визуальные и смысловые фрагменты.
Композиция обложки представляет собой соединение наслаивающихся изображений, документальных материалов и текстовых элементов. В работе невозможно выделить главный объект: слева — растянутый и затонированный фрагмент картины, поверх которого размещена документальная фотография; справа — фотография Kirsten Justesen, а над ней — фрагмент машинописного текста о смерти женщины. Все эти слои пересекает вертикальная надпись «MUSEUM JOURNAAL», лишённая статуса заголовка и не выполняющая привычной структурообразующей роли.
Используя приём нарушения иерархии, Ян ван Торн критикует традиционные механизмы визуального контроля, демонстрируя, что ни один элемент изображения не должен занимать привилегированное положение.
Ян ван Торн «Дань уважения Тулузу-Лотреку», 2001 г.
В плакате Ян ван Торн снова использует прием нарушения композиционной иерархии, сталкивая два визуальных мира: фотографии современных людей и изящные рисунки Тулуз-Лотрека.
Две большой части лица, намеренно небрежно вырезанные, занимают большую часть пространства плаката и разрывает пространство, частично перекрывая рисунки Тулуз-Лотрека. Контраст между портретами и графичными линиями создает визуальный диссонанс. Текст тоже не организовывает композицию и становится частью типографического шума.
Нарушение иерархии отражает существование культурного наследия внутри нестабильной и перенасыщенной визуальной среды.
Ян ван Торн. Плакат из серии «Люди и среда», 1982 г.
Третий плакат серии «Человек и среда» демонстрирует, что современная реальность состоит из множества разрозненных образов и знаков. Фрагменты работы представляют разный визуальный язык: субкультуру (портреты панков в левом верхнем по), повседневную архитектуру (фотография жилого дома), глобальную урбанистику (небоскреб) и абстракцию.
Нельзя выделить один главенствующий элемент, поскольку все изображения слегка наклонены, а также имеют разную степень контрастности и тонирования. Заголовки и текстовые блоки тоже перестают выполнять структурную функцию: текст превращается в равноправный слой, конкурирующий с изображениями.
Нарушая иерархию в плакате, Ян ван Торн показывает, что человек живет внутри перегруженного визуального мира, где повседневность, субкультура, искусство и капитализм одновременно формируют его среду.
Типографика
Ян ван Торн — один из наиболее радикальных авторов, переосмысливших роль типографики. Для него шрифт — не инструмент упорядочивания и структурирования информации, а самостоятельный визуальный прием, который задает тон коммуникации. В его работах текст вступает в диалог с изображениями, документами, личными пометками и медийными фрагментами.
Свою типографику он лишает изящества в привычном понимании, засоряет ее всяческими «совершенными несовершенствами» [9].
Ян ван Торн. Плакат Академии Яна ван Эйка, 1994 г.
Форма и организация плаката «Jan van Eyck Akademie» обусловлена смысловой структурой текста: «В Академии было три равноправных и взаимосвязанных отделения, образующих единый учебно-исследовательский комплекс. При обычной (прямоугольной) развёртке текста выразить в чистоте равноправие и единство невозможно: разделы текста непременно окажутся в какой-то последовательности, каждый будет предшествовать другому, и того гляди появится нежелательный оттенок иерархии» [10].
Круглая форма плаката разрушает линейность чтения: текст выстраивается по дугам, а не по прямоугольной сетке. Также Ян ван Торн использует прием сбавки типографики: текстовые блоки идут под разными углами, фрагменты текста обрываются на произвольных местах. В плакате есть элементы, считающиеся ошибками в классической типографике: пересечение строк с границами элементов, резкие смены размера кегля, отсутствие ритма между межстрочными интервалами.
Ян ван Торн использует эти типографические приемы, чтобы отразить интеллектуальную среду Академии. Он подчеркивает, что образование больше не может быть линейным: оно открытое, многослойное и конфликтное.
Ян ван Торн плакат «Van Abbemuseum», 1971 г.
Плакат, созданный Яном ван Торном для Van Abbemuseum в Эйндхлвене, рекламировал выставку, по веданную произведениями крупных художников модернизма. Однако дизайнер нарушает привычную музейную коммуникацию, которая предполагает дистанцированную подачу, и превращает ее в критический комментарий о роли музея и искусства.
Композиция построена на столкновении двух визуальных языков. Печатный заголовок набран нейтральным гротеском, отсылающим к модернистской традиции. Список имен же написан неровными рукописными буквами. Это отражает мысль о том, что за искусством стоит живые люди и их субъективный взгляд. Самым крупным элементом является подчеркнутая красной линией сумма. Тем самым Ян ван Торн заставляет зрителя увидеть искусство через экономический контекст, который музей обычно стремится скрыть.
Типографический шум разрушает иллюзию объективности музейной коммуникации и вовлекает зрителя в активное восприятие поставленной темы.
Ян ван Торн. Календарь 1973–74 гг. / Календарь 1977–78 гг.
Типографика в календарях Яна ван Торна является активным выразительным элементом. Диагональное расположение цифр создает ощущение движения и ломает четкую календарную структуру. Цифры и слова становятся элементами визуального столкновения, отражая медийную перегруженность 1970-х.
Ян ван Торн «The meaning of drawing», 1986 г.
Типографика на обложке имитирует ручное письмо, для которого характерны неровные контуры букв, разная ширина линий и интервалов между знаками. Это придает изданию неформальный характер.
Два блока текста, синий и красный, частично дублируют и перекрывают друг друга. Являясь равноправными, надписи создают конкуренцию языков (синий текст — на английском, красный — на французском).
Так Ян ван Торн использует нестабильность как способ выразить живой и незавершенный процесс творчества.
Ян ван Торн «Museumjournaal», серия 23 01, 1978 г.
В развороте Ян ван Турн полностью разрушает традиционную типографическую иерархию, превращая список музеев и суммы в поле визуальной дискуссии.
Текстовые блоки расположены под наклоном, что создает ощущение нестабильности. Хаотичная ритмика также формируется за счет наклонного расположения текстовых блоков. Красные подчеркивания и знаки являются визуальными акцентами, привлекающие внимание к экономическим отношениям. Также Ян ван Торн использует смешение строк и неправильное выравнивание, чтобы показать, что за нейтральностью документа скрыта система власти.
Типографика не упорядочивает информацию, а намеренно превращает ее в визуальный шум, заставляя зрителя столкнуться с хаосом музейной экономики.
Заключение
Исследование визуального языка Яна ван Торна показывает, что визуальный шум в его работах является стратегией, направленной на то, чтобы вернуть зрителю активную роль в коммуникации. В отличие от стремящейся к упорядоченности эстетики модернизма, работы дизайнера намеренно вводят элементы неопределенности, фрагментарности и смыслового конфликта.
Ян ван Торн создает визуальный мир: где зритель вынужден искать связь между элементами, замечать противоречия и анализировать происходящее. Через коллаж, нарушение иерархии и сбивка типографики дизайнер формирует многослойное пространство, наполненное многозначными смыслами.
Тем самым идеи ван Торна обретают особую современную значимость, поскольку они возвращают коммуникации её демократическую природу — право каждого зрителя на интерпретацию, сомнение и собственный взгляд.
Кричевский В. Кричевский о Яне ван Торне [Электронный ресурс]. // TypeJournal. — Режим доступа: https://typejournal.ru/articles/Krichevsky-on-Jan-van-Toorn (дата обращения: 15.11.2025).
Poynor R. Jan Van Toorn: Critical Practice. — Amsterdam: 010 Publishers, 2008.
Кроувел — Ван Торн: дебаты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kirza.ru/somebooka/550/ (дата обращения: 15.11.2025).
Кроувел — Ван Торн: дебаты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kirza.ru/somebooka/550/ (дата обращения: 15.11.2025).
Кроувел — Ван Торн: дебаты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kirza.ru/somebooka/550/ (дата обращения: 15.11.2025).
Кричевский В. Кричевский о Яне ван Торне [Электронный ресурс]. // TypeJournal. — Режим доступа: https://typejournal.ru/articles/Krichevsky-on-Jan-van-Toorn (дата обращения: 15.11.2025).
Picasso P. Lettre sur l’art. // Formes. — № 2. — P. 2, 5.
Poynor R. Jan Van Toorn: Critical Practice. — Amsterdam: 010 Publishers, 2008.
Кричевский В. Материал журнала «Проектор» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://design.hse.ru/news/1615 (дата обращения: 15.11.2025).
Кричевский В. I. Шрифтовой, диаграмматический, круглый [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kirza.ru/somebooka/2969/ (дата обращения: 15.11.2025).
Jan van Toorn [Электронный ресурс]. // Dutch Graphic Roots. — Режим доступа: https://www.dutchgraphicroots.nl/en/jan-van-toorn-2/ (дата обращения: 15.11.2025).
Minzoni M. Masters of Graphic Design: Jan Van Toorn [Электронный ресурс]. — Pixartprinting Blog. — Режим доступа: https://www.pixartprinting.co.uk/blog/jan-van-toorn/
(дата обращения: 15.11.2025).
5 знаменитых проектов Яна ван Торна [Электронный ресурс]. — Skillbox. — Режим доступа: https://skillbox.ru/media/design/5-znamenitykh-proektov-yana-van-toorna/ (дата обращения: 15.11.2025).
Вим Крауэл и Ян ван Тоорн в Музее Фодор, Амстердам. Фото Wilco Geuren, 1972 г. // https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2134c402def7133f2f185e5f3d3baba7_l-5336554-images-thumbs&n=13 (дата обращения: 15.11.2025)
Вим Кроувел. Плакат «Architectuur», 1959 г. // https://grafagallery.com/products/architectuur-stedelijk-van-abbemuseum-eindhoven-1 (дата обращения: 15.11.2025)
Вим Кроувел. Плакат «Vormgevers», 1968 г. // https://i.pinimg.com/originals/28/e4/48/28e448bc29bf59336e804d81e0ed15dc.jpgk (дата обращения: 15.11.2025)
Вим Кроувел. Плакат «Hiroshima», 1957 г. // https://i.pinimg.com/originals/7b/e7/d8/7be7d8e4ba6a6a7277c1fcd04e1a1a0f.jpg (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Каталог выставки «Museumjournaal», серия 24 05, 1979 г. // https://designreviewed.com/artefacts/museumjournaal-serie-24-no5-1979/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Обложка «Museumjournaal», серия 24 02, 1979 г. // https://www.flickr.com/photos/7571644@N08/39780698931/in/dateposted/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Обложка «Museumjournaal», серия 24 03, 1979 г. // https://www.flickr.com/photos/7571644@N08/38881844785/in/dateposted/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Обложка «Museumjournaal», серия 25 02, 1980 г. // https://www.flickr.com/photos/7571644@N08/27995299819/in/dateposted/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн «People calendar», 1972 г. // https://peoplesgdarchive.org/item/1708/people-calendar-for-mart-spruijt
Ян ван Торн. Серия почтовых марок «Politicians 1980», 1980 г. // https://en.europost.nl/winkel/stamps/the-netherlands/postage-stamps-nl/Netherlands-1980-politicians-NVPH-1191-1193-stamped/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Тоорн. Плакат из серии «Люди и среда», 1981 г. // https://www.stedelijk.nl/nl/collectie/74269-jan-van-toorn-de-beyerd-breda-mens-en-omgeving-%281%29-verkenningen-door-het-venster (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Тоорн. Плакат из серии «Люди и среда», 1981 г. // https://www.stedelijk.nl/nl/collectie/74269-jan-van-toorn-de-beyerd-breda-mens-en-omgeving-%281%29-verkenningen-door-het-venster (дата обращения: 15.11.2025)
lЯн ван Тоорн. Плакат из серии «Люди и среда», 1981 г. // https://www.stedelijk.nl/nl/collectie/74269-jan-van-toorn-de-beyerd-breda-mens-en-omgeving-%281%29-verkenningen-door-het-venster (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Тоорн. Плакат из серии «Люди и среда», 1981 г. // https://i.pinimg.com/originals/c3/66/77/c36677b38a67895e2a9df5f1818dc9d7.jpg (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Плакат «La lutte continue», 1989 г. // https://peoplesgdarchive.org/item/3423/la-lutte-continue (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн «Museumjournaal», серия 23 02, 1978 г. // https://www.flickr.com/photos/7571644@N08/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн «Museumjournaal», серия 23 04, 1978 г. // https://www.flickr.com/photos/7571644@N08/24910829287/in/dateposted/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Плакат из серии «Люди и среда», 1982 г. // https://www.stedelijk.nl/nl/collectie/74267-jan-van-toorn-de-beyerd-breda-konstrukties-op-een-werkplaats-mens-en-omgeving-%282%29 (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн «Museumjournaal», серия 24 06, 1979 г. // https://designreviewed.com/artefacts/museumjournaal-serie-24-no6-1979-cover-design-by-jan-van-toorn/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн «Дань уважения Тулузу-Лотреку», 2001 г. // https://www.stedelijk.nl/nl/collectie/15880-jan-van-toorn-hommage-a-toulouse-lautrec (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Плакат из серии «Люди и среда», 1982 г. // https://www.stedelijk.nl/nl/collectie/74266-jan-van-toorn-de-beyerd-breda-mens-en-omgeving-%283%29-tekens-beelden (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Плакат Академии Яна ван Эйка, 1994 г. // https://kirza.ru/somebooka/wp-content/uploads/2024/04/1994-jan-van-eyck-akademie.jpg (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн плакат «Van Abbemuseum», 1971 г. // https://i.pinimg.com/736x/65/97/4e/65974e50143821787a8f0db64aa38c76.jpg (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Календарь 1973–74 гг. // https://www.flickr.com/photos/7571644@N08/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн. Календарь 1977–78 гг. // https://www.flickr.com/photos/7571644@N08/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн «The meaning of drawing», 1986 г. // https://designreviewed.com/artefacts/the-meaning-of-drawing-tekeningen-van-tien-nederlandse-kunstenaars-dessins-de-dix-artistes-neerlandais-1986/ (дата обращения: 15.11.2025)
Ян ван Торн «Museumjournaal», серия 23 01, 1978 г. // https://www.flickr.com/photos/7571644@N08/ (дата обращения: 15.11.2025)